X-Box как он есть. Первый взгляд на игровуюприставку X-box от Microsoft


X-Box как он есть. Первый взгляд на игровую приставку X-box от Microsoft
 

Краткая предыстория

В конце февраля по сети Internet поползли слухи о том, что Microsoft собирается пойти по стопам таких гигантов приставкостроения, как Sony, Sega и Nintendo, и выпустить свою версию телевизионной игровой приставки, названной, для пущей таинственности, X-box. Игровая общественность, встрепенувшись, немедленно потребовала от представителей Microsoft комментариев по поводу грядущего выхода этой игровой приставки.
- Какой приставки? - удивились представители Microsoft, - мы не выпускаем приставки, мы занимаемся программным обеспечением.

Это заявление прозвучало весьма убедительно и солидно, игровая общественность, поверив, начала постепенно успокаиваться... Но тут же прилетели, уже не один слушок, а целая серия противоречивых слухов и событий, завязанных на X-box: Microsoft заключает соглашение с AMD, на X-box будет стоять Athlon, нет, Microsoft заключает соглашение с Intel, на X-box будет стоять Pentium!!!, и, наконец, Microsoft купила сайт www.x-box.com! Игровая общественность опять направилась к Microsoft.

- Если вы не собираетесь делать приставку, зачем тогда купили одноименный сайт?
- Ну, просто так, - смутились представители Microsoft, - вдруг в будущем пригодится.

Потеряв надежду на скорый выход X-box и внятный ответ от Microsoft, игровая общественность опять начала было приходить в норму, решив, что на свете есть гораздо более интересные вещи, чем полумифическая приставка, но буквально через несколько дней, в начале марта (как раз одновременно с выходом SONY PlayStation2), громом с ясного неба прозвучало заявление Microsoft:

- X-box ВЫЙДЕТ! Более того, первый прототип будет продемонстрирован практически немедленно - 10 марта - на Game Developers Conference, которую устраивает Microsoft. В качестве главного почетного демонстратора - отец-основатель фирмы Билл Гейтс, который после своей отставки впервые появится на людях.

Не знаю, была ли вся эта путаница и шумиха вокруг X-Box ловким рекламным ходом, или это следствие анархии в рекламном и маркетинговом отделах Microsoft, когда "правая рука не ведает, что творит левая", но факт остается фактом: демонстрация прототипа X-Box стала сильным и неожиданным для всех ходом Microsoft, который затмил даже досрочный выход SONY PlayStation2! Но прототип прототипом, а что касается серийного выхода этой приставки, то тут Microsoft несколько притушила радужные ожидания геймеров, объявив, что начнет выпуск X-Box не ранее чем осенью 2001 года, то есть через полтора года после показа прототипа. Этот срок даст Microsoft фору перед другими конкурентами: во-первых, позволит "вылизать" приставку и выпустить ее без явных ошибок (багов) и конструктивных недостатков (как в случае с SONY PlayStation2), во-вторых, позволит создать солидный запас игр и заключить большее количество договоров с разработчиками (game developers), что, несомненно, скажется на объеме продаж новой приставки (напомню, что SONY PlayStation2 вышла практически без игр, и только заниженная цена и досрочный выход создали такой ажиотаж).

Первая информация о компонентном составе новой игровой приставки вызвала, мягко говоря, недоумение. Процессор от Intel, графическая система от nVidia, такие атрибуты, характерные для персонального компьютера, как привод DVD-ROM, винчестер, Ethernet и USB порты, модульная конструкция, облегчающая возможность апгрейда. Даже операционная система не своя собственная, а Windows 2000 (хотя что еще можно ожидать от Microsoft), и все игры будут ориентированы только на один набор API - DirectX (по всей видимости, DirectX8). Естественен вопрос - и почему все это зовется игровой телеприставкой, а не, например, PC Brand name от Microsoft с телевизором вместо монитора?

На данный вопрос весьма трудно дать однозначный ответ без рассмотрения идеологии создания консолей в целом, планов Microsoft в частности и состава самой приставки X-Box и ее ближайших конкурентов.

Начнем с рассмотрения состава этой новой приставки и сравнения возможностей последней с ближайшими конкурентами.

