Soldier of Fortune

Soldier of Fortune

Разработчик: Raven Software Издатель: Activision SoF WebSite

Raven Software известна геймерскому народу с давнейших времен. Была у нее тогда такая запоминающаяся игра - Heretic. Была эта игра одной из первых игр из жанра FPS и, возможно, даже первой FPS с фэнтазийным уклоном. Правда, до лучшего в те годы FPS - легендарного Doom'a - она все же ну никак не дотягивала. Да и никто не дотягивал. Id была лучшей, Raven некоторое время держалась на втором месте, остальные - дальше. С тех пор прошло порядком полдесятка лет, но расстановка сил почти не изменилась. Id все еще на вершине, за второе место по-прежнему идет борьба, только уже куда более жестокая, а все остальные опять плетутся хоть и на мизерном, но непреодолимом для них расстоянии. После Heretica были Hexen, потом Hexen2, не так давно появился томбрайдероподобный Heretic2, теперь вот Soldier of Fortune. С каждым разом Raven стала уходить все дальше от Id, а теперь, когда последняя ушла на мультиплейерную арену, их пути, похоже, окончательно разойдутся. И если Id вскоре окончательно не распадется сама, то вслед за Raven последует и Epic. Однако не будем влезать еще глубже в эти дебри. Raven всегда делала не хитовые, но очень хорошие игры, и многим долгожданный SoF - еще одно тому подтверждение.

Когда вышел Kingpin, играющая общественность была просто в восторге - полное отсутствие монстров, непередаваемая речь игровых персонажей, много крови. Игра радовала глаз и ублажала слух. Однако нет пределов совершенству, и общественность жаждала еще большего, игру, которая пошла бы еще дальше, разработчиков, которые были бы еще смелее в плане аморализации общества. И они нашлись - Raven Software как раз работала над своей новой игрой Soldier of Fortune. Этот шутер изначально разрабатывался как игра исключительно реалистичная, т.е. без всяких там мутантов и пришельцев из далеких галактик, только люди против людей. Более того, ребята даже не поленились нанять для консультаций профессионального вояку - Джона Муллинса, который на протяжении всей разработки вносил свои коррективы в игровое действо. Ну, то есть показывал, как с оружием обращаться, откуда у трупов кишки должны лезть, как правильно сценарий построить. Победный приход Kingpin лишь еще раз подтвердил, что разработчики движутся правильной дорогой. И вот - свершилось! К погружению в кровавую баню готов!

Если вы смотрели шедший по телеку сериал с очень похожим названием, то сюжетную завязку вам объяснять нет необходимости. И хотя сериал и игра, в общем-то, никак друг с другом не связаны, сюжетная завязка совпадает практически полностью - борьба секретной правительственной организации с терроризмом. Заходя еще немного дальше, можно сказать, что впечатления от игры в большей степени совпадают с впечатлением от сериала. Но обо всем в порядке вещей.

Итак, вы Джон Муллинс (John Mullins), виртуальное воплощение упомянутого выше реального Муллинса (с претензией, однако). За вашей спиной Вьетнам, секретная работа на правительство и еще черт знает сколько подвигов. Но это все за спиной, потому как теперь вы вместе с двумя бывшими своими сослуживцами решили открыть, так сказать, свое дело. Конечно, наивно было бы полагать, что ваши соратники возвели еще одну коммерческую палатку, все куда проще - вы создали элитную организацию по борьбе с терроризмом под несколько двусмысленным названием The Shop...эээ... в подвале книжного магазина. Тем паче, что и к работе вам не привыкать: вам дают правительственное задание, вы выполняете и получаете лавэ. Вот такая вот халтура.

