VIA Apollo Pro 133 против Intel 440ZX

Via и Intel - давние соперники на рынке чипсетов. Если раньше Intel была производителем более быстрых и дорогих чипсетов, то VIA довольствовалась рынком дешевых материнских плат. Сегодня ситуация заметно меняется. Стратегическая ошибка Intel, связанная с использованием дорогой и малоэффективной RDRAM памяти вместо стандартной на сегодня SDRAM, привела к тому, что связка i820-RDRAM оказалась самой невыгодной и ненужной большинству пользователей.

Благодаря такому положению вещей сложилась ситуация, когда основным чипсетом от Intel до сих пор является уже несколько устаревший BX, который не поддерживает современный интерфейс передачи данных UltraDMA 66 и режим работы AGP шины 4x. Кроме того, все больше новых процессоров Intel рассчитаны на работу с системной шиной 133 МГц, которую поддерживают далеко не все платы на основе BX. Конкуренты не могли упустить такую возможность, и VIA быстро отреагировала выпуском чипсетов Apollo Pro 133 и, наверное, лучшего в своей истории Apollo Pro 133A. Забегая вперед, скажу, что последний по производительности практически равен BX, но предлагает пользователю все современные технологии - UltraDMA 66, AGP 4X, 133 МГц системную шину и еще дополнительно новую технологию, позволяющую иметь раздельные частоты системной шины и шины памяти. Это означает возможность использования старой РС100 памяти вместе с новыми процессорами, рассчитанными на системную шину 133 МГц. Если плат на Apollo Pro 133A все еще не много на нашем рынке, то очень привлекательные по цене платы на Apollo Pro 133 уже достаточно распространены.

Посмотрим, на что способен этот чипсет по сравнению со все еще достаточно распространенным и более дешевым ZХ. ZX от BX отличается, в основном, количеством адресуемой оперативной памяти и PCI слотов расширения. Для более точных результатов были выбраны две практически одинаковые платы от одного производителя и использовалась та же конфигурация системы. Для Via Apollo Pro 133 использовалась плата Acorp 6VIA86P, а для Intel 440ZX - Acorp 6ZX86. Обе эти платы выполнены на практически одинаковой PCB (печатной плате), отличие только в северном и южном мостах чипсета и количестве разъемов DIMM для оперативной памяти. Все платы имеют форм фактор AT, 1 AGP, 3 PCI, 2 ISA слота. На плате с чипсетом ZX установлены 2 разъема DIMM, а на плате с Apollo Pro 133 - 3 разъема.

Вместе с 6VIA86P помимо стандартного IDE шлейфа в поставку входит 80 жильный UltraDMA 66 шлейф. Обе платы вполне стандартные, единственной приятной особенностью является защитная пленка с обратной стороны плат, которая облегчает их установку, защищает от статического электричества и устраняет возможность порезаться об острые края контактов.

Конфигурация, использованная для тестирования, следующая: процессор Intel Celeron 433, 128 Мб РС100 оперативной памяти, видеоплата Riva TNT M64 32 Мб, Windows 98. Для измерения производительности подсистемы памяти использовалась программа testmem, которая производит заполнение и считывание всей доступной памяти. Для измерения общей производительности использовался Quake III Arena Point Release 1.15c. Настройки были установлены в High Quality, и использовалась билинейная фильтрация. Для измерений прогонялся стандартный демо-ролик demo001 с помощью консольных команд timedemo 1 и demo demo001.
Скорость работы с оперативной памятью
Запсись, Мб/c Чтение, Мб/c

Intel 440ZX
92 212

VIA Apollo Pro 133
59 166
Как можно заметить, Apollo Pro 133 заметно уступает по скорости работы с памятью Intel 440ZX. В более современной версии чипсета - Apollo Pro 133A - эта проблема устранена и производительность вплотную приближается к чипсетам от Intel.

Теперь посмотрим, на что способны чипы в реальных приложениях, таких как Quake III, активно работающих со всеми подсистемами компьютера, такими как видеоплата, шина AGP, процессор и оперативная память.

Intel 440ZX Quake III 1.15c demo001, FPS

640х480
800х600 1024х768 1280х1024

16 bit

40.1
35.2 25.5 13.8

32 bit

31.9
20.0 11.8 6.6

VIA Apollo Pro 133 Quake III 1.15c demo001, FPS

640х480
800х600 1024х768 1280х1024

16 bit

30.1
28.6 24.4 13.8

32 bit

27.7
20.0 11.8 6.6
Как видно из диаграмм, на низких разрешениях производительность заметно отличается, явно не в пользу VIA. При более высоких разрешениях, FPS выравниваются и производительность приблизительно одинаковая. Это происходит в большей степени благодаря тому, что "узким местом" в системе становится видеоплата, а не процессор или шина памяти.

Подведя итог, можно говорить о том, что если вы используете компьютер для игр и задач, активно использующих оперативную память, более рациональным решением будет выбор платы на основе чипсета от Intel. Платы на основе VIA Apollo Pro 133 будут рациональным выбором для пользователей, которые хотят сэкономить деньги и в основном работают с офисными приложениями или желают использовать новые процессоры, рассчитанные на частоту системной шины 133 МГц. Кроме того, новые платы с чипсетами от VIA позволяют на полную мощность использовать современные жесткие диски, большинство из которых работают с интерфейсом UltraDMA 66. Для тех, кто хочет играть, работать и пользоваться всеми современными технологиями, при этом не отказываясь от PC100 памяти, определенно следует подождать появления на нашем рынке плат, основанных на чипсете VIA Apollo Pro 133A.

Виталий Шуравко


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 07 за 2000 год в рубрике hard :: mb

©1997-2024 Компьютерная газета