Microsoft + NVIDIA = XBox, или Шаг вперед и два назад?
Microsoft + NVIDIA = XBox, или Шаг вперед и два назад? Введение. Что такое XBox?
Ответим на этот вопрос строкой из Xbox FAQ:
"XBox - это игровая приставка следующего поколения, которая разрабатывается крупнейшей на сегодня в мире компанией Microsoft Corporation".
Вместе с Microsoft в проекте участвует Intel, как поставщик процессоров типа PentiumIII, а также лидер графического рынка NVIDIA, которая разрабатывает помимо графической части почти все оставшееся.
Что мы знаем о XBox?
Впервые о XBox официально мы услышали 9 марта 2000 года от самого Билла Гейтса (Bill Gates). Его доклад прозвучал на Game Developers Conference'2000 ( http://www.gdconf.com/ ). На проходящей в том же году выставке E3 XBox победил в номинации "Best Peripheral/Hardware, Console", что вообще-то несколько странно, учитывая, что такое железо реально появится только в 2001 году. С полным списком победителей E3 можно ознакомиться по адресу http://www.e3awards.com/win.html . Рекомендую это сделать, так как там вы найдете ряд имен и названий, с которыми мы встретимся еще не раз в этой статье.
За время, прошедшее от анонса XBox до сегодняшнего дня, спецификация XBox претерпевает различные изменения.
На сегодняшний день официальная спецификация, указанная на http://www.XBox.com, гласит:
DirectX API game development tools
Intel Pentium III 733MHz processor technology with Streaming SIMD Extensions
250MHz custom-designed X-Chip, developed by Microsoft and NVIDIA
64 MB of RAM (unified memory architecture)
Custom 3-D audio processor
8GB hard drive
5X DVD drive with movie playback
Four game controller ports
Expansion port
Proprietary A/V connector
10/100 MBps Ethernet
Broadband enabled
Modem enabled (optional)
Ожидаемая производительность:
6.4GB/sec Memory Bandwidth
150 million micropolygons/particles per second
150 million transformed and lit polygons per second
100 million polygons per second sustained performance (shading, texturing)
4 simultaneous textures
Compressed textures available at 6:1 compression
Full-scene anti-aliasing
DVD movie playback
1920x1080 maximum resolution
HDTV support
Возможности аудиосистемы:
256 Audio channels
3-D Audio support
Midi/DLS2 support
AC3 encoded game audio
Операционная система:
Сильно (~500K) урезанное ядро Windows 2000. Как сообщается, будет запускаться специальная оболочка (Dashboard), которая будет играть роль Windows Explorer в консоли.
Это официальные спецификации. Давайте попробуем разобраться, что стоит за этими цифрами и что изменится в жизни владельца персонального компьютера после выпуска XBox.
Когда ждать XBox?
Первым сроком, указанным Microsoft, было Рождество. Как и ожидалось, этот срок оказался недостижим по ряду причин, скорее всего, это была общая проблема как разработчиков аппаратной части, так и программистов, которые просто физически не успевали к назначенному сроку, так как реальные сэмплы консолей для разработчиков были собраны на базе GF2 и переданы им в конце октября. Поэтому заранее оговаривалось возможное продление сроков, а недавно было объявлено, что приставка выйдет на рынок в первом квартале 2001 года, скорее всего весной. Обещают официальный пресс-релиз 10 марта 2001 года. Думаю, что я не очень ошибусь, если предположу, что мы увидим презентацию XBox немного позже, если не на E3, то за неделю до открытия. Как правило, Microsoft не любит мешать все вместе и предпочитает отдельные представления, а вот на E3 будут стройными рядами стоять приставки и демонстрировать полную линейку игр всех жанров от всех известных компаний. Так что в лучшем случае пройдет год с того момента, как Microsoft официально объявила о начале работ над этим проектом до получения коммерческого продукта. Также вероятна и более длительная задержка выхода. Опять же, не сложно догадаться, что приставки появятся по всему миру одновременно в достаточном количестве, а также и то, что, несмотря на это, очереди в магазины будут не меньше, чем за Windows 98, рекламная компания круче и идиотов, пришедших со спальными мешками заранее, чтобы занять место в очереди, больше. Пожелаем им хорошей, сухой погоды. Microsoft придет к указанной дате достаточно подготовленной, чтобы не допустить таких казусов с дефицитом приставок, какие мы видим с Sony Playstation 2 в Европе. По последним сообщениям, официальный представитель Microsoft в Европе по продвижению XBox Sandy Duncan заявил о задержке выхода приставки до первых месяцев 2002 года для того, чтобы обеспечить рынок достаточным количеством приставок. Сэнди подчеркнул, что они понимают, что пропускают Рождественский период продаж, но все равно идут на этот шаг. Сроки появления приставки в US и Азии остаются без изменений. Ожидается, что к моменту выхода XBox будет доступно от 15 до 35 игр.
Чем отличается XBox от PC и от других приставок
Вообще-то ситуация с XBox складывается парадоксально: с одной стороны, это нормальная классическая приставка, с другой стороны, в ней так много от дорогого нам персонального компьютера, что порой возникает вопрос, чем же они отличаются. Тем более, что после туманного добавления Microsoft вполне возможна ситуация, когда XBox можно апгрейдить. Всем понятно, что приставка, собранная из стандартных компонентов, может быть легко модернизирована новым процессором или может быть увеличено количество памяти (я, кстати, не сомневаюсь, что именно так и поступят немного продвинутые пользователи, способные открыть корпус приставки, и это скорее минус для XBox как приставки, потому что всем будет ясно, что это все-таки скорее PC, но и с другой стороны, плюс для пользователей). Так что, скорее всего, после выпуска спецификация меняться уже не будет, ибо тогда придется объяснять людям, почему их приставка за $500 через полгода нуждается в замене (а она вряд ли будет стоить дешевле, может быть, и смогут цену удержать на уровне $300, как и обещали, но как-то в это слабо верится, хотя Microsoft и может пойти на уменьшение стоимости приставки искусственно в надежде компенсировать затраты на производство от продаж игр).
Последний слух о возможной замене процессора с 733 MHz до 1 GHz говорит лишь о том, что о конечной спецификации мы узнаем только при выходе XBox:). Похоже, у Microsoft есть расчетная стоимость приставки, исходя из которой происходит корректировка спецификации с учетом текущего снижения цен на те или иные компоненты.
Приведу одну интересную цитату из FAQ с http://www.msXBox. com:
Q: In the very cost conscious world of console design, this seems a strange decision, although the unified memory architecture does reduce the cost of this design choice.
A: Cost does not matter to Microsoft here, mindshare does. If Microsoft sells more XBox's than Sony does PSX2's, even if they have made a substantial loss, Microsoft will be happy. Remember when Microsoft started MSN? Bill Gates poured billions of dollars into MSN, even though he knew that MSN wouldn't make a profit for a substantial period of time. His initial funding has clearly paid off.
Тем, кто понимает английский, "No comments", для остальных в двух словах поясню: в вопросе выражается сомнение, что даже использование объединенной памяти не позволит снизить цену до достаточного уровня. На это дается ответ, что в данном случае (почти как в песне) "цена не имеет значения". Если Microsoft сможет продать приставок больше, чем Sony PSX2, то она будет счастлива. И в качестве примера приводятся огромные затраты (миллиарды долларов) на раскрутку MSN, окупить которые в ближайшее время она вряд ли смогла бы. Кстати, только на одну рекламную компанию Microsoft выделила полмиллиарда долларов.
