Force Commander

Разработчик: - Lucas Arts. Издатель: - Lucas Arts. Жанр: - Стратегия в реальном времени. Альтернатива: - Нет. Системные требования: - Pentium 200+, 64Mb RAM, 3D-акселератор. Система: - Windows 95, 98, NT. Интернет, дополнительная информация: - www.lucasarts.com

Давным-давно, в далекой-далекой галактике...

Вот уже почти четверть века эти слова будоражат душу каждого, кто их слышит. И все это время компания Lucas Arts не дает нам забыть о своем великом детище - вселенной Звездных Войн. Она подкидывает нам то еще один фильм, то игру, а уж о книгах и комиксах и говорить нечего. Но, к сожалению, если фильмы и игры до нас еще худо-бедно доходят, то книги и комиксы в России практически не издаются, за исключением нескольких новелл, выпущенных издательством "Азбука". Lucas Arts делала игры по мотивам Звездных Войн практически всех жанров и для всех платформ, не были забыты даже аркадные игровые автоматы. Среди них были и симуляторы (X-Wing, Tie Fighter), и аркады (The Phantom Menace), и 3D боевики (Dark Forces, Dark Forces II: Jedi Knight), и стратегии (Rebellion), и даже гонки (Episode 1 Racer).

Теперь нашему взору предлагается еще одна игра во вселенной, сотворенной гениальным Джорджем Лукасом. Lucas Arts решила еще раз обратиться к неразработанному жанру стратегий. Единственная их стратегия - Rebellion - прошла практически незамеченной, звезд с неба явно не хватала, а была переделкой Master of Orion в реальном времени. Видимо, теперь создатели Звездных Войн всерьез решили заняться этой областью игрового пространства.

Force Commander начали делать в 1998 году, и в анонсах и превью того времени потенциальный хит определялся как классическая стратегия в реальном времени. Ранние скриншоты показывают, что тогда игра была просто клоном Tiberium Sun, но с мощным сюжетом, действие разворачивалось в полюбившейся многим вселенной Звездных Войн. Но с тех пор Lucas Arts кардинально изменила саму концепцию игры. Теперь Force Commander представляет собой полностью трехмерную стратегию.

Известно, что обычно Lucas Arts не рисковала выпускать игры в неразведанных жанрах. Они ждали до последнего, убеждаясь, что игры такого направления пользуются спросом, а уже потом делали свой ход. Ярким тому примером может служить выход Indiana Jones: The Infernal Machine. Теперь, похоже, политика компании изменилась. Жанр трехмерных стратегий появился сравнительно недавно, но, несмотря на это, игра уже готова. Видимо, они решили, что пришла пора переходить в наступление и потеснить "отцов-основателей" стратегического жанра Westwood и Blizzard на их пьедестале.

Графика

Когда впервые видишь Force Commander, то поневоле сомневаешься - а стратегия ли это? Графика игры диаметрально отличается от той, что мы привыкли видеть в играх подобного рода. Она настолько похожа на графику какого-нибудь симулятора или 3D экшена, что так и хочется потрогать рукой здание или юнит. После переделки движка во второй раз появилось множество новаций, подтверждающих еще одно устремление талантливого разработчика: выжимать из железа максимум. В итоге написан новый движок, имеется поддержка аудио- и видеожелеза последнего поколения и сногсшибательное видео общей продолжительностью более двух часов, и это помимо видеовставок, идущих на движке игры.

Двумерный плоский бэкграунд (задний план), на котором обычно разворачивается действие в варгеймах, потихоньку уходит в прошлое. Полигональная карта мира просчитывается в реальном времени, и теперь, все что мы видим на экране монитора, выглядит не просто кучкой пикселей, а тем, чем оно и должно быть. Каждый объект в игре полностью трехмерен и может быть осмотрен со всех сторон. Следствием перехода в полное 3D явилось еще одно новшество - произвольный выбор угла наблюдения. В Force Commander можно взирать на происходящее через глаза юнита или же смотреть относительно вашего подразделения и даже сбоку, как в аркаде. А если вам хочется окинуть взглядом все поле боя, то просто "удаляетесь" от карты и созерцаете с высоты птичьего полета. Никто не мешает вам рассмотреть юнит поближе, во всех подробностях - увеличивайте и любуйтесь на здоровьице. Камерой можно вертеть и так, и сяк, заставляя мир вращаться вокруг себя, допускается масштабирование. Понятно, что такое нестандартное поведение камеры необычно для любителей стратегий, поэтому три тренировочных миссии на планете Таттуин будут включать в себя обязательное обучение управления камерой.

Все имеет свою цену: расплачиваться за такие возможности приходится системными требованиями. А именно - игра требует обязательного наличия 3D акселератора с минимум 8 Мб памяти "на борту" и 64 Мб ОЗУ. Не подкачал и размер инсталляции: минимально необходимое место для игры - 456 Мб на винчестере плюс 175 Мб свободного места для нормальной работы. Истинного ценителя ничто не остановит, не так ли?