Сердцем любой приставки, как и любого компьютера, является процессор
С самого начала было ясно - это семейство x86. Не было ясности лишь с производителем. Самой первой информацией был слух о партнерстве Microsoft и AMD и об использовании в данной приставке процессора семейства Athlon предположительно с частотой 1 ГГц. Но вскоре появилось опровержение. Microsoft заключила договор с Intel, и X-Box должен использовать будущий процессор Intel с тактовой частотой примерно 1 ГГц.

Впрочем, вскоре эту частоту уменьшили до 600 МГц, что вызывало известное беспокойство, приставка должна была выйти в 2001 году, и эта частота смотрелась весьма неперспективно. Причина отказа от сотрудничества с AMD заключается в том, что Microsoft, в поисках наиболее дешевого варианта процессоров для своей игровой приставки, провела своего рода негласный конкурс, в котором победила фирма Intel, обладающая более развитыми производственными мощностями. Не выдержав ценовой войны и опасаясь серьезных убытков, AMD была вынуждена отойти в сторону.

Но даже определившись с партнером, Microsoft никак не могла выбрать модель процессора. Сперва предполагалось, что это будет процессор Intel Pentium!!! Copermine, возможно, в безкорпусном варианте. Тактовая частота должна была быть 600 МГц (цитата из интервью Билла Гейтса).

Затем, видимо, посчитав по каким-то причинам такой вариант неприемлемым, были объявлены характеристики процессора - кэш 1-го уровня 128 Кбайт, 2-го уровня - 64 Кбайт, что автоматически вычеркнуло Pentium!!! Copermine из "списков подозреваемых", но зато вписало в эти списки новый Celeron с ядром Coppermine и кэшем 1-го уровня 128 Kб.

Долгое время эта информация не опровергалась, и лишь недавно все прояснилось. В X-Box будет использоваться процессор, специально созданный под эту игровую платформу. По предварительным данным этот процессор будет представлять собой переходное звено между разными поколениями процессоров от Intel.

Иными словами, ядро процессора будет скорее всего не намного отличаться от Pentium!!! Copermine, но вот зато системная шина, примененная в этой игровой приставке, будет от новейшего процессора Intel - Willamette с возможной частотой до 200 МГц!

В сочетании со специальным чипом от nVidia это может дать необычайно высокую производительность в целом и невероятно качественную графику в частности. Это делает X-Box ближе к приставкам, которые всегда отличались очень мощными процессорами (чтобы прожить как можно дольше).

X-Box против PlayStation 2
Ближайший конкурент, SONY PlayStation2, по сравнению с консольным монстром от Microsoft выглядит бледно. Глобальное сравнение имеет смысл проводить только SONY PlayStation2, что мы и сделали в ниже приведенной таблице.

X-Box

PlayStation 2

Центральный процессор (CPU)
600 MHz от Intel 300 MHz, своя разработка

Графический процессор (GPU)
300 MHz специально разработанный nVidia для Х-BOX 150 MHz Emotion Engine оригинальная разработка Sony

Общая память
64 MB с возможностью расширения 38 MB, 32 оперативная память, 6 видео.

Скорость пересылки данных
6.4 Гб. в сек. 3.2 Гб. в сек.

Количество выводимых полигонов
300 Mиллионов в сек. 66 Mиллионов в сек

Количество текстурированных полигонов
100 и выше Mиллионов в сек. 20 Mиллионов в сек.c

Количество налагаемых текстур за один проход
4 1

Скорость заполнения сцены без текстур
4.8 гигапикселов в секунду (с антиальясингом) 2.4 гигапикселов в секунду

Скорость заполнения сцены — 1 текстура
4.8 гигапикселов в секунду (с антиальясингом) 1.2 гигапикселов в секунду

Компрессия текстур
Есть (8:1) отсутствует

Полно экранный антиальясинг
есть отсутствует

Поддержка микрополигонов
есть отсутствует

Устройства хранения информации
4x DVD-Rom, 8 гигабайтный жесткий диск, memory card 2x DVD, 8 Мбайт. memory card

Количество аудио каналов
64 48

Поддержка 3D Audio
I3DL2 (EAX 2.0) A3D

Поддержка MIDI DLS2
есть нет

Аппаратный декодер AC3
возможно нет

Наличие модема
внешний встроенный

Проигрывание DVD фильмов
аппаратная програмная

Максимальное разрешение (HDTV)
1920 x 1080 1280 x 1024

Максимальное разрешение при включенном кадровом буфере(2 x 32bpp) и Z-буфере
1920 x 1080 540 x 480

Поддержка HDTV
мощная частичная

Дата выхода
3-4 квартал 2001 Уже есть
Видно, что приставка от SONY проигрывает по ВСЕМ (!) показателям, в чем, собственно, мало кто сомневался.

