В помощь пользователю
Продолжаю начатую в предыдущих номерах КГ тему ответов на наиболее частые и многочисленные вопросы пользователей компьютеров. Выбраны вопросы как от наших читателей, так и участников различных популярных конференций в Интернете. Материал уже привычно построен в форме вопрос - ответ.
В последнее время при тестировании компьютеров или их составляющих большинство авторов используют трехмерные игры типа Quake III Arena и Unreal Tournament. Не могли бы вы объяснить, как именно там запустить тесты? Все достаточно просто. Сначала, естественно, нужно установить данные игры на ваш компьютер. Каждая из них займет на диске около 500 Мбайт. Далее делаем так. Запускаем Quake III Arena и выходим в основное меню. Клавишей "~" (в левом верхнем углу клавиатуры) вызываем дополнительную панель, называемую консолью (console). Внизу консоли будет мигающий курсор - это командная строка. В ней набираем команду "timedemo 1" и нажимаем "Enter". В следующей строке вводим "demo demo001.dm3", если в качестве теста будем использовать первый видеоролик (demo1), или "demo demo002.dm3" - если второй (demo2), и снова "Enter". Естественно, все команды без кавычек. После этого должен загрузиться тестовый ролик, и в правом верхнем углу будут видны текущие результаты - количество кадров в секунду (FPS). Чтобы посмотреть итоговый результат, ожидаем окончания ролика и снова вызываем консоль клавишей "~". В самом низу будут представлены усредненные результаты. Чем выше значение FPS, тем более производительная и быстродействующая у вас система. Да, и еще! В некоторых версиях Quake III в начале командной строки требуется вводить символ "\". Помните об этом. В игре Unreal Tournament все еще проще. Запускаем игру и ожидаем появления начального видеоролика, где женский голос рассказывает предысторию всего действа. Во время прохода ролика (в его начале) вызываем консоль клавишей "~" и в командной строке вводим "timedemo 1" - без кавычек. Далее убираем консоль, чтобы она не мешала обозревать вид города будущего. После того как ролик закончится и начнется по второму кругу, снова вызываем консоль и внизу видим усредненные результаты, измеренные в FPS. Обычно результаты в UT заметно ниже, чем в Quake III, при похожих настройках глубины цвета, качества текстур и т.д. Те из пользователей, кто не может установить себе на машину эти игры, могут воспользоваться менее объемной игрой Quake II. Там последовательность действий такая. Загружаем игру, вызываем консоль ("~"), вводим "timedemo 1", затем вводим "demomap demo1.dm2" или "demomap demo2.dm2" - все без кавычек. После окончания ролика смотрим результаты в консоли.
Нельзя ли изменить настройки Windows'95, чтобы увеличить скорость работы в Интернете по модему?
Конечно, можно. Для этих целей существует целое семейство программ, которые ускоряют работу в Интернете путем настройки сетевых протоколов. Все дело в том, что ОС Windows (будь она 95 или 98) изначально настроена на работу в Интернете по локальной сети. Именно на этот режим работы настроены такие параметры протокола TCP/IP, как Maximum Transmission Unit (MTU), Maximum Segment Size and Receive Window (MSS и RWIN), Time To Live (TTL) и др. Я не стану их описывать подробно, так как это тема не одной статьи, а упомяну лишь о тех программах, которые позволяют изменять и оптимизировать эти настройки. Сразу оговорюсь, что если вы пользуетесь каким-нибудь из "оптимизаторов" Windows, то, возможно, в его составе уже есть раздел, посвященный ускорению работы в сети Интернет. В этом случае вам нет необходимости использовать дополнительную программу. Но если нет, то рекомендую хорошо зарекомендовавшую себя утилиту InternetBOOST '98 (она же NetBOOST'98) от компании BONZI Software ( http://www.bonzi.com ). Это крайне простая, небольшая (около 150 Кбайт в архиве) программа, позволяющая выставлять значения MTU, PMTU, RWIN, TTL как для локальной сети, так и для работы в Интернет по модему. В разделе "Помощь" дается подробное описание всех вышеперечисленных параметров с рекомендациями по настройке (правда, все это по-английски). Вам остается лишь пробовать. Для тех, кто не сможет разобраться самостоятельно, привожу свои значения, выставленные в NetBOOST'98. Итак: MTU=576, RWIN=Multiple (x4), PMTU=Auto Detection, TTL=64. Но почти всегда нужно экспериментировать, чтобы выставить оптимальные значения. Можно также воспользоваться программой MTU-Speed Pro англичанина Майка Сазерленда (домашняя страница http://www.mjs.u-net.com ). Она делает все то же самое, но имеет несколько иной интерфейс и позволяет проверить результаты ваших настроек путем пингования (от ping) какого-либо заданного хоста. Так же есть наборы стандартных настроек, которые вызываются одним нажатием мыши. Эта программа очень популярна у некоторых моих знакомых.
