Tuareg 1.2 (Free release 2000) by Bram Bos - free-софт коалиция растет
Революция софта начинается
"Выносить" титанов лучше коалицией. Причем коалицией free (бесплатных) продуктов. Первые пробные шаги в данной отрасли сделал Chris S. Craig с известной shareware-версией GoldWave. Данная версия в режиме "демо" позволяла использовать все функции программы и имела только одно ограничение - по времени использования. Программу ожидал успех (были свои собственные неповторимые эффекты, требования к аппаратной части компьютера малы), которому помешала политика самого Chris S. Craig, увлекшегося выпуском мультитрекового рекордера, идея которого просто устарела со временем. Пришла новая эра.
Ди-джеи, сэмлерные технологии и их разработчики явились новаторами в создании современного рынка музыкального софта.
Сейчас с программным обеспечением для музыкантов происходит то, что в одно время произошло с браузерами Интернет, когда Netscape Communicator стал бесплатным и разработчиком от Microsoft пришлось сделать то же самое и с Internet Explorer.
MbooM, Tuareg 1.2 - это явный противовес Re-Birth и ACID. Причем явно проди-джейская направленность первых бьет по академичности последних. У ACID выход подготовлен - "музыкальная операционная система", которая, как я понял, будет именоваться M.A.P. 2000 и включать в себя практически все продукты Sonic Foundry, включая Siren и прочее. В систему внедрена интеграция с Интернет-ресурсами. Но это самая подготовленная, я бы сказал, к борьбе фирма. Steinberg начала аткивизацию на рынке софта для компьютеров Apple, которые до сих пор являются консерваторами, и вопрос о free-софте там пока не стоит. В основном, из-за узкой специализации и профессионализации последних.
Так что рынок РС-софта можно считать в какой-то мере свободным.
Конечно, до того дня, когда Вы проснетесь и узнаете, что SoundForge является free, пройдет несколько лет, но это объективно произойдет!
Tuareg 1.2
Эта программа была создана в 2000-м году уже довольно известным в софтово-мультимедийных кругах разработчиком Bram Bos. Достаточно припомнить довольно популярную среди пользователей программу HummerHead, а также менее популярную The MoonFish.
Современная музыкальная танцевальная культура расставила свои приоритеты в использовании тех или иных звуковых эффектов при создании современных композиций. Основными являются Delay, Distortion, Compressor/Gate. Такие эффекты, как флэнджер, отошли на второй план, так как не могут грамотно уместиться в современные bpm (количество ударов в минуту). Сейчас уже популярны такие значения, как 138, 140. Скоро могут опять перейти на 170.
Помимо этого для современного аранжировщика, ди-джея очень важными являются характеристики микширования музыкальных и ритмических фраз.
Tuareg 1.2 вобрал в себя все необходимое, что нужно современному ди-джею и не содержит ничего лишнего. Есть функции набора ритмических и мелодических фраз, возможности обработки их эффектами и создания pattern, которые можно потом экспортировать в wav.
Общий модуль представляет собой секвенсор набранных pattern с возможностью обработки эффектами всей композиции, а также функциями микширования pattern. Микс-функции отвечают современным требования музыкального производства. Приведу их список: fade in, fade out, crossfade, double cross, hard switch, switchX2, switchX4. С помощью их можно генерировать свои гармонические и ритмические "подкладки". Очень интересно для меня было работать с микшированием сразу нескольких drum-loops. Варианты воспроизводимых партий были совершенно отличны от того, что было загружено изначально.
Distortion
Отдельно хочется сказать об эффекте distortion. Это один из самых популярных в западных танцевальных композициях эффект. Чаще всего применяется разновидность эффекта - перегрузка аппаратуры. Только обычными способами или известными plug-ins данного звукового эффекта достичь довольно трудно. Проблема в том, что это должна быть "лащеная" перегрузка. Ее варианты до выхода программы могли быть доступны, пожалуй, только в фирменных сэмплерных системах и ди-джей-машинах. Как, собственно, и все фирменные "лащеные" искажения (distortion).
Программа делает их для пользователя доступными. Помимо этого предлагает фирменные пресеты для других эффектов. Например, Вы можете выбрать несколько вариантов Gate (German Mask).
Любой загруженный loop программа по умолчанию разбивает на 16 частей. Это полезно не только при осуществлении всевозможных вариаций, но и открывает новые возможности при distortion-обработке. Загрузив в рабочую область loop, Вы можете установить определенное значение distortion для каждой части Вашего loop'а. Например, искажения нужны на бочке в первой доле и на хэте на четвертой. Все это можно запрограммировать.
