ELSA Cladiac MX
ELSA Cladiac MX Лето. Жарко. Из-за страха за голову, которая на таком солнце без кулера запросто перегреется, я сижу дома и пытаюсь не думать. А вот инженеры компаний-производителей компьютерного железа не просто не пытаются уберечься таким образом, но, более того, очень напряженно думают и выпускают очередные изделия. В Беларуси появился партнер компании ELSA в лице компании "Пакодан", и теперь у нас есть возможность исследовать новые карты ELSA раньше других. И вы, читатели КГ, будете узнавать об этом в числе первых.
В этот раз у меня в гостях плата ELSA Gladiac MX. Приступим к ее изучению. Карта произведена в США (практически все карты производятся в Европе и США). Это опытный образец платы, и в массовом производстве ее пока нет.
При внешнем осмотре в глаза сразу бросается очень маленький размер платы. Если верить пресс-релизам, это всего 165.1х63.5 мм (формат "low-profile", без учета монтажной скобы). Сам не проверял, да и измерить с такой точностью мне бы не удалось;). Но все же давненько такого не было. Со времен 740-го интеля, наверное. Во-первых, был выявлен референсный дизайн PCB. Во-вторых, замечаем, что микросхем памяти, размещенных на лицевой стороне платы, всего четыре. Ну и в-третьих, очень маленький радиатор безо всякого намека на кулер. Мне приходилось слышать, что GeForce2 MX греется мало, и поэтому с них достаточно радиатора с очень небольшой площадью. Кстати, по логике вещей, этому должен был способствовать переход с 0.22 мкм технологического процесса на 0.18. Но, правда, с другой стороны количество транзисторов увеличилось, поднялась частота работы ядра, что должно дать противоположный эффект. Дабы не мучаться в догадках по этому поводу я решил скорее приступить к тестированию, в процессе которого все и выяснить.
И все же что-то мне в системе охлаждения не давало покоя. Сначала я никак не мог понять что это, но потом прозрение пришло: это узкая полоска света между радиатором и чипом видеокарты! Радиатор прикреплен к чипу при помощи теплопроводящего клея. Если инженеры ELSA считают такое крепление возможным, то, ради бога, я не против. В конце концов, мировую славу производителя надежных изделий имеет ELSA, а не Антон Клыга, время от времени берущий паяльник в руки, дабы собрать какую-нибудь девайсу. Вот только пока я остаюсь приверженцем более традиционного крепления, когда радиатор придавлен некоторым образом к охлаждаемой им детали, с прослойкой теплопроводящей пасты, компенсирующей плохой контакт двух поверхностей между собой вследствие возможных их неровностей. Так вот клей здесь имеется не на всей поверхности чипа и радиатора, а лишь на его части - в центре. С одной стороны все правильно, ведь именно в центре у нас находиться греющийся кристалл, который нужно охлаждать. Но есть одно "но": температура должна распределяться по всей поверхности чипа равномерно. Слой же клея в нашем случае достаточно толст и радиатор слегка возвышается над чипом (расстояние между ними мало, но заметно), имея хороший контакт с ним посредине, но не касаясь краев. Ранее подобного я не наблюдал. Если же чип греется сильно и неравномерно (а в случае такого крепления это вполне возможно), то в нем возникают значительные механические напряжения, порождающие микротрещины в кристалле, и, как результат, разрывы электрических цепей, восстановление которых с большей долей вероятности произойдет после остывания. Хотя, может быть, для температурного режима чипа на этой карте данная проблема неактуальна? Посмотрим.
Оставим пока проблему нагрева (мои мозги сейчас нагреты точно неравномерно, поэтому, наверное, у меня и мысли теряются) и продолжим изучение платы. Все основные возможности платы следуют из того, что построена она на чипе GeForce2 MX.
У GeForce2 MX очень мощный RAMDAC - 350Мгц. Поддерживается шина AGP 2x/4x, включая режимы "fast writes" и DiME. Поддерживается и джентльменский набор API: OpenGL, Direct3D, DirectDraw, DirectShow.
В пресс-релизе говориться о 2-х конвейерах NSR (nVidia Shading Rasterizer) с попиксельным затенением для максимальной реалистичности изображения. Посмотрим, что представляет из себя эта технология. NSR является интегрированным блоком, отвечающим за работу с текстурами. Он осуществляет попиксельный контроль за цветом, тенью, затемненностью и освещенностью, рельефностью и другими параметрами, для получения наиболее качественных и реалистичных изображений. Не секрет, что эффекты рассчитываемые попиксельно всегда выглядят лучше рассчитанных по полигонам.
