Многоблоковые методы при сведении. Практическая реализация.
Многоблоковые методы при сведении. Практическая реализация. По данной теме ко мне часто приходит много вопросов, а большинство читателей и вообще не знает о таких способах в сведении, хотя где-то уже слышали об этом. Очень много вопросов посыпалось после выхода альбома "IMPEDANCE". Так что сегодня мы наконец-таки поговорим о насущном - многоблоковых методах во всех их представлениях.
Первый пример
В самом начале мы рассмотрим пример, который должен Вам объяснить суть понятия многоблоковости. Берем программу d-lusion Rubber Duck H30+. Напомню, что эта программа - эмулятор бас-машины TB303, имеющий в своем арсенале два осциллятора. Нам необходимо сделать модный звук, при котором одна и та же мелодическая линия меняет свое тембральное наполнение в режиме реального времени.
То есть необходимо сэмулировать движения слайдера осциллятора. Это мы можем сделать двумя методами. Первый - менять положение слайдера в режиме реального времени при включенной записи. Второй - сделать это изменение запрограммировано, с помощью многоблокового метода. На иллюстрации показаны начальные и конечные положения слайдера. Линии в окне я специально обвел, так как при малом разрешении они практически не видны.
Давайте договоримся, что никаких ручек в реальном времени мы крутить не будем, так как имеем дело с компьютером. Что мы делаем? Записываем два файла, соответствующих начальному и конечному положениям слайдера.
После этого в любой мультитрековой программе, поддерживающей режим Envelopes, производим следующее сведение: в данном случае в режиме Envelopes мы управляем громкостью (Volume). Получилась эмуляция движения слайдера путем использования двух блоков или файлов. Причем заметьте - мы можем контролировать изменение эффекта в сетке темпа, что немаловажно.
Многоблоковые методы. Введение
На самом деле использование многоблоковых методов присуще только компьютерному сведению, так как больше ни одно устройство не может полноценно реализовать приведенный выше пример. Из-за чего этот метод практически не используем. Учат-то нас по старым книгам и старым технологиям. На самом деле компьютер - гораздо более мощный инструмент, чем кажется.
Как Вы уже могли догадаться, блоками в данном случае мы называем различные итерации состояния одного и того же файла. Причем различаться данные блоки могут не только по изменению состояния фильтров и прочего, но и по эффектам и по частотному наполнению.
Самый простейший пример - трехблоковый частотный метод, при котором аудио-файл делится эквалайзером на три частотных блока (низкие, средние и высокие). Кстати, разделение можно производить и на большее количество полос. В результате мы получаем очень мобильную продвинутую систему управления инструментом во время сведения. То есть, работая не с одним треком инструмента, а с тремя частотными полосами, можно намного качественнее выставлять амплитудно-частотный баланс, при этом позволяя другим инструментам заполнять определенные частотные ниши без ущерба для общей картины композиции.
Я встретил много споров о том, что такие методы действительно необходимы. Дело в том, что данная технология во многом разработана мной лично, и само название "многоблоковые методы" - мое, хотя я встречал подобные реализации во многих современных музыкальных работах. Исходя из этого, скажу от себя, что данная технология намного удобнее и перспективнее других реально существующих на данный момент. Причем ее полноценная реализация возможна только на базе компьютера, что ухудшает ее продвижение в среде музыкантов и микс-инженеров, чьи знания базируются в основном на старых книгах и опыте работы со студийными аппаратными устройствами.
Но все-таки реализация разделения на частотные блоки существует и в аппаратном варианте - в некоторых современных звуковых интерфейсах для РС и Мас.
Современное программное обеспечение позволяет действительно вершить чудеса, поэтому многоблоковые методы я разделю на:
- Многоблоковые методы эффектов;
- Частотные многоблоковые методы;
- Смешанные многоблоковые методы.
Многоблоковые методы эффектов
С помощью одного трека, не выходя из программы мультитрекового рекордера, можно сделать достаточно большое количество качественно реализованных эффектов, таких как хорус, флэнджер, делэй. Все они имеют природу задержки, которую можно достичь путем изменения взаиморасположения между собой двух одинаковых треков. То есть, достаточно скопировать исходный трек на другую дорожку и поставить между скопированным и исходным небольшое значение задержки, как сразу получается эффект. В принципе, это знакомо многим, кто занимался выпуском танцевальной музыки и делал делэй-эффект программно или же многоблоковым методом. В качестве блоков выступают абсолютно идентичные файлы, расставленные по сетке темпа с определенной задержкой по отношению друг к другу.
