Pro Tools FREE 5.1 для РС. Революцию музыкального софта можно считать завершенной

Pro Tools FREE 5.1 для РС. Революцию музыкального софта можно считать завершенной
Сначала приведем список самых популярных мультитрековых программ для PC среди пользователей всемирной паутины (по данным www.hitsquad.com от 8 ноября 2000 года).
- Cakewalk Pro Audio 9;
- Cool Edit Pro 1.2a;
- Cubase VST/32 5;
- DDClip (Free);
- Fat Rock Studio 0.6 (freeware);
- n-Track Studio v2.2;
- Pro Tools FREE (freeware);
- Vegas Pro 1.0b.


Как видно из обзора, очень крепкие позиции держит Steinberg (CakeWalk+Cubase). Но посмотрите - активизировались и разработчики Digidesign. И как активизировались! 26 октября произошло самое неожиданное событие в 2000-м году - вышел Pro Tools FREE. Причем этот шаг настолько неожиданный, что должен поменять всю существующую политику среди разработчиков музыкального программного обеспечения для РС-платформы в сегменте мультитрекового софта. Я всегда удивлялся отсутствию атак со стороны Digidesign. Причем именно с Pro Tools я начинал свой путь компьютерного музыканта где-то в 95-96 годах. Конечно, новая версия отлична от того, что было ранее, но Вы себе не представляете, как приятно было увидеть наевший когда-то оскомину программный интерфейс на своем родном РС. Барабанная дробь! Торжественная встреча Pro Tools и Ихихо через пять лет забвения. Слезы радости на лицах участников. В программе: торжественное рыдание в плечо... мегагалактическое объединение платформ... разрезание красной ленты... гвоздики... лица... неописуемая радость сторон... пионэры изображают живую скульптуру: "Дружба платформ в помощь революции музыкального софта"... торжественный фуршет, исключающий спиртные напитки... романтическая прогулка под звездным небом... признания в любви...

Вы и сами должны ощутить всю красоту "удара" от Digidesign - вышел freeware (!) ProTools одновременно для РС и Мас! Причем этот удар наиболее ощутим для Steinberg, кои весьма успешно атаковали платформу Apple Macintosh за последние несколько лет, в течение которых сместились приоритеты. Практически все профессиональные музыканты перешли на Cubase. Для них же Steinberg и подготовил Nuendo, программная оболочка которого стоит порядка 800 у.е. И что же мы видим? Программа высочайшего класса ProTools стала доступна абсолютно для всех пользователей РС и Мас, причем ничем не уступая по классу тому же Nuendo. В качестве эмулятора синтезатора программа использует модуль Unity DS-1 - победителя прошлой TEC Awards. Второй и самый главный плюс программы - возможность работать с 24-битным звуком. И все это бесплатно!

Для музыкантов нашего региона ProTools вообще бесценный подарок, так как проблемы с лицензионным софтом насущны для нас как никогда.

Так что с этого момента я считаю, что все возможности и мировой музыкальный рынок для наших музыкантов открыты. Добро пожаловать. Итак, давайте чуть-чуть поподробнее рассмотрим данный продукт.

Sessions

Создавая новый файл проекта в ProTools, Вы тем самым создаете Session. В данный файл входят аудиофайлы, MIDI и информация о внутренних настройках и обработках эффектами. Практически все стандартно. Тем, кто когда-либо работал с профессиональными программами мультитрековых рекордеров, интерфейс и возможности программы будут легки для изучения (многие современные программные интерфейсы ведут свое начало с ProTools). Правда, стоит сделать ссылку на Apple Macintosh, программы на его платформе имеют ряд расхождений в названиях и терминологиях с программами для РС.

В ProTools есть очень удобная реализация группировки треков и регионов, что отличает эту программу от многих других, хотя для Apple группировка объектов внутри сессии - привычное дело. В принципе, по уровню реализации данного модуля заметно приблизился Sonic Foundry Vegas, с которым я и буду часто сравнивать Pro Tools впоследствии.

