Русский проект: ФОРМУЛА-1, год 1999
Название в оригинале: Formula One 99 (http://www.formulaone99.com/). Компания-производитель: Psygnosis Ltd. (http://www.psygnosis.com, E-mail: help.line@psygnosis.co.uk). Год выхода: 1999, ноябрь. Требования к компьютеру: Pentium-200, 32 Мб, Windows'95 или Windows'98, 4-х CD-ROM, примерно 175 Мб на винчестере, Sound Card DirectX 7 compatible, 3D-ускоритель от 4 Мб. Жанр: "имитатор" автогонок в классе "Формула-1".
Компьютерные автогонки в классе "Формула-1" благодаря трансляции их по белорусскому телевидению находят все больше и больше поклонников среди пользователей. Конечно, по популярности среди игроманов они пока заметно отстают от таких монстров рынка, как Quake, HM&M и прочих. Но, тем не менее, рост как вширь, так и вглубь этой области наблюдается повсеместно. Группа умников даже задумала провести виртуальный чемпионат по "Формуле-1" и пригласила меня в нем поучаствовать. Безумцы! Я же у них выиграю все и вся. Все призы будут моими.
Но вернемся непосредственно к теме нашего разговора. Итак, "Русский проект: Формула-1, год 1999". Все очень красиво, все реалистично и реально, вплоть до фамилий гонщиков и мельчайших деталей раскраски болидов. По графике, спору нет, Formula One 99 стоит на порядок выше знаменитой Official Formula 1 Racing, сделанной на основе чемпионата 1998 года. Хотя с другой стороны, если сравнить "Русский проект: Формула-1, год 1999" по игровому процессу и реалистичности с настоящими гонками в "королевском классе", то он на два порядка уступает той же Official Formula 1 Racing. Получается почти классическая схема - шаг вперед и два назад. Где-то я эти слова уже слышал? Впрочем, сейчас не об этом.
Что ж, похвально, что компания Psygnosis Ltd. тоже приобрела у FIA и FOA официальные и очень дорогие лицензии на право использовать в своем продукте настоящие имена пилотов, гонщиков, фирменных логотипов и т.д. Ну, а наши умельцы из перевалочной фирмы то ли "Русский проект", то ли PC CD ROM RUS, лишь воспользовались чужими плодами, немного погрелись в лучах славы Psygnosis Ltd. и сварганили (другого подходящего слова трудно подобрать) довольно убогий русский перевод с порой нелепыми замечаниями и вечным "тормозом" на старте. Представьте: смешной и издевательский голос за кадром начинает отсчет перед стартом, а вы, как бы замираете и не торопитесь срываться с места, зарабатываете штраф за фальстарт. И тут замечаете, что соперники уже начали движение и, ускоряясь, скрылись за поворотом. Роль "шута горохового", разумеется, вам не к лицу. (Это подлецу все к... Шутка!) Поэтому, догадавшись, что ждать на стартовой решетке больше нечего, вы устремляетесь вслед за пелетоном, скрывшимся за горизонтом. Самое смешное, что на самом высоком уровне сложности вам не составит особого труда не только вскоре догнать его, но и обогнать всех уже к исходу второго круга! И, естественно, финишировать первым. Где же, спрашиваю я вас, разработчиков и себя, элемент реальности? Ведь в настоящей "Формуле-1" такое невозможно и представить! А здесь - пожалуйста...
В отношении табачной рекламы, считаю, создатели сего виртуального продукта поступили в принципе грамотно, т.е. она отсутствует. Не знаю, сами ли они до этого додумались или по договоренности с FIA и FOA, но было решено лишний раз не дразнить различные антитабачные организации и не показывать такую рекламу детям, которые очень любят поиграть на компьютере. Опасная реклама, при сохранении боевой раскраски всех гоночных болидов по состоянию на сезон 1999 года, заменена на те же надписи, которыми команды стыдливо прикрывались, когда этапы "Формулы-1" проходили на автодромах стран, где запрещена подобная реклама. Так, вместо известной марки сигарет, на заднем крыле машины двукратного чемпиона Мики Хаккинена значатся стилизованные буквы "Mika" и т.п. Но это, так сказать, приятные мелочи, на которые порой не обращаешь внимания.