Несколько слов о системном чипсете. Обычно, когда рассматривают параметры приставок, то никогда не упоминают об этом компоненте. Это замалчивание, в большинстве случаев, является правильным подходом, так как разные приставки имеют абсолютно разные реализации таких функций, как управление памятью, видео, внешними устройствами, пересылкой данных по системной шине, управление устройствами для хранения информации (RAM, ROM) (то есть тех функций, которыми в персональных компьютерах занимается специализированный системный чипсет). Обычно в приставках нет общей единой микросхемы, которая занималась бы этим, а существует определенный набор чипов, реализующих функции управления. В X-box такой чипсет будет. Его разработкой занимается Intel. Интересен тот факт, что данный чипсет будет работать с DDR SDRAM - памятью, а не с RDRAM. Можно представить то колоссальное давление со стороны Microsoft, которая прямо заинтересована в удешевлении приставки, но все же что может заставить Intel отказаться от шанса продвинуть на рынке свое любимое детище?! Выбрав DDR SDRAM, Microsoft способна повернуть многолетний спор "DDR SDRAM или RDRAM" не в пользу Intel.

Напоследок немного о компоновке деталей приставки. Процессор впаивается прямо в плату и замене не подлежит. То же самое относится и к графическому чипу вместе с звуковым процессором. Более того, приняты некоторые специальные меры, чтобы у опытных пользователей не возник соблазн, купив приставку за 300$, наделать из нее с помощью паяльника, молотка и напильника комплектующих для персонального компьютера баксов так на 500-600. Все чипы будут работать только на родной плате X-Box. Все это типично приставочный подход, но есть и различия.

В частности, список компонентов, которые можно будет подвергнуть апгрейду, будет на порядок больше, чем у любой приставки: это память (ни одна приставка не позволяла до сих пор нарастить память, за исключением Sega Saturn и Nintendo64), винчестер (!) и, разумеется, огромное количество внешних USB-устройств: мышки, клавиатуры, джойстики и многое другое. Думаю, уж в этом плане Microsoft вполне способна нас развлечь. Но и тут не обойтись без того, за что многие так не любят приставки - полная зависимость владельца приставки от производителя. Думаю, что если вставить в X-Box какую-нибудь железку без соответствующей надписи типа "Designed for X-Box" или "Only for X-Box", то ничего хорошего из этого не получится. Мыслится, что железо с соответствующими логотипами будет стоить несколько дороже обычного компьютерного железа. То, что Microsoft потеряет на продаже приставок (300$ - это явно заниженная цена), она с лихвой возместит на продаже DVD-игр и периферии для X-Box.

Графика
Поговорим теперь об очень важном параметре игровой приставки - о графических возможностях.
В образце X-Box, который был с великой помпой продемонстрирован на Game Developers Conference самим Биллом Гейтсом, использовался прототип чипа NV15 от nVidia. В окончательном варианте приставки будет стоять NV25, который будет на 2-3 порядка быстрее. Этот чип разрабатывается специально для X-Box и, по всей видимости, будет производиться только для этой платформы.

Но даже имея NV15 на борту и показывая, по заявлению представителей Microsoft, лишь четверть своих возможностей, X-Box поражает. Взгляните на эти скриншоты, по заявлению Microsoft, это не заранее прорендеренные картинки, а действительно трехмерные модели, просчитываемые в реальном времени.

В этой технологической демосцене, созданной для демонстрации возможностей новой платформы, было использовано более 550 000 полигонов, правда не одновременно, свыше 51 мегабайта текстур и один аппаратный источник света (всего их должно быть 8). И это только четверть будущих возможностей!

