Черно-белое

Черно-белое
Игра: Black&White
Разработчик: LionHead Studios
Издатель: Electronic Arts
Жанр: Симулятор бога
Системные требования (min): P-II-350, 64 MB RAM, 8 MB video, 600 MB free space, 4xCD-ROM, sound, DX7.

Приходилось ли вам слышать такое название, как Dungeon Keeper? Что, сразу в памяти всплывают мрачные коридоры, толпы зверья, непослушные, но в то же время готовые на все ради нашей милости? А наше Dungeon Heart? А бесы? Помните, как контрастно выглядела эта игра на фоне всех остальных, как не подходила ни под один жанр? А почему? Потому, что там мы были всемогущи и беспомощны в одно и то же время. Мы могли устраивать огромные кровавые баталии, решать судьбы многих наших подчиненных, но не могли управлять всем этим действием. Мы как бы управляли обстоятельствами, река текла в то русло, в какое нам надо было, но текла она именно по-своему. Полная власть и полная ничтожность. Каково? А появилась эта идея в голове у Питера Мулине, некогда главного дизайнера в компании BullFrog. Именно благодаря его неугомонной фантазии и появился первый Хранитель. Вторую часть игры делали уже без его участия — Питер ушел из фирмы. Поэтому вторая часть Keeper'a и не получила лавров, а распространение приобрела исключительно благодаря громкому имени. Но у Мулине были свои планы, которые он и реализовал в своем проекте Black&White.
Если бы я не видел Dungeon Keeper, то непременно назвал бы игру революционной. Такого не делал никто и вряд ли сделает когда-либо что-то достойней. Вряд ли подберется близко. Боги выбрались из подземелий на поверхность, и теперь, вместо разношерстного зверья, у нас в подопечных просто люди. Самые обыкновенные. Они для нас — подопечные, а мы для них — бог. Самый настоящий, которому стоит молиться, у которого надо просить дождь, урожай или же о спасении кого-то из близких или просто стада овец, которое разбрелось после поломки ограды. Чем больше внимания уделяет бог своим верующим, тем больше последователей у него будет, тем охотнее будут люди ходить в храм. Все это очевидно, а теперь посмотрим, как это реализовано в игре.

Да, мы — бог. Всемогущий, вездесущий, всезнающий. Мы помогаем людям, чтобы они, в свою очередь, помогли нам. У них своя цель (например, вернуть обратно все тех же овец), у нас своя. Какая именно — узнаете в процессе игры (неинтересно будет, если я скажу). Скажу только, что есть на этой планете (очень похожей на Землю) один очень могущественный бог по имени Nemesis. Есть много других богов, послабее. Так вот, этот самый Nemesis и задумал править в одиночку, уничтожая своих собратьев, превращая в пепел поселения людей, верующих в другого бога. Самого бога уничтожить нельзя — он же бессмертен. Но вот можно изгнать его, превратив в руины храм, построенный в его честь, и уничтожив верующих. Каково это — придется узнать на собственной шкуре.
Как вы догадались, нам придется постепенно наращивать свое могущество, привлекая на свою сторону все больше поклонников. Для того чтобы хоть кто-то в нас верил, необходимо сотворить какое-либо чудо. Необязательно это должен быть дождь на засыхающие поля деревни. Можно просто взять здоровенный булыжник и запустить его над крышами домов. Услышите удивленный крик со стороны жителей и увидите, как нам добавилось несколько очков веры. Сколько еще нужно колдовать, чтобы вся деревня оказалась в нашем распоряжении — можно увидеть в сельцентре. Принесите голодающим побольше продовольствия, устройте небольшой дождик, чтобы посевы всходили быстрее, пополните запасы древесины — и поселение ваше. Что это дает? Увеличивает область нашего влияния, добавляет рабочую силу, а главное — теперь больше людей будет приходить к нам молиться. Нашли деревню — обратили жителей в свою веру — позаботились об их благополучии, построив пару-тройку домов, — нашли еще деревню — обратили в свою веру... И так далее. "Но что должен вообще делать бог? — спросите вы. — И что он может делать?" А вот что.

Жизнь людей идет своим чередом. Рождаются дети в семьях, кто-то отправляется к праотцам — это мы изменить не можем. Собственноручно отправить кого-то на тот свет или же вызвать к жизни нового человека — тоже. Мы можем влиять на сферу занятости человека: будет ли он фермером, лесорубом или же просто станет плодить детей — это уж решать нам. Мы не можем приказывать человеку идти куда-то, но мы можем взять его и перенести в нужное нам место. Перенесем в поле — станет жать и молотить, в лес — будет махать секирой, подсадим к какой-нибудь женщине — нет, махать ничем он не будет, но станет семьянином. И, соответственно, рождаемость увеличится. Прямому физическому воздействию с нашей стороны подвержены лишь неживые объекты — камни, деревья и прочие составные компоненты природы. Можно высадить посреди главной площади небольшой лес, можно летящим камнем удивить своих подданных. Только вам не придется заниматься этим вечно — скоро летающие камни не будут привлекать внимания толпы, как и внезапно появившиеся деревья. Нужны другие чудеса, а где их взять? Правильно, в храме. Чем больше к вам приходит на поклон народу, тем быстрее будет создаваться чудо. Чудес не очень много, среди них и дождь, и шаровая молния, и щит, защищающий поселок от камнепада со стороны другого бога, и чудо исцеления, и продовольствие, и древесина. Можно с помощью определенного чуда вырастить новый лес, а не просто выдергивать деревья и потом сажать их. Полная свобода действий.

