Steinberg Free Filter - еще проще, еще быстрее!
Компания Steinberg особо в представлении не нуждается. Достаточно назвать такие эпохальные, ставшие уже собственными имена, как Cubase, WaveLab, B.box и др., - и сразу понятно, о чем речь. Сегодня речь пойдет о не приметном, на первый взгляд, но очень удобном DirectX плагине под названием Steinberg Free Filter из набора Steinberg Mastering Edition v.1.0.
Внешний вид программы показан на рисунке 1. "Ну и что? - скажете вы, - эквалайзер как эквалайзер. И вообще, причем здесь мастеринг?"
Но обо всем по порядку. Итак, в процессе мастеринга сведенная композиция после обработки компрессором (если необходимо) нуждается в эквалайзинге (частотной коррекции). Самый простой способ получить хорошие результаты - это снять АЧХ с уже готовой композиции (собственной или чужой), совпадающей с вашей по концепции, звучанию (если вы работаете в стиле Фолк-Техно-Частушки, то про чужие можно забыть:). Как это сделать с помощью подручных средств (Cool Edit, Sound Forge ect.), я писал в рубрике "Живой Звук" (КГ, осень 1999).
Плагин Free Filter полностью автоматизирует этот процесс.
Программа может работать в трех основных режимах:
1. Анализатор спектра.
2. Обычный эквалайзер (параметрический или графический).
3. Автокорректор частотной характеристики по выбранному шаблону.
Подробнее:
Чтобы проанализировать спектр, достаточно кликнуть кнопку "Preview". Спектр композиции будет отображаться в окне 1 (рис. 1) в реальном времени. Причем зеленая кривая соответствует исходному материалу, а красная - обработанному.
Работа с обычным эквалайзером также проста и наглядна, я лишь перечислю назначение кнопок.
- Кнопка 1 - включение режима "Графический эквалайзер".
- Кнопка 2 - включение режима "Параметрический эквалайзер".
- Кнопка 3 - сброс установок устройства.
- Кнопка 4 - "замирание" спектральной линии.
- Кнопка 5 - линейная шкала частот эквалайзера.
- Кнопка 6 - логарифмическая шкала частот эквалайзера.
Подробнее рассмотрим принципы работы в самом, пожалуй, полезном режиме - режиме автокоррекции. Здесь алгоритм следующий:
1. Откройте файл образец и выделите интересующую вас часть (чем больше - тем лучше).
2. Откройте плагин Free Filter, в окне которого нажмите кнопу "Source" (источник), при этом загорится еще кнопка "Learn" (изучить), и далее нажмите кнопку "Preview" (обе кнопки находятся в обведенной красным маркером области на рис.1). По завершению проигрывания выделенного фрагмента в углу спектральной области загорится надпись "Source Learned" (источник проанализирован), что и является сигналом удачного выполнения данного этапа работы. Собранную информацию можно сохранить - "Save As".
3. Перейдите в обрабатываемый файл, выделите похожий на оригинал фрагмент, нажмите кнопку "Dest." (переназначение), и затем кнопку "Preview". Надпись "Source and Destination Learned" освидетельствует завершение операции сравнения, результаты которой также можно сохранить.
4. Нажмите кнопку "Match" (соответствие), при этом кривая 1 (на рис.1 она желтого цвета) отобразит результирующую АЧХ. Теперь движком "Morph" (на рис.1 находится в поле, обведенном красным маркером) выберите нужную глубину эквалайзинга (для точного соответствия установите глубину 100%). Сохраните готовые установки фильтра.
5. Программа готова для обработки всего файла. При необходимости АЧХ можно подкорректировать вручную - с помощью обычного эквалайзера.
Кроме мастеринговых дел плагин удобен при подстройке частот любых партий под эталон на этапе сведения.
В заключение пару слов о других плагинах, вошедших в Steinberg Mastering Edition v.1.0. Всего их там шесть:
FreeFilter - см. выше.
ME Compressor - трехполосная компрессия с автоматической настойкой времени атаки и спада, с возможностью работы в режиме Limiter, т.е. ограничитель (подобным устройствам был посвящен один из выпусков рубрики "Живой Звук"). Достоинства - самый простой интерфейс из всех мне встречавшихся, недостатки - параметры каждой полосы устанавливаются только мышью (по крайней мере, в описываемой версии). В общем, удачная программа.
ME LaudnessMaximizer - осуществляет субъективное увеличение громкости, уплотняет звук, делает его более "живым", более аналоговым. Применение его наряду c плагинами типа Steinberg Magneto - хороший тон (только меру нужно знать).
ME Spectrograph - отображает распределение мощности в спектре звука (альтернативное отображение звуковой информации).
ME Spectolizer - генерирует высшие гармоники (вторую и третью), проще говоря - "освежает" звук (мне больше нравится аналогичный плагин Aural Activator из набора DSP FX от Power Technology). Этот плагин, ровно как и ME LaudnessMaximizer, следует применять со знанием дела, иначе звучание будет "аналоговым в доску".
ME PhaseScope - весьма полезная вещь, графически отображает сдвиг фаз между стереоканалами, с возможностью прослушать материал в режиме "моно". Расстояние от центра окна до той или иной временной точки соответствует громкости в соответствующей вертикальной звуковой плоскости. Внизу окна плагина расположена линейная цветная шкала сдвига фаз. Рисунок 2 объяснит все остальное вместо меня, я же с вами прощаюсь, до новых встреч.