Сможет ли Microsoft конкурировать на этом, новом для нее рынке? Как правило, все, за что берется Microsoft, делается хорошо. У Гейтса был один большой промах - он недооценил роль Internet. Когда он осознал ошибку, в ход была запущена мощная машина, и через два года IE 4.0 стал одним из самых распространенных браузеров, а про то, что случилось с Netscape, и вообще вспоминать не хочется. Она просто неудачно попала под каток. К тому же, если посмотреть на сегодняшнее состояние рынка приставок, то становится ясно, что скоро там появится страшный и сильный хищник.
Джон Кармак (John Carmak), совладелец и ведущий программист id, в одном из интервью сказал: "Если вам нужен лидер среди консольных приставок, я однозначно предложу вам Microsoft вместо Sony, Sega или Nintendo."
Хочу отметить один важный момент, который плохо понимается пользователями в России. Распространенность консолей во всем мире и на западе, в частности, не идет ни в какое сравнение с нераспространенностью консолей у нас. На самом деле, это огромный рынок, прибыль от игр, выпущенных для приставок, как правило, больше, чем у игр для PC. Емкость этого рынка оценивалась около 12 млрд долларов в год. Именно за эти деньги и собирается побороться Bill Gates.
Еще один интересный момент, на который постоянно обращается внимание в рекламной компании Microsoft - это поддержка HDTV с разрешениями до 1920x1080. Это не про нас. Реально цифровое телевидение распространено в US и в Японии, все остальные пока очень отстают. С другой стороны, это основной рынок для консоли. Мне понравился ответ разработчиков XBox на вопрос о поддержке HDTV: "Безусловно, будет 100% поддержка HDTV, ведь, насколько всем известно, в доме у Билла Гейтса много телевизоров и все они цифровые. Не можем же мы сделать приставку, которую не сможем даже продемонстрировать нашему шефу!:)"
Особое внимание хочется уделить вопросам, активно обсуждаемым на официальном сайте XBox. Некоторые детали точно указывают, на кого ориентируется производитель. Например, утверждается, что время загрузки будет сильно уменьшено и не будет отличаться от аналогичных показателей других консолей, а даже может быть меньше! Действительно достижение. Очень напоминает рекламную компанию Windows Me, в которой уменьшенное время загрузки представлялось чуть ли не главным достоинством новой ОС. От себя могу предложить способ ускорения загрузки - это обычный режим Hebirnate, реализованный в Windows 2000. При выключении компьютера содержимое оперативной памяти сохраняется на диск, а при включении считывается обратно в память и продолжается работа с того места, где прервались в прошлый раз. Благодаря такой возможности машину с достаточно быстрым процессором и 64 Мб оперативной памяти можно загрузить секунд за 20, а если учесть, что конфигурация приставок будет стандартной, то эту операцию можно будет еще сильнее соптимизировать. Так что этому заявлению разработчиков можно вполне доверять.
Более детальное сравнение параметров основных консолей можно найти по этому адресу: http://www.msxbox.com/specs.php3.
Кто будет выпускать XBox?
Пока Microsoft сама собирается выпускать приставки на своих заводах в Мексике, а также, возможно, и в Европе. Вопрос о лицензировании и о появлении клонов пока до конца не решен. Но, скорее всего, Microsoft учтет печальный опыт Apple и 3dfx. Всех денег заработать нельзя, а вот потерять можно.
Как будет выглядеть XBox?
За последние несколько месяцев мы видели уже не раз предполагаемый дизайн XBox. Самым первым макетом XBox был полупрозрачный стильный корпус в виде буквы X, который затем модифицировался в прямоугольную коробку, напоминая по форме DVD плеер. 6 января 2001 на CES был представлен официальный дизайн Xbox.
Кто пишет игры для XBox и как будет действовать Micro-soft для того, чтобы привлечь разработчиков?
Мы потихоньку добираемся до самого главного. То, без чего даже самое лучшее железо остается всего лишь железом - это программное обеспечение, то есть игры. В последнее время мы видим постоянный поток сообщений о том, то кто-то из грандов игровой индустрии теперь ориентируется в первую очередь на рынок приставок (читай XBox), а уж во вторую - на рынок PC, а то и вовсе не будет этого делать. Объявлено около 200 студий разработчиков, которые теперь разрабатывают игры для XBox. Недавно Electronics Arts заявила, что будет разрабатывать целых 10 тайтлов только под XBox, многие из которых не увидят пользователи PC, что уже заказаны 500 XDK (XBox Development Kit) для разработчиков и что идет модернизация студий для разработки консольных приложений.
Эти люди умеют считать деньги. Они долго работали на этом рынке, Microsoft сама приложила столько усилий, чтобы убедить всех, что Win9x идеальная среда для игр, что Windows2000 будет иметь те же мультимедийные возможности, плюс еще врожденные способности к многозадачности и пр.
Что же теперь произошло? Почему такое единодушие? Почему гранды игровой индустрии готовы отказаться от целого рынка в пользу XBox? Есть два варианта ответа: первое - Microsoft убедила разработчиков в перспективности развития этого рынка и предоставила льготные условия по продаже и раскрутке игр для этих компаний. Я, в принципе, допускаю такую возможность, теоретически, Microsoft имеет у себя достаточно капитала, чтобы осуществить такую акцию, она может пообещать гарантированный процент продаж с возможной компенсацией, но все-таки она делает приставку, чтобы зарабатывать на ней деньги, а не тратить, поэтому есть еще вторая версия такого единодушия: она смогла "аргументированно" объяснить, почему рынок PC будет менее перспективным для продажи игр в будущем по сравнению с XBox. И у Microsoft, как ни у кого, есть много способов осуществить это на практике. Интересно, что мы увидим в Windows Whistler? Где появится первым DirectX 9.0? Дай бог, чтобы я ошибался, но последний путь убеждения потребует от Microsoft гораздо меньших затрат для получения такого же (если не лучшего [для нее]) результата.
Если кто-то сейчас воскликнет, мол, они не могут так с нами поступить, то я вас огорчу: они уже так поступили. Прошлым летом на E3 мы видели целый ряд почти готовых проектов, которые должны были появиться на PC к Рождеству. Это Black&White от LionHead Studio, Halo от Bungie, Duke Nukem Forever от (хотел сказать 3d Realms, но вспомнил, что уже нет) GT. Посмотрите анонсы с прошедшего E3 и вы увидите еще целый ряд компаний, которые на сегодняшний день объявили о задержке выпуска проектов, как минимум, до следующей весны. Что они сейчас делают? Улучшают геймплэй, AI? Вряд ли, скорее всего, спешно портируют движок на DirectX 8.0 (те, кто этого до сих пор почему-то не сделал) и вносят поддержку T&L, заодно увеличивая количество полигонов до такой степени, чтобы наши GeForce2, а тем более "народные" GF2MX:) просто бы захлебнулись в полигонах. В общем, если кто-то до сих пор не понял, нас уже обокрали:(. Причем не кто-нибудь, а наша "любимая" компания. И нас заставят выложить еще около $500 (в лучшем случае), чтобы получить в будущем году то, что могли бы иметь уже сейчас. Опять же все прекрасно помнят старую историю с IBM и ее многострадальной OS/2, через которую Bill Gates переступил без особых этических проблем. It's just a business.
