Белорусский Интернет снаружи, или Бай, Нет!

Белорусский Интернет снаружи, или Бай, Нет! Говорят, что в наступившем году белорусское присутствие в сети Интернет отметит свой десятилетний юбилей. Наверняка по этому поводу уже было сказано немало слов и еще больше сказано будет. Не углубляясь в поименное перечисление белорусских ресурсов, попытаемся оценить, насколько глубоко и серьезно вошла всемирная паутина в нашу жизнь. Воспользуемся классической марксистской методологией и рассмотрим экономическую, политическую и социальную стороны влияния Байнета.

Сторона экономическая, основополагающая

Анализируя американский и европейский рынки интернет-торговли, многие западные аналитики полагают, что объем продаж за 2000 год составил цифру около 10 млрд долларов. В то же время консалтинговые агентства определяли объем электронной торговли в России в том же году равным 15-30 млн долларов, это при 3-5 млн в 1999-м. И пусть, как известно, не все запланированное состоялось, цифры все равно впечатляют.

Отношения в двух традиционно разделяемых сферах электронной коммерции - B2C ("business to customer") и B2B ("business to business") - развиваются и совершенствуются. То, что электронный бизнес вовлекает в оборот с каждым годом все больше и больше денег, компаний и людей - установленный факт. И это еще далеко не все деньги, которые "ходят" в Интернете. Множество проектов, от информационно-новостных каналов до мегапорталов различной тематики, привлекают к себе миллионы и миллиарды инвестиционных денег и денег рекламодателей. И хотя онлайновые сделки составляют лишь небольшие проценты от общего объема продаж, бюджеты сетевой рекламы отдельных производителей начинают догонять бюджеты их телевизионной рекламы.

Что же мы имеем на сегодняшний день в Байнете? Очень трудно ответить на этот вопрос. Можем пользоваться только "косвенными уликами", поскольку нет ни серьезной статистики, ни, как следствие, серьезной аналитики. По крайней мере, мне не известен ни один самостоятельный проект, в который бы в Байнете были инвестированы деньги. Все проекты существуют при чем-то или при ком-то, и, наверное, ни один из них не вышел хотя бы на самоокупаемость. Если таковые имеют место быть - снимаем шляпу!

Оборот крупнейшей (почти без иронии) в Беларуси системы интернет-магазинов www.shop.by, по утверждению самих "шопбаевцев", в ноябре 2000 года составил 81 тыс. долларов. Как этот оборот вычислялся, что это за оборот и насколько реальны эти цифры - трудно сказать. Однако даже если не считать их сильно завышенными, все равно можно себе представить сколь невелик наш рынок электронной торговли, ведь магазины, "прописанные" под shop.by, составляют большую часть от их общего числа. Также об уровне развитости электронной коммерции красноречиво говорит факт отсутствия работающей системы электронных платежей в Беларуси. Это что касается B2C.

Теперь относительно B2B. Все по той же причине отсутствия статистики и аналитики об отношениях "business to business" в Байнете и через Байнет наблюдения за уровнем и темпами их развития касаются совершенно очевидных вещей. Взгляните сами, зайдите в любую белорусскую поисковую систему, поищите там сайты, к примеру, отечественных предприятий, загрузите и полюбуйтесь. А если есть время, потому как "грузиться" на экране все будет отнюдь не мгновенно, то попробуйте посмотреть несколько ресурсов и решить для себя, сочтете ли вы увиденное результатом профессиональной деятельности. Начните с того, как это выглядит, то есть с дизайна. Сходите на сайты известных вам зарубежных брэндов. Выводы сделайте сами. Теперь о веб-программировании и веб-верстке. По большей части, заглянув в html-код белорусских ресурсов, вы найдете в нем упоминание о замечательной программе Microsoft FrontPage, инструменте веб-дилетантов. Коды не вычищены, сайты по-разному отображаются в разных браузерах (если вовсе отображаются) и медленно загружаются. Захочет заглянуть сюда вероятный западный или даже российский/"эсэнгэшный" партнер? Едва ли, а если и заглянет, то надолго не задержится.

Видимо, это не вина наших отечественных бизнесменов, скорее - беда. Но в их силах многое изменить. Элементарные подсчеты расходов на рекламу в средствах массовой информации, на ежегодную, или даже чаще, печать дорогостоящих каталогов продукции, на представительские нужды покажут, что профессиональная разработка веб-ресурса в Беларуси стоит вполне посильных для многих предприятий денег. Серьезные разработчики оценивают свою работу над созданием веб-сайта в цифрах, начинающихся от 1000 долларов США. Это деньги, но за эти деньги можно получить товар. Загляните в портфолио ведущих белорусских веб-разработчиков, посмотрите реально работающие коммерческие сайты - можно с уверенностью сказать, что там найдутся примеры достойного отношения к тому делу, которым они занимаются.