Даже в таком "сыром" виде X-Box заметно превосходит SPS2, которую таможенное ведомство Японии признало суперкомпьютером и хотело на этом основании запретить к экспорту! И это не осталось не отмеченным. Билл Гейтс не упустил возможности пнуть конкурента, продемонстрировав ремейк демосцены, которую SONY использовала для демонстрации возможностей своей PlayStation2, но с некоторыми добавленными графическими спецэффектами, которые подтверждают превосходство X-Box над SPS2.

Полный вариант X-Box будет содержать, как уже говорилось, чип NV25. Этот чип будет иметь внутреннюю тактовую частоту 300 мегагерц и иметь производительность свыше 150 миллионов треугольников в секунду при использовании аппаратного освещения. Если же Т&L (transformation & lighting) будут осуществляться только силами GPU без участия центрального процессора, то скорость, конечно, упадет, но все равно останется на уровне примерно 40-50 миллионов треугольников в секунду, что вполне достаточно для создания игры с фотореалистичной графикой, по качеству в 5-6 раз превышающей все самые лучшие игры (3DSMAX в реальном времени - неслабо!!!), а процессор оказывается достаточно разгружен, чтобы тщательно обсчитывать математику, управление, физику и AI игр, плюс некоторые спецэффекты, которые не поддерживаются аппаратно. Но недостаточно только построить трехмерную сцену, ее еще нужно вывести на экран. И это на высоте! Даже в частично неготовом образце скорость вывода картинки на экран показала впечатляющую скорость - 4,8 гигапикселов в секунду и это при включенном полноэкранном антиальясинге и с, уже привычным для nVidia, наложением 2 текстур на один пиксел за один проход. В будущем NV25 текстур, налагаемых на пиксель, будет уже четыре, а скорость ну никак не меньше, чем у NV15.

Разумеется, поддерживается и такая технологическая новинка, как компрессия текстур, существенно улучшающая качество изображения. Напомню, что аппаратная компрессия текстур, разработанная компанией S3, была затем лицензирована у нее Microsoft и переименована в DXTC.

Особенностью данной приставки и ее графической системы, по сравнению с персональными компьютерами, является то, что в качестве средства отображения используется не специализированный монитор, а бытовой телевизор, правда высокого качества, желательно HDTV. Благодаря новому чипу от nVidia, Microsoft надеется избежать неприятной особенности всех консольных игровых систем - несовместимости телевизионных стандартов. Приставка X-Box будет выпускаться в одном варианте, никаких "американских, японских и европейских" версий. Чип NV25 способен "на лету" подстраиваться под телевизор, автоматически определяя формат TV сигнала. На широкоэкранных цифровых телевизорах максимальное разрешение картинки может достигать 1920x1080 пикселей и обновляться со скоростью 50 или 60 кадров в секунду (fps), в зависимости от типа телевизора: 60 Гц для NTSC и 50 Гц для PAL/SECAM систем.

Звук
Кроме видео, еще один из важнейших параметров системы - это, разумеется, звук. Качество звука - один из факторов, определяющий, станет ли данная система массовой или нет. И вот именно об этом параметре ничего определенного сказать нельзя, так как прототип X-Box оказался совершенно немым. Да, на нем крутили красивые демки, но при этом ящик не издавал даже и писка, помимо гудения кулеров. Впрочем, представителей Microsoft это совершенно не смутило, они тут же, не дожидаясь вопросов, прояснили ситуацию.

Звуковой чип будет разрабатываться все той же nVIdia. Разумеется, он будет очень крут, но не круче уже существующих, ведь Microsoft собирается сделать недорогую приставку, а не произвести революцию в области звука. 64 канала, 3D-sound, причем, что интересно, не популярный A3D (как на SPS), а новый, мало кому известный I3DL2 (дальнейшее развитие идей EAX), плюс полная поддержка всех нововведений DirectSound3D из DirectX 8 и возможно аппаратный декодер MP3.

Память
Поговорим теперь о памяти используемой в данной приставке, причем в одном этом разделе попытаемся рассмотреть сразу все виды памяти: и RAM, и ROM, и виртуальную память, то есть винчестер.
Как уже говорилось, в X-Box будет применяться не RDRAM, а более дешевая и достаточно высокоскоростная DDR SDRAM. Память быстрая, это, конечно же, хорошо, но вот ее объем непозволительно мал, всего 64 мегабайта, особенно если учесть, что в качестве операционной системы будет Windows 2000, пусть даже и максимально облегченная. Более того, эта мизерная память будет общей и для процессора, и для графического чипа, то есть будет применена модель общей памяти (UMA)! Конечно, системная шина будет иметь тактовую частоту 200 мегагерц и обладать колоссальной пропускной способностью, но этого все же мало. Да, для демосцены этого объема памяти вполне хватало, но для реальной игры... Кроме того, демосцены шли без звука, а под него также нужна память. И при этом есть возможность нарастить память путем апгрейда...