Сюда же можно отнести и расширение стереобазы, ошибочно известной многим под названием Dolby Surround и являющее собой обыкновенную задержку между каналами.
Если с задержками все просто, то давайте рассмотрим более продвинутую многоблоковую систему. Первым действием микс-инженера после динамической обработки и эквализации идет "программирование" пространства - использование ревербератора. Если сводить обычным путем, то выбираются стандартные пресеты и проверяются на композиции. Мультитрековая область переполнена FX, либо винчестер занят различными видами одного и того же файла.
По многоблоковому методу мы поступим по-другому. У нас будет два блока: исходный файл и этот же файл, но обработанный одним из максимальных значений реверберации, который мы назовем впоследствии файлом эффекта.
После этого оба файла должны быть синхронизированы в мультитрековой программе. Баланс между ними будет являть собой MIX-эффект. Причем с помощью того же режима Volume Envelopes мы можем менять уровень эффекта в режиме реального времени. Это чем-то будет напоминать управление FX, но по сравнению с ним сведение происходит в более удобном режиме, поскольку реверберационные треки можно обработать эквалайзером, "прибрав" низкие частоты, которые дают гул. Получается более аккуратно.
Частотные многоблоковые методы
Как пример простейшего частотного многоблокового метода можно привести программную реализацию эксайтера в мультитрековой программе. Мы записали вокал. Он звучит достаточно артистично, но не так ярко, как хотелось бы, плюс необходимо обеспечить его читаемость наряду с другими инструментами. Необходимо компрессирование. Для этих целей в музыкальной индустрии используются эксайтеры. Причем не только для обработки вокала, но и гитары и других инструментов. Исходный файл оставляем на первом треке. После этого воспользуемся программным компрессором и эквалайзером, например, Waves C4, T-RackS, TC Mastering Compressor. Компрессируем исходный файл, добавляем высоких частот, при этом можно чуть-чуть "подрезать" низкие. Сформированный обработанный файл синхронизируем с исходным файлом в мультитрековой программе. Выставляем баланс в сторону исходного файла, второй должен просто подчеркнуть некоторые элементы. И все. Красивая вокальная партия уже обеспечена.
На этом примере мы рассмотрели второй блок как смесь динамической и частотной обработки. Если говорить о чисто частотной, то здесь можно использовать различные варианты, включая и блоки, полученные от обработки фильтрами.
Например, современные композиции редко начинаются со звука, в котором присутствуют ярко выраженные низкие или высокие частоты. И часто можно встретить именно трехблоковую реализацию развития. То есть сначала вступает среднечастотный блок, потом высокочастотный, а потом и низкочастотный. Если вводить их с помощью Envelopes Volume, то можно только выиграть в том, что композиционная звуковая картина начинается мягко, при этом с движением.
Смешанные многоблоковые методы
Для сведения вокала я использую только такие методы (причем состоят они как минимум из восьми блоков): исходный трек, эксайтирующий трек, реверберационный трек, два трека с задержкой для создания эффекта делэй, трек фазера (добавляет персонажности, хотя по балансу отстраивается так, чтобы фазер не был ощутим явно), трек модулятора (примерно точно так же, как и с фазером), панорамные треки (предназначены для объема, аналогичны с исходным, ставятся с небольшими задержками в разные области панорамы). Причем, реверберационный трек и треки делэя обрабатываются эквалайзером, который вырезает в них низкие и низкие средние частоты. Эквализация последних позволяет улучшить прозрачность звуковой картины.
Если Вы будете сводить примерно по такой же схеме, отмечу отдельно, что треки фазера и модулятора предназначены для появления "дыхания", давая элементы иррациональности. Эти треки должны быть минимальными по балансу и слышать должны их только Вы, слушатель - не должен.
Многоблоковые методы формирования ритмических партий
В данном случае, под блоками мы будем понимать отдельные партии ударных и бас инструментов и в некоторых случаях частотные ниши. В современных стилях существуют несколько схем формирования ударных партий. Например, стандартное техно отличается от техно-рока тем, что основное внимание в нем уделяется бас-бочке. И вся основная обработка по достижению хорошего звучания ударных сводится к грамотной обработке бас-бочки. В варианте техно-рок, рок основной ритм сообщает малый барабан. И ценится его обработка.
