Футбол — ты мир
Футбол — ты мир Название в оригинале:
FIFA 2001
Компания-производитель:
EA Sports (http://www.easports.ea.com).
Требования к компьютеру: Pentium-166 (и выше), 32 Мб (и выше), Windows 95/98/200/ME, DirectX 7.0,
3D-ускоритель (настоятельно рекомендуется).
Жанр: виртуальный футбол.
Любите ли вы футбол так, как люблю его я? Знакомые слова, не так ли? Так вот футбол — это жизнь, поэтому эта статья именно о жизни. На футбол ходишь для того, чтобы расслабиться, выплеснуть накопившиеся эмоции, ну и, в конце концов, просто отдохнуть. А живой футбол — штука такая — родной город посещает не так часто. А когда его нет, наступает депрессия. Депрессия ведь вещь страшная, даже очень страшная. И именно в такие моменты помогает футбол не живой (и не мертвый), а так сказать виртуальный. А кто у нас самый главный по спортивным симуляторам? Правильно, EA Sports. Именно эта компания снабжает игроманов всего мира NBA'ми, NHL'ми и, конечно же, FIFA'ми. FIFA 2001 уже успела получить самую высокую оценку геймеров все того же всего мира. Чем же заслужила она такое к себе отношение? Рассмотрением этого вопроса мы и займемся прямо сейчас. Как водится, игры, подобные FIFA 2001, делятся на две части: все, что происходит не во время матча, и, соответственно, все, что происходит во время оного. Вне матча разработчики пошли на минимальные изменения. Серьезных отличий от FIFA 2000, сразу бросающихся в глаза, — две штуки. Под номером один — отсутствие игры за классические команды. Чем вызван факт ампутации возможности играть за Баварии с Ювентусами мохнатых годов, не объясняется. Под номером два проходит новинка, идея которой явно взята из серии NHL, — создание custom-турнира. Команды — какие хотим, условия проведения — по желанию, и все в том же духе. Еще из изменений, менее заметных, но, увы, достаточно предсказуемых, — отсутствие российских клубных команд. Зато практически в полном составе сохранился "фирменный" подход EA Sports к комплектованию составов команд. Эмблемы, спонсоры клубов, составы — реальные (как предупреждают разработчики, составы команд, использованные в FIFA 2001, справедливы на 15 августа 2000 года.). Если с грандами все еще более-менее нормально, то с другими командами...
Где же, как не во время матча, нас ждут основные сюрпризы? Нет, управление не изменилось, как втайне надеялись идолопоклонники FIFA 99 и ненавистники FIFA 2000. Все те же удар, навес, пас, пас на ход, ускорение и укрывание мяча корпусом с резкой остановкой. Плюс, конечно, финты, совершающиеся при помощи "Alt" и "Ctrl", которые также видимого изменения не претерпели. Хотя кое-что в управлении все же появилось, но идея, опять же, взята из NHL — power bar удара. При единовременном быстром нажатии клавиши удара футболист просто бьет по мячу со средней силой. C появлением power bar удара начали возникать определенные трудности в завершающей стадии атак, но к этому довольно быстро привыкаешь. Ведь, если подумать, так и должно быть. Раньше игроки лупили с любой дистанции с одинаковой силой, и не было никаких сухих листов, перебрасываний выскочившего навстречу вратаря, а все атаки завершались пушечными выстрелами в девятку. Тогда рождался только один вопрос: "А где же реализм"? Вот и решили разработчики исправить это. По-моему, получилось очень даже ничего. Правда, иногда, выходя один на один, появляется непреодолимое желание порвать сетку ворот чудовищным по силе ударом, а при этом, естественно, кнопку удара слегка передерживаешь и частенько пуляешь мяч по воробьям.
Естественно, не обошлось без изменений в геймплее. Играть стало интереснее, играть стало сложнее! Прежде всего, из-за резко возросшего уровня искусственного интеллекта противника. Обороняется компьютер просто великолепно. Тактика у игроков поставлена так, будто они не вылезали с теоретических занятий, предпочитая их полевым тренировкам. Забудьте про бездумные пасы на ход, которые в FIFA 2000 применялись постоянно. Уже в Euro 2000 EA Sports сделала шажок в сторону использования их только в экстраординарных случаях. В FIFA 2001 эта система обрела законченные черты. Только убедившись, что игрок полностью освободился от опеки, ему можно отдавать пас на ход. Иначе мяч будет безжалостно перехвачен, что может повлечь за собой разящую контратаку. Кстати, такая, казалось бы, маловажная поправка изменила всю концепцию игры. Теперь просто невозможно играть с видом сбоку (камера "tele"), когда одновременно в поле зрения целиком не попадают минимум две линии (защиты и полузащиты или полузащиты и нападения). Отныне все типы камер, кроме "tower" и "end to end", превращаются в фарс. Если, конечно, вы играете на самом высоком уровне сложности. На это недвусмысленно намекают и разработчики, оставив в игре всего 4 типа камер ("tele", "tower", "end to end" и "action"). Сначала такое куцее количество обзоров встречается с непониманием, граничащим с разочарованием, затем наступает просветление — больше и не нужно. Правда, в "деле о камерах" остается два больших "но". Во-первых, возможность полноценной игры только при помощи самых общих видов предполагает наличие большого монитора. А как быть владельцам 15- и 14-дюймовых мониторов? Очень досадное упущение.