На своем компьютере я использую два жестких диска, причем оба они имеют по одному загрузочному разделу и дополнительному. Как сделать так, чтобы все буквенные обозначения разделов второго диска шли после первого, а не вперемешку, как обычно?
Насколько я понимаю, второй жесткий диск является съемным, иначе зачем там нужен активный раздел? Ведь именно он вносит смуту в расположение логических дисков. В системе сначала следуют все активные (загрузочные) разделы, а затем дополнительные. Самый простой путь решения данной проблемы - это выставить оба винчестера как Master-устройства и подключить к разным IDE-контроллерам: один к Primary, а другой к Secondery. Но это не все. Вся суть в том, что первый (основной) винчестер следует выставить (или продетектировать) в BIOS, а второй нет. Т.е. когда компьютер будет загружаться, он должен видеть только один (первый) жесткий диск. Второго как бы и нет. Но когда загрузится Windows'95/98, вы к удивлению обнаружите, что система видит оба винчестера, причем буквенные обозначения разделов расположены по порядку. Сначала все разделы первого диска, начиная с активного (плюс CD-ROM, если он подключен параллельно первому винчестеру), затем все разделы второго диска. Правда, все это работает только на компьютерах с ОС Windows'95/98 (NT пока не пробовал).
У нас на работе есть записывающий CD-ROM. Могу ли я использовать его, чтобы писать многократнозаписываемые диски и затем считывать их на своем домашнем компьютере?
Можете, но при некоторых условиях. Я так понял, что у вас на работе не просто "врайтер", а "реврайтер", т.е. привод, способный записывать RW-диски. Как известно, на старых приводах CD-ROM RW-диски не читались. Их можно было считывать только на RW-приводах. Сегодня все изменилось. Для чтения CD-RW необходим привод с автоматической регулировкой усиления фотоприемника, т.к. с поверхности перезаписываемых дисков отражается всего 20-30% мощности лазерного луча, при необходимых 70%, указанных в спецификации CD. Способность привода читать CD-RW и, следовательно, усиливать отраженный сигнал до нормального уровня, носит название MultiRead. Фотодиоды многих современных приводов CD-ROM без особых проблем распознают и читают CD-RW. Но не все так просто. Выше разговор шел только о физических параметрах. А на программном уровне все несколько иначе. При записи CD-RW, как правило, применяется их предварительное форматирование. При форматировании дисков CD-RW, в соответствии со спецификацией Universal Disk Format (UDF), можно работать с ними как с обычными дискетами: дописывать, изменять и удалять файлы и каталоги с помощью любого файлового менеджера (Dos Navigator, Norton Commander, Windows Commander, Windows Explorer и пр.) на приводах CD-RW. Обычный CD-ROM сам не может читать диск с системой UDF. Чтобы помочь ему в этом, существует специальный драйвер UDF-Reader от компании Adaptec (http://www.adaptec.com). После его установки большинство современных приводов CD-ROM могут читать CD-RW. На сайте Adaptec есть целый список приводов, которые уверенно читают RW-диски (там же есть и обратный список). По своему опыту могу сказать, что точно читают CD-RW приводы: 20x Samsung, 40x/48x BTC, 40x LG, 40х Cyber Drive, 50x ASUS и другие. Хотя, лучше в каждом случае пробовать. К слову, сам я уже давно переношу программы с работы домой на RW-дисках. Такая вот дискетка в 550 Мбайт! А вышеуказанный драйвер можно скачать и с моего сайта (из раздела "Программы").
Посоветуйте программу, с помощью которой можно было бы просто устанавливать, просматривать и удалять шрифты из Windows.
Если вас по каким-либо причинам не устраивает метод работы с папкой "Fonts" через Windows Explorer, то могу порекомендовать очень простую и удобную программу Font Navigator от компании Bitstream ( http://www.bitstream.com/fontnav ). На моем сайте она тоже есть. FN, кстати, часто включается в пакет CorelDraw. Font Navigator не требует инсталляции. Интерфейс программы очень прост. Он состоит из окна, где размещены все найденные на вашем компьютере шрифты, далее следует окно с установленными в системе шрифтами, затем окно с отсортированными группами шрифтов (устанавливать их можно тоже группами) и окно с примером начертания выбранного шрифта. Устанавливать и удалять шрифты можно простым перетаскиванием из окна в окно. В программе есть краткая справка. В общем, симпатичная штука. Все наглядно и удобно.
