Любишь разгоняться? Люби и разгоняйся!

Любишь разгоняться? Люби и разгоняйся! Если хочешь быстро ездить,
Надо в руки взять газету.
Почитать, чего там пишут.
И потом уж прокатиться!!!
Народные нескладушки


О любви русских (белорусов) к быстрой езде известно практически всем, но чтобы ехать безопасно и быстро, надо быть как минимум, хоть небольшим, но профессионалом. Поэтому придется немного повозиться с железом и почитать статьи умных "дядек":)).

А в этой статье я хотел бы поделиться опытом оптимизации и разгона видеосистемы компьютера. Такая проблема возникла у меня после замены центрального процессора.

Недавно, где-то в июне, появились в продаже новые Intel Celeron на ядре Coppermine, а конкретно младшие модели 533А. Как и в случае с Celeron 300A, Intel не подвела и выпустила следующего "короля разгона". Почти все новые Cel-eron'ы из той партии гнались на 800MHz (100x8) и даже чуть больше. Конечно, Pentium III лучше, и работающий на частоте 800MHz Celeron соответствует (по материалам IXBT Hardware) где-то 650-700 MHz PIII. Но не в этом дело. После такого апгрейта, узким местом в моем компьютере стала видеокарта ELSA Victory II (на Voodoo Banshee).

После долгих раздумий и консультаций, я остановил свой выбор на довольно "старом" решении от NVIDIA - карте на чипе TNT2 Pro. Посудите сами, карты на GeForce сейчас довольно дорогие, по крайней мере для меня, а брать урезанные версии на TNT2Vanta или TNT2M64 не хочется, так как после небольших тестов и прочтении материалов о картах на этих чипах, я понял, что большой разницы между ними и моей старой видеокартой не будет. Но, в любом случае, выбор остается за вами.

Выбирая видеокарту, необходимо очень внимательно отнестись к ее производителю, типу и количеству локальной памяти, типу охлаждения основного чипа и способу крепления радиатора. Это вам не материнская плата, где скорость работы, в основном, определяется чипсетом. Разницу между материнскими платами разных производителей, собранных на одинаковых чипах, можно почувствовать лишь с электронным секундомером в руке, округляя полученные значения скорости работы до сотых долей секунды. Для однотипных видеокарт разных производителей, даже если они работают на одинаковых частотах, разница в скорости может быть до 10%.

Сегодня карты на базе чипов TNT2 комплектуются различными типами локальной видеопамяти (SDRAM и SGRAM) и ее количеством (от 8 до 32Mb). Лучшей разгоняемостью обладает память SDRAM, а на борту ее лучше иметь 32Mb для полной версии чипа TNT2. Тем более, что разница в цене между 16- и 32-мегабайтными видеокартами несущественна (около 10 у.е.). Для Vanta или M64 разница в производительности между 16 и 32 мегабайтами невелика, поэтому нет смысла тратить лишние деньги, тем более, что Vanta не поддерживает более 16Mb.

Чаще всего производители видеокарт на TNT2 (а иногда Vanta и M64) предусматривают активное охлаждение, т.е. устанавливают на чип радиатор с вентилятором, что объяснимо большими рабочими частотами и, как следствие, жестким температурным режимом. Но ничто не мешает вам взять карту без активного охлаждения и прикрутить вентилятор от кулера для 486 процессора. В этом даже есть свои плюсы: как правило, радиаторы на таких картах большие и, соответственно, после установки вами вентилятора, обдуваемая поверхность будет больше, чип холоднее, лучше гонится и т.д. Минусы: вентилятор имеет провода, которые надо подключить к блоку питания, да и в соседний слот вы не сможете поставить какую-нибудь плату, так как радиатор и вентилятор широкие и будут находиться на уровне близлежащего левого (нижнего) слота (обычно PCI).

И еще немного о креплении радиатора к чипу. Как правило, у известных производителей все "схвачено" намертво, т.е. используется специальная паста с охлаждающими и склеивающими характеристиками, даже при больших температурах не теряющая своих свойств: радиатор от чипа не отклеивается и не поворачивается вокруг своей оси. Для "no-name" карт вам придется самим заняться креплением радиатора. При больших температурах, особенно при разгоне, некачественная склеивающая паста расширяется и стягивается к середине, а по бокам чипа образуются щели, которые видны на свет невооруженным глазом (попалась мне на глаза одна такая на GeForce). Соответственно ухудшается охлаждение, и возможны зависания. Особенно это касается видеокарт на NVIVDIA GeForce и их модификациях. Эти новые чипы требуют повышенного питания (запасайтесь 350W блоками питания), и если у вас нет сковородки или лень идти на кухню, то можете, приспособившись, поджарить яичницу на их радиаторе во время игры в Quake III.

