Propellerhead Reason 1.0 — виртуальная студия нового поколения. Главный хит уходящего года!

Propellerhead Reason 1.0 — виртуальная студия нового поколения. Главный хит уходящего года!
Разработчика Propellerhead Software представлять нашему читателю не нужно. Достаточно вспомнить Re-Birth — заглавный продукт фирмы. В 2000-м году в мир музыкального программного обеспечения пришли качественные программы нового уровня, которые я по простоте своей стал называть "виртуальными студиями". Что стоит за этим понятием? Представьте себе обычную студию, в которой есть ритм- и бас-машины, синтезаторы, сэмплеры, эффект-процессоры, и все это — отдельные аппаратные устройства, читай рэки. В программах нового уровня эти рэки сделаны программно. Да, Re-Birth и Fruity Loops имели в своем арсенале несколько эмуляций различных устройств, но до ощущения у пользователя полноценной студийной работы в рамках одной программы дело не доходило. Одной из первых мощных разработок в программном обеспечении нового уровня является Orion, в коей собраны все известные виды программных синтезаторов, включая и WASP, и wavetable. С другой стороны, активизировалась и укрепила свои позиции австралийская разработка AudioMulch, в которой имеется множество программных модулей синтезаторов и эффектов. Причем в последней программе можно самому моделировать студию от начального уровня (wav-файлы и синтезаторы) до микшерных консолей (средняя ступень — фильтры и эффекты). Отдельно хочется отметить уникальную возможность в программе переносить управление с любой ручки или слайдера в режим envelopes. Очень хороший получился продукт, хотя для многих кажется сложным из-за спартанского интерфейса. С третьей стороны, очень серьезную заявку на место под солнцем сделала фирма Arturia, выпустив STORM. STORM является самой что ни на есть виртуальной студией. Все устройства выполнены в виде отдельных модулей, которые подключаются к программе наподобие plug-ins. То есть, нужна бас-машина H30+ — пожалуйста, подключай соответствующий модуль и работай. Интересный подход.

И вот, к концу года активизировались Propellerhead Software. Честно сказать, я не был готов к такому мощному продукту со стороны этого разработчика. Но произошло очень неожиданное событие. Главным образом, по возможностям и уровню обработок Reason сместил Sonic Foundry ACID с лидирующей позиции. Красиво сместил. Красиво, красиво, красиво.


Структура Reason

В данной программе реализована одна из самых профессиональных структур, которые мне когда-либо встречались. То, что разработчики хорошо потрудились, видно сразу же после первого знакомства с интерфейсом. Все продумано очень качественно. В программе все представлено в виде взаимосвязанных блоков: интерфейс управления аппаратной частью звукового тракта, микшер, эффект процессоры (например, ревербератор, делэй, фазер), связанные с микшером через каналы эффектов, ритм-машина, loop player, сэмплер, полифонический синтезатор и pattern-секвенсор.

Интерфейс состоит из двух рабочих окон, что мне слегка напомнило AudioMulch по концепции реализации разделения. То есть, существует окно объектов (модулей) и окно мультитрека (в AudioMulch вместо него другое окно — окно структуры, показанной схематично). В окне мультитрека можно создавать композицию, как и в любой сэмплерной архитектуре, то есть расставлять результаты созданных в объектах музыкальных фраз по сетке времени. Сами объекты, их настройки представлены в другом окне. Чем мне это напомнило AudioMulch? Динамически работающим окном объектов, то есть по нажатии левой кнопки мыши на трек ритм-машины в мультитрековой области, в верхнем окне, автоматически появляется искомый модуль. Эта идея взаимодействия рабочих интерфейсов, скорее всего, уже не будет меняться, поскольку является одной из самых удобных.

Если рассматривать отдельно окно объектов, то нельзя не упомянуть об еще одном очень удобном новшестве — возможности работы с задними панелями устройств. То есть, достаточно нажать клавишу TAB — и весь Ваш блок с интерфейсами развернется на 180 градусов. Как известно, на задних панелях аппаратных устройств находятся разъемы, контакты и прочее. Поэтому, хоть программа устанавливает подключения автоматически, конфигурировать студию возможно и вам самим. Связи показаны в виде простых проводов, и реконструировать студию можно с помощью управления мышью.


