История одного разгона
История одного разгона Нет ничего интереснее и увлекательнее, чем покопаться в компьютере и выжать из него последние соки производительности. Это мое мнение. Если Вы не согласны с этим и по любым причинам относите себя к огромному числу просто пользователей, это Ваше дело и я не буду Вас переубеждать. А вот другой половине — той, которую хлебом не корми, дай поковырять перемычки и полазить в BIOS-е, — эта статья и посвящается.
Долго я шел к своему компьютеру. Начиналось все с самодельного Спектрума в конце 80-х. Потом были 286-й, 3-ка, 4-ки в разных инкарнациях, Пентиумы и вроде как почти Пентиумы всех мастей и частот, и, наконец, мой выбор был остановлен на Celeron-366. Только не пугайтесь сразу — вот именно его мы разгонять и не будем, так как указанный образец отказывался работать на частоте системной шины более чем 75 МГц. Правда, так он проработал более года честно и стабильно, с успехом справляясь с MPEG-4, Windows 2000 и офисными приложениями. Но дело близилось к апгрейду, и вот час пробил...
Сначала был приобретен современный винчестер — Quantum Fireball AS 7200. Ведь это устройство тоже значительно влияет на скорость работы компьютера в целом, а выбор в пользу именно этого агрегата был сделан только по причине отсутствия в продаже (на тот момент) дисков от IBM и на основе нескольких статей из Интернета. Память — 128 Мб, не самая лучшая, и всего 100 МГц, но какая есть, такая есть. Дисковод для чтения компакт-дисков, хороший корпус, клавиатура, мышь, SIS-6326 вместо видео, роль звуковой карты должен был сыграть кодек, присутствующий, как правило, на большинстве современных системных платах, Win-модем Lucent — все следовало одно за другим по мере того, как появлялись условные единицы. И вот пришло время, когда непроапгрейденными остались только системная плата и старый процессор.
Надо признаться, что анализ информации, доступной, к счастью, в Интернет, показал, что процессоры от Интел перестали быть лидерами, начиная примерно с 600 МГц, меньше мне брать не было смысла, так что я просто подчинился закону рынка и решил остановить свой выбор на VIA-Duron. В фирме, где я покупаю все свои обновки, меня долго убеждали не брать эту систему из-за глючности и слабой производительности, но после недолгих колебаний я выбрал Duron-600 и Epox 8KTA3 на KT133A. Конечно, плата эта и дорогая, и избыточная для такого процессора, но вот именно саму плату я брал с запасом на будущее, в расчете на быстрое падение цен на AMD и смену процессора на более мегагерцовый (а то и Гига...:-). На кулере тоже не было резона экономить, и был выбран ADDA на шарикоподшипнике.
И вот выбор сделан, деньги уплачены, и я счастливый уехал домой ставить все это дело, так как уже целый день сидел без компьютера по причине продажи старой системы VIA-Celeron. Опыта установки новых процессоров у меня не было, а из памяти все никак не выходили статьи о раздушенных Duron-ах, а кулер в упор не хотел становиться, пришлось вернуться на фирму. Там меня любезно проконсультировали, что резиновые подушечки на процессоре не позволят его раздавить, и именно они есть та причина, по которой с таким усилием ставится радиатор и кулер. Более того, там же мне все поставили за несколько минут, и я поехал домой во второй раз, благо, что недалеко.
Как ни странно, все запустилось с первого раза. Кое-какой опыт сборки у меня есть, но я все равно был рад такому началу общения со своей новой системой. И потекли долгие и полные успехов и разочарований дни общения с компьютером. Все было настроено, переустановлено и отлажено. Все фишки платы испытаны и отлажены. Теперь я включаю и выключаю компьютер с клавиатуры, пользуюсь услугами Syspend to RAM, когда надо выключить компьютер, а потом его включить (это когда на памяти остается питание, и он начинает работать с того места, где его выключишь). Память моя заработала на положенных ей 100 MHz, а винчестер ведет обмен данных в UDMA-100, что и следовало доказать. И вообще — пока я был доволен.