При первой загрузке программа пытается автоматически установить параметры для аудио и MIDI. Причем в ProTools FREE 5.1 автоматически идентифицируется и работает система Unity DS-1, если она была предварительно установлена в системе до этого. Одним из главных параметров является величина оперативной памяти Вашего компьютера. Минимальные требования - 128 Мб. Нужно помнить о том, что ProTools разрабатывалась для очень мощных аппаратных интерфейсов (AudioMedia), и хоть разработчики и приспособили новую версию программы для интерфейсов Sound Blaster, Diamond Monster MX400, Echo Electronics Gina, высокие требования к оборудованию дают о себе знать. Советую уделить особое внимание установке значений буферов памяти (воспользуйтесь Readme.doc). Программа не приспосабливается к системе, как к этому мы уже привыкли в РС-софте, а просто выставляет свои требования. Поэтому метод проб и ошибок на начальном уровне установки себя оправдывает. Самое главное, Вы должны понять, - Apple намного производительнее РС, так как в музыкальных системах на его платформе используются и SCSI-винчестеры, и высокопроизводительные аппаратные аудио-интерфейсы.

Для создания новой сессии необходимо в главном меню выбрать File -> New Session. Среди параметров, которые Вам предлагается выбрать для нового файла проекта, - разрядность (16 или 24 бит). Это очень удобно, так как в большинстве известных нам продуктов разрядность стоит по умолчанию. Не забывайте, что файлы с разрешением на 24 бита требуют на 50% больше места на винчестере, нежели чем с разрядностью в 16 бит.

После этого Вам предлагается сохранить этот файл на диске - шаг в сторону обеспечения минимальных потерь данных. Хотя если в дальнейшем рабочем процессе Вы не нажмете кнопку сохранения, то ни разу не сохраненный файл сотрется с диска. Расширение файлов сессий Pro Tools 5 Session (*.pt5) позволяет сохранять wav-файлы, которые могут потом читаться в программных комплексах Pro Tools 24, Pro Tools 24 MIX в ОС Windows. Причем в данном формате могут сохраняться данные как в представлении 16-ти бит, так и в 24-х. В файлах сессий с расширением Pro Tools 4 24-bit Session (*.p24) сохранятся 24-битные Wav-файлы, которые читабельны в системах Pro Tools 24, Pro Tools 24 MIX в ОС Windows. Pro Tools 4 16-bit Session (*.pt4) - 16-битные wav, читаемые в в системах Pro Tools 24, Pro Tools 24 MIX в ОС Windows. Для пользователей Apple Mac существует точно такая же иерархическая лестница, которая выражена в Pro Tools 5 Session (Mac), Pro Tools 4 24-bit Session (Mac), Pro Tools 4 16-bit Session (Mac). Причем в варианте для Apple Macintosh сохраненные файлы будут читаться на обеих платформах, как для ОС Windows, так и для MacOS.

Произведя начальные установки для файла-сессии, генерируется трековая область. Выберите File -> New Track и увидите окно начальных настроек для данного трека: принадлежность (аудио, MIDI), управление inputs/outputs, inserts, sends, комментарии к треку. Freeware версия имеет ограничения по количеству аудиотреков (до 8-ми) и 48 MIDI-треков.

Если Вам нужно открыть сессию, то воспользуйтесь пунктом меню File -> Open Session. Для сохранения - File -> Save Session. Для того чтобы вернуться к сохраненному варианту - File -> Revert to saved.

Работа с треками

Проблемы загромождения интерфейса присущи практически всем программам мультитрекового рекординга. Одними из первых с этой проблемой столкнулись Digidesign - авторы одной из первых программ данного класса. В Pro Tools предусмотрели вариант решения - Show/Hide Track List (отдельный модуль). Если Вы выбираете для трека за активную позицию Hide, то сам трек звучит, но не загромождает интерфейс, так как не отображается в нем. Такое решение является одним из самых лучших среди всех существующих.