Образно говоря, бас-бочка существует как необходимая условность. Поэтому можно говорить о различных видах блоков несущего ритма. Обрабатываются они тоже по-разному. Например, в техно может приветствоваться эквализация бас-бочки с тяготением к сабвуферной зоне. Во втором варианте к сабвуферной зоне тяготеет бас (Madonna, Prodigy, Recoil).
Задавшись целью создать композицию, выберите нужный Вам вариант, отдайте предпочтение чему-либо в сабвуферной зоне и эквализируйте. При этом, если в низкочастотной зоне необходимо частно-амплитудное сведение связки бас - бас-бочка, то в средне-высокочастотной зоне - перкуссию, свистящие и шипящие от голоса. То есть разделите условно ударную установку на блоки и эквализируйте каждый в отдельности.
Если Вы работаете с drum-машинами, то условное разделение на блоки должно присутствовать изначально у Вас в голове. В данном случае я порекомендовал бы использовать программный модуль ReDrum из программы Propellerhead Reason. Там есть иерархическое структурирование инструментов ударной установки по обработкам.
Для получения качественной ритм-секции пробуйте создавать drumloop's разной природы (в разных программах, сформированных из различных источников) и потом совмещать их в мультитрековой системе. Таким образом, вся ритм-секция получится сформированной из блоков. Причем не бойтесь синкопировать loop'ы, "поднимать" их питчем, реверсировать, растягивать с коэффициэнтами 1.5, 2, вырезая самые вкусные фрагменты.
Например, если исходный drumloop обработать так: вырезать частотный верх (> 3-5 КГц), обработать в программе Tuareg модулем Variator (изменить ритмическую фразу), после этого поднять ее питчем на октаву, 3, 5, 7 полутонов с сохранением темпа и свести с исходным drum loop, то Вы получите современный ломаный ритм с хорошим качеством.
Если обрабатываете всю ритм секцию, то неплохо было бы ее дополнить реверберационным блоком (с вырезанными низкими).
И не забывайте главного: в сабвуферной зоне должен доминировать один инструмент. Кристофер www.chris808.tut.by (c) компьютерная газета
Первый пример
В самом начале мы рассмотрим пример, который должен Вам объяснить суть понятия многоблоковости. Берем программу d-lusion Rubber Duck H30+. Напомню, что эта программа - эмулятор бас-машины TB303, имеющий в своем арсенале два осциллятора. Нам необходимо сделать модный звук, при котором одна и та же мелодическая линия меняет свое тембральное наполнение в режиме реального времени.
То есть необходимо сэмулировать движения слайдера осциллятора. Это мы можем сделать двумя методами. Первый - менять положение слайдера в режиме реального времени при включенной записи. Второй - сделать это изменение запрограммировано, с помощью многоблокового метода. На иллюстрации показаны начальные и конечные положения слайдера. Линии в окне я специально обвел, так как при малом разрешении они практически не видны.
Давайте договоримся, что никаких ручек в реальном времени мы крутить не будем, так как имеем дело с компьютером. Что мы делаем? Записываем два файла, соответствующих начальному и конечному положениям слайдера.
После этого в любой мультитрековой программе, поддерживающей режим Envelopes, производим следующее сведение: в данном случае в режиме Envelopes мы управляем громкостью (Volume). Получилась эмуляция движения слайдера путем использования двух блоков или файлов. Причем заметьте - мы можем контролировать изменение эффекта в сетке темпа, что немаловажно.
Многоблоковые методы. Введение
На самом деле использование многоблоковых методов присуще только компьютерному сведению, так как больше ни одно устройство не может полноценно реализовать приведенный выше пример. Из-за чего этот метод практически не используем. Учат-то нас по старым книгам и старым технологиям. На самом деле компьютер - гораздо более мощный инструмент, чем кажется.
Как Вы уже могли догадаться, блоками в данном случае мы называем различные итерации состояния одного и того же файла. Причем различаться данные блоки могут не только по изменению состояния фильтров и прочего, но и по эффектам и по частотному наполнению.