Не подскажете ли программу, которая может озвучивать текстовые файлы. У меня есть программа Говорящая мышь", но она не позволяет читать большие файлы.
" Не могу сказать, что я часто сталкивался с такими проблемами. Но кроме отечественного проекта "Говорящая мышь", я знаю только о программе Digalo от компании Elan Informatique ( http://www.digalo.com ). Суть этого проекта такова. На сайте выложены модули "Text-to-Speech technology" для разных языков (всего их семь, в том числе и русский), объемом от 3 до почти 8 Мбайт. Но это еще не сама программа, а только "разговорный механизм", который должен быть задействован внешней оболочкой. В качестве альтернативы такой оболочки на сайте выложен модуль DigIT. Это небольшая утилитка, которая может читать (озвучивать) текст, занесенный в буфер обмена (clip board) Windows. Минимум настроек и возможностей, но зато теперь можно прослушивать довольно объемные (больше 1 Мбайта) тексты. На сайте создателей находится список Microsoft Agent совместимых программ, которые могут использовать механизм Digalo. От себя замечу, что качество озвучивания не выше, чем у Speakers Mouse, а срок бесплатного использования Digalo - 15 дней. Но можете попробовать. Довольно забавная штука. На сегодня у меня все. Напоследок хочу сказать следующее, несколько отойдя от основной темы. Я не оракул и даю ответы исходя из своего личного опыта и знаний, почерпнутых из заслуживающих доверия источников. Если у кого-то есть дополнения или замечания, буду рад ознакомиться с вашими версиями. Программы, которые я рекомендую к использованию, в большинстве своем проверены мной лично или моими знакомыми. Если вы не сможете их найти по указанным мною адресам в Интернете, попробуйте проверить мой сайт или поискать по ключевым словам (названия программ я указываю точно) в ftp-базах (например, http://ftpsearch.city.ru ). Просто дело в том, что я не всегда беру программы из Сети, а проверять указанные создателями программ домашние сайты просто нет времени - Интернет-то не бесплатный еще :). Вот, пожалуй, и все. Всем удачи!
Валерий Владынцев
В последнее время при тестировании компьютеров или их составляющих большинство авторов используют трехмерные игры типа Quake III Arena и Unreal Tournament. Не могли бы вы объяснить, как именно там запустить тесты? Все достаточно просто. Сначала, естественно, нужно установить данные игры на ваш компьютер. Каждая из них займет на диске около 500 Мбайт. Далее делаем так. Запускаем Quake III Arena и выходим в основное меню. Клавишей "~" (в левом верхнем углу клавиатуры) вызываем дополнительную панель, называемую консолью (console). Внизу консоли будет мигающий курсор - это командная строка. В ней набираем команду "timedemo 1" и нажимаем "Enter". В следующей строке вводим "demo demo001.dm3", если в качестве теста будем использовать первый видеоролик (demo1), или "demo demo002.dm3" - если второй (demo2), и снова "Enter". Естественно, все команды без кавычек. После этого должен загрузиться тестовый ролик, и в правом верхнем углу будут видны текущие результаты - количество кадров в секунду (FPS). Чтобы посмотреть итоговый результат, ожидаем окончания ролика и снова вызываем консоль клавишей "~". В самом низу будут представлены усредненные результаты. Чем выше значение FPS, тем более производительная и быстродействующая у вас система. Да, и еще! В некоторых версиях Quake III в начале командной строки требуется вводить символ "\". Помните об этом. В игре Unreal Tournament все еще проще. Запускаем игру и ожидаем появления начального видеоролика, где женский голос рассказывает предысторию всего действа. Во время прохода ролика (в его начале) вызываем консоль клавишей "~" и в командной строке вводим "timedemo 1" - без кавычек. Далее убираем консоль, чтобы она не мешала обозревать вид города будущего. После того как ролик закончится и начнется по второму кругу, снова вызываем консоль и внизу видим усредненные результаты, измеренные в FPS. Обычно результаты в UT заметно ниже, чем в Quake III, при похожих настройках глубины цвета, качества текстур и т.д. Те из пользователей, кто не может установить себе на машину эти игры, могут воспользоваться менее объемной игрой Quake II. Там последовательность действий такая. Загружаем игру, вызываем консоль ("~"), вводим "timedemo 1", затем вводим "demomap demo1.dm2" или "demomap demo2.dm2" - все без кавычек. После окончания ролика смотрим результаты в консоли.