В главном меню имеется всего четыре раздела: "Быстрая гонка", "Гран-при", "По сети" и "Загрузка". Если что-то не понравилось, то можно демонстративно игру покинуть, нажав "Esc", и, подтвердив свое решение, достать диск из привода. Это ваше право, а для особо стойких мы продолжим.
"Быстрая гонка" подразумевает выбор "Трассы" (включая Гран-при Малайзии!), "Команды" и "Гонщика" (есть возможность выбрать из 22 пилотов, включая Алекса Занарди, но и вписать в историю автоспорта собственное имя!), "Опции гонки" (солидный перечень), "Машина" (настройки болида, но в этом режиме опция не доступна), "Настройка" (графика, звук и прочее) и "Гонка" (старт заезда). То же доступно и в "Гран-при", но при этом количество опций заметно увеличивается. И это огромный плюс. Жаль, что изменение предложенных параметров не очень существенно отражается на игровом процессе (или отражается, но не так, как этого бы хотелось истинному поклоннику автосимуляторов).
Среди многочисленных опций вы найдете и подраздел "Управление". Здесь существует реальная возможность выставить удобное и доступное во всех отношениях управление. "Калибровка" рулевого управления или его имитатора, "Ускорение", "Тормоза", "Задн. ход" (не знаю, что это такое, но здорово помогает, когда заезжаешь в тупик), "Ограничитель" (включается для того, чтобы ограничить скорость на пит-лайн), "Задний вид", "Смена вида" (всего четыре: впереди болида, из кокпита (откровенно говоря, получился скверный вид), позади болида, позади и чуть выше), "Сл.передача" и "Пр.передача" (во всяком случае не переключатель телевизионных каналов - это точно!).
Совершать обгоны во время гонки, на удивление, легко, кроме узких трасс городского типа. Здесь болид заметно замедляется, если тыкается "носом" или колесами о рекламные щиты и ограждающие рельсы (как, например, на Гран-при Монако). Замедляется - прекрасно; впрочем, так и должно быть. Но вот понятие гравийной и песчаной ловушки в игре не существует. Вернее они обозначены и их месторасположение соответствует действительности. Но они свою функцию и роль не выполняют. Болид, вылетая за пределы трека, едет по траве, песку и гравию, словно по асфальту или бетонированной дорожке. Разумеется, Михаэль Шумахер вряд ли бы отделался переломом двух ног на Гран-при Великобритании-1999, если бы пролетел по такой песчано-гравийной "ловушке", какая представлена в игре. С другой стороны, болиды в "Русском проекте: Формула-1, год 1999" необычайно прочны. На самом высоком уровне сложности в режиме со всеми включенными поломками я специально провел эксперимент. Развернулся на сто восемьдесят градусов, дал обогнать себя пелетону почти на круг, выбрал скоростной участок трассы, разогнался навстречу движущимся мне машинам до скорости 250 км/ч (т. е., если сложить мою скорость и встречных машин, то получится примерно 500 км/ч). Происходит столкновение, причем массовое, когда в "кучу-малу" вовлекается несколько машин. Мой болид отшвыривает куда-то в сторону, он налетает на ограждение, а ехидный голос за кадром говорит дурацкую фразу: "Кажется, он решил прихватить с собой кусок стены!" или "Он выскочил обоими колесами на траву! Что будет!!!" Да ничего! Титр сообщает, что из гонки по разным причинам выбыло такое-то количество машин, а с вашим болидом все в порядке! Ну, конечно, есть кое-какие "царапины" и повреждения, но не смертельные. Имеется также два варианта: либо направляться в боксы (в случае крайней необходимости), либо продолжать гонку. После ее окончания можно будет ознакомиться с результатами и статистическими данными, а также положением в Кубке конструкторов и общем зачете среди пилотов.