Также немаловажным моментом является наличие блока аппаратного T&L, уже второго поколения, который возьмет на себя работу по преобразованию координат и расчету освещения, освободив тем самым ваш CPU от этой сложной работы.
GeForce2 MX имеет встроенный HDTV-процессор для декодирования всех 18 типов форматов ATSC, включая форматы 720p и 1080i.
Чипом GeForce2 MX поддерживается технология TwinView. Суть ее состоит в поддержке двух устройств отображения, будь то привычные CRT-мониторы, аналоговые или цифровые LCD мониторы или TV в различных сочетаниях. Правда в некоторых случаях может потребоваться дополнительный RAMDAC. При использовании двух устройств отображения второй монитор может использоваться как дублер первого, либо как его продолжение. Применение двух мониторов в последнем режиме иллюстрирует рис.1. Протестированный мною экземпляр имел один выход, и потому использовал я один единственный монитор, а технологию TwinView в деле не видел. Правда на карте была видна разводка под разъем для подключения цифровых мониторов. Добавился еще один повод для раздумий при выборе карты. Следует заметить, что раньше среди дешевых решений подобные функции могла предоставить только Matrox.
Функции видео ввода/вывода и tv-выход являются у данной карты опцией. Т.е. если для вас эти возможности представляют интерес и вы хотели бы их иметь, необходимо будет приобрести модуль vivo (video in/video out, (видеовход/видеовыход)). И, я думаю, это правильно. Незачем переплачивать за ненужные функции пусть даже и небольшое количество американских рублей. Каждому по способностям, каждому по потребностям. О модуле, который будет поставляться с elsa gladiac mx, пока известно лишь то, что построен он вероятно будет на чипе philips, а также то, что в комплекте с модулем будет поставляться отвертка(!), программное обеспечение и кое-что еще. Модуль можно приобрести по цене 40$.
Также в GeForce2 MX реализована технология DVC - Digital Vibrance Control, позволяющая получать изображение великолепного качества на различных типах мониторов. Следует отметить, что эта функция, как оказалось на деле, реализуется не аппаратно, а через драйвер, и может быть доступна пользователям видеокарт на других чипах nVidia с последними дарверами. В драйвере настроек DVC я не нашел, но должно быть технология эта присутствует, и в ней действительно что-то есть. Изучая сегодня демку A6 Павла Горбунова ( www.developers.f2s.com ), я пришел к выводу, что местами на плате Gladiac MX она выглядела заметно лучше, чем, к примеру, на моей родной ATi RageIIC и некоторых других.
Еще наверное стоит отметить унифицированный драйвер. Это значит, что все карты на чипах nVidia могут использовать один и тот же драйвер, работы по совершенствованию которого постоянно ведутся. Мною же при тестировании был использован драйвер, поставляемый ELSA с видеокартой (v.4.12).
Плата ELSA Gladiac MX оснащена 32 мегабайтами 6-наносекундной SDR-памяти (ширина шины памяти 128 бит), которая размещена, как я уже сказал, в 4-х микросхемах. Производителем памяти является Samsung. Предвижу, что некоторые samsung'оненавистники начнут крутить носами, говоря не самые лучшие слова. В соответствии с декларацией прав человека каждый может иметь свое мнение. О том, хороши ли комплектующие производства Samsung, мы уже спорили с вами, и спорим постоянно. Однако никому до сих пор не удалось убедить меня в том, что Samsung делает плохую память. Практически постоянно мне приходиться иметь дело с памятью, производимой этой компанией, и никаких нареканий она у меня не вызывает. И в моей домашней машине стоит память именно Samsung. И тот факт, ELSA, доверяет Samsung'у, тоже кое-что значит.
Для работы с видеокартой рекомендуется компьютер на базе процессора Celeron, Pentium II или K6-2 с тактовой частотой от 300Мгц. Я же при тестировании использовал компьютер следующей конфигурации: процессор Penium III - 500Мгц, материнская плата Asus P3B-F, 192 мегабайта 100-мегагерцовой оперативной памяти, жесткий диск Seagate U4 4.3Гб, подключенный к UDMA-66 контроллеру Promise Technology, CD-ROM Asus 40x, монитор Sony 200PS. На компьютер инсталлировалась Win98 и DirectX 7.0.
