Хиты 2000: продуктивное использование T-Racks

Хиты 2000: продуктивное использование T-Racks

Фирма IK Multimedia пришла в пространство пользователей музыкальных технологий в основном благодаря двум программам. Первая - это Groovemaker (дэнсмейкер), популярная в среде начинающих музыкантов, домашних ди-джеев и так далее. Вторая, которая появилась намного позднее, - это T-Racks.

Вокруг последней поднялось много споров и разногласий, но то, что сейчас она установлена практически на каждый музыкальный компьютер, говорит о многом. Программа предназначается для мастеринга. Причем не простого, а эмуляции аналогового лампового (!) мастеринга.

Если посмотреть на данный класс эмуляторов, то можно отметить, что большинство программ предпочитают эмулировать ленточные устройства, например магнитофоны. Были и попытки сэмулировать лампу (например, модуль в WaveWarm), но после появления T-Racks всяческие серьезные поползновения в данном направлении прекратились.

Автор этой статьи довольно долго провозился с эксайтированием сигнала - эффектом, который делает звук ярче (рассмотрим чуть ниже). Не скрою, в T-Racks применена сложная алгоритмическая система обработки звука, но эксайтирование там чувствуется. T-Racks - это программа, которая позволяет поднимать яркость звука, при этом "мастеря" его.

Для тех, кому T-Racks не знакома, позволю себе некоторые описания ее функций. Итак, программа состоит из трех отдельных и взаимосвязанных модулей-блоков:

- Эквалайзер;

- Компрессор;

- Multiband-лимитер.

Эквалайзер позволяет плавно регулировать частотный спектр и уровень определенных частот с помощью двух рядов ручек - верхний управляет выделением частот, нижний - их амплитудными характеристиками. Помимо этого крайне низкие и крайне высокие частоты можно плавно обрезать с помощью ручек "low-cut" и "hi-cut". Общий частотный диапазон можно свети до звучания радиоточки или телефонной трубки. Причем сие отлично в результате по сравнению с теми же настройками в параметрических эквалайзерах Waves. Я бы сказал так, Waves делает просто обрезанный звук, а с T-Racks можно получить старые качественные проигрыватели, магнитофоны. Этим программа и примечательна.

Компрессор представляет из себя довольно простой интуитивно-интерфейсный модуль, в котором можно управлять атаками (attack), затуханиями (release) и шириной стереопространства (stereo en.). Блоки компрессора и эквалайзера взаимосвязаны между собой. "Зачем эта связь?" - спросите Вы. Она просто необходима. Например, есть разница в том, как стоят эти эффекты по очереди выполнения. То есть, Вы эквализируете трек до или после компрессии. Если до, то определенные частоты на амплитудных максимумах будут "приглажены". После - означает, что Вы можете корректировать работу компрессора частотно. Для того чтобы указать порядок следования, надо обратить внимание на индикаторы patch. Когда Вы нажимаете на кнопке с цифрой "1" на одном модуле, на втором индикаторе автоматически высвечивается "2". Это и есть указанный порядок следования устройств в процессе. Разницу в порядках можно уловить на слух.

Модель Multiband-лимитер позволяет редактировать входной сигнал, выставлять длину затуханий, а также обеспечивает защиту от перегрузок. Как и Multiband-лимитер, так и в модуле компрессора является возможным регулировать уровень входного сигнала, что влияет на работу данных устройств и на выходной звук в целом.

На данном этапе, обычно, изучение пользователем программы заканчивается. Он загружает файлы, подбирает под них специально заготовленные пресеты и работает. Иногда крутит ручки:).

Но программа намного комплекснее, чем ее представляют многие. Надо просто обратить внимание на кнопки главного меню, которые расположены на маленькой панельке под лимитером.

Здесь мы сразу же можем найти операцию UNDO, которая, правда, распространяется на одно последнее действие. Но есть еще много вспомогательных средств. Одно из которых - модуль "Snap" (вызывается одноименной кнопкой). Этот модуль позволяет сохранять 8 различных пресетов внутри программы. То есть, Вы выставили один частотный баланс, послушали, сохранили (кнопка "Take"), что-либо изменили, опять сохранили. Теперь у Вас сохранены два изменения, которые Вы можете послушать, нажимая на кнопки-лампочки модуля "Snap". Очень удобно. Причем, сие введение помогает другому недостатку программы, как, собственно, и большинству других программ - вращению ручки курсором мыши.

Для маломощных компьютеров предусмотрено окно загрузки процессора (кнопка "CPU"). Для мощных компьютеров оно собственно и не нужно, хотя...

Дизайн программы стилизован под устройства 60-х и 70-х годов. Это видно во всем. Но мало кто из молодых знает, что передние панели старых дорогих устройств покрывали золотом, медью или хромом. Даже этот факт учтен в программе. В настройках Preferences можно выбрать цвет рабочих панелей.

Помимо этого программа делает "дизайн" звука под эти устройства. Если сравнить вид звуковой синусоиды, записанной через натуральные ламповые устройства (а я их записал довольно много), и вид синусоиды файла после T-Racks, то невооруженным глазом видно, что они характерны и подобны между собой. Я больше ни в одной программе не встречал такой схожести с аналогом. И это заслуживает уважение к разработчикам T-Racks. Давайте рассмотрим, каких эффектов и звуковых "секретов" можно добиться, используя T-Racks.