Hardware Interface

За что мне нравится программа особенно, так это за то, что все свойства и действующие рабочие характеристики можно редактировать в окне объектов. То есть, мы имеем дело с полной эмуляцией "живой" студии. И hardware interface — не исключение в данном случае. В этом блоке распределяются сигналы по 32-м возможным audio outputs вашей саундкарты или других reware-устройств. Последние внедрены для того, чтобы reason можно было использовать как инструментальную базу, используя при этом другой секвенсор. Для этого Ваш секвенсор должен поддерживать rewire-протокол. Например, в той реализации, которую мы рассматриваем на данный момент, программа позволяет интегрироваться в cubase vst. Вообще, очевидно тяготение к vst-инструментам-эмуляторам. Поэтому думаю, что cubase — не единственный продукт, в который можно будет полноценно внедрить reason. Хотя стоит отметить, что последний весьма самодостаточен и имеет на своем борту функции экспорта как в midi, так и в wav-файлы, что делает продукт универсальным. reware имеет и обратное действие — по этому протоколу можно внедрять другие программы в саму reason, например, re-birth, но об этом чуть попозже.


Непосредственно в модуле Hardware Interface возможно управление входящими MIDI-каналами — установка 4 MIDI IN —устройств, которые можно использовать в качестве входящих для Reason (4x16=64 канала).


Микшеры

Микшеры выполнены в виде стандартных консолей на 14 стерео-каналов с 4 каналами эффектов (AUX Sends — Return), управлением EQ (Treble, Bass), кнопками управления и ручкой панорамы для каждого трека. Почему я говорю о микшерах во множественном числе? Дело в том, что их можно подключать несколько. Причем один можно подключать ко второму и так далее.

С загрузкой микшера мы начинаем формировать первую ступень в создании композиции. После этого можно загружать модули инструментов и эффектов. Они автоматически будут прописываться в первоначально загруженный микшер. Как я уже сказал, связи между устройствами можно конфигурировать самостоятельно, перейдя к задним панелям интерфейсов посредством нажатия клавиши tab.



Эффект-процессоры

В рассматриваемой нами версии доступно восемь модулей эффект-процессоров. Это:

  • RV-7 Digital Reverb
  • DDL Digital Delay Line
  • D-11 Foldback Distortion
  • ECF-42 Envelope Controlled Filter
  • CF-101 Chorus/Flanger
  • PH-90 Phaser
  • COMP-01 Compressor
  • PEQ2 Two Bands Parametric EQ
  • Как видно из приведенного списка, в Reason представлены наиболее необходимые эффекты, и, в принципе, данная связка позволяет создавать современные композиции, не выходя за пределы программы. Многим покажется, что не хватает модулятора, но он реализован в большинстве модулей инструментов в той или иной степени.

    Эффект-процессоры могут подключаться или к микшеру, или же последовательно в цепь интрумент-микшер. Работают они в стерео-режиме. Количество устанавливаемых интерфейсов неограниченно. Если вы подключаете эффект-процессор к микшеру в качестве Return, то можно и поэкспериментировать с моно и стерео. Например, если имеет место подключение только к разъему левого канала, то программа автоматически распределяет эффект в моно-режиме (установка по умолчанию). Тем самым можно подключить один эффект на два блока Return и регулировать взаимодействие его каналов в стерео-плоскости (вращая ручки панорамы в самом микшере).


    Инструменты — SubTractor

    SUBTRACTOR является эмуляцией аналогового полифонического синтезатора с двумя осцилляторами. Очень интересно звучат фазовая модуляция, эффекты, получающиеся в результате действий резонантных фильтров. В принципе, для современной музыки этот звук уже достаточно изъеден. Но, пожалуй, модуль SUBTRACTOR — один из самых подробнейших и дотошных эмуляций синтезаторов такого типа.