Налицо следующая ситуация: купив X-Box, счастливый владелец вставит в него сопутствующий DVD-диск, радостно начнет играть, но как только пойдет свопинг Windows 2000 (вот для чего нужен винт!), сразу же перестав веселиться, понуро затрусит в фирменный магазин за фирменым дополнительным модулем памяти (который может стоить примерно столько же, сколько и сама приставка). Почему фирменый модуль? Потому что обычная память такого издевательства, как 200 МГц шина, не вынесет, разве что память для грядущего Willamette, которая дешевизной отнюдь не блещет.

Что касается DVD-ROM дисковода, то это будет 4-скоростная модель с поддержкой акустической системы Dolby Digital и возможностью использовать X-Box как простой плейер аудио- и видеодисков. Формат DVD, который будет использован Microsoft, станет негласным стандартом для всех моделей DVD-ROM дисководов, и возможно, что наконец закончится царящая на этом рынке анархия. Что касается игровых DVD-дисков, то тут применен типично приставочный подход: информация с диска идет прямо на процессор, в отличие от PC игр, минуя винчестер. Для чего же тогда нужен жесткий диск?

В первую очередь для свопинга операционной системы. Во-вторых, для сохранения сейвов - файлов с записью результатов. Просто и элегантно - сколько угодно сохранений, и не надо приобретать дополнительные memory cart. В-третьих, для сохранения всех изменений, учиненных игроком в виртуальном мире: крови, трупов, дыр от пуль на стенах, разбитой мебели и так далее. Это именно то, чего так не доставало приставкам. Помимо вышеперечисленного, жесткий диск будет использоваться и по прямому назначению - хранению информации, полученной в частности из сети Интернет.

Уважаемые любители апгрейда, вынужден вас разочаровать. Как в свое время Apple, Microsoft вводит систему прямого апгрейда - все улучшения консоли можно произвести только в фирменных представительствах корпорации, т.к. X-Box является закрытой системой и всеми правами на производство железа для данной платформы обладает только ее создатель - фирма Microsoft.

Насчет игровых устройств ввода достаточно все определено. Microsoft, изрядно поднаторевшая в этой области за последние годы, представит достойное продолжение своей SideWinder серии, разумеется, с эксклюзивным дизайном и новомодной поддержкой USB. В качестве внешних устройств будут поставляться USB клавиатуры и мышки, произведенные Microsoft.

Что касается сетевых возможностей, то их обеспечивает встроенный Ethernet порт со скоростью передачи данных до 100 Мбит в секунду. Так что возможность сетевой игры присутствует сразу же с момента покупки. Для любителей же полазить в сети Internet есть два варианта: если он живет в технологически высокоразвитой стране, он может подключить к Ethernet порту кабельный или xDSL модем, если же он живет в России, то ему придется дополнительно покупать любой USB модем.

Операционная система
Операционной системой, как уже говорилось, будет Windows 2000, но с некоторыми нюансами. Во-первых, ее тщательно доработают на предмет ошибок и, во-вторых, очень сильно обрежут, выкинув все связанное с бизнесом и системным администрированием, оставив необходимый игровой минимум и DirectX8. Кто его знает, возможно, что Microsoft выпустит эту версию и для персональных компьютеров под названием Windows 2000 Gamers Edition.

Вот в принципе и все о составе X-Box. Как видно из представленного материала, данная платформа находится все же ближе к приставкам, чем к компьютерам. А теперь попытаемся ответить на вопрос, зачем это все понадобилось самой Microsoft.

Ответы очевидны. Резкий рост продаж приставок в последнее время, соответственно возросший денежный оборот этого рынка - более 17 миллиардов долларов, это весьма сладкий кусок даже для такого гиганта. Правда, за него еще предстоит побороться.