Задания вам даются обычно особенной важности. Бывают, конечно, пустяковые, вроде спасения заложников, но вот уже во второй миссии вам надо обезвредить ядерную бомбу. Далее эта самая "ядерная тема" будет преследовать вас на протяжении всей игры, пока вы не доберетесь до главного злодеяна (угадайте с трех раз, к какой национальности относится его имя). Да, больной вопрос у американцев - ядерное оружие, и ничего уж тут не поделать. А вообще в игре порядка 25 миссий и почти каждая из них - в разных частях земного шара. Ирак, Россия, Америка, Германия, Япония - вы мечтаете о кругосветном путешествии? Ну так, Enjoy! Что особенно радует, так это то, что ваши оппоненты всегда говорят на своем родном языке, причем без акцента. Как приятно, разгуливая по заснеженной Сибири, услышать за спиной отчетливый выкрик: "А ну-ка брось свой ПИСТОЛЕТ!". Вот уж где разработчики постарались! Жаль только, что это не реально, по сути, у них получилось. Это же он не ребенка своего пистолет бросить просит! Кто же так ВРАГУ скажет? В Сибири!? А Kingpin что, мимо прошел что ль? С другими языками, ведомо, так же.

Вообще сами миссии проходят на достаточно интересных объектах: заводы разные, военные базы, секретные объекты, дворцы диктаторов, замки генералов. В миссии в Ираке вы столкнетесь лицом к лицу с самим Хусейном. Мне уже сдается, что американцы им детей пугают. Сами уровни чем-то напоминают Sin. Вообще весь SoF очень похож на гибрид Sin + Kingpin. Возможно, разработчики попытались взять все самое лучшее из этих шутеров. Сразу скажу, что геймплей больше тяготеет к Sin, т.е. к shoot them all. Правда, разработчики здесь немного разнообразили уже ставший скучным бездумный процесс массовой аннигиляции. Во-первых, они немного подредактировали традиционный уровень повреждений - вашего персонажа убивают очень быстро, особенно если вы без брони. Во-вторых, они по непонятной мне причине ограничили сохранение в каждой миссии пятью разами. И, наконец, в-третьих, позаимствовали из Thief'a такую фичу, как выглядывание из-за угла, которое очень быстро входит в привычку. Это придает игре снайперский интерес: тихонько выглядываем из-за угла, подбираем наилучшее средство уничтожения обнаруженной цели, не спеша прицеливаемся... Большую часть игры приходится проходить именно таким образом... А, совсем забыл! Есть еще и четвертый фактор разнообразия геймплея, примененный в SoF. Взят он тоже, по-видимому, из все того же Thief'a. Это уровень шума. Суть фичи в том, что вы должны действовать всегда тихо, время от времени поглядывая на прилагающийся индикатор уровня шума. Стоит только поднять шум, как враги начинают валить буквально толпами. Это чтобы вы зазря не палили.

Большое внимание разработчики уделили вооружению. Первое, что мне бросилось в глаза, когда я начал играть в SoF, так это то, как ваш герой обращается с различными видами оружия. Вот уж где видно руку профи! Ну, я имею в виду профессионального актера-жонглера. Прям как в кино! А вы говорили, что Фриман-физик слишком хорошо стволы юзает! Поиграйте в SoF и вы поймете, что по сравнению с профи он и есть ботаник, не больше не меньше. Главное, что это все жонглерство игре не мешает. Когда высовываешься из-за угла, ваш подопечный лихо перекидывает пистолет из одной руки в другую - ту, что ближе к углу. Правда, потом он почему-то забывает кинуть его взад, поэтому ходишь как левша - или клонишься на месте как парализованный, который никаким другим путем этот перенос сделать не может. Но вообще сделано хорошо и с умом. В подробное описание оружия я вдаваться не буду, скажу лишь о некоторых видах. Первым идет боевой нож, которым даже можно кидать, если есть запас. Хорошо втыкается в тела врагов и железобетонные стены. Эх, сила есть, как говорится... Потом идут два пистолета, похуже и получше, потом шотган, потом автомат... Впрочем, до поры до времени все идет хорошо. Но вот появляется какая-то ручная микроволновка. И какого черта! Ладно, было бы что-нибудь зверское, плотораздерающее. Ан, нет, гадость какая-то. Ну дали бы лучше гиперболоид инженера Гарина, хоть людей бы пошинковали-порасчленяли! По мне так: делаем Quake, так с самого начала Quake, а если реализм пытаемся создать, то чего ж винегрет-то готовить? Но, видно, на меня здесь не равнялись (с претензией, однако).

