Не смешно, но про войну...

Не смешно, но про войну...
Игра: Squad Leader
Разработчик: Microprose
Издатель: Hasbro Interactive
Жанр: Пошаговая тактика
Системные требования: P-233/32 Mb RAM/8xCD-ROM/~350 Mb HDD
Вот и очнулся от продолжительного сна некогда великий Microprose. Некогда — потому что, в свое время, попытавшись охватить необъятное, Microprose прогорел на корню и был вынужден из независимых разработчиков/издателей продаться с потрохами под крыло могучего Hasbro, где по сей день и обитает. Вот такая грустная история... В последнее время релизов с участием Microprose не наблюдалось, и вот мы кое-чего дождались. Кроме предмета рассмотрения данной статьи, на свет божий появились Starship Troopers, но о них не здесь, не сейчас и, возможно, не от меня...
А в данной статье речь пойдет об игре с названием Squad Leader. И игра сия про Вторую мировую войну, о которой так много сказано, написано, отснято, а уж сколько игр по Второй мировой войне!.. Не счесть! И, тем не менее, пока не случилось Третьей мировой (не дай бог, конечно...), Вторая будет стоять у игровых дел мастеров на твердом первом месте, и тут ничего не поделаешь. Придется играть. Но играть будут далеко не все, так как подобные игры отличаются повышенной серьезностью, реализмом и не отличаются роскошной графикой и суперспецэффектами. Так уж издавна повелось, и Squad Leader не стал исключением.

В данной игре нам предоставляется возможность поиграть за одну из трех сторон, представленных в игре. Это Американцы, Англичане или Немцы. О Красной Армии (которая всех сильней) буржуйские разработчики опять умолчали, ну да ладно, не впервой.
Squad Leader принадлежит к жанру походовых стратегий, хотя нет, даже не стратегий, а тактик, так как стратегической составляющей (всяческое строительство, собирательство и распределение ресурсов, и прочее) в игре нет, а есть в ней пошаговое управление отрядом наших бойцов. Как в добрые старые времена, Microprose вернулась к жанру, который сделал ее некогда известной. Именно таким образом происходили бои в X-Com'ах, хотя истинными авторами UFO'шек были все-таки Mythos, но что это меняет? В историю вошло имя Microprose.
Но Squad Leader это не совсем оригинальная компьютерная игра, она имеет модные сейчас настольные корни. То есть в природе существует настольная игра и система правил для нее, которая легла в основу данного программного продукта. В последнее время многие разработчики игр обленились придумывать свое, они берут уже давно раскрученную и популярную идею (как правило, настольную игру или серию комиксов) и на ее основе делают компьютерную игру. Пусть подобный нехитрый подход остается на их совести, лишь бы результат оказывался хорошим. А подобное случается далеко не всегда. И в случае с Squad Leader сказать со всей определенностью, что результат превысил все ожидания, нельзя, но и заявить, что получился полный отстой, тоже невозможно.
В этой игре что-то есть. Это что-то многие не заметят, заявив, что игра полный отстой, и уйдут заново проходить Diablo 2 (например), но некоторых, я уверен, игра заставит задержаться и провести за ней недельку или две. Игра обладает довольно сильной системой правил, показателей бойцов, оружия и сложной системой всевозможных расчетов. Сразу видны настольные корни игры, хотя и удивляет, каким образом люди справлялись с подобным количеством расчетов и правил, играя в настольную игру. Без калькулятора, наверное, точно не обходилось. Мы же от подобной участи, естественно, избавлены, за нас все посчитает и обсчитает компьютер. Ну а теперь перейдем конкретно к описанию игры...

Итак, перед тем как начать непосредственно одну из трех кампаний, мы можем пройти подробный обучающий курс. Курс действительно очень подробный и позволит довольно быстро освоить нюансы управления игрой. Далее выбираем приглянувшуюся сторону — и вперед на штурм. Хотя львиная доля штурма досталась американцам. Их кампания, как и следовало ожидать, начинается с высадки союзников в Нормандии. И, похоже, здесь немалую роль сыграла популярность голливудского хита "Спасая рядового Райана". Вся американская кампания поначалу очень схожа с событиями фильма. Карта первой миссии очень похожа на место действия первого боя в фильме. Береговая линия утыкана противотанковыми ежами и мотками колючей проволоки, а на высоком обрывистом берегу установлен дот, из которого методично поливают окрестности свинцовым дождем два пулеметчика. Красота... Только вот работы для санитаров здесь очень много. И приходится перебежками от укрытия к укрытию, солдат за солдатом, уводить людей с берега в мертвую зону под обрывом, а затем наверх, чистить окопы и проклятый дот. И это только начало и только Американской кампании. Англичане начинают с обследования упавшего самолета. Их цель, как известно, Арнхеймский мост, для чего изрядное количество английских парашютистов было выброшено в тыл к немцам, нам придется помочь им выжить и выполнить свою задачу. Ну а Немецкая кампания представляет собой известное немецкое танковое контрнаступление, которое заставило в свое время понервничать штаб союзников, но все-таки в реальности было остановлено, а как будет в игре — зависит от вас.