Пока. Но только до того времени, когда мне пришла мысль разогнать процессор. Самым естественным вариантом было перевести частоту системной шины на 133 MHz, ведь на то он и KT133A, чтобы позволить сделать это без глюков, в отличие от KT133. Изменение множителя было отвергнуто в связи с автоматическим лишением гарантии и как достаточно сложная и опасная операция. Перемычка переставлена, компьютер запущен... и ничего. На плате предусмотрена система диагностики начальной загрузки с двумя буквенно-цифровыми индикаторами, и они упорно не хотели перейти рубеж "CO" — сбой в работе BIOS. Пришлось ограничиться частотой 110 MHz, что в результате дало Duron — 660. На этой частоте я проработал несколько недель, пока в поисках драйвера для телетюнера не наткнулся на сообщение об ошибках, возникающих при работе моего набора логики (VIA-KT133A) при установке звуковых плат SB-Live. Сами звуковухи отношения к проблеме не имели, они просто являлись катализатором проявления ошибки, а корень зла заключался в ошибке чипсета, исправить которую можно было, обновив BIOS. В результате этой ошибки при копировании больших файлов с диска на диск возникал сбой. Или что-то вроде этого. Сама по себе ошибка возникала только в специфических условиях, и для меня не сыграла бы особой роли, если бы там же я не нашел упоминание о некой ошибке "CO" для плат EPOX (вот где сердце екнуло), в результате которой плата не могла работать на частоте системной шины 133 MHz. А уж это меняло дело в принципе, и обновление BIOS было скачано тут же вместе с инструкциями.
Честно говоря, надобности в обновлении BIOS у меня не возникало никогда, и потому материалы по этому поводу изучались мной не основательно, хоть базовые знания имелись. К чести инженеров EPOX, все упрощено до предела. Загружаем чистый DOS и запускаем с дискетки файл обновления, который сам все делает, показывая на экране результаты и ход работы. После перезагрузки я облегченно вздохнул — все работало! Следующим этапом перемычка была установлена на 133, и компьютер запущен. Когда плата выдала мне, что обнаружен Duron-800, радости моей не было предела. Потом были тесты, прогоны, отстройка BIOS на максимальную производительность и, наконец, увеличение частоты системной шины дальше. На всякий случай было поднято напряжение на процессоре на один шаг — на 0.025V. Как результат — устойчивая работа Duron — 600 на частоте 900 MHz при частоте системной шины 150 MGz. Это уже совсем неплохо! Тем более, что все работало без значительных увеличений напряжений на процессоре, памяти и на чипсете.
Но это еще и не конец! Вместе с обновлением BIOS я скачал некие программки с описаниями, которые позволяют производить тонкую настройку регистров чипсета KT133 прямо из Windows, добиваясь еще большей производительности. Мне было интересно, куда же можно больше, и я скачал все это добро себе на винчестер. Забегая вперед, скажу, что программы действительно полезные, но у меня они не смогли выполнить свою работу в полном объеме в связи с некачественной и низкочастотной памятью (она как была 100 MHz, так и осталась) — компьютер намертво зависал. Но среди всего прочего там было упоминание о регистре чипсета, изменение которого снижало температуру процессора, если верить описанию, не менее чем на 10 градусов! Это было любопытно, и хоть температура моего процессора не была высокой (39 — до разгона, и 45 — после), я решил проверить это утверждение. И каково же было мое удивление, когда программа мониторинга диагностировала падение температуры процессора до 31 (тридцати одного) градуса в покое и 35 — при работе в офисных программах! Это выглядело просто фантастикой, но дальнейшая работа показала, что все так и есть, и изменение содержимого этого регистра в чипсете действительно позволяет значительно снизить температуру процессора при отсутствии максимальной нагрузки. В моем случае снижение было на 14 градусов в режиме покоя, что очень много, тем более при разгоне процессора.
