Как купить компьютер?

Итак, вы решили купить компьютер или какое-то полезное устройство для него. Делается это следующим образом. Определившись, что вы хотите взять, нужно решить, где это взять. Постарайтесь получить максимум информации - достаньте прайс-листы фирм, расспросите друзей, поковыряйтесь в Интернете.

Важно правильно выбрать фирму, где вы собираетесь что-либо приобрести. Помните поговорку: дурака и в церкви обманут. Внешняя крутизна и популярность фирмы еще не гарантирует, что с купленным у них товаром не возникнет проблем. Как правило, к крупной фирме гораздо сложнее предъявить претензии, поскольку клиентов у них много и они не боятся их терять. Не стоит также впадать и в другую крайность - обращаться в так называемые "фирмы однодневки", которые известны только ограниченному кругу лиц и работают полуподпольно. У них срок гарантии обычно две недели, дальше - как повезет. Ваш выбор - золотая середина. Оптимальный вариант - небольшая фирма с хорошей репутацией, только-только прочно вставшая на ноги, в настоящий момент прорывающаяся на рынок, и потому цены в ней ниже, чем у признанных лидеров, гарантия на уровне, а за клиента они держатся обеими руками.

К выбору фирмы надо подходить с умом, т.к. именно там, вероятнее всего, вы будете апгрейдиться впоследствии. Обязательно узнайте, на каких условиях делается апгрейд. Как правило, все фирмы делают апгрейд в пределах гарантийного срока, а вот по его истечении... непременно проясните для себя этот важный момент.
При покупке в любом случае будьте осторожны. Здесь Вас ждет первый подводный камень, потому что цена de jure, указанная в красочном рекламном проспекте или же в строгом прайсе, и цена de facto далеко не всегда одно и то же. Как правило, в рекламе могут указать оптовую цену, цену ОЕМ-варианта устройства или, в случае с компьютером, стоимость минимальной конфигурации. Цель рекламы - заставить человека прийти на фирму, желательно с деньгами, потому что тогда раскрутить его на покупку значительно легче. Расчет в данном случае простой: человек идет на фирму, имея в наличии необходимую сумму для покупки компьютера плюс немножко "сверху", на тот случай, если не хватит. Как правило, не хватает. А раз уж пришел, то ему можно такое впарить! Более того, даже если потенциальный покупатель уйдет с пустыми руками, несмотря на все старания менеджера, цель рекламы достигнута:

1) Человек пришел на фирму.
2) Человек запомнил ее название, оно осело у него в голове на подсознательном уровне.
3) В разговоре с кем-либо из своего окружения клиент может невзначай обронить название фирмы, и, возможно, кто-то из его друзей что-нибудь да купит.
4) Вы сами, накопив необходимую сумму, можете что-либо приобрести.

Чтобы такого не произошло, четко определяйте цель, прежде чем идти за покупкой. Четко рассчитывайте предполагаемые затраты. Еще лучше - пригласите с собой знакомого специалиста.

Несколько слов о базовой конфигурации. Довольно часто можно встретить в прайсе примерно следующие: "только у нас! Компьютер Р500 без монитора за 400 у.е.!!!!" Сложно поверить? Тем не менее, это так. Но. Конфигурация настолько базовая, что помимо хорошего процессора больше в системном блоке ничего примечательного нет: какая-нибудь дешевая, но "глючная" материнская плата типа ТОМАТО, раритетная видеократа S364V+, которой самое место в музее, но никак не в системном блоке, медленный винт размером на 800 Мб, целых 16 Мб оперативной памяти и т.д., и т.п. Вам нужен такой компьютер? Вот именно, что нет. Но указание его в прайсе заставит вас заглянуть в фирму, а дальше... Дальше в дело вступает менеджер. Он, ослепительно улыбаясь, тут же предложит вам заменить память, жесткий диск и прочие компоненты на более новые, мощные и модерновые, и в итоге незадачливому покупателю придется расстаться с гораздо большей суммой, нежели указанной в лежащем в кармане смятом прайс-листе. Диалог будет выглядеть примерно так: "для каких задач Вам нужен компьютер?", "с какими программами собираетесь работать?" и, наконец, главное - "какой суммой располагаете?". Продавец помимо уяснения платежеспособности клиента выясняет для себя его уровень, с кем он имеет дело. И если видит "чайника", делает соответствующие выводы, после чего начинает буквально топить последнего водопадом вопросов и технических терминов: "а столько мозгов лучше", "а этот CD-ROM лучше" и т.д. В итоге слегка ошалевший покупатель всецело полагается на выбор продавца, отдавая решение о комплектации машины на откуп последнему.

Такая ситуация фатальна. В каждой семье есть чулан, где пылится замшелый скелет, в каждой фирме есть залежалый товар, которому сто лет в обед... Именно эту "осетрину второй свежести" вы и рискуете подцепить, а лучшего случая для сбыта "лежака", чем человек, покупающий компьютер впервые, ни один продавец представить не может. И он такую возможность не упустит. Потому будьте бдительны!!! Отправляясь на фирму, четко представляйте, что именно должно стоять внутри системного блока.
После покупки, когда деньги уже уплачены, а гарантийный талон на руках, потребуйте продавца... разобрать компьютер. На каждом компоненте вашей машины должен стоять стикер (наклейка) или иная бирка с указанием даты, места покупки и росписи ответственного лица. Это первый способ закрепления гарантии. Способ второй - тщательное описание серийных номеров запчастей в гарантийном талоне. Не поленитесь, скрупулезно проверьте все вплоть до последней цифры, потому что если потом что-то сгорит, а наклейки на детали нет или в талоне не указан номер "железяки", никто вам по гарантии менять ее не будет. Здесь же, на фирме, постарайтесь посмотреть машину в работе - если хоть раз что-то "зависнет" или произойдет незапланированная перезагрузка, смело поднимайте шум, требуйте замены всего и вся.
Далее, если покупаете какие-то запчасти отдельно, стремитесь взять в RTL-упаковке, иными словами, в боксовом варианте. Его фирма выпускает для конечного пользователя, стоит он несколько дороже, но содержит детальную информацию по установке и эксплуатации, равно как и множество других полезных вещей - диски с софтом и игрушками и т.д.

Вы можете сказать: "Это невозможно! Ведь я не знаю, что мне надо! Я не специалист!". Читайте дальше. Я дам небольшой анализ всего того, что скрывается в недрах системного блока.
Покончив с общими моментами, переходим к частностям.
Условно все компьютерные составляющие можно разделить на часто меняемые и редко меняемые. Потому имеет смысл брать лучшее из того, что будет меняться редко и сэкономить на том, что меняется часто. Самые стабильные компоненты компьютера - монитор, материнская плата и корпус. Смело тратьте на них львиную долю припасенных денег, а то, что останется, потратьте на видеокарту, память, жесткий диск и т.д.

Монитор. Многие при покупке компьютера стремятся приобрести как можно более современные материнскую плату, процессор, видеокарту, оставляя монитор напоследок. И очень часто бывает, что после сборки системного блока на нормальный монитор не остается средств и люди берут что-нибудь подешевле, забывая при том, что им придется провести за этим монитором долгие годы, прежде чем они его сменят. Помните, что монитор должен составлять примерно половину от стоимости всего компьютера, он самая важная его деталь, при сборке/покупки компьютера начинать надо именно с него. Требования к нем следующие:
1. Рабочее разрешение должно быть не менее 800х600 точек при частоте обновления (refresh rate) экрана не менее 75 Гц.
2. Если вы используете цветной монитор, то цветовой режим должен быть установлен хотя бы в Hi-color, а оптимально 32-bit true color.
3. Большую роль играет размер экрана. Для домашних нужд уже жизненно необходим 15-дюймовый монитор с частотой регенерации экрана не менее 85 Гц, так как именно за этим монитором вы или ваши дети будут проводить очень много времени.
4. Не должно быть бликов на экране монитора, так как они ведут к рассеиванию внимания, повышению утомляемости организма вообще и высокой утомляемости глаз в частности. Подавляющее большинство новых мониторов уже выпускается с антибликовым покрытием. При протирании рабочей поверхности экранов таких мониторов будьте осторожны, не повредите это покрытие.
5. Размер зерна должен быть не более 0.28 мм, а в идеале - чем меньше, тем лучше. Этот параметр определяет качество картинки и, что особенно важно, четкость шрифтов. Если вы владелец "крупнозернистого" монитора, то шрифты будут выглядеть расплывчато и нечетко, что неминуемо повлечет за собой высокую нагрузку на глаза при чтении, и в перспективе - прогрессирующую близорукость. Теперь настало время поговорить о тех стандартах безопасности мониторов, которые приняты на сегодняшний день. Их достаточно много, но доминируют всего два. Это старейший стандарт безопасности MPR, разработанный шведским департаментом стандартов еще в 1987 году. Его вторая версия MPRII была принята в 1990 году за основной стандарт в странах западной Европы (ISO). Второй стандарт был предложен шведским объединением профсоюзов (TCO), которые решили ужесточить стандарт MPRII. Этот стандарт получил название ТСО'92 и с тех пор обновляется с завидным постоянством, но в ТСО'95 и TCO'99 требования к уровню электромагнитных полей, излучаемых монитором, совершенно не изменились.

На первый взгляд требования MPRII и ТСО'92 совершенно одинаковы, но есть существенное отличие. Если в MPRII замеры проводятся на расстоянии 50 сантиметров от передней поверхности монитора, то в ТСО'92 эти же измерения производятся на расстоянии 30 см.
Помните, что испорченное зрение вернуть назад практически невозможно. Если есть возможность, то покупайте новейшие модели мониторов от известных производителей. Хорошо зарекомендовали себя 15- и 17-дюймовые мониторы от Samsung и ViewSonic. Но даже покупая такие мониторы, не забудьте поинтересоваться, соответствуют ли они стандартам безопасности ТСО'95, ТСО'99 и MPRII, мало ли, вдруг это ранние модели этих фирм.

Материнская плата. Это фундамент вашего компьютера, то самое основание, на котором стоят все остальные устройства. Следует приобрести что-нибудь последнее от крупных фирм типа Asus, Gigabyte, Chaintech, причем желательно на чипсете Intel, а не VIA. Таким образом вы обеспечите себе стабильность работы.

Корпус. Если вы не планируете сами вносить изменения в конфигурацию машины, подойдет практически любой. При выборе корпуса надо исходить не столько из эстетических соображений, сколько из практичности: все детали должны удобно размещаться, не мешая друг другу, чтобы не приходилось, скажем, для замены жесткого диска отвинчивать материнскую плату. Для домашней машины вполне пойдет Middle Tower, для сервера или рабочей станции, где предполагается установить множество компонентов, предпочтительнее Big Tower.

Процессор. Имеет смысл ставить не ниже Pentium 300 Celeron A или, если позволяют средства, Pentium II. Последний лучше подходит для серьезной работы с мощными графическими приложениями, имеет больше кэш память. На Pentium!!! (пентиум 3) пока раскошеливаться не стоит - он появился сравнительно недавно и стоит еще дорого, а по сравнению с аналогичными моделями Pentium II особого выигрыша не дает.

Жесткий диск. В связи с тем, что операционные системы и прочие полезные программы требуют все больше и больше места, рекомендуется ставить жесткий диск размером не менее 6 гигабайт, желательно от хорошего производителя - IBM или Fujitsu, в принципе можно и Quantium. При покупке обращайте внимание не только на емкость, но и на не менее важный показатель - количество оборотов в секунду. Это, по сути, скорость доступа. Чем она выше, тем лучше.

Память. Ее желательно иметь в количестве не ниже 64 Мб, а лучше - 128. Если вы работаете (работаете, а не играетесь) под операционной системой Windows 95, то 64 Мб хватит за глаза. Но если у Вас стоит Windows 98, или еще хуже Windows 2000, а хочется не только в Word-е печатать, но и играться, причем играться хорошо, - нужно уже 128 Мб. Ситуацию усугубляет еще тот факт, что многие последние игры (Quake 3 Arena, Unreal Tournament) требуют для нормальной работы 64 Мб, но без "тормозов" идут только на 128. Потому лучше поставьте меньший жесткий диск или другой процессор, но на памяти экономить не стоит. Впрочем, ее всегда можно докупить еще, а процесс установки не представляет особой сложности.

Видеокарта. Если вы планируете использовать компьютер исключительно для работы, вам будет достаточно того же S3 Virge. Для игр же оптимальный вариант на сегодняшний день видеокарта на чипсет Riva TNT 2 от хорошего производителя Diamond Creative. Смело покупайте такой акселератор, но помните, что:
1. Даже если не испытываете недостатка в деньгах, не берите более мощную версию Riva TNT 2 Ultra, и вот почему: выигрыш в производительности и скорости составит максимум 15-20%, а вот разница в цене около 50 баксов. Она тех денег не стоит.
2. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ПОКУПАЙТЕ ВИДЕОКАРТЫ ПРОИЗВОДСТВА ФИРМЫ Power Color!!! Они хоть и дешевые, но качества отвратнейшего!
3. Не покупайте "кастрированные" версии Riva TNT 2 типа Riva TNT 2 Magic или Riva TNT 2 vanta и т.д. Они потому и зовутся кастратами, ради снижения цены вырезано множество полезных функций, и гордое имя TNT 2 - лишь пара букв в названии.

Если вы профессионально работайте с двухмерной графикой, надлежит поставить видеокарту Matrox G400. По части работы с 3D графикой конечно не ахти, но вот 2D лучше нее не тянет никто, даже Riva TNT 2 Ultra.

Послесловие

Ну вот, пожалуй, и все. Необходимый минимум информации вы получили, и теперь обмануть вас при покупке компьютера будет несколько сложнее. И все равно, напоследок напомню:
1. Выбирай друзей сам, а враги тебя выберут сами. Лушего из твоих знакомых спецов или просто толкового пользователя возьми с собой в день покупки компьютера. Да и нести легче будет...
2. Проверяй все не отходя от кассы.
3. Помни: не стыдно спрашивать, стыдно не знать.
4. Ни в коем случае не покупай компьютер brand name от какого-нибудь элитного производителя. Они абсолютно не подлежат апгрейду. А потом, когда железо устареет, оно зависнет мертвым грузом, вы не сможете вовремя от него избавиться.

Вячеслав Оробинский Специальную благодарность выношу Александру Такиеву за консультации по мониторам.


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 13 за 2000 год в рубрике разное :: страна советов

©1997-2024 Компьютерная газета