Для достижения своих целей можно идти любым путем — либо варварски разрушить преграду, либо же как-то обойти ее. Можно попытаться выполнить условия просящего, либо просто разрушить его дом и забрать необходимый предмет. Вам решать.
Помимо подопечных-людишек у нас есть еще и свой питомец. Один, зато какой! Кто именно — у нас будет выбор. Можете взять себе быка или же обезьяну, можно тигра. Последний мне приглянулся больше, вот я и стал его воспитывать. Воспитывать в прямом смысле. Жить будет сие животное у нас в храме. Как и подобает живому существу, он испытывает потребность в пище, воде, развлечениях. Еду можно доставлять ему, но вот и на прогулку водить тоже надо. Да-да, именно выгуливать! Берем зверя на поводок, и пошли гулять по поселку. Это единственный случай полного контроля над существом. Пока зверь молодой да глупый, следить за ним надо постоянно. Мой тигр ради шутки сожрал двух-трех поселенцев — и все население стало его пугаться. Пришлось налаживать отношения. Рекомендуется спускать зверя с поводка, пусть побегает, где захочет. На водопой, скажем, или же нужду справить. Последнее происходит с соответствующим звуком и выбросом переработанной пищи. И смотрите, чтобы ваш тигр по дури не попробовал собственных испражнений — его начнет тошнить. В таком случае зверя следует наказать и посадить на привязь — поумнеет.

Каков хозяин — таков и питомец. Рекомендуется давать зверю наблюдать за вашими действиями, он быстрее обучится, станет более самостоятельным. Черты вашего характера передадутся и питомцу — вам решать, будет он агрессивным или нет. По мере увеличения набранного опыта ваш зверь будет расти, его действия перестанут носить оттенок глупости, он станет более самостоятельным и даже будет помогать вам в ваших целях. Например, удивлять жителей поселка. Но каким образом! Когда мой тигр начал откалывать самый настоящий брейк на глазах у толпы поселенцев — моя челюсть отвалилась во второй раз. (Первый был после вышеуказанного опыта с собственными испражнениями). Причем многим брейкерам есть чему у него поучиться! Молодцы ребята, не ожидал я такого!
Ручной зверь является не только средством для обращения людей в свою веру, он, благодаря своим размерам (на начальном этапе тигр был раза в 3-4 больше человека), может служить как орудие для борьбы с другими богами. Ведь у каждого бога есть свой питомец, и его предстоит победить в жестоком спарринге. Процесс боя своеобразен. Два зверя сходятся на небольшой арене, и тут уже от вас зависит исход битвы. Как и что делать — вам скажут, от себя добавлю лишь то, что удары у моего тигра выходили похлеще, чем можно видеть в дешевых китайских боевиках. Ван Дамм отдыхает.

О том, как все это выглядит в плане графики, можно и не рассказывать. Такое нужно видеть! Красота, да и только! Эти рассветы, закаты — порой забываешь о своей великой миссии и просто любуешься, как оранжевый круг потихоньку опускается в воды океана. Народ поет песни, танцует перед храмом, костер горит на площади и дети бегают вокруг него. Тишина опустившейся на поселок ночи лишь изредка нарушается раскатистым рыком моего тигра, которому вздумалось поиграть с кем-то из местных жителей. Зверь за свое непристойное поведение получает пару пощечин и отправляется в конуру, но все-таки выторговывает пару свиней на ужин. А ты наблюдаешь за обнявшейся на пляже парочкой, которая тоже захотела полюбоваться закатом. Гармонию нарушает чья-то шаровая молния, рухнувшая прямо на крышу одного из зданий. Ах, черт, придется опять щит ставить...
Я не буду описывать звук и музыку в игре — все это уже научились делать на должном уровне, удивить может лишь плохое исполнение. Но здесь все просто-таки идеально. Полное погружение в иной, виртуальный мир гарантировано. Добавьте ко всему еще и очень толковый Help — и вы получите полную картину происходящего.

Да, это хит, несомненно, игра долго будет держать первые места в чартах и в списках продаж. Единственное, что не все любят подобные игры, нетерпеливым может быстро надоесть, но хотя бы взглянуть на этот шедевр должен каждый, несомненно. Многих потом за уши не оттянешь. Причем сия красотища не очень-то требовательна к ресурсам. И это для такой глобальной игры!
Leviafan, leviafan@tut.by

(c) компьютерная газета




Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 20 за 2001 год в рубрике виртуальные радости :: Жанр: Симулятор бога

©1997-2024 Компьютерная газета