Вообще-то, с точки зрения менеджмента и маркетинга, все делается правильно. С одной стороны, когда я беру в руки свой диплом менеджера, перед Биллом хочется снять шляпу. С другой стороны, когда я смотрю на свой же диплом инженера-программиста, все это очень настораживает:). На примере игры Unreal мы видим, что может сделать одна команда программистов во главе с Тимом Свини для одного программного интерфейса в частности и для фирмы в целом. Ведь в том, что Glide жив до сих пор - практически только заслуга Unreal Engine. А ведь прошло уже два с половиной года с момента выхода Unreal в 1998 году, а новые игры на этом движке выходят до сих пор и неплохо выглядят. Это почти срок жизни приставки. Так что тут тоже все, может быть, и получится. Здесь можно посмотреть текущий список разработчиков (http://www. xbox.com/xboox/flash/story.asp?story=S07.htm) для XBox и список разрабатываемых ими игр (http://www.msxbox.com/games.php3). Достаточно солидно.
Как правило, до сегодняшнего дня интересы PC-ных игроков и приставочников не пересекались. На приставках много аркад и файтингов, которых практически нет на PC, на приставках появляются основные хиты из жанра стратегий и FPS, но при взгляде на эти игры "hardcore gamer" просто пожимал плечами, потому что графика была слабее, а каким образом играть с помощью геймпада в 3D шутер или стратегию, нам просто не понятно. Залог этих игр - быстрая мышь и клавиатура. Да, на приставках есть и Unreal. Игры на движке от Epic появились и на Dreamcast, и на PS2. Но совместимым сетевой код не делают принципиально. Закаленные в боях писишники порвут бедного приставочника, как тузик тряпку, а кому захочется быть аутсайдером? Так что он-лайновые бои будут идти, скорее всего, в своих песочницах.
Однако сейчас все может измениться. Среди разработчиков игр для XBox можно увидеть следующие компании: Acclaim Entertainment, Activision, Blue Byte Software, Core Design Ltd, Cryo, Eidos interactive Ltd, Epic Games, Electronics Arts, Gathering of Developers, id Software, Infogrames, Monolith Productions, NovaLogic, Raven Software, Red Storm Entertainment, Sierra, Ubi Soft Entertainment, Valve, Virgin Interactive.
Эти люди сделали лучшие игры на PC, вряд ли стоит ожидать, что они сделают худшие игры для консоли, которая к тому же в момент выхода будет мощнее, чем PC. Консоль жива до тех пор, пока для нее пишут игры, в которые люди играют. Это закон. И нам стоит задуматься, так ли все безоблачно для нас? Смогут ли разработчики одинаково оперативно работать на обоих рынках?
Так что же предстоит пережить пользователям PC?
Поздний выход игр на РС. Про это уже немало сказано, и то, что это будет так, сомневаться не приходится. В лучшем случае мы просто увидим выход этих игр с задержкой на год (так, как это происходит с фильмами, которые появляются в видеопрокате - только после показа в кинотеатрах). В худшем - мы не увидим их вообще. В самом худшем - Microsoft сделает платформу PC неперспективной для игр. Последнее больше из разряда страшилок:). В конце концов, нужна же им host-платформа для разработки?! Опять же - это основной (пока) рынок, для компаньона Microsoft в этом деле - NVIDIA.
Интервью с Mark Rein (Epic Games) для MSXBox.com:
Q: "Что означает недавнее объявление о включении Epic в Microsoft's Tools & Middleware program for XBox?"
MR: "Это означает, что мы предпочитаем XBox. Мы чувствуем, что эта платформа лучше всего подходит для тех новых технологий, которые мы включили в Unreal Engine, на основе которого будут создаваться новые высококачественные игры (high-end games). Конечно, PC скоро догонит по возможностям XBox, но в данный момент XBox - платформа №1 для нас..."
Peter Molyneux, President Lionhead Satellites: "Xbox только игровая консоль, базирующаяся на архитектуре, которая позволит нам сфокусироваться на том, что мы делаем лучше всего, заставит нас создать творческий взгляд на жизнь. Мы собираемся сосредоточиться на следующем поколении консолей и сделать PC вторичными."
Q: "Возможно ли, что Shiny переместит внимание на консоли следующего поколения?"
Dave Perry, Shiny President ("Messiah", "Sacrifice", "Earthworm Jim"):
"Возможно, что Sacrifice может стать последней игрой, которую мы создали для PC. Как и Питер [Molyneux], я уверен, что наши игры будут конвертированы на PC, но мы хотим создавать действительно мощные машины для массового потребителя. При этом я согласен с аргументами геймеров, что если деньги не имеют значения, то именно мир PC сможет остаться. Вы должны помнить, что XBox - PC в замороженном состоянии... PC продолжит развиваться, но отдавать по 300$ всего лишь за 3D карту, которая устареет через 6 месяцев...
Для американца 149$ - это цена, когда они начинают волноваться о закупках. Я только купил Dell 1Ghz для дома, и это вещь обошлась мне более чем за 4,000 долларов, а к Рождеству она уже устарела... Так что PC - однозначно не дешевая забава и не самый удобный способ быть в авангарде игр."
19 июня 2000 года победитель E3 в номинации "Best action games" (причем "для PC") Bungie Software со своим проектом Halo была приобретена Microsoft и выбрана в качестве главной игры рекламной компании на XBox.
Q: На какой платформе Halo собирается появиться на Xbox?
Jason Jones, Bungie's co-founder and developer:
"Говоря по правде, мы еще точно не решили. Мы думаем что главное - это аппаратные средства."
Вот такие настроения у ведущих разработчиков. Как говорится в известном анекдоте про жителя крайнего севера, "Однако, тенденция!". Пока только John Carmak сохраняет скептицизм по поводу успешности XBox: "спецификация Xbox - это большой скачек после PSX2, как PSX2 - после Dreamcast, но каждый может увидеть, что игры на PC уже будут другого поколения, в то время как Xbox потребует времени на доработку, потому что нам надлежит представить полную независимость от привязки к конкретной платформе", однако тут же добавляет: "...потому что исходный код должен быть более оптимизирован", а дальше - больше: "...возможно, развитие поддержки X-Box будет таким же долгим, как у NVIDIA внедрение OpenGL в систему". И мне кажется, что проблемы именно в последнем: движок у Кармака написан на OpenGL и портировать его на DirectX сейчас очень трудоемко, таким образом, id пока осталась за кормой майнстрима XBox. Пока. И надо думать, что поддержка OpenGL в XBox обязательно появится:).
Другая неприятная вещь, с которой нам, похоже, придется столкнуться, это высокая стоимость новых видеокарт, аналогичных по производительности NV25. В этой ситуации ни Microsoft, ни NVIDIA не заинтересованы в появлении на PC сильного конкурента. Учитывая последние события - покупка активов 3dfx, это становится не так сложно. С другой стороны, законы рынка никто не отменял, поэтому наиболее вероятная цена на NV20 будет начинаться в районе $500, а затем будет постепенно снижаться.