Федор Трухачев
Внешний вид программы показан на рисунке 1. "Ну и что? - скажете вы, - эквалайзер как эквалайзер. И вообще, причем здесь мастеринг?"
Но обо всем по порядку. Итак, в процессе мастеринга сведенная композиция после обработки компрессором (если необходимо) нуждается в эквалайзинге (частотной коррекции). Самый простой способ получить хорошие результаты - это снять АЧХ с уже готовой композиции (собственной или чужой), совпадающей с вашей по концепции, звучанию (если вы работаете в стиле Фолк-Техно-Частушки, то про чужие можно забыть:). Как это сделать с помощью подручных средств (Cool Edit, Sound Forge ect.), я писал в рубрике "Живой Звук" (КГ, осень 1999).
Плагин Free Filter полностью автоматизирует этот процесс.
Программа может работать в трех основных режимах:
1. Анализатор спектра.
2. Обычный эквалайзер (параметрический или графический).
3. Автокорректор частотной характеристики по выбранному шаблону.
Подробнее:
Чтобы проанализировать спектр, достаточно кликнуть кнопку "Preview". Спектр композиции будет отображаться в окне 1 (рис. 1) в реальном времени. Причем зеленая кривая соответствует исходному материалу, а красная - обработанному.
Работа с обычным эквалайзером также проста и наглядна, я лишь перечислю назначение кнопок.
- Кнопка 1 - включение режима "Графический эквалайзер".
- Кнопка 2 - включение режима "Параметрический эквалайзер".
- Кнопка 3 - сброс установок устройства.
- Кнопка 4 - "замирание" спектральной линии.
- Кнопка 5 - линейная шкала частот эквалайзера.
- Кнопка 6 - логарифмическая шкала частот эквалайзера.
Подробнее рассмотрим принципы работы в самом, пожалуй, полезном режиме - режиме автокоррекции. Здесь алгоритм следующий:
1. Откройте файл образец и выделите интересующую вас часть (чем больше - тем лучше).
2. Откройте плагин Free Filter, в окне которого нажмите кнопу "Source" (источник), при этом загорится еще кнопка "Learn" (изучить), и далее нажмите кнопку "Preview" (обе кнопки находятся в обведенной красным маркером области на рис.1). По завершению проигрывания выделенного фрагмента в углу спектральной области загорится надпись "Source Learned" (источник проанализирован), что и является сигналом удачного выполнения данного этапа работы. Собранную информацию можно сохранить - "Save As".
3. Перейдите в обрабатываемый файл, выделите похожий на оригинал фрагмент, нажмите кнопку "Dest." (переназначение), и затем кнопку "Preview". Надпись "Source and Destination Learned" освидетельствует завершение операции сравнения, результаты которой также можно сохранить.
4. Нажмите кнопку "Match" (соответствие), при этом кривая 1 (на рис.1 она желтого цвета) отобразит результирующую АЧХ. Теперь движком "Morph" (на рис.1 находится в поле, обведенном красным маркером) выберите нужную глубину эквалайзинга (для точного соответствия установите глубину 100%). Сохраните готовые установки фильтра.
5. Программа готова для обработки всего файла. При необходимости АЧХ можно подкорректировать вручную - с помощью обычного эквалайзера.
Кроме мастеринговых дел плагин удобен при подстройке частот любых партий под эталон на этапе сведения.
В заключение пару слов о других плагинах, вошедших в Steinberg Mastering Edition v.1.0. Всего их там шесть:
FreeFilter - см. выше.
ME Compressor - трехполосная компрессия с автоматической настойкой времени атаки и спада, с возможностью работы в режиме Limiter, т.е. ограничитель (подобным устройствам был посвящен один из выпусков рубрики "Живой Звук"). Достоинства - самый простой интерфейс из всех мне встречавшихся, недостатки - параметры каждой полосы устанавливаются только мышью (по крайней мере, в описываемой версии). В общем, удачная программа.
ME LaudnessMaximizer - осуществляет субъективное увеличение громкости, уплотняет звук, делает его более "живым", более аналоговым. Применение его наряду c плагинами типа Steinberg Magneto - хороший тон (только меру нужно знать).
ME Spectrograph - отображает распределение мощности в спектре звука (альтернативное отображение звуковой информации).
ME Spectolizer - генерирует высшие гармоники (вторую и третью), проще говоря - "освежает" звук (мне больше нравится аналогичный плагин Aural Activator из набора DSP FX от Power Technology). Этот плагин, ровно как и ME LaudnessMaximizer, следует применять со знанием дела, иначе звучание будет "аналоговым в доску".
ME PhaseScope - весьма полезная вещь, графически отображает сдвиг фаз между стереоканалами, с возможностью прослушать материал в режиме "моно". Расстояние от центра окна до той или иной временной точки соответствует громкости в соответствующей вертикальной звуковой плоскости. Внизу окна плагина расположена линейная цветная шкала сдвига фаз. Рисунок 2 объяснит все остальное вместо меня, я же с вами прощаюсь, до новых встреч.
Федор Трухачев
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 25 за 2000 год в рубрике мультимедиа :: soft