Variator
Tuareg 1.2 можно считать и революционной. В программе есть реализация вариации фразы. Смысл в чем? У вас есть drum-loop. Программа его дробит на 16 частей, а потом перерасставляет их так, что генерируется новый drum-loop с другим рисунком. Нечто похожее раньше было в программе Amen 1b от Ziad Khuori (Uneversity of Bath, 1998). Только Tuareg 1.2 развил данное направление, и теперь пользователь может генерировать новые фразы из существующих сам. К тому же есть фирменные ритм-пресеты.
В остальном программа стандартна для данного уровня софта. Хотя я бы отличил ее грамотный интуитивно-пользовательский интерфейс, небольшие требования к ресурсам аппаратуры (200ММХ). И особое отличие - фирменный звук на выходе. Звучание мне напомнило композицию "Happiness is a warm gun" (remix by Danny Saber, U2, 1999, "Last night mixes").
Принцип работы
Для каждой pattern можно подгружать до 6 каналов, в которых могут находиться как и drum-loop, так и мелодические. Программа предлагает сама производить свои собственные loops. Для этого воспользуйтесь опцией Tools -> New RaGE Pattern (для ударных) и Tools -> New BLiSS Pattern (для мелодических). Для ударных предлагается возможность работы с восемью инструментами, которые можно импортировать из wav, или использовать программные банки, а для мелодических предлагается работа с четырьмя инструментами. Этого вполне достаточно для создания полноценной композициии или насыщенного drum-loop. В процессе генерирования loop можно пользоваться предложенными эффектами distortion, fatness, rubber curve, delay. Все рассчеты автоматически ведутся под указанный темп (bpm).
Схема работы похожа на секвенсорную, только она сделана ступенчато. То есть, Вы уже привыкли создавать готовые pattern-loop, а потом расставлять их в схеме мультитрека (подобие Fruity Loops). В Tuareg 1.2 все происходит немного по-другому. За каждый такт закреплен свой pattern, который представляет свой отдельный модуль из шести каналов с большими возможностями обработки каждого инструмента, loop или ноты. Переходя ко второму такту, Вы регенерируете новый pattern. Все загруженные и созданные до этого фразы сохраняются и добавляются в банк Pattern, из которого их можно импортировать и независимо изменять в любом месте композиции.
Управление тактами и загрузкой в них фраз производится внизу рабочего окна на графическом изображении простой линейки с клетками.
Экспорт
Вроде бы и free-версия, но экспорт в wav работает. Причем это может быть разного рода экспорт, начиная от loops, pattern и заканчивая song. На каждом этапе работы с программой можно производить экспорт в wav. (!) Единственное, в чем надо быть осторожным - при включенном режиме Play программа производит некорректный экспорт. Поэтому смотрите, чтобы он у Вас происходил, когда программа "ОСТАНОВ".
Выводы
Как я уже говорил, программа очень проста. Похожа сразу на все подобные типа Fruity Loops, Re-Birth, MbooM. После первых часов работы складывается впечатление, что Tuareg 1.2 просто самодостаточна и в ней отсутствует все лишнее. После изучения этой программы я занялся своей привычной работой, как всегда загрузил Fruity Loops и понял, что он мне просто стал не нужен. Его место занял Tuareg 1.2. У-упссс... Договорился! Ну да, там нет даже окна редактирования сэмпла, нет подключаемых DirectX plug-ins и прочего. Но есть самое главное - вкусный звук, возможности вариаций и сложного микширования. А во-вторых, эта маленькая, да удаленькая программка - free! За нее не надо платить денег, Вам еще спасибо скажут за установку.
Есть, конечно, еще и полная версия. Free от полной отличается тем, что она моно, отсутствуют: расширение до 12 каналов, resonant filters и поддержка МР3 c plug-ins.
Однако возможность импорта/экспорта в wav устраняет все эти недостатки. То есть, ясно, что как полноценный секвенсор программу использовать не стоит, разве что для осуществления концертов он удобен. Но встроенные элементы distortion и mix - это "запах" фирмы. По-другому никак не сказать. Поэтому я смело могу назвать Tuareg 1.2 одним из претендентов в лучшие в 2000-м году.
Программу Tuareg 1.2 Interactive Phrase Sampler можно скачать в Интернете по адресу http://www.brambos.com.
Совет: в процессе загрузки первое окно с логотипом может "висеть" довольно продолжительное время. Это не означает, что у Вас подвисла система! Надо просто кликнуть левой кнопкой мыши на этом самом загрузочном окне. Удачи!