Сюжет и игровой процесс

Сюжет начинается незадолго до первого фильма (Episode IV: New Hope) и заканчивается после третьей серии (Episode VI: Return of the Jedi). Вся игра состоит из 24 уровней - 12 за Повстанцев и 12 за Империю. Играя в Force Commander, вы пройдете через все серии Звездных Войн - начиная с четвертого эпизода и заканчивая шестым. Миссии проходят как на уже знакомых нам планетах - Явине, Хоте, Таттуине, так и на совершенно новых. Между миссиями вы увидите потрясающие вставки, снятые гениями спецэффектов Lucas Arts.

Вы играете за молодого, но амбициозного имперского офицера, в недавнем прошлом капрала, которого после гибели командира подразделения возвели в чин лейтенанта. Обучать вас и давать задания будет полковник, который и присвоил вам звание. По ходу миссии вся необходимая информация, советы и поручения сообщаются по радио. Теперь это уже стало стандартом - видеть анимированный портрет персонажа, который общается с вами.

Хорошо, что у войны есть минуты тишины - в промежутках между миссиями, вплоть до получения следующего назначения, вы отдыхаете в совещательной комнате. Здесь же игрок получает свежие приказы, сопровождаемые интерактивным брифингом - демонстрируется полностью трехмерная модель театра боевых действий, которую вы можете целиком и полностью рассмотреть со всех сторон, анализируя ситуацию. Вам выдадут сведения о предполагаемом контингенте противника и о наиболее вероятных местах его присутствия. Там же находится и технический справочник, без которого не обходится ни одна игра Lucas Arts. В этом справочнике даются характеристики всех видов войск и техники, с которыми вы имели дело или которые вам встретятся в текущей миссии.

Разработчики не поскупились, и в игре присутствует до 100 разновидностей юнитов и зданий как совершенно новых, так и знакомых по фильмам и другим играм. Особенно интересным является то, что некоторые войска взяты из книг, написанных о вселенной Звездных Войн.

Продолжая традицию предоставлять особенных героев, создатели игры даровали нам возможность командовать Люком Скайвокером, Дартом Вейдером, Леей, Ханом и другими персонажами Звездных Войн. Конечно же, вы увидите знаменитые Ходячие Танки и разведывательные дроиды Империи, воздушные мотоциклы и легкие спидеры Повстанцев, а также множество иных боевых и не боевых юнитов из мира Звездных Войн. Во время третьей тренировочной миссии можно увидеть весьма приятное зрелище. Вы, понимаешь, воюете, войска пробиваются сквозь песчаные барханы далекой планеты, знойные ветры горячим дыханием обжигают лицо, а тут - две гоночных машины, знакомые нам по Первому Эпизоду, спокойненько летят, проходя очередной этап гонок! Обидно! И сбить их нельзя - видимо, разработчики предполагали, какие эмоции вызовут эти машины у игроков.

Начав игру, мы сразу же столкнемся с нововведением, доселе невиданным в стратегических играх, - вам ничего не надо добывать, в игре не существует никаких ресурсов. Соответственно и войска, и здания не изготовляются, их присылают с орбиты - со Звездного Разрушителя Империи или с Блокадного корабля Повстанцев. Для их получения вам требуются так называемые Командные Очки. Это что-то вроде чести, уважения, то, насколько ваше командование вам доверяет, чтобы выдавать вам войска. Командные Очки вы получаете за выполнения определенных целей, за строительство базы, уничтожение сил противника и за выполнение самой миссии, а уже потом на эти Очки вы можете заказать себе войска и здания.

Вы ошибаетесь, если думаете, что получили Командные Очки и можете их просто так тратить, как заблагорассудится.

Помните: это не деньги, это честь - честь, доверие, пусть и выраженные в количественном эквиваленте! Соответственно, если вы будете плохо сражаться, терять много своих войск или использовать очень много сил там, где можно обойтись малым, то очень скоро достигните предела, кредит доверия исчерпан и как следствие - вам прекратят выдавать войска.

Не стоит забывать, что умный человек делает то, что может, с тем, чем может, привыкайте довольствоваться малым. Кому-то такой подход может не понравиться, но именно данная концепция лежит в основе эффективного управления войсками, она способствует отбору и выдвижению лучших из лучших командиров, в то время как бездарей ждет смерть и презрение.

На практике это реализуется следующим образом: заказывая себе солдат или роботов, вы увеличиваете так называемые Очки Войск. А у этих самых Очков имеется лимит, при достижении которого вы не можете заказать себе юнитов. Когда того или иного солдата убивают, Очки Войск уменьшаются, но не на то количество, на которое они увеличились при заказе данного солдата, а на меньшее. При больших потерях рано или поздно вы достигнете предела Очков Войск, а юнитов у вас практически не будет. Так что прошли те времена, когда мы ходили в атаку стадами "Мамонтов" и стаями "Бэттлкрузеров", теперь надо просто выполнять миссию, а не стирать противника в порошок неимоверно большим количеством юнитов.