И вот тут мы приходим к самому интересному: если весной этого года спецификация XBox будет достаточно конкурентной благодаря сильному графическому ядру от NVIDIA, то в дальнейшем NVIDIA попадает в щекотливую ситуацию. Ей необходимо выпускать новые видеокарты, этого потребует рынок PC, но это ухудшит позиции XBox. Как сложатся отношения нынешних партнеров? Будет ли Microsoft препятствовать выпуску новых графических чипов от NVIDIA? Учитывая уход основного конкурента, NVIDIA может себе спокойно позволить вернуться к старому темпу выхода новых чипов - один раз в полгода, или даже замедлить его, если ATI или Matrox не покажут что-нибудь солидное. Но попробуйте представить, что приставка вышла три года назад и имела на своем борту революционный по тем временам чип Voodoo2. Как это выглядело бы сегодня по сравнению с тем же GeForce2 GTS? Смешно, да?:) То-то и оно.
Как мы будем защищаться? Самое интересное. Наш ответ Чемберлену...
Я думаю, уже все поняли, что защищаться нам (пользователям PC) придется. И у нас есть такое средство...
Эмулятор XBox для PC
Это то, что спасет нас и очень сильно подпортит XBox жизнь. Давайте еще раз взглянем на спецификацию с точки зрения создания такой программы. А для начала я процитирую то, что сказал Bill Gates на презентации XBox:
"Вы уже знаете Windows API, DirectX поддержку, на которой мы построили DirectX 8. И, наверное, знаете Х-86 CPU. А теперь вы сможете совместить работу PC и Xbox".
Операционная система почти та же. И это наш шанс, и не малый. Мы все видели эмуляторы для Sony Playstation. Да, они требовали бОльших вычислительных мощностей, но это как раз не проблема. К лету большинство обычных пользователей будет сидеть на 1GHz, даже сейчас малобюджетные системы комплектуются Celeron 566-633, которые наши героические люди гонят до 850-950 MHz, или же Duron соответствующей частоты. Пока идет борьба между AMD и Intel, нам ничего не грозит, главное, чтобы не доигрались в демпинг:). Останется получить тот самый пресловутый Dashboard и среду на PC, в которой он будет запускаться. Я так думаю, что первые варианты появятся через неделю после выхода XBox, в худшем случае. И за неделю до выхода - в лучшем.
До сегодняшнего дня не совсем ясно, на основе какой операционной системы будет построено ядро XBox. Первоначально, как мы и отмечали выше, было указано, что в качестве базовой ОС служит Win2000. Косвенно эти данные подтверждает и то, что XDK также рассчитан на эту систему. Однако время от времени появляются слухи о возможном использовании Windows Me или даже Windows Whistler (следующая версия w2k, которая появится в 2001 году) в качестве host платформы. В любом случае, такая же ОС будет и на PC, поэтому надстройку эмулятора можно будет делать на том же ядре, на котором работает приставка. Опять же, само наличие этих слухов предполагает, что изменения, которым подвергается базовое ядро, не носит тотальный характер и может быть достаточно легко изменено в пользу той или иной Win32-based OS. Это значит, что и эмулятор написать будет легче.
Вообще-то такой эмулятор уже есть, это тот самый XDK (XBox SDK), который и является эмулятором, но для разработчика. Работает он под Windows 2000, использует DirectX 8.0 API и работает на GeForce2 в качестве примерного графического чипа. Такие вещи, как правило, делают полнофункциональными, но намного более медленными, с целым рядом ограничений по функциональности, так как они содержат средства отладки. Учитывая мое знакомство с подобными продуктами (DirectX SDK, WinCE Platform Builder), я думаю, что он, скорее всего, содержит как Debug, так и Retail Run-Time. Сейчас к этому продукту имеет доступ несколько тысяч людей в более чем 200-х компаниях. Я думаю, ренегата в таком количестве людей найти будет можно. Тем более, что Microsoft пообещала бороться за качество ПО. Просто так никого к разработке игр для XBox не допускают, кроме этого обещают выходной контроль, дабы не скомпрометировать себя и не уронить высокое звание передовой консоли:). Кого-то, да обидят... "Подождем?.. Подождем!.."
И еще один вопрос: "Почему выбран DirectX API?". Именно так, как указанно в спецификации, просто DirectX без всяких номеров версий? Как сказано в пресс-релизе "стандартный API,... хорошо знакомый программистам,... позволит быстро портировать (переносить) программы... blah, blah, blah, тра-ля-ля". С одной стороны - да, все верно, а с другой стороны, у Microsoft развязаны руки в выборе следующего производителя графического ядра. DirectX, он и в Африке DirectX... Страховка?
Наверняка в ближайшее время NVIDIA будет связана обязательствами с Microsoft по поставке чипов, поэтому на рынке сейчас остается только один серьезный свободный игрок, который бы мог делать видео для других приставок - это ATI. Но она уже тоже не совсем свободна. 24 августа 2000 года появился пресс-релиз, в котором сообщается, что ATI Tech будет разрабатывать графический чип для приставки следующего поколения для Nintendo GAMECUBE(tm). Битва перемещается и на эти поля.
Формат дисков полностью совместим. Ну что же, пиратские копии дисков появятся в любом случае. Да и лицензионные копии никто не отменял. Здесь тоже проблем для нас пока не предвидится.
USB аппаратно не будет отличаться, но в драйверах будет какое-то изменение, чтобы нельзя было использовать стандартные PC-ные игровые устройства на XBox. А нам этого и не надо, главное, что это устройства, которые имеют драйверы, и с точки зрения DirectX нам не очень-то важно, каким местом и к чему он подключен. Серию манипуляторов Microsoft Sidewinder еще никто из продажи не изымал.
Видео - немного сложнее. И наличие (а вернее отсутствие) сильного конкурента NVIDIA с аналогом NV20 (а лучше более производительного) с полной поддержкой DirectX 8.0 сильно сыграло бы на руку пользователям PC. Большой шанс для ATI или кого-нибудь нового. Если бы 3dfx оставалась живой еще полгода и все-таки выпустила Rampage, то тут бы мы увидели что-нибудь интересное. После выпуска XBox у конкурентов NVIDIA будут развязаны руки, в то время как первая будет связана обязательствами и финансовыми интересами, и если эмулятор для XBox не напишут фанаты, то его надо будет написать конкурентам и отдать фанатам. Причем, чем больше я про это думаю, тем менее случайным мне видится продажа 3dfx именно NVIDIA. А не приложил ли еще кто-то сильный к этому руку? Как вы думаете?
Если подытожить, то можно сказать следующее: наверняка Microsoft понимает все расклады, и в ПО для XBox будет встроена определенная защита. Я допускаю специальные проверки на совместимость, на наличие определенного железа, на версию OS, но их снимут быстрее, чем мы успеем скачать эмулятор:).
И второе: охота на эмулятор со стороны Microsoft будет куда жестче, чем в свое время гонялись за UltraHLE. Будет война? Да, наверняка... Сплотим ряды?
И последнее: Наверняка в момент выхода эмулятора он не будет обладать достаточной производительностью, чтобы успешно заменить приставку, в нем будут определенные ограничения по совместимости на первых порах, но через год ситуация может Сергей Захарчук ( www.hardware.ru )
подготовил Пирожков Дмитрий pirog@newmail.net (c) компьютерная газета
Ответим на этот вопрос строкой из Xbox FAQ:
"XBox - это игровая приставка следующего поколения, которая разрабатывается крупнейшей на сегодня в мире компанией Microsoft Corporation".