При наличии некоторых "минусов" людям, влюбленным в "Формулу-1", все-таки будет интересно играть в эту игру. Атмосфера соперничества и сражения на трассе передана хоть и сносно, но вполне может обеспечить реальные шансы новичку в борьбе с матерым асом трасс Гран-при. Любые соперники неуступчивы, сражаются до конца, умело перекрывают траекторию, лихо обгоняют, грамотно выстраивают тактику дозаправок.
Мир автогонок очень популярен. И даже такой продукт типа "два шага назад, один вперед" не пройдет незамеченным для отечественных геймеров. Впрочем, объяснение этому есть. Оказывается, Formula One 99 изначально разрабатывалась для игровых приставок (Playstation), а уже потом появилась версия для PC. Вот так-то. Кстати, есть еще на коробке к диску такая хитрая рекламная надпись: "Авторы, по-видимому, не стремились сделать всеобъемлющий имитатор, а сделали упор на зрелищность и динамизм гонок". Вопросы есть? Вопросов нет. Динамизм и зрелищность присущи и гладиаторским боям, но гонки в классе "Формулы-1" представляют собой нечто большее, чем просто протаранить десяток другой соперников, а на подиуме вспороть живот открытым забралом самому главному оппоненту в чемпионате. Лично мне так не кажется. Или я заблуждаюсь? А вы как думаете?
Я уже не говорю о таких маленьких упущениях разработчиков, как тормозные колодки "а-ля Psygnosis". Они способны сбросить скорость болида "Формулы-1" перед поворотом с 300 км/ч почти до нуля практически мгновенно и всего за пару метров дистанции. А вы говорите, принесем реалистичность в жертву зрелищности и динамизму. Человеку, всерьез увлекающемуся миром "Формулы-1", такие "жертвы" явно не понравятся.
Графика действительно чудесная, но зеркала заднего вида нет. Звук ужасный. Знаете, такой ноющий, напоминающий в стереофоническом звучании улей с громко гудящими пчелами. Впрочем, оригинально.
Искренне Ваш, Дядюшка КЛАСТЕР
Компьютерные автогонки в классе "Формула-1" благодаря трансляции их по белорусскому телевидению находят все больше и больше поклонников среди пользователей. Конечно, по популярности среди игроманов они пока заметно отстают от таких монстров рынка, как Quake, HM&M и прочих. Но, тем не менее, рост как вширь, так и вглубь этой области наблюдается повсеместно. Группа умников даже задумала провести виртуальный чемпионат по "Формуле-1" и пригласила меня в нем поучаствовать. Безумцы! Я же у них выиграю все и вся. Все призы будут моими.
Но вернемся непосредственно к теме нашего разговора. Итак, "Русский проект: Формула-1, год 1999". Все очень красиво, все реалистично и реально, вплоть до фамилий гонщиков и мельчайших деталей раскраски болидов. По графике, спору нет, Formula One 99 стоит на порядок выше знаменитой Official Formula 1 Racing, сделанной на основе чемпионата 1998 года. Хотя с другой стороны, если сравнить "Русский проект: Формула-1, год 1999" по игровому процессу и реалистичности с настоящими гонками в "королевском классе", то он на два порядка уступает той же Official Formula 1 Racing. Получается почти классическая схема - шаг вперед и два назад. Где-то я эти слова уже слышал? Впрочем, сейчас не об этом.