Кроме того, эта приставка характеризуется не только как игровая система, она может выполнять функции недорогого DVD-видеомагнитофона или аудиоцентра, в конце концов эта приставка способна быть окном в мир и средством общения через Internet, то есть X-Box всерьез претендует на звание самой любимой семейной вещи.

Х-Box в России
Перспективы проникновения данного агрегата в России представляются туманными. И вот почему.
В последнее время происходит все большее сближение приставочного рынка и традиционно компьютерного, причем приставки последнего поколения в развитых странах открыто доминируют. У нас же на фоне отмирающей Playstation, недошедшей до широких игровых масс Nintendo 64 и новейших, но заоблачных по цене Dreamcast-а и PlayStation 2, такая проблема не стоит.

В этом специфика нашей страны. Япония и большая часть Азии живут по принципу "Сакура отдельно, саке отдельно", то есть работают на компьютерах, а играются на приставках. В некогда свободной стране ханжеской морали, известной как Америка, приставки существуют для подрастающей аудитории, как правило для детей до 16 лет, удел же взрослых - мощный компьютер-бранд непременно белой сборки с легальным софтом, который стоит как сам компьютер.

Подавляющая часть русской игровой общественности начинала еще на ХТ-шках в тогдашних закрытых НИИ-"коробочках", украдкой от недремлющего ока начальства гоняя диггера и персидского принца, приводя своих детей за хорошую учебу насладиться электронным дивом. Наверно, именно в те годы у подавляющей массы игроков нынешних выработалась устойчивая привязанность к IBM-совместимому компьютеру, которая вопреки всем законам генетики еще и передается по наследству, в то время как игроки Европы и Америки начинали с аркадных игровых автоматов, т.е. не с компьютерных, а видеоигр.

Второй такой страны в мире просто нет. То, что у нас дышит на ладан Playstation, еще понятно - народная консоль, как-никак. А вот феномен Денди (Dendy) и Сеги мегадрайва (Sega Megadrive) просто поражает. В этом смысле территория всего бывшего союза напоминает спилберговский юрский парк, по которому до сих пор бродят вымершие во всем остальном цивилизованном мире 16-битные консольные динозавры. Даже если судить по данным официальной статистки, т.е. по результатам опроса некоторых росийских предпринимателей, специализирующихся на торговле электронно-консольным товаром, ситуация прямо-таки парадоксальная: мегадрайв, снятый с производства еще в 1996 году, до сих пор продается на "ура", более того, на него еще выходят новые игрушки (!), не говоря уже о Денди.

Бермудский треугольник, однако. Хотя... все проще и сложнее одновременно. Основная причина затянувшегося каменного века 16-битных аппаратов - тощие кошельки наших сограждан. Именно поэтому модерновые достижения западной промышленности, приставки следующего поколения у нас не идут. Как вы думаете, уважаемые читатели, почему при такой повальной любви к сеговским творениям консолестроения у нас не прижился 32-битный агрегат данного производителя, именуемый Сатурном (Sega Saturn)? Почему пальма первенства ушла к Playstation?

Ответ на вопрос прост, как и все гениальное. Наш человек может заплатить несуразно большую сумму за консоль, если на ней много хороших игр по доступной цене (читай левых). Прекрасно иллюстрирует правило хрестоматийный пример становления в России Панасоника ЗДО (Panasonic 3DO). Он появился в своей первой версии ФЗ-1 размером с небольшой гробик, по жуткой цене от 3 до 3,5 миллионов "деревянных" рублей, при тогдашнем курсе бакса около 1 к 4.000, т.е. по цене где-то 500-600 долларов. По началу лежал в магазинах мертвых грузом - дорого для среднего потребителя. А спустя примерно 4 недели на него появились первые нелегальные игры по цене в среднем 5 дол. за штучку. И начался бум. Первые партии, наспех разошедшиеся по нашей необъятной стране, шокировавшие качеством игр и вышеуказанной ценой, с появлением левых дисков разлетелись за неделю. С этого и началось победное шествие 3DO по "родине слонов". Несколько позже той же тропой пошла Playstation - поначалу ультравысокая цена на консоль (под 700 баксов с одним демо диском) и впоследствии масса нелегальных игр - и опять вершина популярности.

