Музыкальная карта Creative SoundBlaster Live! Player 5.1.
Музыкальная картаCreative SoundBlaster Live! Player 5.1. Это достаточно свежий продукт, который продолжает собой развитие наиболее популярных музыкальных карт от Creative. Представленная мне версия, как вы видите, имеет индекс 5.1., что означает поддержку картой 5 средне-высокочастотных динамиков (3 спереди и 2 сзади) и одного низкочастотного — наиболее развитой системы 3D звука от Creative. Специально для этой карты разработана акустическая система FPS 1500.
Карта специально разработана для просмотра фильмов Mpeg-4 с поддержкой Dolby Surround — именно в системе Dolby используется позиционирование звука по нескольким каналам. Практически все современные фильмы содержат звуковое сопровождение именно в этой системе. Вопрос, правда, есть ли Dolby на тех компактах, которые мы обычно смотрим?
От базовой и самой дешевой карты Creative SoundBlaster Live! карта отличается достаточно прилично — больше деталей, отдельная микросхема декодировки для 6 динамиков, напаяны цифровые выходы (которые на обычном Live! просто обозначены), ну и ценой — 86$ ее цена на конвейере.
Поставляемое обеспечение имеет незначительные отличия от стандартного Live! и тоже надоедает своей навязчивостью — если не принять специальных мер, то инсталляция "наворотит" кучу всякого мусора в систему: огромную программу в автозагрузку (причем не ярлыком, а в реестр), свой плеер, который без спросу сменит все ассоциации с музыкальных файлов, программу управления эффектами EAX для приложений — также в автозагрузку через реестр. Управление эффектами не возможно без собственной программы, так что просто поставить драйверы не удается. Словом, в очередной раз навязчивость ПО нас не порадовала. Есть, правда, приятные элементы — вроде микшера. Более продуманный и удобный интерфейс, возможность изменения типа динамиков (стерео, 4, 5.1. динамики, Live Surround, наушники).
Процессор обработки эффектов остался тот же, EMU10K1, немного добавилось базовых режимов.
Главное отличие — в небольшом меню, которое достаточно сложно "выкопать" — Speaker, Advanced — именно там регулируется громкость низкочастотного динамика, фильтрация баса и декодировка Dolby.
Инсталляция
Достаточно простая операция. Особенно, если пользоваться автозагрузчиком с CD, который за простоту "наваляет" вам кучу программного мусора. Становится легко. Устанавливает саму карту + три устройства — джойстик, эмуляцию 16-битного режима и странное устройство "Multumedia Interface".
Практическое применение
Карта (и это бич карт Creative) конфликтует с дешевыми материнскими платами — просто вывешивает систему, причем в произвольном порядке — может через час, через 15 минут — как угодно. Windows о драйверах говорит, что "конфликтов не обнаружено" — а вывешивается... Проблему с картами VIA, как вы помните, компания Creative уже признала. А с ZIDA — пока нет.
Если вы обладатель мощного и достаточно современного компьютера, с помощью которого вы собираетесь смотреть полноэкранное видео или заниматься музыкой (в том числе и профессионально), то все эти неприятности вообще не возникают. Следует помнить, что карта не имеет внутренней оперативной памяти и "откусывает" нужные ей пространства от общей. Память нужна карте для хранения сэмплов — звуков реальных инструментов — в формате SoundFonts. Сэмплы используются для воспроизведения Midi-файлов с высоким качеством звука. На машине с установленной оперативной памятью в 128 Мб карта предложила отдать ей 64 Мб под сэмплы. Сэмплы такого объема с ПО не поставляются — максимум 8 Мб, но найти можно. Чаще всего музыканты используют карту для воспроизведения и записи "живых" инструментов с помощью Midi-клавиатуры. Такой, как BlasterKey, которую мы описывали в прошлом номере.
Вообще о продукции Creative в СНГ достаточно высокое впечатление — и даже IXBT, знаменитый своей независимостью, тоже весьма положительно отзывается о музыкальных возможностях этой карты. Для самой Creative такое высокое признание серии музыкальных карт, изначально рассчитанных на компьютерные игры, стало неожиданностью — и они по-прежнему позиционируют карты для сугубо утилитарных, простых и совсем не творческих дел. Формат SoundFont тоже вводился для создателей игр — чтобы заботу о звуке передавать процессору карты. Равно как и блок эффектов (технология EAX) тоже создавался для разработчиков игр — это действительно удобно: а) позиционировать звук по 5 динамикам с помощью SoundBlaster, указывая нужные перемещения математически, б) менять эффекты так же в "векторном" режиме — тогда один и тот же файл можно воспроизводить с большой реверберацией, поднимая на октаву, достраивать терцию, загонять в частотные фильтры — причем мы говорим о Wav-файлах, а не о Midi. Пока гейм-мейкеры еще присматриваются, но время придет.