В комплекте с первой была вторая программа, которая автоматически при старте Windows заменяла выбранный регистр чипсета нужным значением. Она тут же была настроена, и при перезагрузке сработала так, как ей и положено, не увеличивая время загрузки и не отнимая системную память.
Вот так я и добился от своего процессора Duron-600 частоты 900 MHz при температуре 30-35 градусов, что в принципе дает еще небольшой задел на разгон, хотя дальше гнать нет особого смысла, так как прирост производительности будет незначительный, а процессор жалко. Обратите внимание, что результат был достигнут без значительного увеличения напряжения процессора, без изменения множителя процессора, что непременно ведет к лишению гарантии, без экстремальных методов разгона да еще и на 100-герцовой памяти. Конечно, немалую роль в этой процедуре сыграла качественная материнская плата EPOX, и это еще раз доказывает то, что уж что-что, а плата должна быть только хорошей. А процессор — дело наживное. Я не привожу результатов тестов, так как все они показали увеличение производительности как системы в целом, так и всех компонентов по отдельности. А Sandra выдала производительность на уровне P-III 1 GHz. Еще прошу обратить внимание на то, что все дело происходило в Windows 2000 c диском на NTFS. Попытка запуска Windows-98 сначала окончилась неудачно, но после корректировки BIOS все запустилось и работало, правда, с программками изменения регистров чипсета вышли некоторые заморочки. Но в конце концов они стали так, как им и положено, и по причине очень редкой работы в этой системе (Win-98) были благополучно забыты.
Если Вас заинтересовала эта информация и Вы тоже хотите снизить температуру своего процессора, Вам надо скачать файл по указанному адресу: http://virtual.bresttelecom.by/kt133.phtml . Запустите его и после распаковки прочтите README.TXT с подробным описанием. Учтите, что все описанное касается только плат с логикой на KX-133, KT133 или KT133A. И традиционно — данная статья есть личный опыт, и автор не несет никакой ответственности за выход из строя оборудования в связи с неправильными или любыми другими действиями читателей.
Андрей Кухарчик
http://virtual.bresttelecom.by
virtualbrest@tut.by
(c) компьютерная газета
Долго я шел к своему компьютеру. Начиналось все с самодельного Спектрума в конце 80-х. Потом были 286-й, 3-ка, 4-ки в разных инкарнациях, Пентиумы и вроде как почти Пентиумы всех мастей и частот, и, наконец, мой выбор был остановлен на Celeron-366. Только не пугайтесь сразу — вот именно его мы разгонять и не будем, так как указанный образец отказывался работать на частоте системной шины более чем 75 МГц. Правда, так он проработал более года честно и стабильно, с успехом справляясь с MPEG-4, Windows 2000 и офисными приложениями. Но дело близилось к апгрейду, и вот час пробил...
Сначала был приобретен современный винчестер — Quantum Fireball AS 7200. Ведь это устройство тоже значительно влияет на скорость работы компьютера в целом, а выбор в пользу именно этого агрегата был сделан только по причине отсутствия в продаже (на тот момент) дисков от IBM и на основе нескольких статей из Интернета. Память — 128 Мб, не самая лучшая, и всего 100 МГц, но какая есть, такая есть. Дисковод для чтения компакт-дисков, хороший корпус, клавиатура, мышь, SIS-6326 вместо видео, роль звуковой карты должен был сыграть кодек, присутствующий, как правило, на большинстве современных системных платах, Win-модем Lucent — все следовало одно за другим по мере того, как появлялись условные единицы. И вот пришло время, когда непроапгрейденными остались только системная плата и старый процессор.
