Final Fantasy VIII

Разработчик: Square.
Издатель: Eidos/Square.
Жанр: Восточная техно-RPG.
Альтернатива: Final Fantasy VII.
Системные требования: Р -233, 32 ОЗУ, 4 Мб видеоакселератор.
Примечание: Уже есть на PSX.

Как это все начиналось

Рынок компьютерных РПГ изначально зарождался как переложение полюбившегося многим настольного варианта AD&D-ой системы, следующий виток игровой среды с компьютером в роли Гейммастера и программы в качестве игровой доски. Но все течет, все меняется. Присущий консерватизм ветеранов уходит в прошлое вместе с ними, под бурным натиском с востока, родины не только аниме, но и прекрасных ролевых игр, доселе незнакомых заматеревшим писишникам. Слишком долго мы седели на классике, на трех основных сериях западного игрового мира - Ultima, Might and Magic, Wizardy. Такая ситуация держалась достаточно долго, пока где-то около года назад, подобно грому среди ясного неба, на компьютерный рынок не ворвалась Final Fantasy VII, потряся всю игровую общественность.

И было чем. Серии в этом году исполняется около десяти лет, самих игр было семь (теперь уже восемь), пользовалась огромным успехом в стране восходящего солнца (только четыре представителя данной игровой вселенной были изданы за пределами Японии) - и вот это великолепие, совершенствующееся от проекта к проекта и достигающее апогее в последних сериях, становится доступно широкому кругу игроков!

Графически даже седьмая файнал была шоком. В отличие от европейских разработчиков, зачастую безосновательно считающих, что графика в ролевой игре не главное, японцы действуют по принципу "больше, красивше, лучше". В итоге получается игра с прекрасным видео, пусть и несколько испорченным портированием, поддержкой акселераторов (в пику появившемуся позже Might and Magic7), великолепно проработанными героями, масштабными сражениями, оригинальной системой магии и сюжетом, разящим наповал многие голливудские фильмы. Казалось бы, чего же боле?

Неоднозначно, ой неоднозначно приняли файнал на новой платформе. Практически сразу все игравшие разделились на два враждебных лагеря. Одни называли Final Fantasy и вообще все японские РПГ (которых даже сейчас не так много, как хотелось бы) убожеством, не имеющим ничего кроме красивой графики, полным отстоем для детей младшего взрослого возраста и призывали играть в хиты, проверенные временем, не срываясь в ересь. Другие же кричали, что круче Final Fantasy и ее аналогов ничего нет и быть не может, а кто этого еще не понял - тупица и ламер. Что интересно, самые ярые критики нового хита зачастую оказываются людьми старшего возраста, не знающими об обсуждаемой игре ничего или почти ничего, притом обладая старым железом, на котором кроме "Eye of Beholder" ничего и не запустится.

Прошло некоторое время, накал страстей поутих, вышла еще пара интересных проектов и пришлось констатировать интересный факт рождения нового жанра - восточное РПГ. А общая позиция как фэнов, так и игровой общественности свелась к банальному "Не нравится - не играй!".

Между тем, на небосводе игровой вселенной восходит новая звезда - Final Fantasy VIII. Оправдает ли она наши надежды? Выйдет ли вообще? Давайте разбираться.

Сюжет

Это не какой-нибудь 3D-экшен, где сюжет иногда пишется в последнюю минуту перед уходом конечного продукта "на золото". История, в которой нам предстоит поучаствовать, лихо закручена и вместе с тем оригинальна, в ней есть все - красота и масштаб, любовь и ненависть, глобальные интриги и внутренние проблемы героев. Приятно отметить, что за все время существования серии Square не повторилась ни разу. Сюжет всегда рассматривался как основополагающая успеха, и потому писался на совесть.

Мир FF8 прекрасен и огромен, и построен скорее в европейском стиле, нежели в японском. Альтернативная вселенная развивалась по своему пути. Как следствие, новые технологии не вытесняли старые, а изменяли их. Удалось добиться стойкого компромисса между прогрессом и регрессом, человек не забыл искусства, однажды помогавшие выжить в ледниковую эпоху - силу своего разума. На равных правах существуют мечи и магия разума, колдовские обряды и космические корабли, аннигилирующие пушки и эфриты.