Но чтобы сделать правильный выбор, лучше взять видеокарту на тестирование под залог денег, договорившись с продавцом, и погонять ее вечерок другой, чтобы потом не рвать себе волосы на голове.

После всех этих исследований, я остановил свой выбор на видеокарте Giga-byte 660 Plus, как написано на коробке, базирующейся на чипе TNT2Pro (TNT2-A) (рисунок 1). Память - Samsung с временем доступа 6 наносекунд - 32Mb. Вообще, рекомендую брать платы на TNT2 с объемом памяти 32Mb - производительность возрастает примерно на 10-20% по сравнению с 16Mb. Видеокарте не нужно использовать медленную оперативную память для обработки больших текстур.

Что же известно про этот чип? IXBT Hardware характеризует его так: "NVidia Riva TNT2-A сделан на основе 0,22 мкм технологии и представляет собой тот же NVIDIA Riva TNT2, только работающий на повышенных частотах (143 МГц против 125 МГц у Riva TNT2). Чем же тогда он отличается от Riva TNT2 Ultra с частотой 150 МГц, которая, хоть и выполнена по 0,25 мкм технологии, также может работать на высоких частотах? Прежде всего, своей ценой. NVIDIA Riva TNT2-A имеет такую же цену, как NVidia Riva TNT2, и позиционируется просто как замена нынешнему NVidia Riva TNT2 в существующих моделях карт. То есть, за ту же цену мы получаем несколько более быструю карту". И это действительно так. Как показала практика разгона, эта карта опережает по тестам некоторых представителей класса Riva TNT2 Ultra.

Карта имеет приятный темно-синий цвет и комплектуется руководством с хорошей полиграфией и двумя компакт-дисками. Один - с полной версией игры Need For Speed III Hot Pursuit, другой - с драйверами, утилитами и демо-версиями трех игр (Superbike, Populous и Future Cops L.A.P.D.). Хочется отметить, что у Gigabyte самые большие коробки:)).

Фитчем всех Gigabyte'овских карт на TNT2 является: во-первых, система Dual Cooling - как видно на рисунке 1, кроме обычного активного охлаждения чипа применена система крепления пассивного радиатора на обратной стороне карты, что, конечно, только улучшает возможности ее разгона; во-вторых, наличие переключателя Turbo Switch (перемычка на плате), с помощью которого появляется возможность аппаратного разгона видеокарты. Этот режим протестирован специалистами Gigabyte и является, по их заверениям, максимально безопасным.

После установки и настройки видеокарты, бросается в глаза большая четкость картинки при разрешении 1024x768x32bit (вертикальная развертка - 75Hz). Все-таки сказывается 300MHz RAMDAC. Это особенно заметно при смене моей старой Voodoo Banshee на Gigabyte 660+. Раньше я думал, что виноват монитор!

В поставке были довольно старые драйверы на основе Detonator 2.08, кстати, дающие наибольшую производительность на TNT2Vanta и TNT2M64. Для TNT2 специалисты IXBT Hardware рекомендуют Detonator 5.2x или 5.3x. Поэтому при тестировании использовались Detonator 5.22 (www.nvidia.com) и BIOS Ver.1.4 (www.gigabyte.com.tw). В сети уже появились Detonator 6.01, но последним официальным и выложенным для скачивания на сайте NVIDIA остается Detonator 5.22.

Все установки прошли исключительно хорошо, после этого появились расширенные опции в свойствах экрана: Свойства/Настройка/Дополнительно/Riva TNT2/Additional Properties, где можно настроить параметры для Direct 3D, Open GL (лучше оставить по умолчанию), Color Correction (настройка и сохранение цветовых гамм для десктопа), Overlay Color Control (то же для DVD-фильмов, работает также и для обычных avi, mpg) и закрытая сначала для пользователя Hardware Option (изменение частоты работы чипа и памяти). Последняя открывается небольшим редактированием реестра по пути HKEY_LOCAL_MACHINE\Software\NVIDIA Corporation\ Global\NVTweak, созданием двух числовых переменных (тип dword) QuickTweak (присвоить численное десятичное значение 65568) и COOLBITS (присвоить 3). Хотя можно обойтись и одним, последним. После этого можно менять значения тактовых частот памяти и чипа в широких пределах - от 155 до 220 MHz (у вас могут быть другие значения - зависит от BIOS-видеокарты).

Но мне больше понравилась небольшая (90kb) программка TNTClk (http://www.ixbt.ru/video /utils/tntclk.exe), автор - Chris Groenveld. Кроме стандартных, она имеет интересную опцию по разгону памяти видеокарты путем уменьшения циклов задержек и других интересных настроек. Работает только с TNT/TNT2 картами. С GeForce не пробовал.