Нельзя ли изменить настройки Windows'95, чтобы увеличить скорость работы в Интернете по модему?
Конечно, можно. Для этих целей существует целое семейство программ, которые ускоряют работу в Интернете путем настройки сетевых протоколов. Все дело в том, что ОС Windows (будь она 95 или 98) изначально настроена на работу в Интернете по локальной сети. Именно на этот режим работы настроены такие параметры протокола TCP/IP, как Maximum Transmission Unit (MTU), Maximum Segment Size and Receive Window (MSS и RWIN), Time To Live (TTL) и др. Я не стану их описывать подробно, так как это тема не одной статьи, а упомяну лишь о тех программах, которые позволяют изменять и оптимизировать эти настройки. Сразу оговорюсь, что если вы пользуетесь каким-нибудь из "оптимизаторов" Windows, то, возможно, в его составе уже есть раздел, посвященный ускорению работы в сети Интернет. В этом случае вам нет необходимости использовать дополнительную программу. Но если нет, то рекомендую хорошо зарекомендовавшую себя утилиту InternetBOOST '98 (она же NetBOOST'98) от компании BONZI Software ( http://www.bonzi.com ). Это крайне простая, небольшая (около 150 Кбайт в архиве) программа, позволяющая выставлять значения MTU, PMTU, RWIN, TTL как для локальной сети, так и для работы в Интернет по модему. В разделе "Помощь" дается подробное описание всех вышеперечисленных параметров с рекомендациями по настройке (правда, все это по-английски). Вам остается лишь пробовать. Для тех, кто не сможет разобраться самостоятельно, привожу свои значения, выставленные в NetBOOST'98. Итак: MTU=576, RWIN=Multiple (x4), PMTU=Auto Detection, TTL=64. Но почти всегда нужно экспериментировать, чтобы выставить оптимальные значения. Можно также воспользоваться программой MTU-Speed Pro англичанина Майка Сазерленда (домашняя страница http://www.mjs.u-net.com ). Она делает все то же самое, но имеет несколько иной интерфейс и позволяет проверить результаты ваших настроек путем пингования (от ping) какого-либо заданного хоста. Так же есть наборы стандартных настроек, которые вызываются одним нажатием мыши. Эта программа очень популярна у некоторых моих знакомых.
На своем компьютере я использую два жестких диска, причем оба они имеют по одному загрузочному разделу и дополнительному. Как сделать так, чтобы все буквенные обозначения разделов второго диска шли после первого, а не вперемешку, как обычно?
Насколько я понимаю, второй жесткий диск является съемным, иначе зачем там нужен активный раздел? Ведь именно он вносит смуту в расположение логических дисков. В системе сначала следуют все активные (загрузочные) разделы, а затем дополнительные. Самый простой путь решения данной проблемы - это выставить оба винчестера как Master-устройства и подключить к разным IDE-контроллерам: один к Primary, а другой к Secondery. Но это не все. Вся суть в том, что первый (основной) винчестер следует выставить (или продетектировать) в BIOS, а второй нет. Т.е. когда компьютер будет загружаться, он должен видеть только один (первый) жесткий диск. Второго как бы и нет. Но когда загрузится Windows'95/98, вы к удивлению обнаружите, что система видит оба винчестера, причем буквенные обозначения разделов расположены по порядку. Сначала все разделы первого диска, начиная с активного (плюс CD-ROM, если он подключен параллельно первому винчестеру), затем все разделы второго диска. Правда, все это работает только на компьютерах с ОС Windows'95/98 (NT пока не пробовал).
У нас на работе есть записывающий CD-ROM. Могу ли я использовать его, чтобы писать многократнозаписываемые диски и затем считывать их на своем домашнем компьютере?