Вместе с Microsoft в проекте участвует Intel, как поставщик процессоров типа PentiumIII, а также лидер графического рынка NVIDIA, которая разрабатывает помимо графической части почти все оставшееся.
Что мы знаем о XBox?
Впервые о XBox официально мы услышали 9 марта 2000 года от самого Билла Гейтса (Bill Gates). Его доклад прозвучал на Game Developers Conference'2000 ( http://www.gdconf.com/ ). На проходящей в том же году выставке E3 XBox победил в номинации "Best Peripheral/Hardware, Console", что вообще-то несколько странно, учитывая, что такое железо реально появится только в 2001 году. С полным списком победителей E3 можно ознакомиться по адресу http://www.e3awards.com/win.html . Рекомендую это сделать, так как там вы найдете ряд имен и названий, с которыми мы встретимся еще не раз в этой статье.
За время, прошедшее от анонса XBox до сегодняшнего дня, спецификация XBox претерпевает различные изменения.
На сегодняшний день официальная спецификация, указанная на http://www.XBox.com, гласит:
DirectX API game development tools
Intel Pentium III 733MHz processor technology with Streaming SIMD Extensions
250MHz custom-designed X-Chip, developed by Microsoft and NVIDIA
64 MB of RAM (unified memory architecture)
Custom 3-D audio processor
8GB hard drive
5X DVD drive with movie playback
Four game controller ports
Expansion port
Proprietary A/V connector
10/100 MBps Ethernet
Broadband enabled
Modem enabled (optional)
Ожидаемая производительность:
6.4GB/sec Memory Bandwidth
150 million micropolygons/particles per second
150 million transformed and lit polygons per second
100 million polygons per second sustained performance (shading, texturing)
4 simultaneous textures
Compressed textures available at 6:1 compression
Full-scene anti-aliasing
DVD movie playback
1920x1080 maximum resolution
HDTV support
Возможности аудиосистемы:
256 Audio channels
3-D Audio support
Midi/DLS2 support
AC3 encoded game audio
Операционная система:
Сильно (~500K) урезанное ядро Windows 2000. Как сообщается, будет запускаться специальная оболочка (Dashboard), которая будет играть роль Windows Explorer в консоли.
Это официальные спецификации. Давайте попробуем разобраться, что стоит за этими цифрами и что изменится в жизни владельца персонального компьютера после выпуска XBox.
Когда ждать XBox?
Первым сроком, указанным Microsoft, было Рождество. Как и ожидалось, этот срок оказался недостижим по ряду причин, скорее всего, это была общая проблема как разработчиков аппаратной части, так и программистов, которые просто физически не успевали к назначенному сроку, так как реальные сэмплы консолей для разработчиков были собраны на базе GF2 и переданы им в конце октября. Поэтому заранее оговаривалось возможное продление сроков, а недавно было объявлено, что приставка выйдет на рынок в первом квартале 2001 года, скорее всего весной. Обещают официальный пресс-релиз 10 марта 2001 года. Думаю, что я не очень ошибусь, если предположу, что мы увидим презентацию XBox немного позже, если не на E3, то за неделю до открытия. Как правило, Microsoft не любит мешать все вместе и предпочитает отдельные представления, а вот на E3 будут стройными рядами стоять приставки и демонстрировать полную линейку игр всех жанров от всех известных компаний. Так что в лучшем случае пройдет год с того момента, как Microsoft официально объявила о начале работ над этим проектом до получения коммерческого продукта. Также вероятна и более длительная задержка выхода. Опять же, не сложно догадаться, что приставки появятся по всему миру одновременно в достаточном количестве, а также и то, что, несмотря на это, очереди в магазины будут не меньше, чем за Windows 98, рекламная компания круче и идиотов, пришедших со спальными мешками заранее, чтобы занять место в очереди, больше. Пожелаем им хорошей, сухой погоды. Microsoft придет к указанной дате достаточно подготовленной, чтобы не допустить таких казусов с дефицитом приставок, какие мы видим с Sony Playstation 2 в Европе. По последним сообщениям, официальный представитель Microsoft в Европе по продвижению XBox Sandy Duncan заявил о задержке выхода приставки до первых месяцев 2002 года для того, чтобы обеспечить рынок достаточным количеством приставок. Сэнди подчеркнул, что они понимают, что пропускают Рождественский период продаж, но все равно идут на этот шаг. Сроки появления приставки в US и Азии остаются без изменений. Ожидается, что к моменту выхода XBox будет доступно от 15 до 35 игр.
Чем отличается XBox от PC и от других приставок
Вообще-то ситуация с XBox складывается парадоксально: с одной стороны, это нормальная классическая приставка, с другой стороны, в ней так много от дорогого нам персонального компьютера, что порой возникает вопрос, чем же они отличаются. Тем более, что после туманного добавления Microsoft вполне возможна ситуация, когда XBox можно апгрейдить. Всем понятно, что приставка, собранная из стандартных компонентов, может быть легко модернизирована новым процессором или может быть увеличено количество памяти (я, кстати, не сомневаюсь, что именно так и поступят немного продвинутые пользователи, способные открыть корпус приставки, и это скорее минус для XBox как приставки, потому что всем будет ясно, что это все-таки скорее PC, но и с другой стороны, плюс для пользователей). Так что, скорее всего, после выпуска спецификация меняться уже не будет, ибо тогда придется объяснять людям, почему их приставка за $500 через полгода нуждается в замене (а она вряд ли будет стоить дешевле, может быть, и смогут цену удержать на уровне $300, как и обещали, но как-то в это слабо верится, хотя Microsoft и может пойти на уменьшение стоимости приставки искусственно в надежде компенсировать затраты на производство от продаж игр).
Последний слух о возможной замене процессора с 733 MHz до 1 GHz говорит лишь о том, что о конечной спецификации мы узнаем только при выходе XBox:). Похоже, у Microsoft есть расчетная стоимость приставки, исходя из которой происходит корректировка спецификации с учетом текущего снижения цен на те или иные компоненты.
Приведу одну интересную цитату из FAQ с http://www.msXBox. com:
Q: In the very cost conscious world of console design, this seems a strange decision, although the unified memory architecture does reduce the cost of this design choice.
A: Cost does not matter to Microsoft here, mindshare does. If Microsoft sells more XBox's than Sony does PSX2's, even if they have made a substantial loss, Microsoft will be happy. Remember when Microsoft started MSN? Bill Gates poured billions of dollars into MSN, even though he knew that MSN wouldn't make a profit for a substantial period of time. His initial funding has clearly paid off.
Тем, кто понимает английский, "No comments", для остальных в двух словах поясню: в вопросе выражается сомнение, что даже использование объединенной памяти не позволит снизить цену до достаточного уровня. На это дается ответ, что в данном случае (почти как в песне) "цена не имеет значения". Если Microsoft сможет продать приставок больше, чем Sony PSX2, то она будет счастлива. И в качестве примера приводятся огромные затраты (миллиарды долларов) на раскрутку MSN, окупить которые в ближайшее время она вряд ли смогла бы. Кстати, только на одну рекламную компанию Microsoft выделила полмиллиарда долларов.
