Едут, едут по Берлину наши казаки...

"Едут, едут по Берлину наши казаки..."
Название в оригинале: European Wars: Cossacks (www.cossacks.de). Компания, производитель: GSC Game World (www.gsc-game.com) совместно с CDV Software Entertainment AG (www.cdv.de). Год выхода: 2000. Требования к компьютеру: Pentium-200, 32 Мб, Windows'95 или выше, 4-х CD-ROM, примерно 150 Мб на винчестере (плюс до 500 Мб дополнительно), SoundBlaster Compatible, видео-карта SVGA (рекомендуется 3D-акселератор), мышь.

Прекрасная стратегия в реальном времени. Поглощает все свободное время, требует модификации и улучшения компьютера, заставляет напрягать мозговые извилины плюс тройная защита от скуки на каждый день для всей семьи! Новейшая игра от наших соседей - украинских разработчиков из группы GSC Game World, прославившихся ранее своей так и не реализованной до конца, но весьма популярной в геймерской среде "стратегичкой" Warcraft 2000!

Причем наши украинские друзья не просто сделали потрясающий развлекательный продукт, но и пообещали свергнуть с престола не менее интересную и популярную "Эпоху империй" от Microsoft (причем обойти по качеству "обои полушария", т.е. части этой замечательной игры). Что ж, после детального ознакомления с игрой "Казаки" можно сказать, что в основном нашим соседям удалось добиться своего.

Прежде всего игра подкупает своей "эпохальностью". Иными словами, в "Казаках" рассматриваются более близкие к современности столетия, когда солдат можно было вооружить мушкетами, пороховыми ружьями, а армию обеспечить артиллерией: мортирами, разнокалиберными пушками. Нет, конечно, лучники и тяжелая кавалерия (всадники в латах с мечами наперевес) в игре также присутствуют, но при встрече с гренадерами или полком казаков под командованием опытного командира они не сыграют той основополагающей или решающей роли, которая им была бы присуща в других играх подобного жанра (даже при значительном количественном превосходстве они бы проиграли в качестве и скорее всего бесславно погибли или бежали с поля боя, неся ощутимые потери). Различных нюансов в "Казаках" множество. Для их изучения играющему потребуется, возможно, пройти не одну миссию, каждая из которых может длиться чуть ли не неделю. Тем не менее игровой процесс, доложу я вам, весьма приятен, а победы над "компьютерным гением" или "сетевыми индивидуумами" приносят истинное наслаждение и удовлетворение. И даже отличное состояние и успехи в экономике при плохо экипированной и не тренированной армии (и наоборот) может оказаться бессмысленным, тактически ошибочным и привести к краху всего государства. Поэтому необходимо, не побоюсь этого слова, гармоничное развитие и сбалансированность всех составляющих вверенной вам территории и народа, ее населяющего.

Итак, перейдем к более детальному рассмотрению игры от GSC Game World под названием "Казаки" (надеюсь, ударение в этом слове вы правильно поставили!?). Прежде всего можно полистать учебники истории за соответствующий период, так как создатели сего развлекательного продукта побеспокоились о том, чтобы, не сильно отклоняясь от исторической правды, предоставить игроку возможность виртуально повлиять на ее ход на отдельно взятой территории (в частности, в Европе). По ходу игры вам, в зависимости от выбора или задания, будут противостоять народы и вооруженные силы таких государств, как Австрия, Польша, Пруссия, Швеция, Англия, Франция, Испания, Россия, Украина и другие (всего царств-государств наберется более полутора десятка, но некоторые из них будут встречаться не так часто, как хотелось бы, а только в отдельных миссиях). Каждая страна в отдельности владеет своим набором войск (хотя, по правде сказать, юниты разных государств, но одних родов войск, как две капли воды совпадают), а также своими типами строений и вооружения. Возвращаясь к истории, следует отметить, что создатели "Казаков" удачно вплели в сюжет игры почти сотню (!) реально произошедших военных конфликтов. Здесь и революции в странах Европы, войны России и Украины против западных захватчиков, морские битвы Англии с пиратами, колониальные баталии и множество многолетних войн, произошедших в XVI-XVIII веках. Количество используемых исторических данных почти энциклопедическое (перед началом нового исторического этапа вашего государства, новой битвы, задания или миссии можно ознакомиться с прекрасно иллюстрированной и информативной исторической справкой, касающейся того или иного события). К слову, игра содержит целый соответствующий раздел, где можно найти массу полезных сведений по сражениям, армиям, оружию, способам ведения боя, экономике, технологиям, странам и историческим личностям того смутного, но славного времени.