Кристофер М. ИХИХО
"Выносить" титанов лучше коалицией. Причем коалицией free (бесплатных) продуктов. Первые пробные шаги в данной отрасли сделал Chris S. Craig с известной shareware-версией GoldWave. Данная версия в режиме "демо" позволяла использовать все функции программы и имела только одно ограничение - по времени использования. Программу ожидал успех (были свои собственные неповторимые эффекты, требования к аппаратной части компьютера малы), которому помешала политика самого Chris S. Craig, увлекшегося выпуском мультитрекового рекордера, идея которого просто устарела со временем. Пришла новая эра.
Ди-джеи, сэмлерные технологии и их разработчики явились новаторами в создании современного рынка музыкального софта.
Сейчас с программным обеспечением для музыкантов происходит то, что в одно время произошло с браузерами Интернет, когда Netscape Communicator стал бесплатным и разработчиком от Microsoft пришлось сделать то же самое и с Internet Explorer.
MbooM, Tuareg 1.2 - это явный противовес Re-Birth и ACID. Причем явно проди-джейская направленность первых бьет по академичности последних. У ACID выход подготовлен - "музыкальная операционная система", которая, как я понял, будет именоваться M.A.P. 2000 и включать в себя практически все продукты Sonic Foundry, включая Siren и прочее. В систему внедрена интеграция с Интернет-ресурсами. Но это самая подготовленная, я бы сказал, к борьбе фирма. Steinberg начала аткивизацию на рынке софта для компьютеров Apple, которые до сих пор являются консерваторами, и вопрос о free-софте там пока не стоит. В основном, из-за узкой специализации и профессионализации последних.
Так что рынок РС-софта можно считать в какой-то мере свободным.
Конечно, до того дня, когда Вы проснетесь и узнаете, что SoundForge является free, пройдет несколько лет, но это объективно произойдет!
Tuareg 1.2
Эта программа была создана в 2000-м году уже довольно известным в софтово-мультимедийных кругах разработчиком Bram Bos. Достаточно припомнить довольно популярную среди пользователей программу HummerHead, а также менее популярную The MoonFish.
Современная музыкальная танцевальная культура расставила свои приоритеты в использовании тех или иных звуковых эффектов при создании современных композиций. Основными являются Delay, Distortion, Compressor/Gate. Такие эффекты, как флэнджер, отошли на второй план, так как не могут грамотно уместиться в современные bpm (количество ударов в минуту). Сейчас уже популярны такие значения, как 138, 140. Скоро могут опять перейти на 170.
Помимо этого для современного аранжировщика, ди-джея очень важными являются характеристики микширования музыкальных и ритмических фраз.
Tuareg 1.2 вобрал в себя все необходимое, что нужно современному ди-джею и не содержит ничего лишнего. Есть функции набора ритмических и мелодических фраз, возможности обработки их эффектами и создания pattern, которые можно потом экспортировать в wav.
Общий модуль представляет собой секвенсор набранных pattern с возможностью обработки эффектами всей композиции, а также функциями микширования pattern. Микс-функции отвечают современным требования музыкального производства. Приведу их список: fade in, fade out, crossfade, double cross, hard switch, switchX2, switchX4. С помощью их можно генерировать свои гармонические и ритмические "подкладки". Очень интересно для меня было работать с микшированием сразу нескольких drum-loops. Варианты воспроизводимых партий были совершенно отличны от того, что было загружено изначально.
Distortion
Отдельно хочется сказать об эффекте distortion. Это один из самых популярных в западных танцевальных композициях эффект. Чаще всего применяется разновидность эффекта - перегрузка аппаратуры. Только обычными способами или известными plug-ins данного звукового эффекта достичь довольно трудно. Проблема в том, что это должна быть "лащеная" перегрузка. Ее варианты до выхода программы могли быть доступны, пожалуй, только в фирменных сэмплерных системах и ди-джей-машинах. Как, собственно, и все фирменные "лащеные" искажения (distortion).
Программа делает их для пользователя доступными. Помимо этого предлагает фирменные пресеты для других эффектов. Например, Вы можете выбрать несколько вариантов Gate (German Mask).
Любой загруженный loop программа по умолчанию разбивает на 16 частей. Это полезно не только при осуществлении всевозможных вариаций, но и открывает новые возможности при distortion-обработке. Загрузив в рабочую область loop, Вы можете установить определенное значение distortion для каждой части Вашего loop'а. Например, искажения нужны на бочке в первой доле и на хэте на четвертой. Все это можно запрограммировать.