Помимо оружия у вас будет присутствовать также некоторая экипировка. Главная ее часть это бронежилет, без которого вас будут убивать практически с двух выстрелов. Также присутствует и джентельменский набор элитного наемника в составе ослепляющих и осколочных гранат, нескольких взырвпакетов C4, пары аптечек и прибора ночного видения. Возвращаясь к разговору об оружии, следует также упомянуть о том, что ваш герой не может носить все его виды одновременно.

Многим, конечно, это не совсем понравится, но увы, реализм тоже требует жертв - придется подбирать оптимальные наборы. В конце-концов выбор можно сделать прямо на поле боя.

Так, что же мы еще не рассмотрели? Ха, самого главного - того, из-за чего эту игру будет покупать большинство заинтересованных в подобном лиц, - реализацию насилия. Ведь именно этим заинтересовал нас SoF. Разработчики так нахваливали нам свою суперновую анимационную систему GHOUL, что мы уже ждем от них никак не меньше, чем лучшей реализации смерти за все существование компьютерных игр. И вот здесь SoF показывает всю свою силу! Это, конечно, все же еще не кино, но уже очень даже ничего. Бросается в глаза гибкость персонажей. Движения их насыщенны, особенно в момент убиения. Как Raven и обещала, можно отстрелить практически все - ноги, руки, голову, даже рюкзак и каску.

Каждый противник даже при поражении из одного и того же оружия может умереть несколькими видами смертей (в т.ч. с конвульсиями и без). Безжизненное тело, лежащее на полу, тоже реагирует на внешние воздействия - прыгает как студень. Замечено, конечно, и много недоработок в этой области, но по сравнению с описанными достижениями они уходят далеко за первый план. Если рассматривать игру в общем, то количество изображаемого в ней насилия действительно намного больше, чем в Kingpin. Много скриптовых сцен с расстрелом заложников крупным планом и вообще изображением "смерти на производстве". Не удивительно, что опция блокировки кровавых сцен вынесена в главное меню, а игра при каждом удобном случае напоминает, что играть в нее можно только в абсолютно зрелом возрасте. И это в плюс к тому, что программа выпущена вообще в двух версиях. Единственное, что плохо, так это отсутствие мата. Ну и насилия, конечно же, могло бы быть еще чуточку побольше (я не маньяк).

Последние штрихи - техническая реализация. Насчет графики можно сказать одно: движок Quake2. Текстуры не особо богатые, спецэффектов не много, единственное - разработчики слишком увлеклись картами среды (enviroment mapping): положили блики где надо и не надо. Вот скажите: вы видели когда-нибудь отполированную изнутри канализационную трубу? В остальном особых претензий нет - обычная графика, неяркая. Очень хороша анимация, о чем уже говорилось. Насчет звука тоже по стандартному: A3D и EAX. Озвучку я уже упоминал. Саундтреки тоже подобраны под место и действо. Вот AI меня не особо порадовал. Модной коммандности нет - враги даже иногда попадают друг в друга. Соображают очень хило: когда стреляешь в одного, соседний даже не чухается. Зато очень любят появляться за спиной "из неоткуда" (а говорили пофиксят - верь теперь...), иногда умудряются материализоваться прямо перед глазами. Мультиплейер соответствует "мировым стандартам". Как обычно: LAN и Internet (вы не забыли, что есть CD-Key? УНИКАЛЬНЫЙ CD-key). Виды мультиплейера соответствуют необходимым требованиям плюс два новых: Assassin и Arsenal.

Ну вот, время подвести черту. Вы ждали кровавую игру? Вы ее получили. Хотели интересно и бесплодно провести время? Пожалуйста! SoF целиком в духе творений Raven. Да, есть интересные моменты, новые идеи, но нет чего-то целого, завершенного и самодостаточного. Да никто, впрочем, шедевра и не обещал. Никита Кареев nikita_m_k@mtu-net.ru http://www.zone.ru/ (c) компьютерная газета


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 28 за 2000 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2022 Компьютерная газета