eBusiness в вопросах и ответах

Продолжение. Начало в N№6, 7, 10, 11

Глава 9. Техническая сторона функционирования виртуальных магазинов.

Зачем используются базы в Интернет магазинах?

Любые данные принято хранить в каком-либо упорядоченном виде. Я выделяю только три стандартных формата хранения данных: базы данных, ini-формат файлов и XML.

Ini-формат файлов применяется исключительно для сохранения настроек Windows программ. Данный формат файла не предназначен для использования в Интернет проектах. Но если ваш магазин генерируется (создается) Windows программой, то это один из возможных вариантов реализации хранения данных о товарах.

XML - один из самых перспективных форматов хранения информации, но пока его использование сдерживается отсутствием поддержки XML всеми браузерами. Поддержка XML осуществляется пока только Internet Explorer 4,5. Уже появилась бета версия Netscape Navigator 5.0. Судя по всему, в нем будет реализована поддержка XML. Применение XML сдерживается отсутствием его широкомасштабной поддержки в браузерах Интернет. XML пока в основном используется в Интернет проектах, хотя существует ряд пробных попыток создания XML-баз данных.

Базы данных были созданы для хранения относительно больших объемов информации. Со временем интерфейс баз данных стал настолько удобным, что их применение стало гораздо выгоднее, чем создание собственных форматов данных и разработка соответствующего программного обеспечения для их использования. Базы данных - это оптимальное решение для хранения данных виртуального магазина.

Можно ли создать виртуальный магазин на бесплатном сервере?

Если ваш магазин будет пользоваться популярностью, велика вероятность, что его "приватизируют" завистники. Они не скопируют ваш виртуальный магазин, а используют ваш путь к виртуальному магазину. Это означает, что все покупатели вашего магазина, сами того не зная, будут совершать покупки в другом виртуальном магазине. Адрес вашего виртуального магазина - это точка входа. Если она измениться, то вы потеряете клиентов, осуществляющих вторичное посещение вашего магазина. Если клиент вернулся, то, возможно, он что-нибудь купит.

Для избежания такой ситуации лучше всего использовать директы (www.jamp.ru, go.to, come.to, www.web.com) - указатели на виртуальный магазин. Как ими пользоваться, вы сможете прочитать, зайдя на указанные Интернет-серверы. Недостаток - такие проекты существуют по несколько лет, но и они когда-нибудь прекращаются. Рекомендация - не используйте "красивых" имен, особенно связанных с названиями товаров (book, books) и названиями магазинов (shop, market), чтобы не возбуждать лишний интерес. Учтите, владельцы указанных сайтов не несут никаких обязательств перед вами и могут перепродать вашу ссылку тем, кто предложит деньги...

Нужна ли виртуальная корзина в виртуальном магазине?

Виртуальная корзина - это список товаров, отмеченных пользователем. Обратите внимание, это список товаров, которые интересны посетителю. Перед оформлением покупки в виртуальном магазине посетитель просматривает список отобранных товаров и удаляет из корзинки ненужные. При использовании виртуальной корзины данные о заказе оформляются один раз для всех выбранных товаров сразу. Это избавляет пользователя от многократного ввода данных о себе для каждого заказываемого товара. Наличие корзинки показывает высокий уровень построения магазина.

При старте проекта наличие корзины вовсе не обязательно. В этом случае заказ будет оформляться отдельно для каждого товара.

Вопросы из писем читателей:

С чего начинать создание виртуального магазина?

С определения товара, который вы собираетесь продавать. На самом деле это ключевой вопрос в выборе стратегии развития вашего бизнеса. Для этого неплохо прочитать парочку книжек по электронной коммерции. И самый немаловажный вопрос - как ваши потенциальные клиенты узнают о вашем виртуальном магазине.