Итак, приступим!

Стандартные частоты для различных типов TNT карт приведены в таблице 1.
Таблица 1. Стандартные частоты работы карт на чипах TNT/TNT2
Чип Ядро, MHz Память, MHz
Riva TNT 90 110
Riva TNT2 Vanta 100 125
Riva TNT2 M64 125 150
Riva TNT2 125 150
Riva TNT2 Pro 143* 160*
Riva TNT2 Ultra 150 183
* — данные не уточнены.

После прошивки нового биоса версии 1.4 для Gigabyte 660+ стандартными стали частоты 150/166 в режиме Normal и 176/176 в режиме Turbo. После нескольких часов потраченного времени и нескольких десятков перезагрузок удалось установить наиболее приемлемые частоты работы с точки зрения стабильность/скорость. Это 193/205. Довольно высокие параметры, особенно для главного чипа. Разница между новыми значениями и стандартными в MHz составила 50/45, или в процентном отношении - 35/28 (проценты относительно 143/160). Это, конечно, не Celeron 533 to 800 (50%), но для видеокарты неплохо. Была обнаружена одна интересная особенность - версия биоса очень сильно влияет на максимальные значения разгона, для версии 1.3 это были 175/190, а для версии 1.4 - 193/205. Поэтому ищите наиболее свежие версии биосов для своих видеокарт - вот тут и "вылазят боком" сэкономленные на покупке no-name карты деньги: поддержки никакой, а зачастую и сайта такой компании нет.

Далее с помощью уменьшения значений в опции Memory Timings (программа TNTClk) была получена стабильно работающая система. Начальные параметры составили: 0/4/1/0/1/4/2/9/3. Конечные на рисунке 1. В итоге - повышение производительности в Quake III около 2-3fps по демке demo001.dm3.


Рисунок 2. Минимальные значения параметров настроек памяти с помощью программы TNTClk.

Тестировать производительность будем в Quake III Arena (версия 1.11), на мой взгляд наиболее реально отображающего производительность карт на TNT2. Он оказался очень чувствителен к изменениям частоты работы чипа/памяти, что и нужно при тестировании.

Тестовая система:
Материнская плата QDI BrilianX 1S P6I 440BX.
Процессор 825(103x8)Mhz Intel Celeron II (ядро Coppermine).
Системная память 192Mb (3х64DIMM) PC-100 SDRAM (Циклы 3-2-2).
Жесткий диск 15,2Gb IBM DJNA-351520.
Звуковая карта SB Live! Value.
Операционная система Windows 98.

Настройки Quake III Arena (Ver 1.11):
Graphics
GL Driver: Default
GLExtensions: On
Video Model: 640x480 (800x600, 1024x768, 1280x1024)
Color Depth: 16bit (32bit)
Full Screen: On
Lighting: Lightmap
Geometric Detail: High
Texture Detail: крайнее правое положение, т.е. максимум
Texture Quality: 16bit (32bit)
Texture Filter: Bilinear
Game Options
Simple Items: Off
Marks on Walls: On
Ejecting Brass: On
Dynamic Lights: On
Identify Target: On
High Quality Sky: On
Sync Every Frame: Off
Force Player Model: Off
Draw Team Overlay: Off

В скобках указаны значения, которые менялись во время теста. Звук был отключен, т.е. движки Effects Volume и Music Volume были помещены в крайнее левое положение, с целью минимизировать отличия от других тестовых систем. Кстати, хочу отметить, что при включении звука, результаты тестирования остались практически неизменными, что свидетельствует о качественной звуковой карте и мощном центральном процессоре. Даже при проигрывании музыки Winamp'ом и тестировании на Quake III, полученная разница fps не превышает 0,1-0,2. Так что можно под музыку Вивальди заниматься виртуальными дуэлями.

Использовалась demo001.dm3 из стандартного набора демок Quake. После запуска Quake вызывалась командная строка клавишей "~". Набиралось две команды: timedemo 1 (ввод), demo demo001.dm3 (ввод). Ждем, пока прогоняется демка, по завершении опять вызываем командную строку и видим там результат - последняя строка примерно такого содержания: 1346frames, 23,4seconds: 57,4fps. Последняя цифра - искомый результат, т.е. 57,4 fps (frames per second - кадров в секунду). Демка запускалась три раза, бралось наибольшее значение. И последнее - в опциях Open GL синхронизация с вертикальной разверткой отключена.