Сможет ли Microsoft конкурировать на этом, новом для нее рынке? Как правило, все, за что берется Microsoft, делается хорошо. У Гейтса был один большой промах - он недооценил роль Internet. Когда он осознал ошибку, в ход была запущена мощная машина, и через два года IE 4.0 стал одним из самых распространенных браузеров, а про то, что случилось с Netscape, и вообще вспоминать не хочется. Она просто неудачно попала под каток. К тому же, если посмотреть на сегодняшнее состояние рынка приставок, то становится ясно, что скоро там появится страшный и сильный хищник.
Джон Кармак (John Carmak), совладелец и ведущий программист id, в одном из интервью сказал: "Если вам нужен лидер среди консольных приставок, я однозначно предложу вам Microsoft вместо Sony, Sega или Nintendo."
Хочу отметить один важный момент, который плохо понимается пользователями в России. Распространенность консолей во всем мире и на западе, в частности, не идет ни в какое сравнение с нераспространенностью консолей у нас. На самом деле, это огромный рынок, прибыль от игр, выпущенных для приставок, как правило, больше, чем у игр для PC. Емкость этого рынка оценивалась около 12 млрд долларов в год. Именно за эти деньги и собирается побороться Bill Gates.
Еще один интересный момент, на который постоянно обращается внимание в рекламной компании Microsoft - это поддержка HDTV с разрешениями до 1920x1080. Это не про нас. Реально цифровое телевидение распространено в US и в Японии, все остальные пока очень отстают. С другой стороны, это основной рынок для консоли. Мне понравился ответ разработчиков XBox на вопрос о поддержке HDTV: "Безусловно, будет 100% поддержка HDTV, ведь, насколько всем известно, в доме у Билла Гейтса много телевизоров и все они цифровые. Не можем же мы сделать приставку, которую не сможем даже продемонстрировать нашему шефу!:)"
Особое внимание хочется уделить вопросам, активно обсуждаемым на официальном сайте XBox. Некоторые детали точно указывают, на кого ориентируется производитель. Например, утверждается, что время загрузки будет сильно уменьшено и не будет отличаться от аналогичных показателей других консолей, а даже может быть меньше! Действительно достижение. Очень напоминает рекламную компанию Windows Me, в которой уменьшенное время загрузки представлялось чуть ли не главным достоинством новой ОС. От себя могу предложить способ ускорения загрузки - это обычный режим Hebirnate, реализованный в Windows 2000. При выключении компьютера содержимое оперативной памяти сохраняется на диск, а при включении считывается обратно в память и продолжается работа с того места, где прервались в прошлый раз. Благодаря такой возможности машину с достаточно быстрым процессором и 64 Мб оперативной памяти можно загрузить секунд за 20, а если учесть, что конфигурация приставок будет стандартной, то эту операцию можно будет еще сильнее соптимизировать. Так что этому заявлению разработчиков можно вполне доверять.
Более детальное сравнение параметров основных консолей можно найти по этому адресу: http://www.msxbox.com/specs.php3.
Кто будет выпускать XBox?
Пока Microsoft сама собирается выпускать приставки на своих заводах в Мексике, а также, возможно, и в Европе. Вопрос о лицензировании и о появлении клонов пока до конца не решен. Но, скорее всего, Microsoft учтет печальный опыт Apple и 3dfx. Всех денег заработать нельзя, а вот потерять можно.
Как будет выглядеть XBox?
За последние несколько месяцев мы видели уже не раз предполагаемый дизайн XBox. Самым первым макетом XBox был полупрозрачный стильный корпус в виде буквы X, который затем модифицировался в прямоугольную коробку, напоминая по форме DVD плеер. 6 января 2001 на CES был представлен официальный дизайн Xbox.
Кто пишет игры для XBox и как будет действовать Micro-soft для того, чтобы привлечь разработчиков?
Мы потихоньку добираемся до самого главного. То, без чего даже самое лучшее железо остается всего лишь железом - это программное обеспечение, то есть игры. В последнее время мы видим постоянный поток сообщений о том, то кто-то из грандов игровой индустрии теперь ориентируется в первую очередь на рынок приставок (читай XBox), а уж во вторую - на рынок PC, а то и вовсе не будет этого делать. Объявлено около 200 студий разработчиков, которые теперь разрабатывают игры для XBox. Недавно Electronics Arts заявила, что будет разрабатывать целых 10 тайтлов только под XBox, многие из которых не увидят пользователи PC, что уже заказаны 500 XDK (XBox Development Kit) для разработчиков и что идет модернизация студий для разработки консольных приложений.
Эти люди умеют считать деньги. Они долго работали на этом рынке, Microsoft сама приложила столько усилий, чтобы убедить всех, что Win9x идеальная среда для игр, что Windows2000 будет иметь те же мультимедийные возможности, плюс еще врожденные способности к многозадачности и пр.
Что же теперь произошло? Почему такое единодушие? Почему гранды игровой индустрии готовы отказаться от целого рынка в пользу XBox? Есть два варианта ответа: первое - Microsoft убедила разработчиков в перспективности развития этого рынка и предоставила льготные условия по продаже и раскрутке игр для этих компаний. Я, в принципе, допускаю такую возможность, теоретически, Microsoft имеет у себя достаточно капитала, чтобы осуществить такую акцию, она может пообещать гарантированный процент продаж с возможной компенсацией, но все-таки она делает приставку, чтобы зарабатывать на ней деньги, а не тратить, поэтому есть еще вторая версия такого единодушия: она смогла "аргументированно" объяснить, почему рынок PC будет менее перспективным для продажи игр в будущем по сравнению с XBox. И у Microsoft, как ни у кого, есть много способов осуществить это на практике. Интересно, что мы увидим в Windows Whistler? Где появится первым DirectX 9.0? Дай бог, чтобы я ошибался, но последний путь убеждения потребует от Microsoft гораздо меньших затрат для получения такого же (если не лучшего [для нее]) результата.
Если кто-то сейчас воскликнет, мол, они не могут так с нами поступить, то я вас огорчу: они уже так поступили. Прошлым летом на E3 мы видели целый ряд почти готовых проектов, которые должны были появиться на PC к Рождеству. Это Black&White от LionHead Studio, Halo от Bungie, Duke Nukem Forever от (хотел сказать 3d Realms, но вспомнил, что уже нет) GT. Посмотрите анонсы с прошедшего E3 и вы увидите еще целый ряд компаний, которые на сегодняшний день объявили о задержке выпуска проектов, как минимум, до следующей весны. Что они сейчас делают? Улучшают геймплэй, AI? Вряд ли, скорее всего, спешно портируют движок на DirectX 8.0 (те, кто этого до сих пор почему-то не сделал) и вносят поддержку T&L, заодно увеличивая количество полигонов до такой степени, чтобы наши GeForce2, а тем более "народные" GF2MX:) просто бы захлебнулись в полигонах. В общем, если кто-то до сих пор не понял, нас уже обокрали:(. Причем не кто-нибудь, а наша "любимая" компания. И нас заставят выложить еще около $500 (в лучшем случае), чтобы получить в будущем году то, что могли бы иметь уже сейчас. Опять же все прекрасно помнят старую историю с IBM и ее многострадальной OS/2, через которую Bill Gates переступил без особых этических проблем. It's just a business.