Самый простейший пример - трехблоковый частотный метод, при котором аудио-файл делится эквалайзером на три частотных блока (низкие, средние и высокие). Кстати, разделение можно производить и на большее количество полос. В результате мы получаем очень мобильную продвинутую систему управления инструментом во время сведения. То есть, работая не с одним треком инструмента, а с тремя частотными полосами, можно намного качественнее выставлять амплитудно-частотный баланс, при этом позволяя другим инструментам заполнять определенные частотные ниши без ущерба для общей картины композиции.
Я встретил много споров о том, что такие методы действительно необходимы. Дело в том, что данная технология во многом разработана мной лично, и само название "многоблоковые методы" - мое, хотя я встречал подобные реализации во многих современных музыкальных работах. Исходя из этого, скажу от себя, что данная технология намного удобнее и перспективнее других реально существующих на данный момент. Причем ее полноценная реализация возможна только на базе компьютера, что ухудшает ее продвижение в среде музыкантов и микс-инженеров, чьи знания базируются в основном на старых книгах и опыте работы со студийными аппаратными устройствами.
Но все-таки реализация разделения на частотные блоки существует и в аппаратном варианте - в некоторых современных звуковых интерфейсах для РС и Мас.
Современное программное обеспечение позволяет действительно вершить чудеса, поэтому многоблоковые методы я разделю на:
- Многоблоковые методы эффектов;
- Частотные многоблоковые методы;
- Смешанные многоблоковые методы.
Многоблоковые методы эффектов
С помощью одного трека, не выходя из программы мультитрекового рекордера, можно сделать достаточно большое количество качественно реализованных эффектов, таких как хорус, флэнджер, делэй. Все они имеют природу задержки, которую можно достичь путем изменения взаиморасположения между собой двух одинаковых треков. То есть, достаточно скопировать исходный трек на другую дорожку и поставить между скопированным и исходным небольшое значение задержки, как сразу получается эффект. В принципе, это знакомо многим, кто занимался выпуском танцевальной музыки и делал делэй-эффект программно или же многоблоковым методом. В качестве блоков выступают абсолютно идентичные файлы, расставленные по сетке темпа с определенной задержкой по отношению друг к другу.
Сюда же можно отнести и расширение стереобазы, ошибочно известной многим под названием Dolby Surround и являющее собой обыкновенную задержку между каналами.
Если с задержками все просто, то давайте рассмотрим более продвинутую многоблоковую систему. Первым действием микс-инженера после динамической обработки и эквализации идет "программирование" пространства - использование ревербератора. Если сводить обычным путем, то выбираются стандартные пресеты и проверяются на композиции. Мультитрековая область переполнена FX, либо винчестер занят различными видами одного и того же файла.
По многоблоковому методу мы поступим по-другому. У нас будет два блока: исходный файл и этот же файл, но обработанный одним из максимальных значений реверберации, который мы назовем впоследствии файлом эффекта.
После этого оба файла должны быть синхронизированы в мультитрековой программе. Баланс между ними будет являть собой MIX-эффект. Причем с помощью того же режима Volume Envelopes мы можем менять уровень эффекта в режиме реального времени. Это чем-то будет напоминать управление FX, но по сравнению с ним сведение происходит в более удобном режиме, поскольку реверберационные треки можно обработать эквалайзером, "прибрав" низкие частоты, которые дают гул. Получается более аккуратно.
Частотные многоблоковые методы
Как пример простейшего частотного многоблокового метода можно привести программную реализацию эксайтера в мультитрековой программе. Мы записали вокал. Он звучит достаточно артистично, но не так ярко, как хотелось бы, плюс необходимо обеспечить его читаемость наряду с другими инструментами. Необходимо компрессирование. Для этих целей в музыкальной индустрии используются эксайтеры. Причем не только для обработки вокала, но и гитары и других инструментов. Исходный файл оставляем на первом треке. После этого воспользуемся программным компрессором и эквалайзером, например, Waves C4, T-RackS, TC Mastering Compressor. Компрессируем исходный файл, добавляем высоких частот, при этом можно чуть-чуть "подрезать" низкие. Сформированный обработанный файл синхронизируем с исходным файлом в мультитрековой программе. Выставляем баланс в сторону исходного файла, второй должен просто подчеркнуть некоторые элементы. И все. Красивая вокальная партия уже обеспечена.
