Предъявите документы, или Новый взгляд на цифровую печать

Предъявите документы, или Новый взгляд на цифровую печать
Последние успехи цифровой фотографии сделали тривиальной задачу получения отпечатков документного формата - до 2х3 дюйма. Ведь даже мегапиксельные цифровые фотокамеры любительского класса имеют избыточное для такого формата разрешение и успешно справляются с воспроизведением телесных тонов. А сублимационные принтеры позволяют получать отпечатки, практически неотличимые невооруженным глазом от фотографий на основе желатиновой эмульсии.

Цифровую печать в последнее время начали предлагать многие фотостудии. Но тут сразу же возникает вопрос юридического порядка: можно ли считать фотоснимки, сделанные цифровым способом, документальными, и, следовательно, возможно ли их использование в таких документах, как паспорт, военный билет, прочие документы, удостоверяющие личность. И, наконец, можно ли рассматривать их как вещественное доказательство в суде?

Как известно, основным требованием к фотографии на документ является именно ее документальность, исключающая возможность искажения визуальных признаков, присущих конкретному субъекту. Ни для кого не секрет, что компьютерные технологии достигли того уровня, когда даже далеко не самый подготовленный пользователь может без особого труда "омолодить" или, и наоборот, "состарить" портрет, изменить пропорции, устранить дефекты (родинки и шрамы) с лица или добавить несуществующие признаки, которые сделают невозможным идентификацию личности. Отсюда следует вывод: компьютерная фотография не отвечает требованию документальности - парадокс цифрового века.

Выход из коллизии предлагает компания Mitsubishi Electric, выпустившая в апреле 2000 года компактную фотостудию Digital Instant Studio. Она представляет собой законченное техническое решение, очень точно позиционируемое в рыночной нише документальной фотографии. Студия состоит из аналоговой видеокамеры Mitsubishi DIS710Е с полумегапиксельной ПЗС-матрицей, видеоадаптера и принтера Mitsubishi Electric CР710Е-ID.

Управление камерой и принтером автономное, осуществляемое с панели управления или пульта ДУ без использования компьютера. Особенностью данной системы является то, что на принтер передается не цифровой, а аналоговый видеосигнал. Такое решение исключает возможность искажения "реальной действительности" оператором и одновременно снижает требования к его квалификации.

Камера оснащена довольно большим 10-сантиметровым ЖК-дисплеем, на который накладывается прозрачная пленка с шаблонами, облегчающими кадрирование при различных форматах отпечатков: от 71х93 мм (1шт.) до 30х35 (16 шт.) на одном листе.

Вполне отвечает современным требованиям и 14-кратный zoom-объектив с регулируемой скоростью механизма. Камера допускает автоматическую либо ручную фокусировку и позволяет осуществлять настройку диафрагмы в соответствии с условиями освещения.

Органы управления компактно расположены на задней стенке камеры. Регулировка яркости, контраста, насыщенности и цветового баланса изображения осуществляется посредством вызова удобного экранного меню, работа с которым мало отличается от знакомой всем настройки изображения на экране телевизора, но довольно трудоемка из-за отсутствия привычного компьютерного интерфейса.

Для освещения можно применять различные источники постоянного света (лампы накаливания, свет студийных вспышек и проч.) или импульсный свет. Для подключения внешних вспышек камера оснащена "горячим башмаком" и синхро-контактом. Тем не менее ТТL-режим в должной мере не обеспечивается, а диапазон регулирования диафрагмы недостаточен для работы с мощными студийными вспышками, в результате чего снимки пересвечиваются. Так что мощность студийного импульсного света также придется регулировать.

Камера обеспечивает автоматический баланс белого и имеет несколько запрограммированных предустановок для разных типов освещения. Но они весьма приблизительны и целесообразнее воспользоваться ручной настройкой по двум цветовым осям: красный-зеленый и синий-желтый, весьма напоминающей коррекцию в цветовом пространстве LAB по координатам a и b.

ЖК-дисплей не обладает цветопередачей, необходимой для точной ручной настройки, поэтому лучше воспользоваться внешним монитором или хотя бы телевизором, поддерживающим стандарт РАL. Увидеть свое изображение на мониторе до его распечатки на принтере будет полезно и клиенту.