Первое впечатление иногда обманчиво. Все спокойно, как на кладбище в лунную ночь, но угроза существует. Старинные книги пророчеств говорили "не оставляй ворожею жить", "пусть примет она смерть от меча твоего", "только лев может спасти нас". Все туманные знамения приходились на данную эпоху...

В образовательных целях существует сеть частных военных академий Garden (сад). По сути, это школа и университет в одном флаконе, пусть и сильно милитаризированная. Идеальное прикрытие для истинной цели. Школы Garden находятся в каждой стране, существуют автономно и не зависят ни от одного правительства, хотя и имеют общее руководство. В Garden обучаются алколиты с 6-ти до 19-ти лет, в период с 15-ти до 19-ти лет завершающая стадия обучения, после чего они должны пройти экзамен. Выпускники Сада пополняют кадры армейской верхушки разных стран в зависимости от направления. Такая доля устраивает многих, и приток кандидатов не иссякает.

Есть и другой вариант. Он предлагается только лучшим из лучших, показавших достойные результаты в процессе познания. С момента зарождения системы при школах существует SeeD (семя). Школ несколько, но СемЯ одно. Это элитарное подразделение, нечто вроде аспирантуры, но на качественно другом уровне. Его цели: подготовка инструкторов для Садов, обеспечение безопасности школ, а также финансирование всей системы. Для последней цели, в исключительных случаях, по соответствующему запросу правительства заинтересованной страны, СемЯ выступает в качестве наемников - нож насилия, разрезающий нарыв войны, подавляющий в зародыше потенциальный конфликт. Возможно, именно удачными операциями боевых троек SeeD'а объясняется наставшее благополучие?

Разумеется, отбор в СемЯ предельно строг. Быть его членом - вершина воинской доблести и чести. Соискатели подвергаются чудовищным испытаниям, в том числе участвуют в реальных боевых действиях, 90% отсеивается, но некоторые проходят...

Главный герой игры Squall Leonhart после долгих месяцев подготовки сдает последний экзамен и зачисляется в SeeD. На выпускном балу он встречает девушку по имени Rinoa Heartilly. Сам факт присутствия посторонней показался Скваллу интересным, и в результате наведенных справок наш герой выясняет, что Риноа дочь военного министра, гонец, присланный за помощью. Сквалл похож на одинокого волка, скорее медведя, потому как танцует, давя ноги милой даме и присутствующим. После одного танца с Риноай их пути расходятся на некоторое время, оставляя в душах молодых людей странное влечение друг к другу и ожидание следующей встречи. Окончен бал, погасли свечи...

С этого момента события развиваются стремительно, как поезд, несущийся под откос. Маленькая, но амбициозная республика Galbadia внезапно и без официального объявления войны нападает на соседний Dole, что противоречит всем международным конвенциям и рассматривается как преступление. Целью вторжения выступает не банк или военная база, а находящаяся в городе Dollet мощная станция спутникового радиовещания. Кто контролирует информацию - контролирует все. Президент (на деле - диктатор) Галбадии объявляет на весь мир пришествие нового порядка, подчеркивая свою доминирующую роль в насаждении нового царствия. Многие восприняли это как шутку, продукт далеко зашедшего психического расстройства на почве мании величия, но SeeD отнесся к угрозе серьезно. В школе знали то, что не было сказано ни диктатором, ни средствами массовой информации. У мятежного президента появился очень сильный союзник (лучше сказать - повелитель, в руках которого президентишка всего лишь марионетка). Это ведьма Edea, последняя из некогда великой расы колдуний, правившей миром тысячелетия назад. Как она проникла в наше время?

Руководство SeeD решило удовлетворить ходатайство о помощи, прибывшее на днях из Дола вместе с Риноай. Благо у SeeDа был свой интерес, сводящийся к одной фразе - "не оставляй ворожею жить". Они знали, чем может обернуться присутствие колдуньи в современном мире. На дело отправили боевую тройку под руководством Сквалла. Это будет его первое задание. Как всегда, непосредственные исполнители получили минимум информации...