Вообще-то, с точки зрения менеджмента и маркетинга, все делается правильно. С одной стороны, когда я беру в руки свой диплом менеджера, перед Биллом хочется снять шляпу. С другой стороны, когда я смотрю на свой же диплом инженера-программиста, все это очень настораживает:). На примере игры Unreal мы видим, что может сделать одна команда программистов во главе с Тимом Свини для одного программного интерфейса в частности и для фирмы в целом. Ведь в том, что Glide жив до сих пор - практически только заслуга Unreal Engine. А ведь прошло уже два с половиной года с момента выхода Unreal в 1998 году, а новые игры на этом движке выходят до сих пор и неплохо выглядят. Это почти срок жизни приставки. Так что тут тоже все, может быть, и получится. Здесь можно посмотреть текущий список разработчиков (http://www. xbox.com/xboox/flash/story.asp?story=S07.htm) для XBox и список разрабатываемых ими игр (http://www.msxbox.com/games.php3). Достаточно солидно.
Как правило, до сегодняшнего дня интересы PC-ных игроков и приставочников не пересекались. На приставках много аркад и файтингов, которых практически нет на PC, на приставках появляются основные хиты из жанра стратегий и FPS, но при взгляде на эти игры "hardcore gamer" просто пожимал плечами, потому что графика была слабее, а каким образом играть с помощью геймпада в 3D шутер или стратегию, нам просто не понятно. Залог этих игр - быстрая мышь и клавиатура. Да, на приставках есть и Unreal. Игры на движке от Epic появились и на Dreamcast, и на PS2. Но совместимым сетевой код не делают принципиально. Закаленные в боях писишники порвут бедного приставочника, как тузик тряпку, а кому захочется быть аутсайдером? Так что он-лайновые бои будут идти, скорее всего, в своих песочницах.
Однако сейчас все может измениться. Среди разработчиков игр для XBox можно увидеть следующие компании: Acclaim Entertainment, Activision, Blue Byte Software, Core Design Ltd, Cryo, Eidos interactive Ltd, Epic Games, Electronics Arts, Gathering of Developers, id Software, Infogrames, Monolith Productions, NovaLogic, Raven Software, Red Storm Entertainment, Sierra, Ubi Soft Entertainment, Valve, Virgin Interactive.
Эти люди сделали лучшие игры на PC, вряд ли стоит ожидать, что они сделают худшие игры для консоли, которая к тому же в момент выхода будет мощнее, чем PC. Консоль жива до тех пор, пока для нее пишут игры, в которые люди играют. Это закон. И нам стоит задуматься, так ли все безоблачно для нас? Смогут ли разработчики одинаково оперативно работать на обоих рынках?
Так что же предстоит пережить пользователям PC?
Поздний выход игр на РС. Про это уже немало сказано, и то, что это будет так, сомневаться не приходится. В лучшем случае мы просто увидим выход этих игр с задержкой на год (так, как это происходит с фильмами, которые появляются в видеопрокате - только после показа в кинотеатрах). В худшем - мы не увидим их вообще. В самом худшем - Microsoft сделает платформу PC неперспективной для игр. Последнее больше из разряда страшилок:). В конце концов, нужна же им host-платформа для разработки?! Опять же - это основной (пока) рынок, для компаньона Microsoft в этом деле - NVIDIA.
Интервью с Mark Rein (Epic Games) для MSXBox.com:
Q: "Что означает недавнее объявление о включении Epic в Microsoft's Tools & Middleware program for XBox?"
MR: "Это означает, что мы предпочитаем XBox. Мы чувствуем, что эта платформа лучше всего подходит для тех новых технологий, которые мы включили в Unreal Engine, на основе которого будут создаваться новые высококачественные игры (high-end games). Конечно, PC скоро догонит по возможностям XBox, но в данный момент XBox - платформа №1 для нас..."
Peter Molyneux, President Lionhead Satellites: "Xbox только игровая консоль, базирующаяся на архитектуре, которая позволит нам сфокусироваться на том, что мы делаем лучше всего, заставит нас создать творческий взгляд на жизнь. Мы собираемся сосредоточиться на следующем поколении консолей и сделать PC вторичными."
Q: "Возможно ли, что Shiny переместит внимание на консоли следующего поколения?"
Dave Perry, Shiny President ("Messiah", "Sacrifice", "Earthworm Jim"):
"Возможно, что Sacrifice может стать последней игрой, которую мы создали для PC. Как и Питер [Molyneux], я уверен, что наши игры будут конвертированы на PC, но мы хотим создавать действительно мощные машины для массового потребителя. При этом я согласен с аргументами геймеров, что если деньги не имеют значения, то именно мир PC сможет остаться. Вы должны помнить, что XBox - PC в замороженном состоянии... PC продолжит развиваться, но отдавать по 300$ всего лишь за 3D карту, которая устареет через 6 месяцев...
Для американца 149$ - это цена, когда они начинают волноваться о закупках. Я только купил Dell 1Ghz для дома, и это вещь обошлась мне более чем за 4,000 долларов, а к Рождеству она уже устарела... Так что PC - однозначно не дешевая забава и не самый удобный способ быть в авангарде игр."
19 июня 2000 года победитель E3 в номинации "Best action games" (причем "для PC") Bungie Software со своим проектом Halo была приобретена Microsoft и выбрана в качестве главной игры рекламной компании на XBox.
Q: На какой платформе Halo собирается появиться на Xbox?
Jason Jones, Bungie's co-founder and developer:
"Говоря по правде, мы еще точно не решили. Мы думаем что главное - это аппаратные средства."
Вот такие настроения у ведущих разработчиков. Как говорится в известном анекдоте про жителя крайнего севера, "Однако, тенденция!". Пока только John Carmak сохраняет скептицизм по поводу успешности XBox: "спецификация Xbox - это большой скачек после PSX2, как PSX2 - после Dreamcast, но каждый может увидеть, что игры на PC уже будут другого поколения, в то время как Xbox потребует времени на доработку, потому что нам надлежит представить полную независимость от привязки к конкретной платформе", однако тут же добавляет: "...потому что исходный код должен быть более оптимизирован", а дальше - больше: "...возможно, развитие поддержки X-Box будет таким же долгим, как у NVIDIA внедрение OpenGL в систему". И мне кажется, что проблемы именно в последнем: движок у Кармака написан на OpenGL и портировать его на DirectX сейчас очень трудоемко, таким образом, id пока осталась за кормой майнстрима XBox. Пока. И надо думать, что поддержка OpenGL в XBox обязательно появится:).
Другая неприятная вещь, с которой нам, похоже, придется столкнуться, это высокая стоимость новых видеокарт, аналогичных по производительности NV25. В этой ситуации ни Microsoft, ни NVIDIA не заинтересованы в появлении на PC сильного конкурента. Учитывая последние события - покупка активов 3dfx, это становится не так сложно. С другой стороны, законы рынка никто не отменял, поэтому наиболее вероятная цена на NV20 будет начинаться в районе $500, а затем будет постепенно снижаться.