А вот то, что разработчики сотворили с вратарями, заслуживает отдельного разговора. Наконец-то игрок, выполняющий функцию последнего рубежа, половины команды, если хотите, максимально приблизился к реальности! Раньше мы видели всего несколько приемов в его исполнении: фиксирование мяча намертво, с дальнейшим перекатом через плечо; бросок в ноги атакующему футболисту; отбивание коленями мяча в сторону, если следует удар с очень острого угла; выход из ворот для перехвата мяча или выбивания его кулаком. Это все. Умело пользуясь этими ограничениями, строились шаблоны атак, после которых вратарь не мог спасти свои ворота ни при каких обстоятельствах. Теперь же следить за действиями голкипера — одно удовольствие. Удар с короткого расстояния — вратарь молниеносным движением парирует удар, отбивая мяч в сторону. Удар с короткого расстояния в притирку с вратарем, чтобы у него не осталось времени сложиться и забрать мяч, — парирование мяча ногами. Сильнейший удар прямо в руки — голкипер, гася удар, отбивает мяч прямо перед собой, чтобы потом спокойно забрать его в руки. И это далеко не все. Сразу видно, что "кадров" на вратарей оцифровано раз в 5 больше, чем в предыдущих FIFA. То же можно сказать и о полевых футболистах — появилось огромное количество новых движений при обработке мяча, взаимодействии друг с другом. Единственно, что они не научились делать, — это хватать друг друга за майки во время исполнения стандартных положений.
Ничего. Скоро и до этого дойдут. Я уверен... Конечно, я не забуду сказать, как все это выглядит. Графика улучшилась.
Нельзя утверждать, что на порядок, но определенные подвижки все же есть.
Что приятно, разработчики не поленились максимально воссоздать внешний вид того или иного известного футболиста. Особенно удачен Зинедин Зидан — нос горбинкой, длинное лицо, фирменная лысина, призывно сверкающая во время игры. Разумеется, такой чести удостоились не все игроки.
Собственно говоря, основные деформации произошли не с графикой, а с оформлением матча. Кроме спрайтовых обезьяноподобных зрителей, весь матч делающих "ручки вверх, ручки вниз", на трибунах полощутся флаги с цветами команд.
Правда, непонятно, на чем они там держатся и кто их там так монотонно и, самое главное, беспрерывно машет на протяжении всего матча?
Видать, здоровые ребята:).
Наконец-то появились лайнсмены c флажками (правда, флажки эти деревянные или из фанеры вырезаны, потому как не развеваются на ветру), разминающиеся игроки, тренерская скамейка и секьюрити,
стоящие в желтых балахонах на беговой дорожке и в проходах между рядами.
Причем эти непременные участники любого матча изображены не фанерными, спрайтовыми истуканами, а трехмерными фигурками, разве что с меньшей лицевой детализацией.
Конечно, как и в предыдущих версиях, в FIFA 2001 поддерживается Multiplayer, позволяя играть как по модему и direct connect-у, так и по Интернету. Для игры по глобальной сети надо установить программу Matchup, про которую автоматически спрашивается после окончания установки.
Особо хочется сказать о звуковом сопровождении игры. Фоновая музыка создает приятное впечатление, не навязчива и зажигательна. Во время игры события на поле сопровождаются всевозможными звуковыми эффектами событий (удары, свистки, выкрики и т.д.).
Комментаторы хоть и не обрели уж очень большого словарного запаса, зато избирательность употребления последнего стала лучше. Теперь вы не услышите, как комментатор восхваляет вратаря, поймавшего мяч, пущенный аж с середины поля. Более того, "люди за кадром" обрели возможность рассуждать, а иногда даже сообщать важность того или иного матча и оценивать шансы команд.
Итак, всесторонне рассмотрев FIFA 2001, пришло время ставить диагноз. Я не врач, а только учусь, но на ум приходят следующие выводы. Улучшив AI игроков, немного подправив игровой процесс, увеличив реалистичность игры и внеся несколько дополнений, EA Sports сильно изменила FIFA. Плохо это или хорошо? Решать вам! По-моему, прекрасно. Надо ведь соответствовать названию жанра — "футбольный симулятор".