Единственный бенчмарк, принявший участие, - indy3d v3.0. Использует opengl. Люблю его за то, что в нем все видеокарты, с которыми мне приходилось сталкиваться, демонстрируют потрясающе низкие результаты. И я считаю, если видеокарте есть чем похвалиться, то продемонстрировать это нужно именно здесь, показав некоторое количество "сверхнормативных" кадров mcadxxx и animation и хороший показатель в simaulation (самый важный для игроков). Достигнуть выдающихся показателей в этом бенчмарке очень непросто. Тестирование проводилось в разрешениях 640х480, 800х600, 1024х768 при 16-битной глубине цвета и 16-битном z-буфере (далее mode 1) и при 24 битной глубине цвета и 16-битном z-буфере (далее mode 2). Все установки по умолчанию. Использовался 16-ти мегабайтный набор текстур.
Тестирование с помощью Quake III Arena проводилось в двух режимах. Далее для краткости я их буду называть mode1 и mode2. Mode1: OpenGL - стандарт., расш. OpenGL - включено, глубина цвета 16 бит, текстуры - 16 бит, уровень геом. детализации - высокий, детализации текстур - 2, билинейная фильтрация, освещение - Lightmap. Mode2: OpenGL - стандарт., расш. OpenGL - включено, глубина цвета 32 бит, текстуры - 32 бит, уровень геом. детализации - высокий, детализации текстур - 4, трилинейная фильтрация, освещение - Lightmap. Все неназванные параметры использовались предлагаемые по умолчанию. Использовался демоуровень 0001.
При проведении всех тестов вертикальная синхронизация была отключена. Поставляемый драйвер инсталлировался с видеокартой.
Карта поддерживает разрешения вплоть до 2048х1536 при 32-битном цвете и частоте кадровой развертки 75 Гц. Однако такое разрешение используется редко, и художник будет доволен разрешением 1600х1200 и глубиной цвета 32 бит при частоте кадровой развертки 100 Гц. Качество картиники в 2D не вызывало нареканий при любых разрешениях.
Теперь производительность под OpenGL. На следующих диаграммах приведены результаты тестирования в Indy3D.
Комментарий. Наконец-то я вижу достойный результат в этих тестах, а не 5-10 fps, как было ранее. По результатам этих тестов можно судить, для решения каких задач пригодна карта. С изрядной долей удовлетворения констатирую тот факт, что на этой карте можно не только играть, но и работать. Кстати об играх. Результаты замера fps в Quake 3 смотрите на диаграмме. Как из нее хорошо видно: на данной карте можно спокойно играть в разрешении 1027х768 при глубине цвета в 32 бита и прочими высокими параметрами. Да, в Indy Animation Test на изображении наблюдаются кой-какие артефакты, но больше этого нигде замечено не было.
Теперь Direct3D. Производительность в Direct3D, думаю, должна быть на том же уровне. Результатов бенчмарков не будет. На сегодняшний день ни один из бенчмарков, не использующих Direct3D, не устраивает меня в полной мере. Что же касается тестирования производительности с помощью игрушек, то, по- моему, такие результаты должны быть приложением к результатам хорошего бенчмарка, но не на оборот. Пару номеров назад в КГ вы читали мнение Павла Горбунова по этому поводу.
Теперь о драйвере. Богатство настроек - меняйте, что хотите (см. рисунки). К вашим услугам и оверклокинг.
Я не оценивал возможности разгона карты. Во-первых, радиатор на чипе маленький, и, боюсь, он мог не справиться со своей задачей. Надо сказать, греется во время работы чип очень сильно. Во-вторых, разгон - это специфическая характеристика каждой отдельно взятой платы, но не серии. И в-третьих, это опытный образец.
Что еще стоит упомянуть для создания объективной картины. Картой поддерживаются 3D очки ELSA 3D REVELATOR.
На прилагаемом компакте есть все, что нужно. Мануал в формате pdf, Arobat Reader для его просмотра, DirectX 7.0, MPlayer, утилиты, скринсэверы, демки и прочее, причем все на большом количестве языков. Демки очень красивые. Я просмотрел все кроме одной Одна отказалась пускаться, сказав что данная плата поддерживает не все необходимые функции. Что ж, судя по всему, она ориентирована на GeForce2 GTS. Словами эту красоту не опишешь, лучше взгляните сами. Да, и самое главное, что там есть - драйверы для Win9x, NT4.0, 2000.