Если Вы имеете дело с аппаратными звуковыми интерфейсами со множеством входов/выходов, то для каждого отдельного трека можно установить соответствие любому входу/выходу интерфейса. Для пользователей РС это должно быть знакомо по Sonic Foundry Vegas Audio (Busses).

Треки могут быть как импортированными (*.wav, *.mid), так и создаваться внутри программы. Как и во всех современных мультитрековых рекордерах, для аудио и MIDI-треков предусмотрены свои отдельные возможности редактирования. Если мы говорим о MIDI, то программа предоставляет великолепные возможности по редактированию, включая Quantize, Input Quantize (!), Split Notes, Transpose и так далее. MIDI, как и Wave, редактируется по сетке времени, может синхронизироваться. Причем если аудио-файл создается внутри программы, то он записывается согласно стандарту AES31/BroadcastWave (кроме аудио-данных, в файле сохраняется информация по синхронизации, например, параметры SMPTE).

Очень грамотно сделана сетка времени, что, в принципе, присуще многим программам под платформу Мас. Одновременно видна индикация Bars:Beats, Min:Secs, Time Code, Feet:Frames, Samples, Tempo, Meter и Markers. На самом деле с такой реализацией индикации временных параметров микса очень удобно производить редактирование и сведение. Лично мне эта реализация напоминает опять же Sonic Foundry Vegas 2.0 - очень близкие продукты по возможностям интерфейса и представленным концепциям.

Одна из таких концепций - возможность работы с несколькими файлами на одной дорожке, что, согласитесь, сейчас реализовано только в нескольких программных продуктах для РС.

Эффекты

Эффекты в Pro Tools могут работать в real-time режиме. Программа использует пакет плагинов RTAS (Real-Time AudioSuite), в который входят эффекты и модули: Compressor, Limiter, Gate, Expander Gate, De-esser, 1-band EQ II, 4-band EQ II, Invert, Duplicate, Short Delay, Slap Delay, Medium Delay, Long Delay, Normalize, Gain, Reverse, DC Offset Removal, Signal Generator, Time Comp/Exp, Pitch Shift, Dither. Реализация некоторых эффектов одна из самых лучших, что я слышал. Набор эффектов возможно пополнять за счет продукции AudioSuite, разработанной Digidesign, а также многочисленными партнерами компании. В Интернете можно встретить большое количество plug-ins, в том числе и freeware для Pro Tools. Судя по тому, что поставляется в комплекте программы, можно сделать вывод, что разработчики постарались обеспечить хорошую студию звукозаписи с микрофонного и линейного входа. То есть, реализована запись и первичная обработка сигнала. Следующий уровень обработки, например, если Вы хотите наложить эффект вокодера или скрип винила, придется делать извне. Программа не связана напрямую ни с каким звуковым редактором, что, конечно, немного замедляет процесс, так как подобные "связки" позволяют быстрее читать файлы, когда "ходишь" из пакета в пакет, и к тому же экономят аппаратные ресурсы компьютера.

В Pro Tools на один трек можно накладывать до 5 эффектов одновременно. Хотя требования к ресурсам аппаратуры могут напомнить о себе - ощущается загрузка процессора и системы в целом.

Минимальные требования

Если 128 Мб - минимальные требования к RAM, то рекомендованная разработчиками цифра - 192 Мб:). ОС - Windows 98 SE или Windows Mе. HDD - RPM от 7200 и выше, и лучше, если SCSI. Монитор нужно погабаритнее, так как интерфейс многооконный и на разрешении 800х600 смотреться не будет. Причем интерфейс содержит большое количество мелких элементов, посему большая диагональ (от 17" и выше) будет являться оптимальным решением. Процессор... лучше всего Pentium III 500 МГц. Названия поддерживаемых саундкарт для РС я представил выше.