Результаты тестирования приведены в таблице 2 и на рисунке 2. При этом, 16bit означает, что в обеих настройках Color Depth и Texture Quality был выставлен цвет 16bit, а для 32bit - в обеих 32bit. Простите за тавтологию.
Таблица 2. Результаты теста видеокарты Gigabyte 660+(fps) на demo001.dm3 из Quake III Arena

Ядро/ 640х480 800х600 1024х768 1280х1024
/Память 16bit 32bit 16bit 32bit 16bit 32bit 16bit 32bit
143/160 73,5 65,8 64,4 44,5 43,9 29,6 27,0 17,4
176/176 73,6 68,2 68,7 50,1 52,1 33,5 32,2 19,7
193/205 73,9 70,4 70,1 57,8 57,9 39,4 36,0 23,4
Разница 0,4 4,6 5,7 13,3 14,0 9,8 9,0 6,0

Ну и что? Играбельность сохраняется вплоть до 1024х768х16bit. Оптимальным, с моей точки зрения, является режим 800х600х32bit.

Разгон дает наибольший прирост производительности при разрешениях 800х600х32bit и 1024х768х16bit. При 640х480 и 1280х1024 прирост не так существенен, да и играть на таких разрешениях на 15-дюймовом мониторе не оптимально. Я думаю, что при наличии соответствующего процессора, рекомендуемое разрешение для этой карты в динамических играх 800х600. При этом, разгон ядра (основного чипа карты) дает прирост производительности в 16bit цвете, тогда как в 32bit цвете узким местом является видеопамять, поэтому предпочтительнее брать карты с памятью DDR (гонится до 400-450MHz), которые сейчас еще очень дорогие.

Хотелось бы отметить, что дальнейший разгон моего центрального процессора до 900 (112х8)MHz (работает не очень стабильно) хоть и возможен, но не прибавил ни одной десятой к значениям в таблице 2, что говорит о пределе возможности видеокарты, которая так и осталась узким местом в моем компьютере:)). При тестировании карты на чипе GeForce256 (150/190) к результатам в таблице 2 можно смело прибавить 15-20fps - приблизительно оцените мощь этого графического процессора.

К сожалению, видеокарты на новых чипах пока довольно дороги, а если ждать падения цен, то получится точно так же, как и с TNT2: цена уже приемлема, но производительность идет впритык к современным требованиям.

И напоследок приведу цитату Андрея Воробьева (IXBT Hardware), наиболее точно характеризующего Gigabyte 660+: "Нам предлагается видеокарта, имеющая цену обычной платы на NVIDIA Riva TNT2, однако по скорости даже превосходящей TNT2 Ultra. При этом мы можем лишь сказать, что единственным оставшимся преимуществом карт на базе NVIDIA Riva TNT2 Ultra является возможность более существенного разгона памяти, поскольку все платы этого класса снабжаются 5 и 5,5 нс микросхемами.

Как можно видеть, Gigabyte GA-660 Plus находится на уровне мощнейших плат последнего поколения, являясь намного более дешевой. Конечно, мы не можем говорить о всех платах на базе NVIDIA Riva TNT2-A, возможно, они и не будут такими же удачными, так как Gigabyte ставит по умолчанию частоты выше рекомендованных NVIDIA. Вполне возможно, что некоторые производители ограничатся незначительным повышением частоты работы своих карт по сравнению с регулярной TNT2, однако сам факт появления более быстрых плат за ту же цену не может не радовать.

Однако, есть вероятность и незаметного появления подобных карт на рынке, поскольку далеко не все производители афишируют, подобно Gigabyte, смену чипа на NVIDIA Riva TNT2-A. Например, Chaintech планирует выход плат на базе этого чипа под старой маркой Desperado AGP-RI40/41. А тем временем NVIDIA скорее всего вообще прекратит выпуск обычных чипов TNT2, заменив его на TNT2-A, поэтому производители видеокарт будут просто вынуждены перейти на новую версию чипсета".

Ну вот и все! Как бы банально это не звучало, разгоняйтесь с умом, и никакой ответственности за вышедшее из строя оборудование автор статьи не несет, просто хотелось поделиться своим опытом на конкретном примере видеокарты, за которую деньги платил из собственного кармана, а не брал напрокат в какой-нибудь фирме.

P.S. Автор выражает благодарность брестскому компьютерному салону "Успех", а конкретно Андрею Волынцу за предоставленную возможность протестировать несколько видеокарт и Сергею Гукову (фирма "ТРИС").

Пожелания, претензии, вопросы можно присылать на e-mail: luksha@aport.ru

Удачи вам в нелегком деле выбора и разгона видеокарт!!! Лукша Владимир luksha@aport.ru (c) компьютерная газета


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 34 за 2000 год в рубрике hard :: overclocking

©1997-2024 Компьютерная газета