Общее впечатление от платы осталось хорошее. Отличное качество картинки, хорошая производительность. Немного портит картину маленький радиатор, из-за чего ваш PC может превратиться в малогабаритную печь. Быть может, в серийно выпускаемых платах, его размер будет увеличен или на него установят кулер, как это уже было с некоторыми производителями. Всем же, кто практикует разгон сделать это будет необходимо самостоятельно. Впечатляет 6-летняя гарантия с поддержкой по горячей линии и через интернет. К сожалению, пока горячая линия в Германии, поддержка по интернету тоже. Однако рад вам сообщить, что с сентября месяца этот сервис будет доступен и у нас. Еще к вопросу о гарантии: в случае нарушения работоспособности производится замена карты. Что же касается длительности гарантийного срока, то для меня это было приятным сюрпризом. До сегодняшнего дня никто не предлагал нам и его половины.
Стоит ли покупать данную плату? Не знаю. Все зависит от того, чем вы занимаетесь. Если вы геймер и GeForce2 GTS with 64 Мб DDR SGRAM (оптимальный выбор для хардкорного игрока) вам не по карману, но поиграть хочется, то имеет смысл. Цена на данную плату составляет: bulk-версия - 150 USD, retail-версия - 156 USD. Относительно плат: на GeForce256 с SDR-памятью Elsa Gladiac MX выглядит более привлекательно.
Что ни говорите, тяжелая жизнь у геймеров в плане выбора и покупки игрового железа. Их жизнь можно охарактеризовать как постоянный апгрейд. Подливает масла в огонь, к примеру, и id Software. Doom помните? Да? Так вот, жив еще курилка! И не просто жив. Id Software обещает выпустить третью часть своего хита - Doom3. И угадайте, каковы у него минимальные требования! Вы глубоко ошибаетесь, если надеетесь на хотя бы TNT2. Минимальный ускоритель, который нужно будет иметь для того, что бы в него поиграться, - это GeForce256. Графику конечно обещают на порядок выше, чем в Quake 3, но все же... Поэтому подойдите к выбору нового 3D-ускорителя со всей ответственностью.
В следующий раз при благоприятных условиях я, быть может, поведаю вам о еще одной графической карте ELSA. И, похоже, очень мощной. А на сегодня все. Антон Клыга A_Kliga@inbox.ru
Плата предоставлена компанией "Пакодан" http://www.elsa.shop.by (c) компьютерная газета
В этот раз у меня в гостях плата ELSA Gladiac MX. Приступим к ее изучению. Карта произведена в США (практически все карты производятся в Европе и США). Это опытный образец платы, и в массовом производстве ее пока нет.
При внешнем осмотре в глаза сразу бросается очень маленький размер платы. Если верить пресс-релизам, это всего 165.1х63.5 мм (формат "low-profile", без учета монтажной скобы). Сам не проверял, да и измерить с такой точностью мне бы не удалось;). Но все же давненько такого не было. Со времен 740-го интеля, наверное. Во-первых, был выявлен референсный дизайн PCB. Во-вторых, замечаем, что микросхем памяти, размещенных на лицевой стороне платы, всего четыре. Ну и в-третьих, очень маленький радиатор безо всякого намека на кулер. Мне приходилось слышать, что GeForce2 MX греется мало, и поэтому с них достаточно радиатора с очень небольшой площадью. Кстати, по логике вещей, этому должен был способствовать переход с 0.22 мкм технологического процесса на 0.18. Но, правда, с другой стороны количество транзисторов увеличилось, поднялась частота работы ядра, что должно дать противоположный эффект. Дабы не мучаться в догадках по этому поводу я решил скорее приступить к тестированию, в процессе которого все и выяснить.