Что ж, похвально, что компания Psygnosis Ltd. тоже приобрела у FIA и FOA официальные и очень дорогие лицензии на право использовать в своем продукте настоящие имена пилотов, гонщиков, фирменных логотипов и т.д. Ну, а наши умельцы из перевалочной фирмы то ли "Русский проект", то ли PC CD ROM RUS, лишь воспользовались чужими плодами, немного погрелись в лучах славы Psygnosis Ltd. и сварганили (другого подходящего слова трудно подобрать) довольно убогий русский перевод с порой нелепыми замечаниями и вечным "тормозом" на старте. Представьте: смешной и издевательский голос за кадром начинает отсчет перед стартом, а вы, как бы замираете и не торопитесь срываться с места, зарабатываете штраф за фальстарт. И тут замечаете, что соперники уже начали движение и, ускоряясь, скрылись за поворотом. Роль "шута горохового", разумеется, вам не к лицу. (Это подлецу все к... Шутка!) Поэтому, догадавшись, что ждать на стартовой решетке больше нечего, вы устремляетесь вслед за пелетоном, скрывшимся за горизонтом. Самое смешное, что на самом высоком уровне сложности вам не составит особого труда не только вскоре догнать его, но и обогнать всех уже к исходу второго круга! И, естественно, финишировать первым. Где же, спрашиваю я вас, разработчиков и себя, элемент реальности? Ведь в настоящей "Формуле-1" такое невозможно и представить! А здесь - пожалуйста...
В отношении табачной рекламы, считаю, создатели сего виртуального продукта поступили в принципе грамотно, т.е. она отсутствует. Не знаю, сами ли они до этого додумались или по договоренности с FIA и FOA, но было решено лишний раз не дразнить различные антитабачные организации и не показывать такую рекламу детям, которые очень любят поиграть на компьютере. Опасная реклама, при сохранении боевой раскраски всех гоночных болидов по состоянию на сезон 1999 года, заменена на те же надписи, которыми команды стыдливо прикрывались, когда этапы "Формулы-1" проходили на автодромах стран, где запрещена подобная реклама. Так, вместо известной марки сигарет, на заднем крыле машины двукратного чемпиона Мики Хаккинена значатся стилизованные буквы "Mika" и т.п. Но это, так сказать, приятные мелочи, на которые порой не обращаешь внимания.
В главном меню имеется всего четыре раздела: "Быстрая гонка", "Гран-при", "По сети" и "Загрузка". Если что-то не понравилось, то можно демонстративно игру покинуть, нажав "Esc", и, подтвердив свое решение, достать диск из привода. Это ваше право, а для особо стойких мы продолжим.
"Быстрая гонка" подразумевает выбор "Трассы" (включая Гран-при Малайзии!), "Команды" и "Гонщика" (есть возможность выбрать из 22 пилотов, включая Алекса Занарди, но и вписать в историю автоспорта собственное имя!), "Опции гонки" (солидный перечень), "Машина" (настройки болида, но в этом режиме опция не доступна), "Настройка" (графика, звук и прочее) и "Гонка" (старт заезда). То же доступно и в "Гран-при", но при этом количество опций заметно увеличивается. И это огромный плюс. Жаль, что изменение предложенных параметров не очень существенно отражается на игровом процессе (или отражается, но не так, как этого бы хотелось истинному поклоннику автосимуляторов).
Среди многочисленных опций вы найдете и подраздел "Управление". Здесь существует реальная возможность выставить удобное и доступное во всех отношениях управление. "Калибровка" рулевого управления или его имитатора, "Ускорение", "Тормоза", "Задн. ход" (не знаю, что это такое, но здорово помогает, когда заезжаешь в тупик), "Ограничитель" (включается для того, чтобы ограничить скорость на пит-лайн), "Задний вид", "Смена вида" (всего четыре: впереди болида, из кокпита (откровенно говоря, получился скверный вид), позади болида, позади и чуть выше), "Сл.передача" и "Пр.передача" (во всяком случае не переключатель телевизионных каналов - это точно!).