Variator
Tuareg 1.2 можно считать и революционной. В программе есть реализация вариации фразы. Смысл в чем? У вас есть drum-loop. Программа его дробит на 16 частей, а потом перерасставляет их так, что генерируется новый drum-loop с другим рисунком. Нечто похожее раньше было в программе Amen 1b от Ziad Khuori (Uneversity of Bath, 1998). Только Tuareg 1.2 развил данное направление, и теперь пользователь может генерировать новые фразы из существующих сам. К тому же есть фирменные ритм-пресеты.
В остальном программа стандартна для данного уровня софта. Хотя я бы отличил ее грамотный интуитивно-пользовательский интерфейс, небольшие требования к ресурсам аппаратуры (200ММХ). И особое отличие - фирменный звук на выходе. Звучание мне напомнило композицию "Happiness is a warm gun" (remix by Danny Saber, U2, 1999, "Last night mixes").
Принцип работы
Для каждой pattern можно подгружать до 6 каналов, в которых могут находиться как и drum-loop, так и мелодические. Программа предлагает сама производить свои собственные loops. Для этого воспользуйтесь опцией Tools -> New RaGE Pattern (для ударных) и Tools -> New BLiSS Pattern (для мелодических). Для ударных предлагается возможность работы с восемью инструментами, которые можно импортировать из wav, или использовать программные банки, а для мелодических предлагается работа с четырьмя инструментами. Этого вполне достаточно для создания полноценной композициии или насыщенного drum-loop. В процессе генерирования loop можно пользоваться предложенными эффектами distortion, fatness, rubber curve, delay. Все рассчеты автоматически ведутся под указанный темп (bpm).
Схема работы похожа на секвенсорную, только она сделана ступенчато. То есть, Вы уже привыкли создавать готовые pattern-loop, а потом расставлять их в схеме мультитрека (подобие Fruity Loops). В Tuareg 1.2 все происходит немного по-другому. За каждый такт закреплен свой pattern, который представляет свой отдельный модуль из шести каналов с большими возможностями обработки каждого инструмента, loop или ноты. Переходя ко второму такту, Вы регенерируете новый pattern. Все загруженные и созданные до этого фразы сохраняются и добавляются в банк Pattern, из которого их можно импортировать и независимо изменять в любом месте композиции.
Управление тактами и загрузкой в них фраз производится внизу рабочего окна на графическом изображении простой линейки с клетками.
Экспорт
Вроде бы и free-версия, но экспорт в wav работает. Причем это может быть разного рода экспорт, начиная от loops, pattern и заканчивая song. На каждом этапе работы с программой можно производить экспорт в wav. (!) Единственное, в чем надо быть осторожным - при включенном режиме Play программа производит некорректный экспорт. Поэтому смотрите, чтобы он у Вас происходил, когда программа "ОСТАНОВ".
Выводы
Как я уже говорил, программа очень проста. Похожа сразу на все подобные типа Fruity Loops, Re-Birth, MbooM. После первых часов работы складывается впечатление, что Tuareg 1.2 просто самодостаточна и в ней отсутствует все лишнее. После изучения этой программы я занялся своей привычной работой, как всегда загрузил Fruity Loops и понял, что он мне просто стал не нужен. Его место занял Tuareg 1.2. У-упссс... Договорился! Ну да, там нет даже окна редактирования сэмпла, нет подключаемых DirectX plug-ins и прочего. Но есть самое главное - вкусный звук, возможности вариаций и сложного микширования. А во-вторых, эта маленькая, да удаленькая программка - free! За нее не надо платить денег, Вам еще спасибо скажут за установку.
Есть, конечно, еще и полная версия. Free от полной отличается тем, что она моно, отсутствуют: расширение до 12 каналов, resonant filters и поддержка МР3 c plug-ins.
Однако возможность импорта/экспорта в wav устраняет все эти недостатки. То есть, ясно, что как полноценный секвенсор программу использовать не стоит, разве что для осуществления концертов он удобен. Но встроенные элементы distortion и mix - это "запах" фирмы. По-другому никак не сказать. Поэтому я смело могу назвать Tuareg 1.2 одним из претендентов в лучшие в 2000-м году.
Программу Tuareg 1.2 Interactive Phrase Sampler можно скачать в Интернете по адресу http://www.brambos.com.
Совет: в процессе загрузки первое окно с логотипом может "висеть" довольно продолжительное время. Это не означает, что у Вас подвисла система! Надо просто кликнуть левой кнопкой мыши на этом самом загрузочном окне. Удачи!
Кристофер М. ИХИХО
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 15 за 2000 год в рубрике мультимедиа :: soft