Можете, но при некоторых условиях. Я так понял, что у вас на работе не просто "врайтер", а "реврайтер", т.е. привод, способный записывать RW-диски. Как известно, на старых приводах CD-ROM RW-диски не читались. Их можно было считывать только на RW-приводах. Сегодня все изменилось. Для чтения CD-RW необходим привод с автоматической регулировкой усиления фотоприемника, т.к. с поверхности перезаписываемых дисков отражается всего 20-30% мощности лазерного луча, при необходимых 70%, указанных в спецификации CD. Способность привода читать CD-RW и, следовательно, усиливать отраженный сигнал до нормального уровня, носит название MultiRead. Фотодиоды многих современных приводов CD-ROM без особых проблем распознают и читают CD-RW. Но не все так просто. Выше разговор шел только о физических параметрах. А на программном уровне все несколько иначе. При записи CD-RW, как правило, применяется их предварительное форматирование. При форматировании дисков CD-RW, в соответствии со спецификацией Universal Disk Format (UDF), можно работать с ними как с обычными дискетами: дописывать, изменять и удалять файлы и каталоги с помощью любого файлового менеджера (Dos Navigator, Norton Commander, Windows Commander, Windows Explorer и пр.) на приводах CD-RW. Обычный CD-ROM сам не может читать диск с системой UDF. Чтобы помочь ему в этом, существует специальный драйвер UDF-Reader от компании Adaptec (http://www.adaptec.com). После его установки большинство современных приводов CD-ROM могут читать CD-RW. На сайте Adaptec есть целый список приводов, которые уверенно читают RW-диски (там же есть и обратный список). По своему опыту могу сказать, что точно читают CD-RW приводы: 20x Samsung, 40x/48x BTC, 40x LG, 40х Cyber Drive, 50x ASUS и другие. Хотя, лучше в каждом случае пробовать. К слову, сам я уже давно переношу программы с работы домой на RW-дисках. Такая вот дискетка в 550 Мбайт! А вышеуказанный драйвер можно скачать и с моего сайта (из раздела "Программы").
Посоветуйте программу, с помощью которой можно было бы просто устанавливать, просматривать и удалять шрифты из Windows.
Если вас по каким-либо причинам не устраивает метод работы с папкой "Fonts" через Windows Explorer, то могу порекомендовать очень простую и удобную программу Font Navigator от компании Bitstream ( http://www.bitstream.com/fontnav ). На моем сайте она тоже есть. FN, кстати, часто включается в пакет CorelDraw. Font Navigator не требует инсталляции. Интерфейс программы очень прост. Он состоит из окна, где размещены все найденные на вашем компьютере шрифты, далее следует окно с установленными в системе шрифтами, затем окно с отсортированными группами шрифтов (устанавливать их можно тоже группами) и окно с примером начертания выбранного шрифта. Устанавливать и удалять шрифты можно простым перетаскиванием из окна в окно. В программе есть краткая справка. В общем, симпатичная штука. Все наглядно и удобно.
Не подскажете ли программу, которая может озвучивать текстовые файлы. У меня есть программа Говорящая мышь", но она не позволяет читать большие файлы.
" Не могу сказать, что я часто сталкивался с такими проблемами. Но кроме отечественного проекта "Говорящая мышь", я знаю только о программе Digalo от компании Elan Informatique ( http://www.digalo.com ). Суть этого проекта такова. На сайте выложены модули "Text-to-Speech technology" для разных языков (всего их семь, в том числе и русский), объемом от 3 до почти 8 Мбайт. Но это еще не сама программа, а только "разговорный механизм", который должен быть задействован внешней оболочкой. В качестве альтернативы такой оболочки на сайте выложен модуль DigIT. Это небольшая утилитка, которая может читать (озвучивать) текст, занесенный в буфер обмена (clip board) Windows. Минимум настроек и возможностей, но зато теперь можно прослушивать довольно объемные (больше 1 Мбайта) тексты. На сайте создателей находится список Microsoft Agent совместимых программ, которые могут использовать механизм Digalo. От себя замечу, что качество озвучивания не выше, чем у Speakers Mouse, а срок бесплатного использования Digalo - 15 дней. Но можете попробовать. Довольно забавная штука. На сегодня у меня все. Напоследок хочу сказать следующее, несколько отойдя от основной темы. Я не оракул и даю ответы исходя из своего личного опыта и знаний, почерпнутых из заслуживающих доверия источников. Если у кого-то есть дополнения или замечания, буду рад ознакомиться с вашими версиями. Программы, которые я рекомендую к использованию, в большинстве своем проверены мной лично или моими знакомыми. Если вы не сможете их найти по указанным мною адресам в Интернете, попробуйте проверить мой сайт или поискать по ключевым словам (названия программ я указываю точно) в ftp-базах (например, http://ftpsearch.city.ru ). Просто дело в том, что я не всегда беру программы из Сети, а проверять указанные создателями программ домашние сайты просто нет времени - Интернет-то не бесплатный еще :). Вот, пожалуй, и все. Всем удачи!
Валерий Владынцев
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 25 за 2000 год в рубрике разное :: страна советов