Далее необходимо купить свое доменное имя. Вы можете поменять физическое местоположение вашего магазина, но адрес вашего магазина должен остаться неизменным, иначе ваш старый адрес с удовольствием будет использовать любой существующий или вновь открывающийся виртуальный магазин (при условии, что ваш кто-либо посещал).

Решите, вы сами будете создавать свой виртуальный магазин и обслуживать его или наймете для этого кого-то. Под разработкой понимается определение дизайна, структуры и принципов работы вашего магазина. Вам придется создавать весь набор HTML файлов или ASP, CGI скриптов и т.д. Под обслуживанием понимается его доработка, обновление списка товаров, защита от хакеров, восстановление магазина после их атак, реклама в Интернете вашего магазина и т.д.

Если вы будете пытаться сами создать виртуальный магазин, то попробуйте найти специальное программное обеспечение, упрощающее эту задачу. Я имею такой пакет, который в ближайшее время начну пытаться продавать. Усеченные варианты в рекламных целях будут распространяться бесплатно. Об этом пакете читайте на www.chat.ru/~gudu. Мои белорусские конкуренты www.micromir. com, www.itos.com, www.shop.by.

Каково ваше мнение о проекте www.shop.by?

О самом проекте - провайдер пытается привлечь очередных пользователей его услуг. Вероятно, это попытка создания Интернет-портала, выполняющего роль навигатора между магазинами, созданными с участием провайдера. Этот вариант подойдет вам, если вы сможете тратить не менее 40 долларов в месяц (по меньшей мере) за доступ к Интернет. Учтите, прибыль появится в лучшем случае через полгода...

Другие белорусские провайдеры тоже предлагают создание виртуальных магазинов на своих серверах, но стоить вам это будет... Белорусский провайдер SOLO (www.solo.by) предлагает аналогичную услугу, правда Solo не выделяет "красивое" доменное имя (Интернет-адрес) и не предлагает доступ по специальной телефонной линии.

Подобные проекты уже давно существуют в белорусском Интернете, но раньше услуги по созданию виртуального магазина предлагали только фирмы, разрабатывающие программное обеспечение. Пример - проект www.micromir.com существует уже около 2 лет, проект www.itos.com существует около полугода.

Я не привожу примеры крупных проектов Domino.Merchant (Lotus), Net.Commmerce (IBM), потому что покупать эти решения читатели не будут.

О магазинах - магазины выглядят несколько простовато. Программка, поставляемая для обслуживания магазинчика, выглядит тоже несколько неуклюжей. Это всего лишь придирки. Проект только стартует и пока его ругать рано.

О товарах в виртуальных магазинах - идея продавать кассеты и СD через Интернет не нова, аналогичный проект - www.rocs. com/shop/.

Что выгоднее всего продавать в виртуальных магазинах?

Выгоднее продавать книги по программированию и комплектующие к компьютерной технике, потому что покупать у вас будут владельцы компьютеров или люди, профессиональная деятельность которых связана с компьютером. Продавать кассеты и CD можно, но я думаю, это не так выгодно.

Совсем недавно я уже купил через Интернет одну книжку и больше никогда этого делать не буду. Я купил книжку по WEB-дизайну.

Проблема не в конкретном магазине. Магазин как магазин. В описании книги дано ее содержание, но этого для технической литературы не достаточно. Когда книга покупается на книжном рынке или ярмарке, ее можно полистать и определить, подходит ли она вам, подходит ли вам ее содержание и самое главное - форма изложения материала. Иначе вы покупаете кота в мешке. Отзывы об этой книге не совпали с моим личным мнением о ней.

Для более плодотворного общения с читателями я начал верстать в Интернет страничку, посвященную eBusiness. Текущее ее местонахождение www.chat.ru/~gudu (не забывайте набирать волнистую линию). Через некоторое время там появятся варианты виртуальных магазинов и ссылки на них. Приходите, будет интересно.

(продолжение следует)

Сергей Соколов


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 17 за 2000 год в рубрике интернет :: вебмастеру

©1997-2024 Компьютерная газета