Ответы на письма читателей по программе Tuareg 1.2

Честно сказать, я не ожидал, что моя статья по Tuareg 1.2 в КГ от 18 апреля 2000 года найдет столько читательских откликов и вызовет так много вопросов. Для того чтобы осознать, выгодна или не выгодна какая-либо программа на Вашем рабочем столе, надо обладать определенным количеством начальных знаний. Именно эта проблема раскрывалась во многих пришедших письмах. Поэтому я позволил себе сделать перед ответами некую вводную часть, в которой решил объяснить некоторые основы и тенденции развития музыкального программного обеспечения.

Вводная часть (развиваемся в процессе)

"Мультитрек", мультитрековый рекордер - программа, позволяющая работать в синхронном режиме сразу с несколькими звуковыми треками или файлами.

Если проследить историю развития программ, работающих со звуком на РС, то можно провести аналогию с развитием видеоустройств на той же базе. Постепенно простых АЦП/ЦАП стало не хватать для полноценной работы. Появилась потребность в акселераторах (программных или аппаратных). На многих звуковых картах сейчас устанавливают дополнительные процессоры для реализации всевозможных эффектов и сложных операций. Переход звука на PCI-слот позволил обрабатывать большие объемы информации.

Во многом развитию современных устройств и технологий помогло внедрение программно-аппаратных алгоритмов: поддержка процессорами технологии ММХ, программный DirectX (а именно Direct Sound для звука). Ведь заметьте, что Cubase и прочие подобные мультитрековые программы взяли хороший старт только после внедрения технологии DirectX. До этого был практически один мощный мультитрек - Digital Orchestrator от американской фирмы Voyetra, имеющий собственные алгоритмы записи, обработки, микширования и хранения информации. Алгоритм содержал в себе ряд сложных вычислений, в результате которых при обработке общей звуковой информации из множества треков формировался простой стереофайл, после чего направлялся на ЦАП (цифро-аналоговый преобразователь) при воспроизведении. Вроде бы просто, но неудобно. Вычисления очень сильно загружали процессор и требовали больших объемов оперативной памяти. Файлы с расширением от Digital Orchestrator занимали как минимум 60 мегабайт (имеется в виду, если там было digital audio).

Что же позволила технология DirectX, а именно Direct Sound? Эта технология содержит в себе алгоритмы воспроизведения и микширования сразу нескольких wav-файлов. Сие происходит посредством разделения оперативной памяти на несколько буферов, каждый из которых отвечает за выполнение отдельной части той или иной операции. Технология Direct Sound, как и многие другие, сначала "откатывалась" на играх. Например, в любимом многими Starcraft одновременно звучит и музыкальный фон, и голоса персонажей. Причем при прокрутке мышью по карте голоса "уходили" в соответствии с направлением прокрутки (панорамное микширование). Это и есть технология Direct Sound в ее самом простом понимании. Более старые игры подобного плана пытались сделать похожее разделение путем стандарта: фоновая музыка - MIDI-синтезатор, персонажи - короткие WAVE-файлы. Теперь из-за отсутствия хорошо, современно звучащих MIDI-устройств в играх, в основном, используется digital audio.

Постепенно технология Direct Sound выросла настолько, что стала составляющей драйверов саундкарт, а производители последних уже включают в современные модели поддержку Direct Sound.

Последняя модификация DirectX имеет версию 7.0. И разница с той же 3.0 при работе с мультимедиа ощутима. Следовательно, можно сделать вывод, что технология как таковая прогрессирует.

Перейдем к более практическим вещам...

Программа Tuareg в настройках (Tools -> System settings) позволяет выбрать драйвер саундкарты из Direct Sound (рекомендуемо) и Standart Windows MME. Разница есть, и значительная. Данная программа предназначена для работы со звуком, характерной для технологии Direct Sound. Этому есть следующие доказательства: возможность одновременного воспроизведения нескольких файлов и real-time-регулирования параметров. Для нормальной работы с буферами оперативной памяти под Direct Sound необходима изоляция звуковоспроизводящей системы от воздействия других программ и событий. Поэтому при запущенном Tuareg с драйвером под Direct Sound доступ к воспроизведению аудио из других программ закрыт. Эту же картину можно наблюдать и в популярной Fruity Loops. В последней даже есть возможность установки своей величины Direct Sound Buffer. И, например, при параметрах процессора в 200ММХ, он не должен превышать 200 мс, так как сам процессор не сможет адекватно обрабатывать поток информации. Если центральный процессор перегружен, то программа может зависнуть или воспроизводить файл рывками. Картина подобна тому, как Вы, например, решите поставить Windows 2000 на 486-й компьютер - процессор перегружается и компьютер "виснет".