Надо признаться, что анализ информации, доступной, к счастью, в Интернет, показал, что процессоры от Интел перестали быть лидерами, начиная примерно с 600 МГц, меньше мне брать не было смысла, так что я просто подчинился закону рынка и решил остановить свой выбор на VIA-Duron. В фирме, где я покупаю все свои обновки, меня долго убеждали не брать эту систему из-за глючности и слабой производительности, но после недолгих колебаний я выбрал Duron-600 и Epox 8KTA3 на KT133A. Конечно, плата эта и дорогая, и избыточная для такого процессора, но вот именно саму плату я брал с запасом на будущее, в расчете на быстрое падение цен на AMD и смену процессора на более мегагерцовый (а то и Гига...:-). На кулере тоже не было резона экономить, и был выбран ADDA на шарикоподшипнике.
И вот выбор сделан, деньги уплачены, и я счастливый уехал домой ставить все это дело, так как уже целый день сидел без компьютера по причине продажи старой системы VIA-Celeron. Опыта установки новых процессоров у меня не было, а из памяти все никак не выходили статьи о раздушенных Duron-ах, а кулер в упор не хотел становиться, пришлось вернуться на фирму. Там меня любезно проконсультировали, что резиновые подушечки на процессоре не позволят его раздавить, и именно они есть та причина, по которой с таким усилием ставится радиатор и кулер. Более того, там же мне все поставили за несколько минут, и я поехал домой во второй раз, благо, что недалеко.
Как ни странно, все запустилось с первого раза. Кое-какой опыт сборки у меня есть, но я все равно был рад такому началу общения со своей новой системой. И потекли долгие и полные успехов и разочарований дни общения с компьютером. Все было настроено, переустановлено и отлажено. Все фишки платы испытаны и отлажены. Теперь я включаю и выключаю компьютер с клавиатуры, пользуюсь услугами Syspend to RAM, когда надо выключить компьютер, а потом его включить (это когда на памяти остается питание, и он начинает работать с того места, где его выключишь). Память моя заработала на положенных ей 100 MHz, а винчестер ведет обмен данных в UDMA-100, что и следовало доказать. И вообще — пока я был доволен.
Пока. Но только до того времени, когда мне пришла мысль разогнать процессор. Самым естественным вариантом было перевести частоту системной шины на 133 MHz, ведь на то он и KT133A, чтобы позволить сделать это без глюков, в отличие от KT133. Изменение множителя было отвергнуто в связи с автоматическим лишением гарантии и как достаточно сложная и опасная операция. Перемычка переставлена, компьютер запущен... и ничего. На плате предусмотрена система диагностики начальной загрузки с двумя буквенно-цифровыми индикаторами, и они упорно не хотели перейти рубеж "CO" — сбой в работе BIOS. Пришлось ограничиться частотой 110 MHz, что в результате дало Duron — 660. На этой частоте я проработал несколько недель, пока в поисках драйвера для телетюнера не наткнулся на сообщение об ошибках, возникающих при работе моего набора логики (VIA-KT133A) при установке звуковых плат SB-Live. Сами звуковухи отношения к проблеме не имели, они просто являлись катализатором проявления ошибки, а корень зла заключался в ошибке чипсета, исправить которую можно было, обновив BIOS. В результате этой ошибки при копировании больших файлов с диска на диск возникал сбой. Или что-то вроде этого. Сама по себе ошибка возникала только в специфических условиях, и для меня не сыграла бы особой роли, если бы там же я не нашел упоминание о некой ошибке "CO" для плат EPOX (вот где сердце екнуло), в результате которой плата не могла работать на частоте системной шины 133 MHz. А уж это меняло дело в принципе, и обновление BIOS было скачано тут же вместе с инструкциями.
Честно говоря, надобности в обновлении BIOS у меня не возникало никогда, и потому материалы по этому поводу изучались мной не основательно, хоть базовые знания имелись. К чести инженеров EPOX, все упрощено до предела. Загружаем чистый DOS и запускаем с дискетки файл обновления, который сам все делает, показывая на экране результаты и ход работы. После перезагрузки я облегченно вздохнул — все работало! Следующим этапом перемычка была установлена на 133, и компьютер запущен. Когда плата выдала мне, что обнаружен Duron-800, радости моей не было предела. Потом были тесты, прогоны, отстройка BIOS на максимальную производительность и, наконец, увеличение частоты системной шины дальше. На всякий случай было поднято напряжение на процессоре на один шаг — на 0.025V. Как результат — устойчивая работа Duron — 600 на частоте 900 MHz при частоте системной шины 150 MGz. Это уже совсем неплохо! Тем более, что все работало без значительных увеличений напряжений на процессоре, памяти и на чипсете.