Всем приобретающим студию настоятельно рекомендуется купить и монитор, поскольку в комплект поставки студии он не входит.

Процесс ручной настройки цветового баланса довольно трудоемок, поскольку производится на глаз банальным методом проб и ошибок. Зато выбранные установки можно запомнить в виде программы съемки (включая черно-белый режим). Таким же образом настраивается и цветопередача принтера с пульта ДУ.

Если в дальнейшем условия освещения не будут изменяться, то со съемкой и печатью фотографий справится даже новичок. Достаточно скадрировать изображение (а при наличии монитора и показать его клиенту), нажать кнопку спуска, убедиться, что портретируемый не моргнул во время съемки, переслать изображение в память принтера и нажать кнопку Рrint. Уже через 40 секунд вы сможете отдать заказчику в руки готовую фотографию.

Если учесть, что за услуги моментальной фотографии (мокрой) люди готовы платить в пересчете до 5-7 немецких марок при стоимости расходных материалов, не превышающей одной немецкой марки на один комплект фотографий, то такой вид бизнеса кажется весьма прибыльным. "Сухой" цифровой процесс привлекателен еще и тем, что при открытии цифровой фотостудии не требуется получать разрешение от соответствующих служб - в случае "мокрого" оно необходимо.

В комплект поставки входит рулон специальной бумаги и картриджи, рассчитанные приблизительно на 130 снимков, так что часть потраченных денег удастся вернуть уже в ближайшее время. Опыт введенных в эксплуатацию в России фотостудий Mitsubishi Electric показывает, что за день услугами одной лаборатории, как правило, может воспользоваться до 30 человек.

И на прощание один совет. Если вы собираетесь делать фото на новые паспорта, то не поленитесь сначала поговорить об этом с начальником местного паспортного стола. В условиях правовой неопределенности его ответ на вопрос о применимости сделанных в студии фотографий может оказаться решающим.

Заманчиво, не правда ли?

ВИДЕОКАМЕРА Mitsubishi DIS710E

Ориентировочная стоимость: $2550

Плюсы: оперативность, компактность, невысокие требования к квалификации оператора.

Минусы: достаточно сложный и нестандартный процесс настройки яркости и цветового баланса при изменении условий освещения.

Технические характеристики:

Видеокамера Mitsubishi DIS710E

Приемный элемент ПЗС-матрица 1/4 дюйма (470 000 пикс.), эффективных 752х582 пикс.

ЖК-дисплей 4 дюйма по диагонали

Сканирующая система 625 строк, черезстрочная, частота 15625 КГц (Г), 50 Гц (В)

Разрешение по горизонтали 430 ТВЛ (8-видео)

Отношение сигнал/шум, дБ более 46

Управление авто, ручное

Баланс белого авто, вспышка, внутренний и уличный свет, ручной

Настройка цветности R, В-цветность, R, В-насыщенность

Выдержка, сек. 1/50

Минимальная дистанция съемки, м-0,01 (Ш)- 1 (теле)

Объектив 14-кратный zoom, f/1/ 4, f=3,9-54,9 мм, время зуммирования 2, 3, 6,10 сек

Фокусировка авто, ручная, фиксированная

Диафрагма авто, ручная

Габариты, мм/масса, кг- 165х147х205/приблизительно 1 кг

Принтер Мitsubishi СР 710 ID

Тип сублимационный, четырехцветный

Разрешение 1200х600 dpi, 256 градаций яркости по каждому цвету

Время печати, сек. 40 на лист

Область печати, мм 100х73, 94х71, 91х68

Входной и выходной интерфейс 1 х Composite Video (BNC), 1 х S-Video

Дистанционное управление Stereo mini jack, Mini DIN 8 pin

Габариты, мм/масса, кг-280х150х398/14,5. По материалам Mitsubishi Electric
Подготовил Дмитрий ЛУГОВОЙ
(c) компьютерная газета


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 50 за 2000 год в рубрике hard :: digital

©1997-2024 Компьютерная газета