А пока руководители предприятий разного уровня - от небольших коммерческих до промышленных гигантов - предпочитают поручать разработку сайтов знакомым, знакомым знакомых, пытаются переложить эту работу на своих "компьютерщиков" и т.п. Тратят копейки, радуются этому, а потом удивляются, что на эти, с позволения сказать, "сайты" никто не ходит и пользы от них никакой. Что может означать подобное отношение к разработке собственных веб-представительств? Только одно: значит, не приносят они предприятиям ощутимых экономических результатов, значит, не ходят пока этими путями серьезные деньги, значит, не верят руководители в пользу интернет-маркетинга. Нет денег - нет жизни, и наоборот.

Сторона политическая, непрогнозируемая

Тут, видимо, речь может пойти о Байнете как субъекте влияния. К сожалению, приходится констатировать факт, что ни один из информационных интернет-проектов не может даже близко подойти к рейтингу печатных изданий или телевизионных каналов. Не следует относить это обстоятельство к полному отсутствию информационных ресурсов в белорусской части Интернета. Вовсе нет. Есть у нас достаточно неплохо работающие информационные агентства (правда, информация там по большей части платная), есть и довольно сильные онлайновые версии печатных изданий, как официальных, так и оппозиционных. Есть новостные сайты политических организаций.

Вместе с тем некоторое политическое напряжение в обществе и вполне очевидные экономические факторы отнюдь не способствуют серьезному долговременному вложению денег, а, как следствие, и появлению в Байнете крупного самостоятельного информационного проекта типа lenta.ru, gazeta.ru и т.п. (уж извините за кивок в сторону большого соседа). Да и аналитика, надо признать, в настоящее время по большей части разведена по разные стороны баррикад, и спокойный, взвешенный анализ и комментарий уступают место тенденциозности и предвзятости.

Однако темпы роста числа пользователей Интернета и особенно их пополнение за счет экономически, политически и творчески активных граждан страны, а также грядущие предвыборные баталии и возможная перспектива объединения Беларуси и России позволяют надеяться на изменение ситуации. Видимо, стоит рассчитывать на появление серьезных инвесторов, заинтересованных в создании локализованных мощных информационных инструментов. И у кого-то есть шанс застолбить "свято место" надолго. Пожелаем претендентам удачи.

Сторона социальная, почти незримая

Вышеупомянутая сторона вмешательства Интернета в белорусскую действительность еще менее заметна, чем экономическая и политическая. Слишком узок круг. К середине 2000 года, по данным службы Comcon2 (журнал "Итоги", ноябрь 2000 года), пользователями сети Интернет в России являлось 3% россиян, по уверению же представителя компании "Белтелеком" к началу 2001 года число пользователей в Беларуси колеблется в пределах от 60 до 100 тысяч человек, что составляет всего 0,6-1% населения страны. Цифра позволяет предположить, сколь невелико количество людей, которые эту сферу обслуживают. Речь идет о порядке в несколько сотен - пару тысяч человек, а это не дает возможности говорить о формировании сколь бы то ни было влиятельной социальной прослойки.

Но в социальном аспекте влияния Байнета есть, разумеется, и свое "однако". Рост числа пользователей сети Интернет (по словам того же представителя "Белтелекома", за прошедший год оно увеличилось вдвое), развитие информационных технологий и электронной коммерции, удаленных отношений между работниками и работодателями - все это позволяет надеяться на неуклонный рост количества людей, в чьей жизни работа на Интернет и через Интернет будет занимать основное место. Единственное, что заставляет волноваться за превращение этих людей в мало-мальски значимую социальную прослойку, так это "утечка мозгов" за рубеж, а все условия для нее успешно созданы как извне, так и внутри страны.

Выводы, они же итоги

Надо сказать, что к своему десятилетию белорусский Интернет подошел, как это ни обидно, почти в младенческом состоянии. В стране не сложился полноценный рынок услуг, связанных с предоставлением доступа к Сети, с производством веб-ресурсов и электронной коммерцией. Отсюда понятно, что и экономическое, и политическое, и, разумеется, социальное влияние Байнета на реальную жизнь еще очень и очень невелико.

А юбиляру хочется все-таки пожелать лучшего. Пожелать цивилизованности и профессионализма. И сказать нашему "Нету" не "бай", а "хай". Алексей Ижболдин (c) компьютерная газета




Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 08 за 2001 год в рубрике интернет :: разное

©1997-2024 Компьютерная газета