Dimasan
Dimasan@tut.by
(c) компьютерная газета
FIFA 2001
Компания-производитель:
EA Sports (http://www.easports.ea.com).
Требования к компьютеру: Pentium-166 (и выше), 32 Мб (и выше), Windows 95/98/200/ME, DirectX 7.0,
3D-ускоритель (настоятельно рекомендуется).
Жанр: виртуальный футбол.
Любите ли вы футбол так, как люблю его я? Знакомые слова, не так ли? Так вот футбол — это жизнь, поэтому эта статья именно о жизни. На футбол ходишь для того, чтобы расслабиться, выплеснуть накопившиеся эмоции, ну и, в конце концов, просто отдохнуть. А живой футбол — штука такая — родной город посещает не так часто. А когда его нет, наступает депрессия. Депрессия ведь вещь страшная, даже очень страшная. И именно в такие моменты помогает футбол не живой (и не мертвый), а так сказать виртуальный. А кто у нас самый главный по спортивным симуляторам? Правильно, EA Sports. Именно эта компания снабжает игроманов всего мира NBA'ми, NHL'ми и, конечно же, FIFA'ми. FIFA 2001 уже успела получить самую высокую оценку геймеров все того же всего мира. Чем же заслужила она такое к себе отношение? Рассмотрением этого вопроса мы и займемся прямо сейчас. Как водится, игры, подобные FIFA 2001, делятся на две части: все, что происходит не во время матча, и, соответственно, все, что происходит во время оного. Вне матча разработчики пошли на минимальные изменения. Серьезных отличий от FIFA 2000, сразу бросающихся в глаза, — две штуки. Под номером один — отсутствие игры за классические команды. Чем вызван факт ампутации возможности играть за Баварии с Ювентусами мохнатых годов, не объясняется. Под номером два проходит новинка, идея которой явно взята из серии NHL, — создание custom-турнира. Команды — какие хотим, условия проведения — по желанию, и все в том же духе. Еще из изменений, менее заметных, но, увы, достаточно предсказуемых, — отсутствие российских клубных команд. Зато практически в полном составе сохранился "фирменный" подход EA Sports к комплектованию составов команд. Эмблемы, спонсоры клубов, составы — реальные (как предупреждают разработчики, составы команд, использованные в FIFA 2001, справедливы на 15 августа 2000 года.). Если с грандами все еще более-менее нормально, то с другими командами...
Где же, как не во время матча, нас ждут основные сюрпризы? Нет, управление не изменилось, как втайне надеялись идолопоклонники FIFA 99 и ненавистники FIFA 2000. Все те же удар, навес, пас, пас на ход, ускорение и укрывание мяча корпусом с резкой остановкой. Плюс, конечно, финты, совершающиеся при помощи "Alt" и "Ctrl", которые также видимого изменения не претерпели. Хотя кое-что в управлении все же появилось, но идея, опять же, взята из NHL — power bar удара. При единовременном быстром нажатии клавиши удара футболист просто бьет по мячу со средней силой. C появлением power bar удара начали возникать определенные трудности в завершающей стадии атак, но к этому довольно быстро привыкаешь. Ведь, если подумать, так и должно быть. Раньше игроки лупили с любой дистанции с одинаковой силой, и не было никаких сухих листов, перебрасываний выскочившего навстречу вратаря, а все атаки завершались пушечными выстрелами в девятку. Тогда рождался только один вопрос: "А где же реализм"? Вот и решили разработчики исправить это. По-моему, получилось очень даже ничего. Правда, иногда, выходя один на один, появляется непреодолимое желание порвать сетку ворот чудовищным по силе ударом, а при этом, естественно, кнопку удара слегка передерживаешь и частенько пуляешь мяч по воробьям.
Естественно, не обошлось без изменений в геймплее. Играть стало интереснее, играть стало сложнее! Прежде всего, из-за резко возросшего уровня искусственного интеллекта противника. Обороняется компьютер просто великолепно. Тактика у игроков поставлена так, будто они не вылезали с теоретических занятий, предпочитая их полевым тренировкам. Забудьте про бездумные пасы на ход, которые в FIFA 2000 применялись постоянно. Уже в Euro 2000 EA Sports сделала шажок в сторону использования их только в экстраординарных случаях. В FIFA 2001 эта система обрела законченные черты. Только убедившись, что игрок полностью освободился от опеки, ему можно отдавать пас на ход. Иначе мяч будет безжалостно перехвачен, что может повлечь за собой разящую контратаку. Кстати, такая, казалось бы, маловажная поправка изменила всю концепцию игры. Теперь просто невозможно играть с видом сбоку (камера "tele"), когда одновременно в поле зрения целиком не попадают минимум две линии (защиты и полузащиты или полузащиты и нападения). Отныне все типы камер, кроме "tower" и "end to end", превращаются в фарс. Если, конечно, вы играете на самом высоком уровне сложности. На это недвусмысленно намекают и разработчики, оставив в игре всего 4 типа камер ("tele", "tower", "end to end" и "action"). Сначала такое куцее количество обзоров встречается с непониманием, граничащим с разочарованием, затем наступает просветление — больше и не нужно. Правда, в "деле о камерах" остается два больших "но". Во-первых, возможность полноценной игры только при помощи самых общих видов предполагает наличие большого монитора. А как быть владельцам 15- и 14-дюймовых мониторов? Очень досадное упущение.