И все же что-то мне в системе охлаждения не давало покоя. Сначала я никак не мог понять что это, но потом прозрение пришло: это узкая полоска света между радиатором и чипом видеокарты! Радиатор прикреплен к чипу при помощи теплопроводящего клея. Если инженеры ELSA считают такое крепление возможным, то, ради бога, я не против. В конце концов, мировую славу производителя надежных изделий имеет ELSA, а не Антон Клыга, время от времени берущий паяльник в руки, дабы собрать какую-нибудь девайсу. Вот только пока я остаюсь приверженцем более традиционного крепления, когда радиатор придавлен некоторым образом к охлаждаемой им детали, с прослойкой теплопроводящей пасты, компенсирующей плохой контакт двух поверхностей между собой вследствие возможных их неровностей. Так вот клей здесь имеется не на всей поверхности чипа и радиатора, а лишь на его части - в центре. С одной стороны все правильно, ведь именно в центре у нас находиться греющийся кристалл, который нужно охлаждать. Но есть одно "но": температура должна распределяться по всей поверхности чипа равномерно. Слой же клея в нашем случае достаточно толст и радиатор слегка возвышается над чипом (расстояние между ними мало, но заметно), имея хороший контакт с ним посредине, но не касаясь краев. Ранее подобного я не наблюдал. Если же чип греется сильно и неравномерно (а в случае такого крепления это вполне возможно), то в нем возникают значительные механические напряжения, порождающие микротрещины в кристалле, и, как результат, разрывы электрических цепей, восстановление которых с большей долей вероятности произойдет после остывания. Хотя, может быть, для температурного режима чипа на этой карте данная проблема неактуальна? Посмотрим.
Оставим пока проблему нагрева (мои мозги сейчас нагреты точно неравномерно, поэтому, наверное, у меня и мысли теряются) и продолжим изучение платы. Все основные возможности платы следуют из того, что построена она на чипе GeForce2 MX.
У GeForce2 MX очень мощный RAMDAC - 350Мгц. Поддерживается шина AGP 2x/4x, включая режимы "fast writes" и DiME. Поддерживается и джентльменский набор API: OpenGL, Direct3D, DirectDraw, DirectShow.
В пресс-релизе говориться о 2-х конвейерах NSR (nVidia Shading Rasterizer) с попиксельным затенением для максимальной реалистичности изображения. Посмотрим, что представляет из себя эта технология. NSR является интегрированным блоком, отвечающим за работу с текстурами. Он осуществляет попиксельный контроль за цветом, тенью, затемненностью и освещенностью, рельефностью и другими параметрами, для получения наиболее качественных и реалистичных изображений. Не секрет, что эффекты рассчитываемые попиксельно всегда выглядят лучше рассчитанных по полигонам.
Также немаловажным моментом является наличие блока аппаратного T&L, уже второго поколения, который возьмет на себя работу по преобразованию координат и расчету освещения, освободив тем самым ваш CPU от этой сложной работы.
GeForce2 MX имеет встроенный HDTV-процессор для декодирования всех 18 типов форматов ATSC, включая форматы 720p и 1080i.
Чипом GeForce2 MX поддерживается технология TwinView. Суть ее состоит в поддержке двух устройств отображения, будь то привычные CRT-мониторы, аналоговые или цифровые LCD мониторы или TV в различных сочетаниях. Правда в некоторых случаях может потребоваться дополнительный RAMDAC. При использовании двух устройств отображения второй монитор может использоваться как дублер первого, либо как его продолжение. Применение двух мониторов в последнем режиме иллюстрирует рис.1. Протестированный мною экземпляр имел один выход, и потому использовал я один единственный монитор, а технологию TwinView в деле не видел. Правда на карте была видна разводка под разъем для подключения цифровых мониторов. Добавился еще один повод для раздумий при выборе карты. Следует заметить, что раньше среди дешевых решений подобные функции могла предоставить только Matrox.
Функции видео ввода/вывода и tv-выход являются у данной карты опцией. Т.е. если для вас эти возможности представляют интерес и вы хотели бы их иметь, необходимо будет приобрести модуль vivo (video in/video out, (видеовход/видеовыход)). И, я думаю, это правильно. Незачем переплачивать за ненужные функции пусть даже и небольшое количество американских рублей. Каждому по способностям, каждому по потребностям. О модуле, который будет поставляться с elsa gladiac mx, пока известно лишь то, что построен он вероятно будет на чипе philips, а также то, что в комплекте с модулем будет поставляться отвертка(!), программное обеспечение и кое-что еще. Модуль можно приобрести по цене 40$.
Также в GeForce2 MX реализована технология DVC - Digital Vibrance Control, позволяющая получать изображение великолепного качества на различных типах мониторов. Следует отметить, что эта функция, как оказалось на деле, реализуется не аппаратно, а через драйвер, и может быть доступна пользователям видеокарт на других чипах nVidia с последними дарверами. В драйвере настроек DVC я не нашел, но должно быть технология эта присутствует, и в ней действительно что-то есть. Изучая сегодня демку A6 Павла Горбунова ( www.developers.f2s.com ), я пришел к выводу, что местами на плате Gladiac MX она выглядела заметно лучше, чем, к примеру, на моей родной ATi RageIIC и некоторых других.
