Видеокарта ELSA Erazor X на чипе GeForce 256

Еще недавно видеокарты на чипе GeForce 256 от фирмы NVIDIA можно было увидеть разве что на фотографиях в Internet и в печатных изданиях. Теперь же их стали завозить и в Минск.

Когда мне пообещали на тестирование видеокарту ELSA Erazor X, я все прикидывал, поместится она на место моей i740 или нет. Мои опасения оказались напрасными, карточка оказалась очень компактной (рис. 1). Нетрудно заметить, что она прекрасно станет даже на плату формат АТ, который славится своим неудобством: зачастую шлейфы от СОМ-портов, PS/2-мышки и т.д. приходится тянуть через AGP-видеокарту. С этой карточкой все решится очень просто, шлейфы поместятся в вырезе под VGA-разъемом. И выглядеть это будет даже очень эстетично.

Несмотря на малые размеры платы, над видеочипом стоит очень большой радиатор, на котором установлен вентилятор. Радиатор прикреплен к плате, между чипом и радиатором положена теплопроводная паста. При такой конструкции проблем с теплоотводом не должно быть, что и подтвердилось при разгоне видеокарты. Плата не имеет никаких дополнительных функций (ТВ-вход/выход, разъем для LCD-монитора). Зато на ней присутствует какой-то новый нестандартный разъем (пока нестандартный) возле VGA-разъема. Вероятно, это Feature Connector, к которому будут присоединяться в дальнейшем дочерние платы (в документации про него ничего не сказано). На плате установлена память фирмы Samsung. Как утверждает Андрей Воробьев (anvakams@ixbt.com) 6-наносекундные модули. Я лично не разобрался.

Общие характеристики
- Интегрированный GPU.
- Воздушное охлаждение с технологией ChipGuard от ELSA (контроль температуры видеочипа и регулирование скорости вентилятора) - проверить наличие технологии не удалось.
- 256-разрядный процессор рендеринга, генерирующий до 15 млн треугольников в секунду и 480 млн пикселей в секунду.
- Аппаратное преобразование координат и установки освещения (T&L).
- Аппаратная установка 8 источников света для всей сцены.
- Поддержка AGP x4 Fast Writes/AGP x2 режимов.
- Поддержка сглаживания полной сцены (Full scene anti-aliasing), fogging, mip-mapping, fully operative bump mapping, 32-битная Z-буферизация и 8-битный стенсель буфер (буфер шаблонов).
- Полная поддержка OpenGL(r) и Microsoft(r)'s DirectX(r)7 - Tranform & Lighting, Cube environment mapping (кубического текстурирования картами окружения), vertex blending (сочетания вершин полигонов) и projective textures (проекции текстур).
- 3D рендеринг при 32-битном представлении глубины цвета.
- Поддерживаемые разрешения: вплоть до 1900x1440x16.
- RAMDAC: интегрированный, частота 350 МГц с поддержкой коррекции гаммы.
- Частота ядра: 120 МГц.
- Частота работы шины памяти: 166 МГц.
- Объем локальной видеопамяти: 32 Мб SDRAM.
- Частоты строчной развертки: 31.5KHz - 108.5KHz.
- Частоты кадровой развертки: 60Hz - 200Hz.
- Поддерживаются спецификации: VESA Bios 3.0, DPMS, DDC2B, Plug & Play.

Инсталляция

ELSA Erazor X была установлена в компьютер с дистрибутивом Windows 98 SE RUS на винчестере. Windows инсталлировался гладко (проверялось несколько раз), видеокарта определилась как стандартный видеоадаптер PCI (VGA). После окончания инсталляции в CD-ROM помещался диск с драйверами. Диск запускался сам, предлагал выбрать язык (любой, кроме русского), по умолчанию предлагалось поставить драйверы и DirectX 7 для Windows 95/98. Так как в драйверах присутствует поддержка DirectX 5, то первоначально DirectX 7 не ставился, а тестирование проводилось с DirectX 6 (интересно было увидеть разницу).

После инсталляции драйверов на панели задач появилась иконка ELSA Erazor X и зелененький кружок. Вероятно, этот кружок и есть индикатор ChipGuard от ELSA, проверить не удалось, т.к. ядро хорошо разгонялось и к существенному перегреву это не приводило. По идее при перегреве вначале должен измениться цвет кружка на красный, а в дальнейшем произойти перезагрузка с параметрами видеокарты по умолчанию.

В свойствах экрана появились новые пункты. Настройки в DirectX и в OpenGL выбираются по отдельности. Overclocking позволяет разогнать ядро до 150 МГц, а шину памяти до 190 МГц.

Вообще драйвера по виду сильно отличаются от эталонных, но имеют стандартные для продукции NVIDIA настройки и опции.

Тестирование
Состав испытательной системы: материнская плата Zida ZX98-CT (AGP x2), память 128МB PC100 SDRAM, саундбластер PCI Solution (ES1370), винчестер Western Digital AC14200-34RT, CD-ROM привод TEAC CD-532E, модем Cirrus MD3450DT (не инсталлировался).