На этом примере мы рассмотрели второй блок как смесь динамической и частотной обработки. Если говорить о чисто частотной, то здесь можно использовать различные варианты, включая и блоки, полученные от обработки фильтрами.
Например, современные композиции редко начинаются со звука, в котором присутствуют ярко выраженные низкие или высокие частоты. И часто можно встретить именно трехблоковую реализацию развития. То есть сначала вступает среднечастотный блок, потом высокочастотный, а потом и низкочастотный. Если вводить их с помощью Envelopes Volume, то можно только выиграть в том, что композиционная звуковая картина начинается мягко, при этом с движением.
Смешанные многоблоковые методы
Для сведения вокала я использую только такие методы (причем состоят они как минимум из восьми блоков): исходный трек, эксайтирующий трек, реверберационный трек, два трека с задержкой для создания эффекта делэй, трек фазера (добавляет персонажности, хотя по балансу отстраивается так, чтобы фазер не был ощутим явно), трек модулятора (примерно точно так же, как и с фазером), панорамные треки (предназначены для объема, аналогичны с исходным, ставятся с небольшими задержками в разные области панорамы). Причем, реверберационный трек и треки делэя обрабатываются эквалайзером, который вырезает в них низкие и низкие средние частоты. Эквализация последних позволяет улучшить прозрачность звуковой картины.
Если Вы будете сводить примерно по такой же схеме, отмечу отдельно, что треки фазера и модулятора предназначены для появления "дыхания", давая элементы иррациональности. Эти треки должны быть минимальными по балансу и слышать должны их только Вы, слушатель - не должен.
Многоблоковые методы формирования ритмических партий
В данном случае, под блоками мы будем понимать отдельные партии ударных и бас инструментов и в некоторых случаях частотные ниши. В современных стилях существуют несколько схем формирования ударных партий. Например, стандартное техно отличается от техно-рока тем, что основное внимание в нем уделяется бас-бочке. И вся основная обработка по достижению хорошего звучания ударных сводится к грамотной обработке бас-бочки. В варианте техно-рок, рок основной ритм сообщает малый барабан. И ценится его обработка.
Образно говоря, бас-бочка существует как необходимая условность. Поэтому можно говорить о различных видах блоков несущего ритма. Обрабатываются они тоже по-разному. Например, в техно может приветствоваться эквализация бас-бочки с тяготением к сабвуферной зоне. Во втором варианте к сабвуферной зоне тяготеет бас (Madonna, Prodigy, Recoil).
Задавшись целью создать композицию, выберите нужный Вам вариант, отдайте предпочтение чему-либо в сабвуферной зоне и эквализируйте. При этом, если в низкочастотной зоне необходимо частно-амплитудное сведение связки бас - бас-бочка, то в средне-высокочастотной зоне - перкуссию, свистящие и шипящие от голоса. То есть разделите условно ударную установку на блоки и эквализируйте каждый в отдельности.
Если Вы работаете с drum-машинами, то условное разделение на блоки должно присутствовать изначально у Вас в голове. В данном случае я порекомендовал бы использовать программный модуль ReDrum из программы Propellerhead Reason. Там есть иерархическое структурирование инструментов ударной установки по обработкам.
Для получения качественной ритм-секции пробуйте создавать drumloop's разной природы (в разных программах, сформированных из различных источников) и потом совмещать их в мультитрековой системе. Таким образом, вся ритм-секция получится сформированной из блоков. Причем не бойтесь синкопировать loop'ы, "поднимать" их питчем, реверсировать, растягивать с коэффициэнтами 1.5, 2, вырезая самые вкусные фрагменты.
Например, если исходный drumloop обработать так: вырезать частотный верх (> 3-5 КГц), обработать в программе Tuareg модулем Variator (изменить ритмическую фразу), после этого поднять ее питчем на октаву, 3, 5, 7 полутонов с сохранением темпа и свести с исходным drum loop, то Вы получите современный ломаный ритм с хорошим качеством.
Если обрабатываете всю ритм секцию, то неплохо было бы ее дополнить реверберационным блоком (с вырезанными низкими).
И не забывайте главного: в сабвуферной зоне должен доминировать один инструмент. Кристофер www.chris808.tut.by (c) компьютерная газета
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 02 за 2001 год в рубрике мультимедиа :: разное