Фильм
Мы подключили все нужные 6 динамиков (5 + 1) и запустили Matrix с Hi-fi стерео и DolbySurround — при большой громкости полное ощущения кинотеатра — кресло под тобой трясется от приближающегося вертолета — выстрелы действительно слышатся то сзади, то спереди — словно ты участник действия и каждая пуля пролетает сквозь тебя.
Независимо от сложности звуковой панорамы воспроизведение фильма не притормаживалось — процессор карты, значит, справляется. Качество звука высокое. Единственное, не используется 5 динамик (тот, который центральный спереди) — видно, Dolby на него не рассчитывал... Но и с четырьмя динамиками "втягиваемость в действие" поражает. Для фильмов пока лучше и не надо.
Реализация пятого динамика
На CD с картой поставляется несколько примеров специально для системы 5.1. В странном формате AC3. Понимает этот формат, всем понятно, только плеер самого Creative — потому пришлось его установить — типично MAC-дизайн, ничего сверхъестественного с точки зрения воспроизведения.Реализация достаточно слабенькая — просто голоса доносятся из каждой колонки. Не сказать, что тут общая звуковая картина — явно технология 5.1. еще только рассматривается как перспективная. Тем более приятно, что можно приобщиться к зарубежным перспективным технологиям (тем более аппаратным:) всего за 100 долларов...
Если использовать акустическую систему FPS 1500, то к ней SoundBlaster подключается не кучей проводов, как подключали мы в тестах к отечественным системам (и двум аналоговым усилителям), а всего одним тонким проводом — из цифрового выхода, разбиение на колонки проходит в самих FPS 1500, но, судя по заводской цене комплекта (система + Blaster) в 173$, ожидать сверхъестественного не стоит.
Завершение
Карта отрабатывает свою цену. Конечно, большего хотелось бы от процессора эффектов, хотелось бы встроенной памяти с возможностью расширения, хотелось бы больше качественных сэмплов. Но "не в этой жизни". Карта выполняет свои функции, и с ее помощью легко превратить компьютер в "домашний кинотеатр" и высококачественный музыкальный центр. А остальное все приложится...
Артем Герасимович
(c) компьютерная газета
Карта специально разработана для просмотра фильмов Mpeg-4 с поддержкой Dolby Surround — именно в системе Dolby используется позиционирование звука по нескольким каналам. Практически все современные фильмы содержат звуковое сопровождение именно в этой системе. Вопрос, правда, есть ли Dolby на тех компактах, которые мы обычно смотрим?
От базовой и самой дешевой карты Creative SoundBlaster Live! карта отличается достаточно прилично — больше деталей, отдельная микросхема декодировки для 6 динамиков, напаяны цифровые выходы (которые на обычном Live! просто обозначены), ну и ценой — 86$ ее цена на конвейере.
Поставляемое обеспечение имеет незначительные отличия от стандартного Live! и тоже надоедает своей навязчивостью — если не принять специальных мер, то инсталляция "наворотит" кучу всякого мусора в систему: огромную программу в автозагрузку (причем не ярлыком, а в реестр), свой плеер, который без спросу сменит все ассоциации с музыкальных файлов, программу управления эффектами EAX для приложений — также в автозагрузку через реестр. Управление эффектами не возможно без собственной программы, так что просто поставить драйверы не удается. Словом, в очередной раз навязчивость ПО нас не порадовала. Есть, правда, приятные элементы — вроде микшера. Более продуманный и удобный интерфейс, возможность изменения типа динамиков (стерео, 4, 5.1. динамики, Live Surround, наушники).
Процессор обработки эффектов остался тот же, EMU10K1, немного добавилось базовых режимов.
Главное отличие — в небольшом меню, которое достаточно сложно "выкопать" — Speaker, Advanced — именно там регулируется громкость низкочастотного динамика, фильтрация баса и декодировка Dolby.
Инсталляция
Достаточно простая операция. Особенно, если пользоваться автозагрузчиком с CD, который за простоту "наваляет" вам кучу программного мусора. Становится легко. Устанавливает саму карту + три устройства — джойстик, эмуляцию 16-битного режима и странное устройство "Multumedia Interface".