Еще наверное стоит отметить унифицированный драйвер. Это значит, что все карты на чипах nVidia могут использовать один и тот же драйвер, работы по совершенствованию которого постоянно ведутся. Мною же при тестировании был использован драйвер, поставляемый ELSA с видеокартой (v.4.12).
Плата ELSA Gladiac MX оснащена 32 мегабайтами 6-наносекундной SDR-памяти (ширина шины памяти 128 бит), которая размещена, как я уже сказал, в 4-х микросхемах. Производителем памяти является Samsung. Предвижу, что некоторые samsung'оненавистники начнут крутить носами, говоря не самые лучшие слова. В соответствии с декларацией прав человека каждый может иметь свое мнение. О том, хороши ли комплектующие производства Samsung, мы уже спорили с вами, и спорим постоянно. Однако никому до сих пор не удалось убедить меня в том, что Samsung делает плохую память. Практически постоянно мне приходиться иметь дело с памятью, производимой этой компанией, и никаких нареканий она у меня не вызывает. И в моей домашней машине стоит память именно Samsung. И тот факт, ELSA, доверяет Samsung'у, тоже кое-что значит.
Для работы с видеокартой рекомендуется компьютер на базе процессора Celeron, Pentium II или K6-2 с тактовой частотой от 300Мгц. Я же при тестировании использовал компьютер следующей конфигурации: процессор Penium III - 500Мгц, материнская плата Asus P3B-F, 192 мегабайта 100-мегагерцовой оперативной памяти, жесткий диск Seagate U4 4.3Гб, подключенный к UDMA-66 контроллеру Promise Technology, CD-ROM Asus 40x, монитор Sony 200PS. На компьютер инсталлировалась Win98 и DirectX 7.0.
Единственный бенчмарк, принявший участие, - indy3d v3.0. Использует opengl. Люблю его за то, что в нем все видеокарты, с которыми мне приходилось сталкиваться, демонстрируют потрясающе низкие результаты. И я считаю, если видеокарте есть чем похвалиться, то продемонстрировать это нужно именно здесь, показав некоторое количество "сверхнормативных" кадров mcadxxx и animation и хороший показатель в simaulation (самый важный для игроков). Достигнуть выдающихся показателей в этом бенчмарке очень непросто. Тестирование проводилось в разрешениях 640х480, 800х600, 1024х768 при 16-битной глубине цвета и 16-битном z-буфере (далее mode 1) и при 24 битной глубине цвета и 16-битном z-буфере (далее mode 2). Все установки по умолчанию. Использовался 16-ти мегабайтный набор текстур.
Тестирование с помощью Quake III Arena проводилось в двух режимах. Далее для краткости я их буду называть mode1 и mode2. Mode1: OpenGL - стандарт., расш. OpenGL - включено, глубина цвета 16 бит, текстуры - 16 бит, уровень геом. детализации - высокий, детализации текстур - 2, билинейная фильтрация, освещение - Lightmap. Mode2: OpenGL - стандарт., расш. OpenGL - включено, глубина цвета 32 бит, текстуры - 32 бит, уровень геом. детализации - высокий, детализации текстур - 4, трилинейная фильтрация, освещение - Lightmap. Все неназванные параметры использовались предлагаемые по умолчанию. Использовался демоуровень 0001.
При проведении всех тестов вертикальная синхронизация была отключена. Поставляемый драйвер инсталлировался с видеокартой.
Карта поддерживает разрешения вплоть до 2048х1536 при 32-битном цвете и частоте кадровой развертки 75 Гц. Однако такое разрешение используется редко, и художник будет доволен разрешением 1600х1200 и глубиной цвета 32 бит при частоте кадровой развертки 100 Гц. Качество картиники в 2D не вызывало нареканий при любых разрешениях.
Теперь производительность под OpenGL. На следующих диаграммах приведены результаты тестирования в Indy3D.
Комментарий. Наконец-то я вижу достойный результат в этих тестах, а не 5-10 fps, как было ранее. По результатам этих тестов можно судить, для решения каких задач пригодна карта. С изрядной долей удовлетворения констатирую тот факт, что на этой карте можно не только играть, но и работать. Кстати об играх. Результаты замера fps в Quake 3 смотрите на диаграмме. Как из нее хорошо видно: на данной карте можно спокойно играть в разрешении 1027х768 при глубине цвета в 32 бита и прочими высокими параметрами. Да, в Indy Animation Test на изображении наблюдаются кой-какие артефакты, но больше этого нигде замечено не было.