Что касается материального обеспечения все возрастающих имперских и прочих амбиций, то для их удовлетворения вам понадобится организовать из земных недр добычу железной руды (железо), угля и золота, а также заняться вырубкой леса (дерево), направить народ на каменоломни (камень) и создать приличный запас продовольствия (еды). Как видим, "движущих сил прогресса" в игре всего шесть. Не трудно догадаться, что "золото" понадобится в основном для оплаты апгрейдов, содержания войск и наемников, уголь и железо - для промышленности и производства новых и улучшения (модернизации) существующих видов вооружений и частично для апгрейда, а дерево и камень - для строительства сооружений, укреплений и сторожевых башен и также для апгрейда, но в еще меньшей степени. Еда, естественно, всему голова. Поэтому следите, чтобы народ не погиб от голода, а армия не разбежалась от недостатка продовольствия. В этом вопросе также есть некоторая тонкость. Ведь все ресурсы, кроме еды, уже присутствуют на карте, и вам требуется только грамотно организовать их добычу. С продуктами питания дело обстоит несколько сложнее, так как для того, чтобы поймать "рыбку из пруда" (т.е. в речке или в море), потребуется построить определенное здание-сооружение и создать небольшую рыболовецкую флотилию. Более прогрессивный и эффективный способ пополнять "закрома Родины" - это выращивать хлеб в виде пшеницы и прочих зерновых. Поэтому было бы разумным построить мельницу (и не одну), апгрейдить по мере возможности жернова, посеять рядышком (стоимость: 5 золотых "условных единиц" - монет, унций), подождать всходов, а когда колоски дойдут до "нужной кондиции", сжать их и смолоть. Главное, не забывайте периодически тратиться на новые посевы, которые окупятся сторицей, а то вашим работникам нечего будет убирать на пустующих полях. И они будут глупо стоять возле мельницы, в раздумье почесывая затылки, или отправятся в условный центр города, где собираются все "свободные руки" вашего королевства (при включении соответствующей опции в меню). При добыче иных полезных ископаемых, к счастью, нужды вы испытывать не должны, ибо они бесконечны. Как говорится, пользуйтесь на здоровье! С одной стороны, это здорово. Но иногда в связи с этим выяснение отношений между соперниками в пределах одной карты (а они по-настоящему огромны!) может затянуться надолго. (Не выиграешь за день - устанет рука!) Правда, в конечном итоге победу одержит тот, у кого в определенный момент времени окажется больше ресурсов "на счетах", а также более мобильная, многочисленная и хорошо экипированная армия.

Следует всегда помнить о балансе и иметь под рукой запас ресурсов на случай длительного, изнурительного похода, кровопролитной битвы с использованием артиллерии или "демографического взрыва", т.е. производства народонаселения, которое, естественно, необходимо чем-то постоянно кормить (иначе работать не будут!). Да, друзья мои, не надейтесь, что ресурсы будут также бесконечно накапливаться у вас в закромах. Люди должны есть три раза в день, и еда, конечно же, постепенно расходуется. Поэтому важно следить, чтобы подвластное вам народонаселение всегда было накормлено и напоено, а то голод очень быстро выкосит даже хорошо вооруженную и подготовленную армию. Точно так же уходит по крупицам, а то и порциями побольше, золотишко - солдаты регулярно (армия же регулярная!) требуют жалование за свою службу, и лучше им заплатить, чтобы не нервировать их и не провоцировать бунт. А вот уголь и железо в мирное время "попусту" тратиться не будут. Эти компоненты понадобятся при апгрейде, постройках, обмене на другой товар на ярмарке и активных боевых действиях, когда пушки и мортиры начнут вспахивать зеленые равнины близ города неприятеля. Ядро ведь не из воздуха получается и порох тоже; так что, начав наступление или отражая атаку неприятеля, ждите расходов. Но зато вы лично, на своей шкуре виртуальной выделки, испытаете, насколько экономически невыгодны военные действия и какую важную роль играет тыл! И не раз вспомните поговорку старого солдата: "Тыл - всему голова!"

Коли мы уж дошли до вооруженных конфликтов, то поговорим о непосредственных контактах с неприятелем, густо населяющим приграничные и прочие территории (в зависимости от количества противников). Так вот, битвы, бои и небольшие стычки происходят на трехмерной поверхности (то бишь холмистой карте местности, с перепадами высот) и в условиях, максимально приближенных к реальным физическим, что прибавляет общей картине яркости, а игровому процессу - целостности (см. игровой жанр данной игры). Поэтому, как и в реальном мире, правильный выбор положения отрядов дает те или иные преимущества. Как говаривал народный маршал всех времен Василий Иванович глубоко почитаемому Петьке: "Закрепившись на господствующей высоте и установив там пулемет "Максим", можно безнаказанно обстреливать войска противника". А ведь верно подмечено! Только вместо пулемета придется использовать другое выдающееся творение рук человеческих на тот момент - карету с несколькими десятками мушкетов-ружей, установленных равно удаленно друг от друга, но достаточно плотно и по кругу. Скорострельность такой установки - примерно один выстрел в секунду, что почти фантастика для тех времен. Артиллерия - тоже вещь полезная. В обход под плотным огнем артиллерии противнику просто не успеть вас достать. Между прочим, на поражающую способность снарядов очень влияет почва. К примеру, каменистые участки превращают ядра в смертоносные металлические брызги картечи, а болото тихо гасит их энергию в своих хрюка... (простите!) хлюпающих недрах. Никогда не забывайте и о специализации ваших солдат. С умом, толком и расстановками построенные подразделения будут эффективнее противостоять любому врагу. Против конницы глупо выставлять одних мушкетеров - их просто сметут одним стремительным броском. И их предсмертные крики долго будут стоять у вас в ушах и волновать мембрану динамика колонок. А вот ратники в пешем строю с длинными пиками в достаточном количестве могут оказаться кавалерии не по зубам. Оригинально по сравнению с многими другими играми, но вполне естественно ведут себя крестьяне, орудия и здания. Если вдруг оказывается, что рядом нет ваших солдат, то противник может по своему усмотрению не убивать-разрушать их, а взять в плен или присвоить себе. Теперь это его добро, и он может пользоваться им по своему усмотрению. Вместе с ним неприятелю дается возможность качественно и количественно пополнить свои войска: построить казарму и тот тип солдат, который принадлежит вашей стране. Впрочем, постройки можно отвоевать подобным способом. Правда, при этом происходит их быстрое разрушение и надо вовремя исправить все поломки, иначе строение так и сгорит дотла. (Так называемый принцип отступления, когда врагу остается только "выжженная земля".)