Подытожив, могу смело сказать: залог успеха любой консоли в нашей многострадальной, но любимой стране - много доступных по цене, красивых и качественных игр, а цена очередного аппарата - дело последнее. Как показывает практика, если это правило не соблюдается, консоль в России умирает по прибытию. Так было с Сатурном - великолепно написанная защита от копирования с использованием плавающих чисел сыграла роковую роль и сгубила хорошую, многообещающую консоль с массой прекрасных эксклюзивных игрушек, в том числе и ролевых.

Так было и с Nintendo 64, в этом случае выяснилось, что помимо всего вышеперечисленного народ не без оснований считает, что картридж как носитель информации - вчерашний день, будущее за дисковыми машинами. И смотря в это самое будущее, можно с определенной долей уверенности предположить, что следующий "кандидат на вынос тела" - Dreamcast. Он запросто может повторить печальную судьбу своего предшественника Сатурна, чья звезда зашла столь рано (интересный каламбур) и Nintendo 64, которая доступна нашему потребителю только в виде миража-эмуляции. Нельзя забывать, что Dreamcast использует собственный уникальный носитель информации, именуемый GD-ROM. По сути, это продвинутый CD-Rom, но с большей емкостью (1,2 гигабайта) и гораздо более высокой скоростью доступа. Нестандартный носитель информации станет прочным заслоном на пути пиратских подделок, но именно он и послужит основной причиной неудачи прекрасного игрового аппарата на российском поприще.

А вот с Playstation-2 ситуация интересней. Там в качестве носителя может быть как CD-Rom, так и DVD-Rom, кроме того, саму консоль можно использовать в качестве HI-END проигрывателя мультимедийных DVD-дисков. А тут еще и защиту DVD от копирования обходить научились... Производителям не придется перестраивать поточные линии по производству дисков под новый стандарт, тем более что новая приставка от Sony будет читать диски от старой, да и привык у нас народ к "серому кардиналу" Playstation. Будущее за ней.

В настоящее время совершенно определенно можно сказать, что самой популярной игровой платформой по нашу сторону океана будет, а точнее останется, персональный компьютер. Потому как отвечает предъявляемым к нему требованиям: универсальность, совместимость, возможность модернизации, широкая распространенность, доступ в Интернет и многое другое, делающие PC-CDROM не только игровой платформой, но для некоторых еще и религией. И именно это, только в несколько иной форме, возможно, предложит Х-Box от Microsoft, незаметно подменив собой привычный РС.

Подводя итог, очевидно, что Microsoft уже тесно в рамках персональных компьютеров. Так было и раньше, но некогда убогие попытки прорваться на рынок компьютерных игр, сводившиеся к изданию/разработке редких программ, получили воистину глобальное продолжение. Начиная с 2001 года, эта компания вступает в борьбу уже не за то, чтобы ее логотипы были на каждом мониторе каждого компьютера. Аппетит приходит во время еды, масштаб притязаний резко увеличился. Теперь борьба идет за то, чтобы логотипы Microsoft были в каждой квартире. Чтобы когда люди работали, развлекались и отдыхали, всюду перед их глазами маячило "сделано Microsoft", "протестировано Microsoft", "предназначено для продуктов Microsoft". Хочется верить, что вскоре не появятся холодильники и пылесосы с логотипами Microsoft и прямым подключением к Internet. Интересно, на какой стадии экспансии Microsoft вмешается антимонопольный комитет США или он тоже "предназначено для продуктов Microsoft"?

Вместо послесловия
Игры помогают продавать консоль, а продажи консолей зависят от количества и качества выпускаемых на нее игр. Что нам готовят? Уже сейчас известно, что практически все крупные разработчики/издатели игр, как чисто компьютерные, так и типично консольные производители, готовы поддерживать потенциального лидера: Electronic Arts, Konami, Koei, Eidos, Namco, Acclaim, Infogrames, Activision, Capcom, Take-Two, Ubi Soft, Hasbro Interactive, THQ, Sierra Studios, Lionhead Studios, Midway, Universal Interactive Studios, Fox Interactive, Titus Interactive, Hudson, Bungie и некоторые другие, мало известные.

Александр Такиев, Вячеслав Оробинский, 2000 г.


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 12 за 2000 год в рубрике hard :: разное

©1997-2024 Компьютерная газета