Сразу по прибытии в Долл террор-группа Сквалла попадает в засаду. Молодым воинам удалось отбиться и уйти, но эффект внезапности безвозвратно утерян. Теперь враг знает об их присутствии и, что хуже, понимает, что в дело замешан SeeD. Контрмеры последовали незамедлительно. В Долл вводятся дополнительные войска, за голову диверсантов назначены награды. Скваллу все как с гуся вода - он опять встречает Rinoa и узнает, что согласно контракту, заключенному между SeeDом и повстанцами Forest Owls (Лесные Совы), лидером которых является Риноа, отряд полностью переходит под ее командование.

Когда повержена армия, Forest Owls продолжают сражаться, хотя надежда на успех тает с каждой минутой. "Блажен тот, кто сражается с надеждой, но вдвойне достоин уважения воющий без нее" - изречение Бисмарка верно и поныне.

С приходом помощи в лице отряда Скваллла сопротивление воспрянуло духом и перешло к решительным действиям, но именно в этот момент, после двух неудавшихся операций, выясняется, что все гораздо сложнее и опаснее, а ставка в битве - судьба мира.

Графика и звук

В седьмой части игры визуальное оформление было на высоте, хотя общее впечатление портилось устаревшим движком. Отчасти это объясняется тем, что на японском языке Final Fantasy VII появилась аж в 1995 г. и при конверсии на компьютер движок остался без изменений. В качестве спасителя выступила добавленная поддержка акселераторов, что позволило получить 60 кадров в секунду (для сравнения - на "плюньвстейшен" около 15-20 кадров в секунду), хорошую скорость и новые спецэффекты.

Для новой игры - новый движок. Даже на приставке смотрится очень солидно - быстрая загрузка, все персонажи и предметы полигональны, текстур стало больше и наложены они мастерски - как на ладони видна мимика героев, при движении колышутся волосы, масса других малозначительных эффектов, усиливающих графический антураж. Для пущего эффекта применена система захвата движений (motion capture), что выводит анимацию на качественно новый уровень. Модели героев стали больше, соответственно возросло затраченное на их построение количество полигонов. Красивая сказка, обретающая плоть, перед нами. Применительно к персоналке обещают новый движок, поддержку аудио- и видеожелеза последнего поколения и сногсшибательное видео общей продолжительностью более двух часов, и это помимо мультиков, идущих на движке игры.

Двумерный плоский фон (задний план), на котором разворачивается действие, просчитан заранее, стал стандартом для серии. В восьмой части эпической саги добавилась такая немаловажная деталь, как частичная анимация "задников". Вроде мелочь - тут фонтан журчит, там факел повешен, цепи, качающиеся на ветру, а в целом эффект присутствия будет посильнее даже таких пререндеренных монстров, как в Resident Evil, Dark Earth, Gorky 17. Ценой красивых декораций стала статичная камера, которая хоть и дает оптимальный ракурс, но иногда раздражает. При переходе на полигональную карту мира, просчитываемую в реальном времени, ситуация меняется. Здесь камерой можно вертеть и так, и сяк, вращая мир вокруг себя, допускается масштабирование. Боевой режим является 3D-экшеном в действии: каждое движение, удар или заклинание детально анимированы, дополняет картину динамическая (настраиваемая в опциях) камера.

Система боя как классика

Битвы происходят следующим образом: сначала встречаем врагов, которые, к великому сожалению, не видны на общей карте, автоматически входим в боевой режим и деремся. Нужно отметить, что, в отличие от Septerra Core или Chronotriggerа, сохранились столь надоевшие всем случайные встречи (aka Random encounters), реализованные по принципу "иду я по пустыни, а из-за угла выезжает танк", т.е. компьютер, а не игрок, выбирает время и место сражения.

Режим боя, образно говоря, представляет собой шахматы с часами, он псевдопоходовый (или, если нравится, псевдореалтаймовый). В команде (партии) три человека. Соответственно, внизу боевого экрана находятся три линейки. Как только линейка заполнится, наступает ваш ход - можем атаковать физически, использовать предмет из инвентории, магию, вызвать на подмогу Стража или применять Limit Break (удар отчаяния) в критической ситуации.