Совершать обгоны во время гонки, на удивление, легко, кроме узких трасс городского типа. Здесь болид заметно замедляется, если тыкается "носом" или колесами о рекламные щиты и ограждающие рельсы (как, например, на Гран-при Монако). Замедляется - прекрасно; впрочем, так и должно быть. Но вот понятие гравийной и песчаной ловушки в игре не существует. Вернее они обозначены и их месторасположение соответствует действительности. Но они свою функцию и роль не выполняют. Болид, вылетая за пределы трека, едет по траве, песку и гравию, словно по асфальту или бетонированной дорожке. Разумеется, Михаэль Шумахер вряд ли бы отделался переломом двух ног на Гран-при Великобритании-1999, если бы пролетел по такой песчано-гравийной "ловушке", какая представлена в игре. С другой стороны, болиды в "Русском проекте: Формула-1, год 1999" необычайно прочны. На самом высоком уровне сложности в режиме со всеми включенными поломками я специально провел эксперимент. Развернулся на сто восемьдесят градусов, дал обогнать себя пелетону почти на круг, выбрал скоростной участок трассы, разогнался навстречу движущимся мне машинам до скорости 250 км/ч (т. е., если сложить мою скорость и встречных машин, то получится примерно 500 км/ч). Происходит столкновение, причем массовое, когда в "кучу-малу" вовлекается несколько машин. Мой болид отшвыривает куда-то в сторону, он налетает на ограждение, а ехидный голос за кадром говорит дурацкую фразу: "Кажется, он решил прихватить с собой кусок стены!" или "Он выскочил обоими колесами на траву! Что будет!!!" Да ничего! Титр сообщает, что из гонки по разным причинам выбыло такое-то количество машин, а с вашим болидом все в порядке! Ну, конечно, есть кое-какие "царапины" и повреждения, но не смертельные. Имеется также два варианта: либо направляться в боксы (в случае крайней необходимости), либо продолжать гонку. После ее окончания можно будет ознакомиться с результатами и статистическими данными, а также положением в Кубке конструкторов и общем зачете среди пилотов.
При наличии некоторых "минусов" людям, влюбленным в "Формулу-1", все-таки будет интересно играть в эту игру. Атмосфера соперничества и сражения на трассе передана хоть и сносно, но вполне может обеспечить реальные шансы новичку в борьбе с матерым асом трасс Гран-при. Любые соперники неуступчивы, сражаются до конца, умело перекрывают траекторию, лихо обгоняют, грамотно выстраивают тактику дозаправок.
Мир автогонок очень популярен. И даже такой продукт типа "два шага назад, один вперед" не пройдет незамеченным для отечественных геймеров. Впрочем, объяснение этому есть. Оказывается, Formula One 99 изначально разрабатывалась для игровых приставок (Playstation), а уже потом появилась версия для PC. Вот так-то. Кстати, есть еще на коробке к диску такая хитрая рекламная надпись: "Авторы, по-видимому, не стремились сделать всеобъемлющий имитатор, а сделали упор на зрелищность и динамизм гонок". Вопросы есть? Вопросов нет. Динамизм и зрелищность присущи и гладиаторским боям, но гонки в классе "Формулы-1" представляют собой нечто большее, чем просто протаранить десяток другой соперников, а на подиуме вспороть живот открытым забралом самому главному оппоненту в чемпионате. Лично мне так не кажется. Или я заблуждаюсь? А вы как думаете?
Я уже не говорю о таких маленьких упущениях разработчиков, как тормозные колодки "а-ля Psygnosis". Они способны сбросить скорость болида "Формулы-1" перед поворотом с 300 км/ч почти до нуля практически мгновенно и всего за пару метров дистанции. А вы говорите, принесем реалистичность в жертву зрелищности и динамизму. Человеку, всерьез увлекающемуся миром "Формулы-1", такие "жертвы" явно не понравятся.
Графика действительно чудесная, но зеркала заднего вида нет. Звук ужасный. Знаете, такой ноющий, напоминающий в стереофоническом звучании улей с громко гудящими пчелами. Впрочем, оригинально.
Искренне Ваш, Дядюшка КЛАСТЕР
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 06 за 2000 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных