Недорогие видеоплаты: TNT против Savage4

В последнее время гиганты видеоиндустрии вроде nVidia, 3dfx, S3, ATI развязали неслабую борьбу за карман потребителя. Не успел появиться на нашем рынке в достаточном количестве GeForce, как nVidia уже готова объявить о чипе следующего поколения. В то же время, цены на современные платы держатся на уровне 200-250 дол., что доступно далеко не каждому пользователю, особенно в нашей стране. Тем же, кому не нужны 100 fps на 1280х1024, а просто недорогая нормальная плата и возможность запустить современную игру, приходится выбирать что-либо из недорогих вариантов современных плат или полноценных плат, выпущенных год-два назад. В расчет не берется такой антиквариат, как Riva128 или Voodoo1. Покупать настолько старую плату сегодня - выброшенные деньги.

Рассмотрим, что реально можно найти сегодня за цену порядка 50-70 дол., с приемлемыми производительностью и качеством выводимого изображения. Среди продукции nVidia это Vanta, TNT2 M64 или TNT1. Vanta при тестировании показала себя не с лучшей стороны, работая местами значительно медленнее TNT1, так что на сегодняшний день выбор нормальной полноценной TNT1 намного более оправдан, чем бракованных чипов TNT2, из которых делают Vanta, урезая шину памяти до 64 бит и понижая тактовую частоту. К тому же, многие no name Vanta платы, вследствие их обычной нестабильности и некачественной памяти, работают на порядком заниженных тактовых частотах. TNT2 M64 на сегодняшний день это то же, что и Vanta, за исключением того, что Vanta имеет более низкую тактовую частоту по умолчанию. По качеству выводимого изображения эти платы одинаковы, так как основаны на одном ядре.

Видеоплаты S3 на базе чипсета S3 Savage4 появились весной 1999 года, являя собой конкурента вышедшим примерно в то же время платам на других чипсетах. В настоящее время в продаже имеются платы на Savage4, имеющие 32, 16 и 8 мегабайт видеопамяти, что сказывается на меньшей стоимости таких карт и довольно высокой популярности. Однако, как показало время, фирма S3 так и не удосужилась написать такой драйвер, который смог бы работать корректно, быстро и сразу. То есть, не требовал бы постоянных настроек и перенастроек. Причем, сами драйверы от S3 никаких настроек не дают, приходится пользоваться дополнительными утилитами по конфигурации работы драйвера, в которых можно просто заблудиться. Найти решение, которое обеспечивало бы максимальную скорость, можно подчас только методом полного перебора. Особенно это касается работы в OpenGL. Старшие модели Savage4 тем не менее имеют приличное качество изображения и производительность, и если программистам из S3 все же удастся решить проблему с драйверами, нас ожидает замечательный продукт.

3dfx на сегодня среди недорогих плат предлагает чипсет Voodoo2000 и Velocity 100. Несмотря на разницу в названии Voodoo2000 и Velocity 100, это то же самое, за исключением программно отключенного одного блока TMU, который, впрочем, ничто не мешает включить в реестре. Недостатком данных плат является поддержка только 16-битной глубины цвета в 3D, правда улучшенного качества за счет применения постфильтра, который, по словам 3dfx, выдает изображение в 22-битной глубине представления цвета. Дело в том, что чипсет при обработке работает с 32-битным цветом, а при формировании результирующего кадра глубина цвета понижается до 16-бит, при этом применяется технология сглаживания резких переходов между цветами, называемая дизерингом. Правда, возникают небольшие разводы при переходе от одного цвета к другому или сеточка, особенно заметная на полупрозрачных объектах. Для некоторого сглаживания этих дефектов изображения и используется постфильтр. Помимо этого отсутствует поддержка больших текстур и наблюдается присущая чипам от 3dfx некоторая размазанность изображения. Вряд ли 3dfx можно назвать лучшим на сегодня выбором.

Итак, посмотрим, на что способны TNT и Savage4 в реальных приложениях, например Quake 3 Arena. Для тестирования использовались платы Creative Riva TNT 16 Мб и noname Savage 4 c 8 Мб набортной памяти. Тестирование проводилось на компьютере с процессором Intel Celeron 450 (4.5x100), материнской платой Chaintech 6BTA2 на базе чипсета Intel 440BX и 128 Мб PC100 оперативной памяти.Как видно из диаграмм, Savage 4 несколько уступает ТNT на стандартных настройках драйверов. Используя GL мини-драйвер, вместо стандартного ICD, можно было бы добиться большей производительности. В 32-битном цвете отставание Savage4 меньше, что говорит об оптимизации данного чипа для работы в этом режиме. При разрешении 1024х768 в 32-битном цвете, плата на Savage4 работать отказалась в связи с малым объемом наборной памяти.

Отдельно нужно сказать о качестве изображения на этих платах. На бумаге оба чипа поддерживают все мыслимые и немыслимые функции, включая анизотропную фильтрацию текстур. На самом деле у каждой есть свои преимущества и недостатки. TNT, как, впрочем, TNT2 не поддерживает, в полном смысле этого слова, трилинейную фильтрацию, плавно сглаживающую переходы между mip map уровнями. При включении этого параметра в Quake 3, вместо полноценной фильтрации, мы получаем простую аппроксимацию (приближение), которая заметна в виде нагромождения пиксельного мусора, вместо плавного перехода. Нормальная трилинейная фильтрация возможна лишь в случае использования для вывода изображения одного текстурного блока, что снижает производительность на 40%. На мой взгляд, TNT немного смазывает текстуры, находящиеся на удалении.

Ситуация с Savage4 несколько иная. Сразу бросается в глаза четкое изображение и отсутствие характерной TNT размазанности. При включении трилинейной фильтрации, она действительно включается, не приводя к потере производительности. Но стоит немного продвинуться, как всплывает множество огрех драйверов. Например, из RailGun торчат полигоны, а на следе от разрыва ракеты появляется мусор в виде точек либо линий. Если S3 все же сможет сделать качественные драйверы, то по качеству изображения карты S3 будут определенно одни из лучших. Впрочем, S3 уже который год кормит пользователей обещаниями, и пока никаких сдвигов в этой области не наблюдается.

Сейчас на рынке видеочипов складывается ситуация, когда действительно отлаженные, полнофункциональные и совместимые продукты может предложить только nVidia, поэтому при выборе платы стоит обратить внимание именно на них. В свете последних событий, связанных с кросс лицензированием и подписанием соглашений между S3 и nVidia, возможно, что S3 получит качественный OpenGL драйвер. И если это произойдет, то продукты S3 станут значительно более привлекательны для пользователя.

Виталий Шуравко


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 12 за 2000 год в рубрике hard :: video

©1997-2024 Компьютерная газета