Графически все это безобразие выглядит... нормально. В игре изометрический вид (сверху-сбоку), и спрайты окружающей местности нарисованы превосходно. Разнообразие деревьев, причем действие миссий может происходить в различные периоды года, и для каждого из них деревья и земля выглядят соответствующе. Кроме того, окружающая среда интерактивна, то есть деревья горят, все изменяется... Но до изменения ландшафта не дошло. То есть имеются воронки от взрывов и довольно реалистичные, но они изначально являются частью карты. Сам же ландшафт, честно говоря, восторгов не вызывает. Все пригорки имеют идеально ровные поверхности. Вообще поверхности в игре бывают 3 типов: горизонтальные, вертикальные и наклон 45 градусов.

И сие весьма грустно с эстетической точки зрения. В целом карта миссии ограничена 10 уровнями высоты, и это довольно внушительно. Здесь есть, где развернуться дизайнерам, можно реализовать трехэтажный особняк с чердаком (мечта снайпера) или приземистый бункер с системой подземелий, окруженный паутиной окоп. Кстати, изначально предполагалось, что в комплекте с игрой будет поставляться навороченный редактор сценариев, компаний и карт, которым пользовались сами разработчики, но в итоге им показалось, что он слишком навороченный для среднего пользователя, и его убрали. Но обещают упростить сию вещь, "сделать ее более дружественной" (цитата) и затем выложить ее для свободного скачивания на сайте игры. Но вернемся к игре.

Система наших войск такова. С самого начала мы имеем 8 отрядов (squad) по 5 человек в каждом, а кроме этого мы имеем 10 специалистов (2 снайпера, 2 инженера-сапера, 2 медика, 2 радиста, лейтенант и сержант) и все. Если кого-нибудь убьют, то подкрепления не будет. Каждый из наших солдат индивидуален. И не только по характеристикам. Художники не поленились и нарисовали для каждого солдата свою физиономию, а писатели написали для каждого небольшую характеристику. Кроме того, иногда между миссиями в отделение будет приходить почта, и мы сможем почитать письма, пришедшие нашим бойцам (похоже, командиры везде одинаковы), однако это можно отключить в опциях. И, кстати, о характеристиках. У каждого бойца их ровно 7. Action Points — куда же без них, без родимых очков действия. Marksmanship — меткость. Morale, Initiative — соответственно, мораль и инициатива. Strength — сила. Leadership — лидерство. И, наконец, Rating, рейтинг, местный аналог РПГ'шного Опыта. Наши бойцы, участвующие в боях, набирают этот самый рейтинг в соответствии с заслугами, и в зависимости от его количества подразделяются на 5 классов-уровней: Green, Conscript, Second Line, First Line и Elite.

В игре про Вторую мировую не обойтись без реального оружия того времени, и с этой стороны здесь есть на что посмотреть. Реализовано достаточно много видов оружия, причем для разных сторон, естественно, разное. Скажем, немцы, как им и положено, бегают со Шмайсерами, а американцы — с автоматами Томсона. Есть в игре и пистолеты, и множество гранат (осколочные, дымовые, с фосфором и другие), взрывчатки, винтовок, автоматы, пулеметы (ручные и станковые), минометы, ракетометы (знаменитые фаустпатроны тоже есть), огнеметы. Короче, орудий убийства в игре достаточно. Есть также возможность поездить на различной боевой технике: от обычных грузовиков до самых настоящих танков. И на танке можно не только ездить, но и пользоваться его пушкой и пулеметом. У оружия также есть свои характеристики, и в их числе вес, так что здесь нельзя заставить бойца таскать кучу боевого железа весом с пару тон.

Система повреждений в игре достаточно серьезная. Как и в жизни, иногда может оказаться достаточно одной пули, чтобы вывести из строя солдата. Правда, это отнюдь не означает, что он убит. Здесь в дело вступают медики. Сии товарищи не отягощены вооружением (пистолет не в счет) и предназначены для одного — спасать раненых. Только они могут перевязать раненого, не дав ему умереть от потери крови, и только они (как ни странно) могут взвалить раненого на плечи и унести его с линии огня. Но вот что странно, так это весьма небольшое значение AP у медиков... Продолжая разговор о специалистах, поговорим об Инженерах. Говоря нашим языком, это саперы, которые умеют обращаться с Demo зарядами (от слова Demolition — разрушение) и с их помощью могут взрывать преграды на пути отряда. Ну и есть еще Радисты. С их помощью можно вызывать артиллерийские удары по указанным позициям.

Еще из интересных особенностей — возможность наших солдат к совместным действиям, например, при стрельбе из мортиры (миномет) можно объединить усилия двух бойцов, тогда стрелять можно гораздо эффективней и быстрее.

И все бы хорошо, даже несмотря на небольшие проблемы с графикой, но в игре многое портит анимация. Она просто ужасна! Неплохо нарисованные модели солдат ужасно некрасиво передвигаются. Мало того, спецэффекты взрывов также из ряда вон выходящие. Ужасно некрасивые взрывы просто режут глаз. И все это отягощается довольно ощутимыми тормозами. Уж что-что, но спрайтовый движок могли бы сделать и пошустрее. Звук тоже не вызывает восторгов. Музыка в игре — сплошные марши (надоедают быстро). К озвучке выстрелов претензий нет, а вот постоянные разговоры солдат раздражают своим однообразием. То им медиков подавай, то маму, а то и господь бога...

Игорь "GIVer" Галуза
e-mail: giver_zx@mail.ru


(c) компьютерная газета


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 46 за 2000 год в рубрике виртуальные радости :: Жанр: Пошаговая тактика

©1997-2024 Компьютерная газета