При тестировании проверялась производительность в Direct 3D и OpenGL. Для этого использовались: TIRTANIUM ver. 1.9 (разработчик Michael Tirtasana http://viswiz.gmd.de/~mic), BenMark 5 ver. 1.0 (NVIDIA Corporation), Quake 3 Arena Demo TEST 1.09 (id Software). Драйверы видеокарты были настроены по умолчанию, только отключалась Vsync.

TIRTANIUM не синтетический тест, он имитирует полет воздушного судна по городу с помощью Direct 3D или OpenGL (по выбору) и вычисляет среднее количество кадров (fps), можно также задействовать технологию 3D NOW от AMD. Тестирование можно проводить во всех разрешениях, поддерживаемых монитором и драйверами (исключительно), при глубине цвета 16 bit или 32bit, при нормальной или высокой детализации. Есть возможность задействовать большие текстуры, но это не делалось, т.к. автор теста делает ограничение на размер ОЗУ (не менее 256 MB) для получения корректных результатов. Вначале измерялась производительность видеокарты в Direct 3D - рис. 2.1 и рис. 2.2.

В DirectX 6 получились интересные результаты. При малых разрешениях нет разницы между 16 и 32 bit представлением цвета. Только на разрешении 1280х1024 разница доходит до 20%. Видимо, драйверы не оптимизированы под DirectX 6. В DirectX 7 результаты лучше, и графики получились в соответствии с теорией. Значит, не зря к драйверам прилагается DirectX 7.

Сравним производительность видеокарты под разными DirectX - рис. 2.3. Примечание: я использовал последний DirectX 7.0a rus, а не поставляемый на диске.

В DirectX 7 наблюдается все же некоторое падение в результатах по сравнению с DirectX 6 при больших разрешениях, в частности, при 1280х1024 до 10%. Что это - цена за новые навороты, сырость DirectX 7 или теста?

Тем не менее, DirectX 7 поддерживает, например, аппаратное преобразование координат и установки освещения (T&L). По тесту BenMark 5 это дает увеличение производительности в 3 раза. С программным T&L карточка выдает 1,112 Mtri/s, с аппаратным 3,367 Mtri/s.

Потом были установлены эталонные драйверы (reference drivers) 3.76 с интернациональной поддержкой от NVIDIA. В эталонных драйверах нет утилиты для разгона. Результаты в сравнении с результатами на драйверах от ELSA приведены на рис. 2.4. Производительность сильно упала на новом детонаторе, о чем и предупреждают во многих конференциях в Internet.

Далее проверялась производительность в OpenGL - рис. 2.5. При установке драйвера 3.76 от NVIDIA производительность фактически не изменилась (в пределах точности измерений).

Разгон
Ядро уверенно разгоняется до 150 МГц (25%), а вот память только до 175 МГц (5%). Так что действительно применена 6-наносекундная память. При максимальном разгоне видеокарты производительность в Direct 3D увеличивалась на 7-11%. Для справки: увеличение частоты шины памяти на 5% дает увеличение производительности на 1-3%, увеличение частоты ядра на 10% дает увеличение производительности на 3-5%. В OpenGL разгон ничего не дал, иногда добавлялось 1-2 fps. Это дает повод предположить, что мощности процессора недостаточно для полной загрузки видеокарты.

Вот мы и подошли к Quake 3 Arena Demo TEST. Посмотрим, сколько выдает кадров (fps) ELSA Erazor X при установке разных драйверов, настроек игры и параметров самой видеокарты. Выдвинутое ранее предположение о недостаточной мощности данного процессора для тестируемой платы подтвердилось. Разгон видекарты не дает прироста производительности, а отключение звука, наоборот, приводит к увеличению результатов до 15%. В начале тестирования предполагалось провести измерения и с процессором Celeron 333, но затем стала очевидной бесполезность этой затеи: не нужны кукурузнику реактивные двигатели.

Выводы
Эта видеокарта рассчитана на процессоры уровня Pentium III и Athlon. Фирмой применена удачная система охлаждения. При установке 5-наносекундной памяти на данную видеоплату можно было бы получить более высокие результаты. Установленный видеочип имеет достаточный запас для разгона, следовательно, его технология уже хорошо отработана. Благодаря эффективной системе охлаждения и недостаточной мощности процессора не удалось оценить технологию ChipGuard от ELSA.

P.S.
Приношу свои извинения тем авторам писем, которые не получили ответы на свои вопросы по предыдущей статье. К сожалению, возникли проблемы с моим почтовым ящиком. Поэтому в конце приведен мой новый ящик. Выражаю признательность Дмитрию С. и предприятию "Бевалекс" за оказанную помощь в проведении тестирования.
Владимир Томкович


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 10 за 2000 год в рубрике hard :: video

©1997-2024 Компьютерная газета