Теперь Direct3D. Производительность в Direct3D, думаю, должна быть на том же уровне. Результатов бенчмарков не будет. На сегодняшний день ни один из бенчмарков, не использующих Direct3D, не устраивает меня в полной мере. Что же касается тестирования производительности с помощью игрушек, то, по- моему, такие результаты должны быть приложением к результатам хорошего бенчмарка, но не на оборот. Пару номеров назад в КГ вы читали мнение Павла Горбунова по этому поводу.
Теперь о драйвере. Богатство настроек - меняйте, что хотите (см. рисунки). К вашим услугам и оверклокинг.
Я не оценивал возможности разгона карты. Во-первых, радиатор на чипе маленький, и, боюсь, он мог не справиться со своей задачей. Надо сказать, греется во время работы чип очень сильно. Во-вторых, разгон - это специфическая характеристика каждой отдельно взятой платы, но не серии. И в-третьих, это опытный образец.
Что еще стоит упомянуть для создания объективной картины. Картой поддерживаются 3D очки ELSA 3D REVELATOR.
На прилагаемом компакте есть все, что нужно. Мануал в формате pdf, Arobat Reader для его просмотра, DirectX 7.0, MPlayer, утилиты, скринсэверы, демки и прочее, причем все на большом количестве языков. Демки очень красивые. Я просмотрел все кроме одной Одна отказалась пускаться, сказав что данная плата поддерживает не все необходимые функции. Что ж, судя по всему, она ориентирована на GeForce2 GTS. Словами эту красоту не опишешь, лучше взгляните сами. Да, и самое главное, что там есть - драйверы для Win9x, NT4.0, 2000.
Общее впечатление от платы осталось хорошее. Отличное качество картинки, хорошая производительность. Немного портит картину маленький радиатор, из-за чего ваш PC может превратиться в малогабаритную печь. Быть может, в серийно выпускаемых платах, его размер будет увеличен или на него установят кулер, как это уже было с некоторыми производителями. Всем же, кто практикует разгон сделать это будет необходимо самостоятельно. Впечатляет 6-летняя гарантия с поддержкой по горячей линии и через интернет. К сожалению, пока горячая линия в Германии, поддержка по интернету тоже. Однако рад вам сообщить, что с сентября месяца этот сервис будет доступен и у нас. Еще к вопросу о гарантии: в случае нарушения работоспособности производится замена карты. Что же касается длительности гарантийного срока, то для меня это было приятным сюрпризом. До сегодняшнего дня никто не предлагал нам и его половины.
Стоит ли покупать данную плату? Не знаю. Все зависит от того, чем вы занимаетесь. Если вы геймер и GeForce2 GTS with 64 Мб DDR SGRAM (оптимальный выбор для хардкорного игрока) вам не по карману, но поиграть хочется, то имеет смысл. Цена на данную плату составляет: bulk-версия - 150 USD, retail-версия - 156 USD. Относительно плат: на GeForce256 с SDR-памятью Elsa Gladiac MX выглядит более привлекательно.
Что ни говорите, тяжелая жизнь у геймеров в плане выбора и покупки игрового железа. Их жизнь можно охарактеризовать как постоянный апгрейд. Подливает масла в огонь, к примеру, и id Software. Doom помните? Да? Так вот, жив еще курилка! И не просто жив. Id Software обещает выпустить третью часть своего хита - Doom3. И угадайте, каковы у него минимальные требования! Вы глубоко ошибаетесь, если надеетесь на хотя бы TNT2. Минимальный ускоритель, который нужно будет иметь для того, что бы в него поиграться, - это GeForce256. Графику конечно обещают на порядок выше, чем в Quake 3, но все же... Поэтому подойдите к выбору нового 3D-ускорителя со всей ответственностью.
В следующий раз при благоприятных условиях я, быть может, поведаю вам о еще одной графической карте ELSA. И, похоже, очень мощной. А на сегодня все. Антон Клыга A_Kliga@inbox.ru
Плата предоставлена компанией "Пакодан" http://www.elsa.shop.by (c) компьютерная газета
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 35 за 2000 год в рубрике hard :: video