Первое - это эксайтер. Эксайтер, как устройство, был открыт довольно давно, примерно в 60-х. Тогда было замечено, что если один трек пустить на два микшера, с первого из которых воспроизводился бы натуральный сигнал, со второго скомпрессированный и поднятый по верхним частотам, то результирующий смикшированный звук может оказаться намного ярче и контрастней исходного. Это хорошо применимо для голоса, гитары и многих других инструментов.

Программу T-Racks можно использовать для создания второго трека, после чего воспроизвести эксайтирование в программе мультитрека. То есть, у нас в арсенале есть хороший ламповый компрессор и эквалайзер - так что может быть лучше? Кстати, в звуке программы есть что-то близкое к эксайтеру. Очень похожий звук на выходе.

Вторая немаловажная особенность программы (которую мы уже упоминали раньше и которую следует использовать) - это возможность установки порядка следования устройств. Дело в том, что когда мы используем большинство компрессоров во время премастеринга и в других сложных операциях, то можно натолкнуться на ряд подводных камней, связанных с тем, что некоторые частоты скроются в общей скомпрессированной массе. Если использовать не T-Racks, то после компрессора надо включать эквалайзер и корректировать частотные характеристики файла, после чего опять же не помешает компрессор. Чувствуете громоздкость схемы?

T-Racks позволяет управлять в одной программе сразу всем. И мы знаем: что то, что мы слышим в программе - это, скорее всего, уже работа над законченным результатом.

Третья особенность - это встроенный энхансер. Мы сейчас можем довольно часто встретить программы-энхансеры. Но в большинстве мы имеем дело с простым устройством, не привязанным к компрессорам, эквалайзерам и лимитерам. А это существенный момент. Почему? Чтобы дать ответ, надо просто попробовать: возьмем программу, например Wave Enchancer, обработаем с ее помощью файл. Картина получится красивой и прозрачной (по крайней мере должна получиться). После этого берем любой хороший компрессор, например, TC Mastering Compressor DirectX plug-in. После последней обработки исходный энхансемент получится "плавающим". Так сработает компрессор.

Четвертый момент. Довольно часто современному аранжировщику приходится иметь дело с wav-файлами с частотой дискретизации 22050 Гц или wav-файлами, сформированными из МР3, или же wav-файлами, полученными путем транспортировки из MIDI в Wave. Все эти файлы являются во многом не пригодными для профессиональных целей, так как требуется поднимать их тембровые характеристики, увеличивать количество нелинейных искажений. T-Racks в данном случае является практически незаменимым помощником, и если смотреть на спектр современных программ, то, пожалуй, во многом и единственным качественным помощником.

Пятый и последний момент. Для подготовки файлов к ротации на радио, телевидении, МР3 в Интернет во многих стилях требуется сузить частотный диапазон. Это очень немаловажный фактор, так как большинство современных акустических систем имеют сабвуферы или встроенные системы типа DBX, XBS и прочего. Но с помощью простых средств это сделать довольно сложно, так как часть инструментов, или составляющих их тембров, лежит в частотах меньших, чем 100 или 50 Гц. Требуется просто плавно создать срез на низких частотах, и высоких тоже. Как говорят многие - "сделать параболу". Это необходимо. Поэтому наиболее качественным решением может служить использование этих срезов в программе T-Racks. Для этого не надо выстраивать суперграфики, а просто воспользоваться ручками управления "low-cut" и "hi-cut" в модуле эквалайзера.

Заключение

Данную программу я заметил довольно давно - примерно полтора года назад. Все это время я надеялся, что подобный спектр музыкального софта будет пополняться, так как пользователям это нужно. Причем производитель - компания IK Multimedia - не внушал такого доверия у профессионалов. Поэтому можно часто прочитать описание T-Racks - как "программа произведения мастеринга для любителей". Но хорошего ответа или конкурента относительно T-Racks так и не поступило. Это можно объяснить только уникальностью алгоритмов. С другой стороны, программа прогрессирует очень слабо. Главными конкурентами являются интеллектуальные программы типа Einstein Processor, которые выстраивают эквалайзер в real-time режиме для каждого промежутка времени (интеллектуальная эквализация).

T-Racks выдержала сложную конкуренцию со Steinberg Magneto plug-in. И часть специалистов отмечают, что последний немного искажает звук, чего не скажешь о T-Racks.

С другой стороны, пустота на рынке подобных программ позволила написать мне более подробную статью о T-Racks, которая этого несомненно заслуживает. T-Racks - это одна из немногих современных программ, которая не нашла повторения у мэйджор-разработчиков, и несмотря на небольшое количество выполняемых функций, распространилась практически таким же количеством, как и Sound Forge из-за своего очень качественного наполнения. Что ж... удачи Вам, IK Multimedia. Кристофер М. ИХИХО chris@music-hall.com.ua http://music-hall.com.ua (c) компьютерная газета


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 28 за 2000 год в рубрике мультимедиа :: разное

©1997-2024 Компьютерная газета