Недорогие видеоплаты: TNT против Savage4

Рассмотрим, что реально можно найти сегодня за цену порядка 50-70 дол., с приемлемыми производительностью и качеством выводимого изображения. Среди продукции nVidia это Vanta, TNT2 M64 или TNT1. Vanta при тестировании показала себя не с лучшей стороны, работая местами значительно медленнее TNT1, так что на сегодняшний день выбор нормальной полноценной TNT1 намного более оправдан, чем бракованных чипов TNT2, из которых делают Vanta, урезая шину памяти до 64 бит и понижая тактовую частоту. К тому же, многие no name Vanta платы, вследствие их обычной нестабильности и некачественной памяти, работают на порядком заниженных тактовых частотах. TNT2 M64 на сегодняшний день это то же, что и Vanta, за исключением того, что Vanta имеет более низкую тактовую частоту по умолчанию. По качеству выводимого изображения эти платы одинаковы, так как основаны на одном ядре.
Видеоплаты S3 на базе чипсета S3 Savage4 появились весной 1999 года, являя собой конкурента вышедшим примерно в то же время платам на других чипсетах. В настоящее время в продаже имеются платы на Savage4, имеющие 32, 16 и 8 мегабайт видеопамяти, что сказывается на меньшей стоимости таких карт и довольно высокой популярности. Однако, как показало время, фирма S3 так и не удосужилась написать такой драйвер, который смог бы работать корректно, быстро и сразу. То есть, не требовал бы постоянных настроек и перенастроек. Причем, сами драйверы от S3 никаких настроек не дают, приходится пользоваться дополнительными утилитами по конфигурации работы драйвера, в которых можно просто заблудиться. Найти решение, которое обеспечивало бы максимальную скорость, можно подчас только методом полного перебора. Особенно это касается работы в OpenGL. Старшие модели Savage4 тем не менее имеют приличное качество изображения и производительность, и если программистам из S3 все же удастся решить проблему с драйверами, нас ожидает замечательный продукт.

Итак, посмотрим, на что способны TNT и Savage4 в реальных приложениях, например Quake 3 Arena. Для тестирования использовались платы Creative Riva TNT 16 Мб и noname Savage 4 c 8 Мб набортной памяти. Тестирование проводилось на компьютере с процессором Intel Celeron 450 (4.5x100), материнской платой Chaintech 6BTA2 на базе чипсета Intel 440BX и 128 Мб PC100 оперативной памяти.Как видно из диаграмм, Savage 4 несколько уступает ТNT на стандартных настройках драйверов. Используя GL мини-драйвер, вместо стандартного ICD, можно было бы добиться большей производительности. В 32-битном цвете отставание Savage4 меньше, что говорит об оптимизации данного чипа для работы в этом режиме. При разрешении 1024х768 в 32-битном цвете, плата на Savage4 работать отказалась в связи с малым объемом наборной памяти.
Отдельно нужно сказать о качестве изображения на этих платах. На бумаге оба чипа поддерживают все мыслимые и немыслимые функции, включая анизотропную фильтрацию текстур. На самом деле у каждой есть свои преимущества и недостатки. TNT, как, впрочем, TNT2 не поддерживает, в полном смысле этого слова, трилинейную фильтрацию, плавно сглаживающую переходы между mip map уровнями. При включении этого параметра в Quake 3, вместо полноценной фильтрации, мы получаем простую аппроксимацию (приближение), которая заметна в виде нагромождения пиксельного мусора, вместо плавного перехода. Нормальная трилинейная фильтрация возможна лишь в случае использования для вывода изображения одного текстурного блока, что снижает производительность на 40%. На мой взгляд, TNT немного смазывает текстуры, находящиеся на удалении.

Сейчас на рынке видеочипов складывается ситуация, когда действительно отлаженные, полнофункциональные и совместимые продукты может предложить только nVidia, поэтому при выборе платы стоит обратить внимание именно на них. В свете последних событий, связанных с кросс лицензированием и подписанием соглашений между S3 и nVidia, возможно, что S3 получит качественный OpenGL драйвер. И если это произойдет, то продукты S3 станут значительно более привлекательны для пользователя.
Виталий Шуравко
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 12 за 2000 год в рубрике hard :: video