Скорость накопления линейки зависит от одного из параметров героев - speed. Чем он выше, тем быстрее заполняется линейка, и соответственно, персонаж может атаковать повторно. Сходный режим часто встречается в азиатских ролевиках, официальное его название АТВ - Active Time Battle, он действительно стал классикой, так же как и случайные встречи. Что интересно, и то, и другое впервые реализовано все той же Square.

Несколько слов о Лимитах. Это случайным образом проводимые сверхатаки, недоступные в обычных условиях. Возможность выродить Лимит обратно пропорциональна количеству хит-поинтов (т.е. здоровья), также можно увеличить свои шансы, если товарищи убиты, а на оставшемся герое навешаны всякие ненормальные состояния (типа яд, зомби, берсерк и т.д.).

Силы Стража (Guardian Forces)

Фанаты серии помнят эксклюзивную фичу "Summon" - перевоплощение (вызов) на помощь могучих магических существ, особенно хорошо это смотрелось в седьмой части. В восьмой же серии разработчики пошли гораздо дальше, теперь вся система магии держится на них. Само их присутствие объясняется так. В ходе исследования древних знаний, проводящихся в Садах, было установлено, что существуют магические существа, которые могут быть вызваны с помощью ментального заклинания. Достаточно прошептать небольшое заклинание - и новый комбатант врывается в пучину сечи. Как и персонажи, GF непосредственно участвуют в бою, могут быть ранены или убиты, набирают опыт и продвигаются по лестнице уровней. Это, безусловно, новинка. Ранее в момент схождения монстрика с небес астрала на нашу грешную землю герой просто становился временно неуязвимым, точнее в момент контакта и атаки "подписки" враги просто не могли атаковать, а только терпели очередную выходку неукротимого игрока. Теперь же прибытие астральной "крыши" выглядит так: герой-вызыватель впадает в транс, линия жизни Стража становится линией жизни персонажа (линейка меняет цвет с желтого на голубой), и все повреждения, наносимые персонажу, наносятся GF. Время, необходимое для вылета Стража, напрямую зависит от совместимости (параметр) данного героя с конкретным Стражем - как и у людей, у нематериальных существ тоже есть свои симпатии и антипатии. Но это еще далеко не все. Кроме своих собственных магических атак, Стражи, даже находясь в пассивном состоянии, без вызова, добавляют своим полюбившимся союзникам специальные способности - тройная атака, воровство, отсутствие случайных встреч, воскрешение павшего союзника, способность убрать любой ненормальный статус и многое другое.

И последнее: именно стражи позволяют получать и использовать магию.

Система магии

Магия не продается в магазинах, как это было во многих предыдущих сериях, ей можно разжиться только в бою, украв у противников специальной командой "draw" либо найдя источник магии - drawpoint (точка высасывания). Магия также извлекается из различных предметов благодаря специальным умениям Стражей. Магию можно использовать сразу по мере получения, для быстрой атаки, либо отложить на потом. Магию можно также навешивать на способности персонажей через Стражей, например: назначив "огонь" на показатель "Elemental attack", к атаке персонажа добавляется поражение огнем, или же, назначив магию льда на показатель "Elemental defence", персонаж приобретает защиту от данной стихии и т.п. Следует не забывать, что один герой может быть "подключен" сразу к нескольким стражам, и если правильно назначить определенную магию на способности Стражей, то можно получить Супермена. Также очевидно, что использовать магию огня на "огненное" существо нерационально, против него лучше использовать магию воды.

Эпилог

Если у Вас есть знакомый "приставочник", смело ставьте ему пиво, берите на дом консоль и пройдите шедевр до его появления на писишных "берегах" - не пожалеете. Автор данного обзора сделал именно так и теперь ждет не дождется официального релиза для родного писюка. Угнетает прошедший в последнее время инетовский слух, сводящийся к тому, что все доступные скрины сняты с Блима (эмулятор плейстейшин), а версии для компьютера мы не увидим никогда. Не верьте, господа! Прецедент уже был - седьмая файнал пришла к нам, и восьмой уготована та же участь. Не вешать нос, гардемарины!!!

P.S. Демо-версия игры для PC уже доступна для загрузки: http:// download.pcgameworld.com/3dfiles/games/ff8.zip
Вячеслав Оробинский


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 05 за 2000 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2024 Компьютерная газета