Практическое применение
Карта (и это бич карт Creative) конфликтует с дешевыми материнскими платами — просто вывешивает систему, причем в произвольном порядке — может через час, через 15 минут — как угодно. Windows о драйверах говорит, что "конфликтов не обнаружено" — а вывешивается... Проблему с картами VIA, как вы помните, компания Creative уже признала. А с ZIDA — пока нет.
Если вы обладатель мощного и достаточно современного компьютера, с помощью которого вы собираетесь смотреть полноэкранное видео или заниматься музыкой (в том числе и профессионально), то все эти неприятности вообще не возникают. Следует помнить, что карта не имеет внутренней оперативной памяти и "откусывает" нужные ей пространства от общей. Память нужна карте для хранения сэмплов — звуков реальных инструментов — в формате SoundFonts. Сэмплы используются для воспроизведения Midi-файлов с высоким качеством звука. На машине с установленной оперативной памятью в 128 Мб карта предложила отдать ей 64 Мб под сэмплы. Сэмплы такого объема с ПО не поставляются — максимум 8 Мб, но найти можно. Чаще всего музыканты используют карту для воспроизведения и записи "живых" инструментов с помощью Midi-клавиатуры. Такой, как BlasterKey, которую мы описывали в прошлом номере.
Вообще о продукции Creative в СНГ достаточно высокое впечатление — и даже IXBT, знаменитый своей независимостью, тоже весьма положительно отзывается о музыкальных возможностях этой карты. Для самой Creative такое высокое признание серии музыкальных карт, изначально рассчитанных на компьютерные игры, стало неожиданностью — и они по-прежнему позиционируют карты для сугубо утилитарных, простых и совсем не творческих дел. Формат SoundFont тоже вводился для создателей игр — чтобы заботу о звуке передавать процессору карты. Равно как и блок эффектов (технология EAX) тоже создавался для разработчиков игр — это действительно удобно: а) позиционировать звук по 5 динамикам с помощью SoundBlaster, указывая нужные перемещения математически, б) менять эффекты так же в "векторном" режиме — тогда один и тот же файл можно воспроизводить с большой реверберацией, поднимая на октаву, достраивать терцию, загонять в частотные фильтры — причем мы говорим о Wav-файлах, а не о Midi. Пока гейм-мейкеры еще присматриваются, но время придет.
Фильм
Мы подключили все нужные 6 динамиков (5 + 1) и запустили Matrix с Hi-fi стерео и DolbySurround — при большой громкости полное ощущения кинотеатра — кресло под тобой трясется от приближающегося вертолета — выстрелы действительно слышатся то сзади, то спереди — словно ты участник действия и каждая пуля пролетает сквозь тебя.
Независимо от сложности звуковой панорамы воспроизведение фильма не притормаживалось — процессор карты, значит, справляется. Качество звука высокое. Единственное, не используется 5 динамик (тот, который центральный спереди) — видно, Dolby на него не рассчитывал... Но и с четырьмя динамиками "втягиваемость в действие" поражает. Для фильмов пока лучше и не надо.
Реализация пятого динамика
На CD с картой поставляется несколько примеров специально для системы 5.1. В странном формате AC3. Понимает этот формат, всем понятно, только плеер самого Creative — потому пришлось его установить — типично MAC-дизайн, ничего сверхъестественного с точки зрения воспроизведения.Реализация достаточно слабенькая — просто голоса доносятся из каждой колонки. Не сказать, что тут общая звуковая картина — явно технология 5.1. еще только рассматривается как перспективная. Тем более приятно, что можно приобщиться к зарубежным перспективным технологиям (тем более аппаратным:) всего за 100 долларов...
Если использовать акустическую систему FPS 1500, то к ней SoundBlaster подключается не кучей проводов, как подключали мы в тестах к отечественным системам (и двум аналоговым усилителям), а всего одним тонким проводом — из цифрового выхода, разбиение на колонки проходит в самих FPS 1500, но, судя по заводской цене комплекта (система + Blaster) в 173$, ожидать сверхъестественного не стоит.
Завершение
Карта отрабатывает свою цену. Конечно, большего хотелось бы от процессора эффектов, хотелось бы встроенной памяти с возможностью расширения, хотелось бы больше качественных сэмплов. Но "не в этой жизни". Карта выполняет свои функции, и с ее помощью легко превратить компьютер в "домашний кинотеатр" и высококачественный музыкальный центр. А остальное все приложится...
Артем Герасимович
(c) компьютерная газета
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 19 за 2001 год в рубрике hard :: sound