    Инструменты — NN19 Digital Sampler

    Для тех, кто работал с натуральными сэмплерными архитектурами AKAI, Kurzweil, EMU, данный модуль покажется знакомым. В нем даже рабочий экран сделан в виде эмуляции жидкокристаллического (бело-голубого). Программный модуль может импортировать wav-, aif-файлы и после нужной обработки сохранять их в файлах пэтчей с расширением *.smp.

    В принципе, что касается интерфейса, то все выполнено очень просто, пользовательски интуитивно.

    Для компьютерных аранжировщиков, не сталкивавшихся ранее с "аппаратными" решениями сэмплерных архитектур, настоятельно рекомендую изучить принципы действия данного модуля. Тогда посещение обычной студии не станет для Вас "приходом в другое царство". На самом деле все взаимосвязано.


    Инструменты — Dr REX

    Dr Rex представляет из себя loop player, базирующийся на уже известной нам разработке — ReCycle! (использует файлы c расширениями *.rcy, rx2,*,rex). Это не простой проигрыватель зацикленных фраз, я бы сказал, что это больше редактор loop'ов, который вмещает в себя немного возможностей ритм-машины и большую часть возможностей от сэмплерных архитектур. То есть, загруженный loop делится на составляющие элементы, каждый из которых можно редактировать в отдельности, транспонировать его, обрабатывать фильтрами, управлять динамикой. Но инструмент по своему уникальный, и можно выделить сферы, в которых потребуются именно такие возможности.

    Инструменты — Matrix Pattern Sequencer

    MATRIX — монофонический секвенсор, предназначенный для создания синтетических loop'ов. Схема работы интуитивно проста, чем-то напоминает d-lusion Rubber Duck H30+ по принципу, а также близка к реализациям в Re-Birth, даже ближе к последнему. Вместо неудобной клавиатуры снизу, изображение клавиш находится сбоку (слева). Там же находится переключатель октав (5 октав). Весь набор pattern производится в рабочем окне модуля. В нем же можно управлять громкостью каждой отдельной ноты.

    Поработав с этим модулем, могу сказать, что он намного удобнее Re-Birth, и все функции от последнего присутствуют в полной мере, начиная от операции Randomize Pattern и заканчивая управлением количества Steps.


    Инструменты — ReDrum

    ReDrum — одна из самых интересных реализаций ритм-машин на 909 основе. Нам представлена возможность создавать ритмические фразы с помощью 10 совместно используемых инструментов (10 треков). Причем в программе присутствуют уже загруженные банки. Что следует отметить... Для каждого трека свойственны свои настройки. Поэтому, например, в канале с загружаемыми FX-ударными можно редактировать питч и тон, для других инструментов — свои настройки. И мне нравится такой подход, поскольку я нередко сталкивался с тем, что в ритм-машинах каналы инструментов усреднены. То есть, разработчики по умолчанию считают, что в любом канале может присутствовать любой инструмент, как хэт, так и бас-бочка. И в зависимости от этого дают усредненные настройки, что не всегда верно. В Re-Drum есть такое разделение.

    Функция импортирования aif и wav файлов в базу инструментов также есть.


    ReBirth input device

    Программа reason не воспроизводит файлы re-birth, но зато имеет модуль, благодаря которому output re-birth подключается к микшеру. При вызове
    модуля программа автоматически производит поиск установленного Re-Birth, после чего просто включает его в свою цепочку.


    Промежуточные выводы

    Я надеюсь, что Вы уже поняли, с чем мы имеем дело — программой нового поколения с превосходным качеством. В принципе, реализация воспроизведения файлов от Re-Birth не нужна, так как данный продукт намного профессиональнее и разнообразнее. Мне не очень нравится один факт — отсутствие явной поддержки записи инструментальных и голосовых треков. То есть ясно, что все можно делать и в сэмплере, но я не до конца уверен в качестве такой работы. Или же все это возлагается на плечи Cubase... Громоздко.

    Продолжение следует...

    Кристофер М. ИХИХО

    (c) компьютерная газета


    Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 50 за 2000 год в рубрике мультимедиа :: soft

    ©1997-2024 Компьютерная газета