Любители апгрейдов и прочих различных качественных улучшений также не будут обижены. В этом аспекте игра способна соперничать с грандами жанра. Чтобы не быть голословным, заглянем в многостраничное описание. И что мы там видим? Свыше 300 улучшений можно произвести в своем государстве, повышая стойкость и меткость стрельбы солдат, от сезона к сезону выигрывая "битву за урожай" и увеличивая намолот с одного гектара посевов, разрабатывая новые здания и вооружение и т.д. и т.п.

Затронем еще несколько аспектов. Например, "характер и повадки" юнитов. Хорошо сделан обзор, каждая боевая единица, хоть на первый взгляд отдаленно и напоминает маленького игрушечного солдатика, видит так, как должна вокруг себя на определенном расстоянии. При этом граница не скачет, а плавно изменяется, принимая конфигурацию, соответствующую положению людей и строений. Следующий весьма приятный момент - построение и формирование отрядов. Их можно располагать в шеренгу, каре или колонну. И проводить "психические атаки", когда вышколенные отряды наступают идеально ровными рядами, а впереди идет несколько барабанщиков, отбивающих дробь, и командиры - это производит неизгладимое впечатление! Да, чуть не забыл! Эффективность отряда возрастает на десятки процентов, если его передать под командование командиру (к слову, производство такого юнита - дело, требующее соответствующих материальных ресурсов, т.е. обходится недешево). Зато при командире дисциплина и характеристики вверенных ему юнитов повышаются. К тому же солдаты передвигаются по игровому пространству, как живые. Ведь на анимацию создателями игры потрачено огромное количество времени.

Обработаны горы материалов. В итоге получилось 128 различных "естественных" движений. Кроме этого, сам ареал битвы похож на себя: дым, пожар, охвативший здания и сооружения, взрывы, туман, легкая дымка от синхронного выстрела сразу нескольких сотен мушкетов...

Говорить об этой игре можно долго - не хватит газетной площади, поэтому хотя бы постараемся перечислить основные характеристики. Всего в игре присутствуют более семидесяти различных юнитов; более шестидесяти зданий, а также семь типов кораблей (способных не только в два счета потопить неприятельский корабль, но и взять его на абордаж!). Общая численность армий может достигать нескольких тысяч человек!!! Такого масштабного сражения компьютерный мир, наверное, еще не видел. И это не фантастика - это реально прокрутить на вашем компьютере! Здесь есть еще одна маленькая особенность. По мере развития вашего царства-государства, накопления ресурсов и создания многочисленной армии, естественно, виртуальный мир разрастается, живет своей полновесной жизнью и требует соответствующих ресурсов у компьютера. Тут происходит такая вещь. В определенный момент игра чуть-чуть притормаживает (создается файл подкачки) и далее все опять идет как по маслу. Кстати, вспомогательный файл может достигать огромных размеров (это уж как вы наиграете). У меня он однажды "скушал" примерно 0,5 Гб пространства на винчестере. Не волнуйтесь, после инсталляции игрушки он исчезнет. Двинемся далее. В сетевой игре смогут принять участие до семи человек. При этом можно регулировать параметры ландшафта и войск, отбирать случайные карты, а при желании использовать включенный в комплект редактор и создать свою собственную площадку для войны. Можно добавить даже реальные топографические карты и организовывать собственные варианты исторических битв. По сообщениям, в ближайшем будущем возможно появление серверов, на которых будут проводиться большие турниры и разыгрываться войны глобального масштаба. И все это в разрешении экрана от 800х600 и до 1600х1280!

Что ж, разработчики потрудились на славу, теперь очередь за вами, стратеги! Искренне Ваш, Дядюшка КЛАСТЕР d_klaster@mail.ru

(c) компьютерная газета


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 39 за 2000 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2024 Компьютерная газета