Интернет — развлечение или бизнес?

Появившись в Беларуси в начале 90-х, Интернет не так быстро, как хотелось бы, но неуклонно, проникает в наши дома и офисы. На сегодняшний день, по некоторым оценкам, только официальных пользователей всемирной глобальной Сети в нашей стране насчитывается более 25 тысяч человек. И это без учета различного рода нелегалов. Согласитесь, что это достаточно большая группа людей. Резонно встает вопрос: что же представляет из себя Интернет - дорогую игрушку или средство для получения прибыли?

Уверен, что практически любой человек, имеющий хоть малейшее представление о русскоязычной части Интернет, так называемом Рунете, заметил большие изменения, прошедшие в нем в течение 1999 года, особенно его второй половине. И в первую очередь эти изменения связаны со все большей степенью интереса, который стали проявлять представители крупного российского и международного бизнеса к Интернет-технологиям. Как пример, могу привести тот факт, что 26 января текущего года компания "Стек", создатель популярного поискового ресурса Rambler и информационного сервера iXBT Hardware, заключила соглашение с рядом инвесторов, которое предусматривает инвестирование на протяжении 2000 года в развитие и реорганизацию этой компании около 30 млн долларов. Чем же вызвано такое внимание?

Миллионы людей следят через средства массовой информации за развитием событий в мире и никто не может даже усомниться в достоверности той информации, которую они поставляют. И чем сильнее развивается мировая информационная инфраструктура, тем больше возможностей у специалиста по работе с общественностью для эффективного манипулирования мнением этой самой общественности. А Интернет в этом плане значительно опережает любые другие средства массовой информации по возможностям, хотя и отстает пока по охвату аудитории.

Наличие как минимум трех уникальных способностей позволяет этой глобальной информационной Сети проникать во все более широкие сферы делового и развлекательного применения. Я имею в виду интерактивность, огромные возможности контроля и учета информации, работу со специализированной аудиторией.

Рассмотрим подробнее и проанализируем каждую из них.

Возьмем, к примеру, телевизионную рекламу. Безусловно, телевидение - один из самых действенных методов влияния на общественное мнение. Подача материала осуществляется в максимально понятной и доступной образной форме. Но связь с конкретным зрителем является односторонней. Реакцию пользователей на рекламную кампанию на TV можно проследить, только изучая динамику продаж, к тому времени становится поздно изменять и корректировать стратегию маркетинга. Таким образом оказывается невыполнимым одно из необходимых условий экономического успеха - гибкость, быстрая реакция на изменяющиеся требования рынка. Ведь складывается ситуация, когда специалисты по маркетингу вынуждены работать вслепую - результат их труда не известен до самого последнего момента.

Именно поэтому телевидение пытается выйти на прямой контакт с аудиторией. Наверняка вы помните неудачный эксперимент с "интерактивным телевидением" на РТР некоторое время назад. Но и сегодня всеми телеканалами тратятся огромные усилия и средства на то, что в Интернет заложено при создании, - возможность интерактивного общения с аудиторией.

Любая компания, имеющая свое представительство в Сети, уже имеет прямой, без посредников доступ к своему клиенту. Она всегда может сказать ему то, что считает нужным, спросить его мнение, принять заказ или организовать круглосуточную техническую поддержку.

Необходимость учета информации о пользователях в сегодняшних условиях серьезной конкуренции во всех сферах бизнеса жизненно необходима. Всякого рода уличные опросы и другие методы исследования общественности эффективны только в том случае, когда проводятся они специализированными агентствами. Но это удовольствие можно назвать слишком дорогим даже для крупных компаний, не говоря уже о представителях среднего и мелкого бизнеса. В то время как в Интернет решение подобных проблем было заложено на этапе формирования технологических стандартов. Практически вся информация о посетителях Вашего сайта поддается автоматизированному учету и контролю. Можно узнать, когда и откуда пришел конкретный пользователь Сети, тип используемого программного обеспечения и операционной системы, разрешение монитора и время нахождения на каждой из ваших web-страниц. Умелый анализ этих данных позволяет с максимальной оперативностью изменять свою тактику и стратегию и добиваться наибольшего эффекта любых маркетинговых мероприятий. И для того чтобы узнать мнение других людей о вашей работе, вам не нужно больше заставлять своих сотрудников читать все газеты подряд в поисках упоминания о своей компании. Десять минут, потраченных на формирование запроса в поисковых системах Сети, легко решат эту проблему.

И даже основной недостаток Интернет - его сравнительно малая у нас аудитория - можно обратить себе на пользу, если учесть, что эти люди находятся в авангарде развития новых технологий, имеют высшее или незаконченное высшее образование, имеют достаток выше среднего и, соответственно, обладают неплохим потенциалом покупателя. Эта группа является целевой аудиторией для компаний, работающих в компьютерных, телекоммуникационных и информационных областях, а также в сфере услуг для взрослых. Кроме этого, неплохую прибыль сегодня могут получить фирмы, связанные с продажей печатной и аудио-, видео-продукцией. Примером тому может стать, например, книжный магазин на books.nsys.by.

Тем не менее, с моей стороны было бы неправдой утверждать, что, вложив сегодня деньги в собственный сайт, уже завтра вы получите тройную прибыль, хотя единичные прецеденты подобного рода есть.

Но число русскоязычных пользователей Сети, по исследованиям Monitoring.Ru, уже сегодня составляет более 4.5 млн человек. За последний год Рунет вырос в 5 раз по объему, в 4 раза по страницам и в 2 с половиной - по количеству серверов. Согласитесь, что это серьезный и перспективный рынок.

Также известно, что число людей, пользующихся информацией из Сети, увеличивается в два раза каждый год. Таким образом, пройдет совсем незначительный промежуток времени до того момента, когда в Сети будет представлен практически весь бизнес.

Думается, что совершенно неслучайно один из вопросов, обсуждаемых сильными мира сего на Всемирном экономическом форуме в Давосе, был о перспективах развития Интернет-технологий. И для стран СНГ эта проблема становится все более и более актуальной. Ведь на вопрос о том, каким будет оборот сетевой рекламы в Рунете в 2004 году, эксперты дали оценки от 3 млн долларов (минимальная) до 1.5 млрд долларов (максимальная).

Поэтому задача любого бизнесмена, делающего ставку на перспективу - как можно раньше занять наилучшие позиции на этом рынке. И ответ на вопрос, вынесенный в заголовок статьи, становится очевидным. Всемирная Сеть уже выросла из ряда развлечений и постепенно превращается и в серьезный бизнес, нишу в котором нужно успеть занять уже сегодня.

Андрей Золотарь


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 05 за 2000 год в рубрике интернет :: разное

©1997-2024 Компьютерная газета