Честно сказать, у меня Pro Tools "выбил" на одном компьютере ошибку и после этого не запускался. Uninstall/Install не помогло. Скорее всего имела место программно-аппаратная несовместимость. И других альтернатив, кроме как переустанавливать ОС, чтобы посмотреть Pro Tools, мне на этом РС и не представилось. Конечно, ОС переустанавливать не стал, и завершение статьи дописывал уже на другом компьютере, где программа пошла. Так что, аккуратнее при настройках.

Еще рекомендую иметь в наличии установленный Adobe Acrobat Reader и скачать Manual к программе с сайта www.digidesign.com (5 Мб) - порядка 600 страниц, где очень подробно рассмотрен каждый модуль программы.

Выводы

Для Digidesign мои выводы вряд ли окажутся утешительными. Да, я согласен, что все мультитрековые программы брали свое начало из Pro Tools. Тут и Cubase (CakeWalk) легко узнается, и Vegas. Другой вопрос: как они взяли? Vegas намного легче и терпимее к аппаратным ресурсам, причем намного мобильнее по количеству и качеству обработок. Понимаете, такое ощущение, что на скоростную гоночную трассу выехал лимузин. Пусть там многое заменено и адаптировано к современным технологическим нормам, но лимузин остался лимузином. Да, для тех, чьи компьютеры имеют роскошные параметры, данное средство передвижения качественно выполнит свои функции, и на такой конфигурации Vegas гипотетически может проиграть. Но Pro Tools - хорошая студия звукозаписи и начального сведения. По количеству обработок, по возможностям работы с MIDI программа несколько уступает программным интерфейсам от Steinberg и Sonic Foundry.

Я советую скачать сейчас Pro Tools FREE абсолютно всем пользователям, даже владельцам маломощных компьютеров. Дело в том, что Pro Tools 5.1 останется качественной и нужной программой даже через два года. Причем в таком виде, в котором она реализована сейчас (возможность работы с 24-битным звуком, качественные эффекты и модули для аудио-редактирования). Скачать советую еще и потому, что ситуация очень шаткая, причем, повторюсь, шаг Digidesign очень неожиданный, и 50/50, что эта лавочка может закрыться:).

С другой стороны, подобные требования к аппаратной части имеют и продукты Steinberg. Поэтому очень интересным будет дальнейшая борьба конкурентов. В любом случае понижение цены на программные продукты будет, если цена и не упадет вовсе.

Другой момент, который стоит отметить, - переход на программные синтезаторы. Если Steinberg пользуется своими модулями, то продукты Digidesign "сотрудничают" с Unity DS-1. Sonic Foundry также близко ходит, причем в Vegas не внедряет пока MIDI, скорее всего разрабатывая синтезатор нового поколения. Да и в ACID уже реализовано очень много из того, что применяется в современных синтезаторных архитектурах. Поэтому можно ожидать новинок.

И напоследок отвечу, почему я считаю революцию музыкального софта законченной. Дело в том, что сейчас уже нет разницы в профессиональном уровне freeware, trial-версий и платных программ. То есть, суть революции заключалась в том, что сегодня, вернее завтра, пользователь уже будет выбирать программное обеспечение не по имени разработчика, а по функциям, реализованным в программе. И сейчас наиболее важным параметром для разработчика является процент, удерживаемый компанией, на массовом рынке. Поэтому появляются и дорогие программы с надписью freeware. Платными остаются сферы, где разработки пока уникальны (например, Sonic Foundry ACID). Мультитреки, простейшие сэмплерные архитектуры, программные эмуляторы синтезаторов, plug-ins, кодеры/декодеры уже находятся на пути к значительному понижению цены.

Еще лично для меня радостным фактом явилось то, что Steinberg не стал в этом году музыкальным Microsoft, хотя все предпосылки были. Равная конкуренция среди разработчиков родит очень много хороших решений и продуктов в 2001-м году, который обещает быть очень плодовитым и развитым в сфере музыкального программного обеспечения.

Тишина... Все работают. Кристофер М. ИХИХО
christopher@tut.by
(c) компьютерная газета


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 47 за 2000 год в рубрике мультимедиа :: soft

©1997-2024 Компьютерная газета