И вот тут мы приходим к самому интересному: если весной этого года спецификация XBox будет достаточно конкурентной благодаря сильному графическому ядру от NVIDIA, то в дальнейшем NVIDIA попадает в щекотливую ситуацию. Ей необходимо выпускать новые видеокарты, этого потребует рынок PC, но это ухудшит позиции XBox. Как сложатся отношения нынешних партнеров? Будет ли Microsoft препятствовать выпуску новых графических чипов от NVIDIA? Учитывая уход основного конкурента, NVIDIA может себе спокойно позволить вернуться к старому темпу выхода новых чипов - один раз в полгода, или даже замедлить его, если ATI или Matrox не покажут что-нибудь солидное. Но попробуйте представить, что приставка вышла три года назад и имела на своем борту революционный по тем временам чип Voodoo2. Как это выглядело бы сегодня по сравнению с тем же GeForce2 GTS? Смешно, да?:) То-то и оно.
Как мы будем защищаться? Самое интересное. Наш ответ Чемберлену...
Я думаю, уже все поняли, что защищаться нам (пользователям PC) придется. И у нас есть такое средство...
Эмулятор XBox для PC
Это то, что спасет нас и очень сильно подпортит XBox жизнь. Давайте еще раз взглянем на спецификацию с точки зрения создания такой программы. А для начала я процитирую то, что сказал Bill Gates на презентации XBox:
"Вы уже знаете Windows API, DirectX поддержку, на которой мы построили DirectX 8. И, наверное, знаете Х-86 CPU. А теперь вы сможете совместить работу PC и Xbox".
Операционная система почти та же. И это наш шанс, и не малый. Мы все видели эмуляторы для Sony Playstation. Да, они требовали бОльших вычислительных мощностей, но это как раз не проблема. К лету большинство обычных пользователей будет сидеть на 1GHz, даже сейчас малобюджетные системы комплектуются Celeron 566-633, которые наши героические люди гонят до 850-950 MHz, или же Duron соответствующей частоты. Пока идет борьба между AMD и Intel, нам ничего не грозит, главное, чтобы не доигрались в демпинг:). Останется получить тот самый пресловутый Dashboard и среду на PC, в которой он будет запускаться. Я так думаю, что первые варианты появятся через неделю после выхода XBox, в худшем случае. И за неделю до выхода - в лучшем.
До сегодняшнего дня не совсем ясно, на основе какой операционной системы будет построено ядро XBox. Первоначально, как мы и отмечали выше, было указано, что в качестве базовой ОС служит Win2000. Косвенно эти данные подтверждает и то, что XDK также рассчитан на эту систему. Однако время от времени появляются слухи о возможном использовании Windows Me или даже Windows Whistler (следующая версия w2k, которая появится в 2001 году) в качестве host платформы. В любом случае, такая же ОС будет и на PC, поэтому надстройку эмулятора можно будет делать на том же ядре, на котором работает приставка. Опять же, само наличие этих слухов предполагает, что изменения, которым подвергается базовое ядро, не носит тотальный характер и может быть достаточно легко изменено в пользу той или иной Win32-based OS. Это значит, что и эмулятор написать будет легче.
Вообще-то такой эмулятор уже есть, это тот самый XDK (XBox SDK), который и является эмулятором, но для разработчика. Работает он под Windows 2000, использует DirectX 8.0 API и работает на GeForce2 в качестве примерного графического чипа. Такие вещи, как правило, делают полнофункциональными, но намного более медленными, с целым рядом ограничений по функциональности, так как они содержат средства отладки. Учитывая мое знакомство с подобными продуктами (DirectX SDK, WinCE Platform Builder), я думаю, что он, скорее всего, содержит как Debug, так и Retail Run-Time. Сейчас к этому продукту имеет доступ несколько тысяч людей в более чем 200-х компаниях. Я думаю, ренегата в таком количестве людей найти будет можно. Тем более, что Microsoft пообещала бороться за качество ПО. Просто так никого к разработке игр для XBox не допускают, кроме этого обещают выходной контроль, дабы не скомпрометировать себя и не уронить высокое звание передовой консоли:). Кого-то, да обидят... "Подождем?.. Подождем!.."
И еще один вопрос: "Почему выбран DirectX API?". Именно так, как указанно в спецификации, просто DirectX без всяких номеров версий? Как сказано в пресс-релизе "стандартный API,... хорошо знакомый программистам,... позволит быстро портировать (переносить) программы... blah, blah, blah, тра-ля-ля". С одной стороны - да, все верно, а с другой стороны, у Microsoft развязаны руки в выборе следующего производителя графического ядра. DirectX, он и в Африке DirectX... Страховка?
Наверняка в ближайшее время NVIDIA будет связана обязательствами с Microsoft по поставке чипов, поэтому на рынке сейчас остается только один серьезный свободный игрок, который бы мог делать видео для других приставок - это ATI. Но она уже тоже не совсем свободна. 24 августа 2000 года появился пресс-релиз, в котором сообщается, что ATI Tech будет разрабатывать графический чип для приставки следующего поколения для Nintendo GAMECUBE(tm). Битва перемещается и на эти поля.
Формат дисков полностью совместим. Ну что же, пиратские копии дисков появятся в любом случае. Да и лицензионные копии никто не отменял. Здесь тоже проблем для нас пока не предвидится.
USB аппаратно не будет отличаться, но в драйверах будет какое-то изменение, чтобы нельзя было использовать стандартные PC-ные игровые устройства на XBox. А нам этого и не надо, главное, что это устройства, которые имеют драйверы, и с точки зрения DirectX нам не очень-то важно, каким местом и к чему он подключен. Серию манипуляторов Microsoft Sidewinder еще никто из продажи не изымал.
Видео - немного сложнее. И наличие (а вернее отсутствие) сильного конкурента NVIDIA с аналогом NV20 (а лучше более производительного) с полной поддержкой DirectX 8.0 сильно сыграло бы на руку пользователям PC. Большой шанс для ATI или кого-нибудь нового. Если бы 3dfx оставалась живой еще полгода и все-таки выпустила Rampage, то тут бы мы увидели что-нибудь интересное. После выпуска XBox у конкурентов NVIDIA будут развязаны руки, в то время как первая будет связана обязательствами и финансовыми интересами, и если эмулятор для XBox не напишут фанаты, то его надо будет написать конкурентам и отдать фанатам. Причем, чем больше я про это думаю, тем менее случайным мне видится продажа 3dfx именно NVIDIA. А не приложил ли еще кто-то сильный к этому руку? Как вы думаете?
Если подытожить, то можно сказать следующее: наверняка Microsoft понимает все расклады, и в ПО для XBox будет встроена определенная защита. Я допускаю специальные проверки на совместимость, на наличие определенного железа, на версию OS, но их снимут быстрее, чем мы успеем скачать эмулятор:).
И второе: охота на эмулятор со стороны Microsoft будет куда жестче, чем в свое время гонялись за UltraHLE. Будет война? Да, наверняка... Сплотим ряды?
И последнее: Наверняка в момент выхода эмулятора он не будет обладать достаточной производительностью, чтобы успешно заменить приставку, в нем будут определенные ограничения по совместимости на первых порах, но через год ситуация может Сергей Захарчук ( www.hardware.ru )
подготовил Пирожков Дмитрий pirog@newmail.net (c) компьютерная газета
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 02 за 2001 год в рубрике hard :: разное