Искусство копирует жизнь, а жизнь - искусство. Количество войск всегда ограничено, и на хорошем счету у командования именно тот генерал, который не просит постоянно подкрепления, а добивается выполнения поставленных штабом задач с минимальными потерями. Еще раз напомню: умный человек делает то, что может, с тем, чем может, или умирает (перезагружается), пытаясь...

Играя в стратегии, нельзя было не удивляться - вы производите на заводе танк, и он тут же сам едет и сражается. Интересно, водителей тоже встраивали на заводе? Там что, свой роддом или инкубатор по соседству?!

В Force Commander впервые реализована возможность комбинирования юнитов. Так, если у вас есть воздушный мотоцикл, то он не будет сам летать - на него надо посадить солдата. Ну и, наконец, самый большой сюрприз - если у механических юнитов есть водители, то можно этих водителей убивать и захватывать технику противника! Именно на этой возможности разработчики построили некоторые миссии в игре. Соответственно происходит и захват зданий. В зданиях имеется некоторое количество слотов, куда можно посадить своих солдат, которые будут защищать ваше здание. При нападении на здание внутрь проникают ваши солдаты и начинают сражаться с защитниками. Но атакующие могут поместить внутрь здания только двоих, а количество защитников ограничено лишь размерами здания. Так что при захвате больших сооружений готовьтесь к большим потерям.

Надеюсь, все помнят битву на планете Хот, в Пятом Эпизоде Звездных Войн, когда спидеры Повстанцев стягивали тросом ноги Имперским Ходячим Танкам? Так вот, то же самое вы можете проделывать и в игре! Естественно, для этого необходимо пространство для маневра, наличие у вас спидеров и чтобы вас атаковали Ходячие Танки Империи.

Когда ваш юнит много сражается, у него появляются знаки различия. Видимо, таким образом ведется статистика юнита, своеобразный опыт. Но вот на что он влияет, это загадка. Во всяком случае, солдаты со знаками различия сражались и погибали точно так же, как и другие, не отмеченные наградами. Для полного счастья и придания неповторимой индивидуальности каждому юниту разработчики предоставили нам возможность давать им имена.

В такой ситуации вполне естественным представляется то, что ваши войска переходят с вами с миссии на миссию. Перед началом каждой миссии вы можете выбрать себе контингент войск, которые будут участвовать в боевых действиях. Вы можете взять с собой как старые, проверенные войска, так и новичков. Так что приятно вести какого-либо солдата или робота с самого начала игры, отправляя его на задания для накопления опыта и спасая из опасных положений для сбережения ценного юнита.

Интересной является и другая особенность игры. В ней отсутствуют стандартные две стороны. То есть вы будете играть и за Империю, и за Повстанцев, но все это будет в рамках одной игры. Первые миссии - за Империю, затем вы начнете сражаться за Повстанцев, далее опять за Империю и т.д. И все это действо будет происходить в рамках одного сюжета, только наблюдать вы его будете с обеих сторон. Разработчики устроили даже такое, что, сражаясь за Империю, вы готовите какую-то секретную базу, а потом на стороне Повстанцев отыскиваете и уничтожаете ее!

Искусственный интеллект в Force Commander достаточно силен для того, чтобы обеспечить вам веселую жизнь. Так, при нападении на базу компьютер стягивает все войска к месту атаки, не давая вам развить нападение. И начинает он вас атаковать не в лоб, а сначала вырезает отдаленные постройки, одиноких солдат и единичную технику. Поэтому не следует его недооценивать. В конце концов, он же прекрасно осведомлен обо всех ваших передвижениях по карте, и не следует давать ему ни единого шанса. Но, несмотря на все ухищрения разработчиков, пока не удается создать действительно сильного компьютерного противника. Ведь человеческий мозг гораздо более изобретателен и гибок, чем любая компьютерная программа.

Режим мультиплейера обещается с поддержкой до 4 игроков как по локальной сети, так и через Интернет. Специально для него нарисовано около 40 карт, но при желании можно будет заимствовать и карты одиночного режима. Если нет под рукой живого оппонента, можно ввести до 3 компьютерных игроков.

Новая надежда

Lucas Arts сделали очень интересную и новаторскую игру. Жанр трехмерных стратегий только зародился, но уж если такой гигант, как Lucas Arts, ступил в эту область, то можно с уверенностью сказать, что у этого жанра большое будущее. Пусть не все в этой игре удовлетворит прихотливого игрока, но Force Commander наконец пошла в том направлении, которое долго избегалось всеми производителями стратегий, - в ней появились ролевые элементы. Конечно, их немного, но они есть, и именно они делают игру действительно стоящей того, чтобы ее купить. И если вспоминать прошлое, то именно Lucas Arts произвела переворот в жанрах космических симуляторов и 3D-экшенов, именно после игр этой компании эти жанры стали такими, какими мы видим их сейчас. Будем надеяться, что так будет и на этот раз - остальные разработчики подхватят начинание Lucas Arts, мы получим множество других прекрасных игр, а имя Lucas Arts будет очередной раз вписано в историю игрового мира.

Вячеслав Оробинский


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 21 за 2000 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2022 Компьютерная газета