В знаменитом ACID тоже используется Direct Sound и Direct Sound Buffer, но программа отлична своими задачами, одной из которых является необходимость воспроизведения файлов в других одновременно загруженных продуктах, например, в Sound Forge. Таким образом, ACID при своей деактивации хранит нужные данные в файле, а при активации загружает их в оперативную память, тем самым обходя "запрет".

Но все же давайте вернемся к письмам и попробуем на этой базе знаний сгенерировать ответ на первое...

Письмо:

Здравствуйте, уважаемый Кристофер М. ИХИХО!
Я прочитал вашу статью в "Компьютерной газете" от 18 апреля 2000 года и загорелся идеей скачать эту замечательную программу. Вот она уже у меня на компьютере, и я готов ее запустить. Замечу, что до этого с музыкальными программами не работал, так что в этом деле я ламер.
И вот она запущена.
Заметив кнопочку ПЛЭЙ, я ее нажимаю, после чего программа висит. Я подумал, что у меня слишком корявые ручки и поэтому начал лезть дальше... В первом канале установил мелодию из тех, которые там есть (кстати, те сэмплы играют, когда нажимаешь ПЛЭЙ). И вот я опять в главном окошке, нажимаю ПЛЭЙ - ничего нет, нажимаю СТОП - все виснет. Потом я еще раз 10 пытался что-то сделать, но ничего так и не получилось, программа висла и на других этапах. Вот я и подумал, может, вы мне поможете в вопросе создания хотя бы небольшой композиции, секунд на 15. Или подсказали, в чем я не прав. Я был бы признателен, если бы вы по пунктам расписали ее создание (на что кликать, куда переходить).
С уважением Mr. Bublik

У Вас проблема не творческая, то есть она заключается не в том, как создать композицию, - это проблема наладки системы.
Одни из возможных причин:
1. Одновременно у Вас уже может быть загружена программа, использующая Direct Sound (например, Fruity Loops).
2. У Вас не установлен DirectX.
3. У Вас маломощный процессор и программа по умолчанию выставила большее значение Direct Sound Buffer.

То есть, если у Вас по отдельности файлы воспроизводятся, а вместе нет, то проблема в правильной установке драйверов. Зайдите на сайт разработчика Вашей саундкарты. Обновите драйверы. Переустановите DirectX. Это Вам поможет не только в частности, именуемой Tuareg 1.2, но и в работе с другими современными программами.

Письмо:
Freeware-версия хороша, но только она моно, причем запоминается выходной монофайл как стерео (на два канала). Как можно обработать исходный стереофайл так, чтобы побыстрее получить его обработку в стерео?
Антон, г. Брест

При импорте стереофайла программа делит правый и левый каналы на два отдельных файла. После чего Вы создаете из них два разных, но идентичных pattern (одинаковые обработки), и экспортируете по отдельности. Для создания одного стереофайла из двух моно подойдет практически любая мультитрековая программа.

Вопрос:
Есть ли в других программах такая же реализация Gate?
Иван

Нет, я не встречал ни в plug-ins, ни в отдельных модулях. Автор Tuareg написал HammerHead, где есть похожие возможности. Но Tuareg единственная в своем роде... Дело в том, что программа реализует те возможности, которые требуются для создания только современной танцевальной музыки и ремиксов. И прекрасно выполняет эти задачи (не больше).

Вопрос:
При вариации сложного drum loop новый ритм получается со щелчками. Что делать?

Да, согласен, программа не имеет функции сложного разбиения (с учетом атак, максимумов и затуханий) - можно произвести ряд действий. Во-первых, прибегнуть к операции Gate, которая может удалить часть щелчков, но все-таки в данной программе Gate стоит расценивать больше как эффект. Во-вторых, сейчас во многих звуковых редакторах есть в арсенале de-clicker:).
Кристофер М. ИХИХО


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 20 за 2000 год в рубрике мультимедиа :: разное

©1997-2024 Компьютерная газета