Но это еще и не конец! Вместе с обновлением BIOS я скачал некие программки с описаниями, которые позволяют производить тонкую настройку регистров чипсета KT133 прямо из Windows, добиваясь еще большей производительности. Мне было интересно, куда же можно больше, и я скачал все это добро себе на винчестер. Забегая вперед, скажу, что программы действительно полезные, но у меня они не смогли выполнить свою работу в полном объеме в связи с некачественной и низкочастотной памятью (она как была 100 MHz, так и осталась) — компьютер намертво зависал. Но среди всего прочего там было упоминание о регистре чипсета, изменение которого снижало температуру процессора, если верить описанию, не менее чем на 10 градусов! Это было любопытно, и хоть температура моего процессора не была высокой (39 — до разгона, и 45 — после), я решил проверить это утверждение. И каково же было мое удивление, когда программа мониторинга диагностировала падение температуры процессора до 31 (тридцати одного) градуса в покое и 35 — при работе в офисных программах! Это выглядело просто фантастикой, но дальнейшая работа показала, что все так и есть, и изменение содержимого этого регистра в чипсете действительно позволяет значительно снизить температуру процессора при отсутствии максимальной нагрузки. В моем случае снижение было на 14 градусов в режиме покоя, что очень много, тем более при разгоне процессора.
В комплекте с первой была вторая программа, которая автоматически при старте Windows заменяла выбранный регистр чипсета нужным значением. Она тут же была настроена, и при перезагрузке сработала так, как ей и положено, не увеличивая время загрузки и не отнимая системную память.
Вот так я и добился от своего процессора Duron-600 частоты 900 MHz при температуре 30-35 градусов, что в принципе дает еще небольшой задел на разгон, хотя дальше гнать нет особого смысла, так как прирост производительности будет незначительный, а процессор жалко. Обратите внимание, что результат был достигнут без значительного увеличения напряжения процессора, без изменения множителя процессора, что непременно ведет к лишению гарантии, без экстремальных методов разгона да еще и на 100-герцовой памяти. Конечно, немалую роль в этой процедуре сыграла качественная материнская плата EPOX, и это еще раз доказывает то, что уж что-что, а плата должна быть только хорошей. А процессор — дело наживное. Я не привожу результатов тестов, так как все они показали увеличение производительности как системы в целом, так и всех компонентов по отдельности. А Sandra выдала производительность на уровне P-III 1 GHz. Еще прошу обратить внимание на то, что все дело происходило в Windows 2000 c диском на NTFS. Попытка запуска Windows-98 сначала окончилась неудачно, но после корректировки BIOS все запустилось и работало, правда, с программками изменения регистров чипсета вышли некоторые заморочки. Но в конце концов они стали так, как им и положено, и по причине очень редкой работы в этой системе (Win-98) были благополучно забыты.
Если Вас заинтересовала эта информация и Вы тоже хотите снизить температуру своего процессора, Вам надо скачать файл по указанному адресу: http://virtual.bresttelecom.by/kt133.phtml . Запустите его и после распаковки прочтите README.TXT с подробным описанием. Учтите, что все описанное касается только плат с логикой на KX-133, KT133 или KT133A. И традиционно — данная статья есть личный опыт, и автор не несет никакой ответственности за выход из строя оборудования в связи с неправильными или любыми другими действиями читателей.
Андрей Кухарчик
http://virtual.bresttelecom.by
virtualbrest@tut.by
(c) компьютерная газета
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 19 за 2001 год в рубрике hard :: overclocking