А вот то, что разработчики сотворили с вратарями, заслуживает отдельного разговора. Наконец-то игрок, выполняющий функцию последнего рубежа, половины команды, если хотите, максимально приблизился к реальности! Раньше мы видели всего несколько приемов в его исполнении: фиксирование мяча намертво, с дальнейшим перекатом через плечо; бросок в ноги атакующему футболисту; отбивание коленями мяча в сторону, если следует удар с очень острого угла; выход из ворот для перехвата мяча или выбивания его кулаком. Это все. Умело пользуясь этими ограничениями, строились шаблоны атак, после которых вратарь не мог спасти свои ворота ни при каких обстоятельствах. Теперь же следить за действиями голкипера — одно удовольствие. Удар с короткого расстояния — вратарь молниеносным движением парирует удар, отбивая мяч в сторону. Удар с короткого расстояния в притирку с вратарем, чтобы у него не осталось времени сложиться и забрать мяч, — парирование мяча ногами. Сильнейший удар прямо в руки — голкипер, гася удар, отбивает мяч прямо перед собой, чтобы потом спокойно забрать его в руки. И это далеко не все. Сразу видно, что "кадров" на вратарей оцифровано раз в 5 больше, чем в предыдущих FIFA. То же можно сказать и о полевых футболистах — появилось огромное количество новых движений при обработке мяча, взаимодействии друг с другом. Единственно, что они не научились делать, — это хватать друг друга за майки во время исполнения стандартных положений.
Ничего. Скоро и до этого дойдут. Я уверен... Конечно, я не забуду сказать, как все это выглядит. Графика улучшилась.
Нельзя утверждать, что на порядок, но определенные подвижки все же есть.
Что приятно, разработчики не поленились максимально воссоздать внешний вид того или иного известного футболиста. Особенно удачен Зинедин Зидан — нос горбинкой, длинное лицо, фирменная лысина, призывно сверкающая во время игры. Разумеется, такой чести удостоились не все игроки.
Собственно говоря, основные деформации произошли не с графикой, а с оформлением матча. Кроме спрайтовых обезьяноподобных зрителей, весь матч делающих "ручки вверх, ручки вниз", на трибунах полощутся флаги с цветами команд.
Правда, непонятно, на чем они там держатся и кто их там так монотонно и, самое главное, беспрерывно машет на протяжении всего матча?
Видать, здоровые ребята:).
Наконец-то появились лайнсмены c флажками (правда, флажки эти деревянные или из фанеры вырезаны, потому как не развеваются на ветру), разминающиеся игроки, тренерская скамейка и секьюрити,
стоящие в желтых балахонах на беговой дорожке и в проходах между рядами.
Причем эти непременные участники любого матча изображены не фанерными, спрайтовыми истуканами, а трехмерными фигурками, разве что с меньшей лицевой детализацией.
Конечно, как и в предыдущих версиях, в FIFA 2001 поддерживается Multiplayer, позволяя играть как по модему и direct connect-у, так и по Интернету. Для игры по глобальной сети надо установить программу Matchup, про которую автоматически спрашивается после окончания установки.
Особо хочется сказать о звуковом сопровождении игры. Фоновая музыка создает приятное впечатление, не навязчива и зажигательна. Во время игры события на поле сопровождаются всевозможными звуковыми эффектами событий (удары, свистки, выкрики и т.д.).
Комментаторы хоть и не обрели уж очень большого словарного запаса, зато избирательность употребления последнего стала лучше. Теперь вы не услышите, как комментатор восхваляет вратаря, поймавшего мяч, пущенный аж с середины поля. Более того, "люди за кадром" обрели возможность рассуждать, а иногда даже сообщать важность того или иного матча и оценивать шансы команд.
Итак, всесторонне рассмотрев FIFA 2001, пришло время ставить диагноз. Я не врач, а только учусь, но на ум приходят следующие выводы. Улучшив AI игроков, немного подправив игровой процесс, увеличив реалистичность игры и внеся несколько дополнений, EA Sports сильно изменила FIFA. Плохо это или хорошо? Решать вам! По-моему, прекрасно. Надо ведь соответствовать названию жанра — "футбольный симулятор".
Dimasan
Dimasan@tut.by
(c) компьютерная газета
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 18 за 2001 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных