Внезапный удар

Название в оригинале: Sudden Strike (www.suddenstrike.de). Компания-производитель: com CDV Software Entertainment AG (www.cdv.de). Год выхода: 2000. Требования к компьютеру: Pentium-200 (минимум), 32 Мб, Windows'95 или Windows'98, 4-х CD-ROM, примерно 150 Мб на винчестере, SoundBlaster Compatible, 3D-ускоритель от 4 Мб. Жанр: военная стратегия в реальном времени нового поколения.

На первый взгляд все вроде бы старо, как мир. Вторая мировая война: немцы, русские и союзники. Борьба до последнего патрона, осколка гранаты, противопехотной мины, снаряда, бомбы. Но более детально продуманной стратегии на сегодняшний день я не встречал. И это правда!

"Внезапный удар" поднимает стратегию в реальном времени на совершенно новый уровень. Причем не только в графике и звуке, но и в содержании, в самом процессе игры, тактике, поведении и планировании боя. Постараюсь обосновать свою точку зрения.

Итак, в игре мы встретим несколько десятков различных юнитов и единиц техники тех времен, полностью, по форме, по содержанию и различным характеристикам (вооружение, броня, мобильность и т. д.), совпадающих с реальным положением дел на момент Второй мировой войны. Среди них: Tiger, Panther, Panzer I-IV, Stug III, Elefant, Sturmtiger, T34, T34-85, T-26, KV-1, SU 85, T-70, BA-64, Comet, M-8, M-10, Steward, Sherman, Valentine, Churchill Crocodile, Chaffee, легендарная Katyusha rocket launcher (Stalin Orgeln), крепость на гусеничном ходу ИС-2, а также различные разведывательные бронеавтомобили, противотанковые орудия, противовоздушные орудия, гаубицы, грузовики, транспорты боеприпасов, бомбардировщики, разведывательные "фанеры", снайперы, автоматчики, минеры, гранатометы, базуки, мотоциклисты, противотанковые истребители, офицеры, легкие санитарные автомобили, санитарные грузовики, десантные катера и многие другие. Только от одного этого перечисления у многих голова пойдет кругом. Причем поведение и характеристики любого юнита уникальны и оригинальны. Каждый из них обладает определенным оружием и боекомплектом, который расходуется и требует регулярного пополнения. Впрочем, и количество выстрелов ограничено у каждой боевой единицы: после эксплуатации без меры даже самое совершенное оружие приходит в негодность. Все машины прилежно урчат и испускают клубы дыма на холостых оборотах. Пушки можно передвигать с места на место как с помощью солдат, так и с помощью грузовиков. Впрочем, это детали, и мы забежали несколько вперед. Остановимся на основных позициях и отличительных особенностях игры.

Их несколько: 1) в процессе боя на одной карте (сценарии) могут находиться до 1000 и более юнитов, 2) мосты, здания, укрепления, деревья и все прочие объекты по ходу боя могут быть разрушены, 3) реалистичная симуляция сражения с "реальными" взрывами, вспышками, воронками и т. д., 4) повреждение и нанесение ущерба ландшафту в игре, 5) реалистичные имитации всех юнитов, 6) возможна игра за русских, немцев, французов, американцев и англичан, 7) летние и зимние сценарии, 8) в процессе боя и сражений юниты набирают опыт, 8) все оставшиеся после выполнения миссии юниты могут быть перенесены в следующую, 9) многопользовательский режим игры (до 12 игроков и 4 команд (армий)).

Управление в игре осуществляется главным образом мышкой и несколькими клавишами (для выделения отдельных групп, отдачи приказов выделенным подразделениям, быстрое сохранение игры и т. п.). Ну, как? Вы еще в чем-то сомневаетесь? Тогда продолжим!

При наведении мышки или выделении отдельного юнита внизу экрана можно увидеть его четыре основные характеристики. А именно: Ресурс - "линия жизни" отображает необходимость ремонта или лечения; Опыт - полоса указывает на опыт юнита: чем больше опыт, тем с большего расстояния он может заметить противника и вести огонь на поражение; Боеприпасы А - цифровое значение оставшихся боеприпасов первой или основной категории (к примеру, у автоматчика - это патроны, у танка - снаряды); Боеприпасы Б - цифровое значение оставшихся боеприпасов второй категории (к примеру, у автоматчика - это гранаты, а у танка - патроны к пулемету).

Солдаты и офицеры могут занимать здания, вышки и прочие сооружения, возвышающиеся над ландшафтом, тем самым увеличивая угол обзора и обстрела противника, а также вызывать подмогу по рации, захватывать и эксплуатировать вражескую технику. Кроме того, игрок способен вызвать авиацию для наблюдения за позициями противника и бомбардировщики для нанесения сокрушительного, "точечного" удара с воздуха по линии укреплений и обороны. Нельзя сбрасывать со счетов и десантников. Формирование небольших мобильных отрядов, их построение и строгий контроль за выполнением приказов также в вашей власти. Причем схемы построения юнитов могут быть самыми разнообразными. Например, впереди танк Т-34, по бокам и чуть сзади два автоматчика, а еще позади офицер и гранатометчик, которые при движении будут строго следовать вами утвержденному порядку и атаковать выбранную вами цель. Правда, офицер может командовать ограниченным количеством юнитов (и это правильно - генерал над всеми ведь вы!).

О тактике и ведении боя написаны горы книг, издано море энциклопедий. Главное, что игра Sudden Strike позволяет вам на практике реализовать любой гениальный наступательный или оборонительный план и даже придумать и запатентовать свой. Лично мне доставило невероятное удовольствие пройти одну и ту же миссию раз десять вдоль и поперек, реализуя на практике самые неожиданные решения и применяя оригинальные задумки при ведении боя (в детстве я всерьез увлекался чтением книг о жизни, победах и поражениях великих полководцев). Опять же, не премину отметить, что противник перестраивается и (практически всегда) стремится ударить побольнее по самому слабому звену в цепи вашего очередного победоносного плана. В общем, даже с компьютерным соперником в Sudden Strike не соскучишься.

Совет начинающим игрокам. Здесь вам не Dune 2000 и двумя-тремя десятками танков и атакой в лоб никого не сокрушишь. Через пару минут такой "психической" атаки от вашей гордости - танкового батальона - не останется и мокрого места. А у соперников будут покорежены два-три бронетранспортера и погибнет легкая пушечка вместе с расчетом. Чем же тогда вы собираетесь воевать с врагом, если ресурс техники и живой силы в каждой миссии строго регламентирован? То-то же. "Думалку" придется включать и искать пути к прорыву обороны. Перво-наперво запустите в небо "фанеру". Самолетиком придется пожертвовать (собьют зенитным огнем батарей!), зато расположеньице противника присмотрите и накройте огнем гаубиц (дальность стрельбы наугад просто невероятная!). Причем их можно подтащить поближе к линии фронта и погромить "вражеские внутренние резервы" или просто пройтись по возможным скоплениям противника. Зато ваши воины целее будут, когда в ближний бой ввяжутся, а к оппонентам на выручку резерв не придет. Полезно также нанести бомбовый удар в районе прорыва обороны. Враг хитер. Может отвести части из-под огня артиллерии, а потом снова занять исходные позиции и укрепиться. Но вы тоже не лыком шиты. В вашем распоряжении есть тыловые транспортные машины (подброска боеприпасов и строительство некоторых сооружений), позволяющие построить переправу в случае необходимости, нарыть защитные рвы, установить противотанковые "ежи" и т.д. То есть сил и средств у обеих сторон хватает и при наличии фантазии ими можно виртуозно и со знанием дела распорядиться, что в конечном счете и определит победителя.

Пару слов о пушках. Управлять пушкой любого веса и калибра может один солдат, но перетащить ее с одного места в другое ему одному не под силу. Тут требуется сила двух солдат. И еще. Пушку всегда разворачивайте "лицом" к противнику. В принципе солдаты развернут ее сами, когда заметят противника, но при этом они потеряют некоторое количество времени, достаточное, чтобы вражеский танк одним выстрелом уничтожил весь боевой расчет без единого ответного выстрела. Можно вручную обозначить цели для орудийного расчета, и тогда он автоматически с завидной периодичностью методично будет накрывать их огнем, только чтобы снаряды подносились вовремя и ресурса техники хватило.

Как было упомянуто выше, все боевые единицы в игре Sudden Strike расходуют боеприпасы. Для их пополнения служит специальный грузовик Ammo/Eng. Его нужно беречь и отводить от зоны огня, ибо от него в высшей степени зависит, с чем ваши солдаты пойдут на вражеский танк: со штык-ножом или противотанковой гранатой. Грузовик автоматически в небольшом радиусе действия позаботится о состоянии вашей техники и о своевременном пополнении боекомплекта. Он может быть также закреплен за определенной боевой единицей и периодически выезжать из укрытия и снабжать ее всем необходимым.

О минерах. Минеры не только устанавливают собственные мины, но и умело обезвреживают вражеские. Единственное, о чем всегда нужно помнить: заминировав определенный участок дороги, вы автоматически лишаете свои транспортные средства возможности передвигаться в этом месте (это очевидно, но может создать трудности при передислокации войск).

Пауза. Щелчок кнопки Pause прерывает игру. В течение действия паузы можно отдавать приказы своим подчиненным, формировать отряды, но ваши распоряжения начнут действовать только после возобновления игры.

И помните, ключ к успеху в любой битве - это внезапный и ошеломляющий удар по противнику. Желаю успеха!

Искренне Ваш, Дядюшка КЛАСТЕР


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 14 за 2000 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2021 Компьютерная газета