Вот такая Фифа. 2000!

Название в оригинале: FIFA 2000. Компания-производитель: EA Sports (http://www.ea.com/), перевод на русский язык и адаптация осуществлена "Фаргус Мультимедия" (http://www.fargus.com/). Год выхода: 1999, ноябрь. Требования к компьютеру: Pentium-90, 16 Мб, Windows'95 или Windows'98, 4-х CD-ROM, примерно 90 Мб на винчестере, Sound Card, 3D-ускоритель (только рекомендуется!). Жанр: спорт, футбол.
Популярная игра в футбол ежегодно находит себе не единождое воплощение в компьютерно-виртуальном варианте. Вашему покорному слуге уже далеко не в первый раз доводилось описывать и выпускать стрелы критических замечаний в подобные творения. Разумеется, "лучшими из худших" в таких обзорах всегда признавались продукты известной игровой компании EA Sports (девиз: "EA Sports - это ИГРА!"). Во-первых, компания на данном рынке развлечений делает ставку на воплощение в виртуальную реальность именно таких спортивных коллективных игр и регулярно добивается признания у геймеров всей планеты. Во-вторых, у разработчиков действительно есть немалый опыт работы в этой области и они знают, чего ждут от них потенциальные потребители новых продуктов. В-третьих, игры made in EA Sports разнообразны, постоянно совершенствуются и появляются на рынках гораздо раньше, чем игроманы успевают найти массу ошибок в предыдущих проектах из этой же серии. Впрочем, критиковать EA Sports и ее игры можно до бесконечности, ведь ими, как и продуктами от Microsoft, действительно пользуются сотни миллионов рядовых пользователей.

К примеру, найдите человека, который бы, поддавшись настроению, бурлящему и клокочущему, словно свежее пиво в желудке, в массах, не поругал бы Билла Гейтса и его Windows. Так, на всякий случай. А потом пересадите его за другую машину и предложите день-два попользоваться другой операционной системой. Да он через час волком взвоет и скажет вам, что лучше "окон" могут быть только Windows, и попросит прощения. Так и в нашем случае. Частенько мы критикуем EA Sports за то, что ее игры недостаточно реалистичны (т.е. не на все 100% отражают существующую действительность!). Но если нам вдруг попадается диск со спортивной игрой производства другой компании, то буквально через несколько минут мы забываем о своей критике, лихорадочно делаем "новинке" uninstall и прочие "харакири" и вновь ставим на "винт" недавно охаянную EA Sports... В этом мы все: Человекус Чем-то Вечно Недоволькинус...

Что там говорить, на этот раз ребята из EA Sports просто превзошли самих себя. Сотворили великолепный футбол. Процесс игры не просто красив и привлекателен, он еще и интересен! Все самое лучшее от предыдущих футбольных версий плюс небывало возросший уровень играбельности - что еще нужно настоящему геймеру, чтобы достойно встретить новое поколение игр, компьютеров, чипов и ускорителей. И тут вы, посмотрев на системные требования, тоже будете приятно удивлены. Причем я прослезился, но сразу не поверил. Нашел на работе "достойный" компьютер, и все это дело там инсталлировал и запустил. Действительно, все работало, только вот за время загрузки можно было не только сварить кофе, найти сахар и всыпать в него пару ложечек (правда, я, как истинный гурман, пью без оного), но и спуститься вниз к коммерческому ларьку и приобрести густые аппетитные сливки, после этого выпить не спеша, закусив воспоминаниями о съеденной вчера горькой шоколадке, а только потом уже приступить к отдельно выделенному футбольному матчу...

Для пользователей, обладающих не только приличными ЭВМашинами, а также графическими ускорителями, сообщаю, что их наличие обеспечит вам дополнительное удовольствие от игры FIFA 2000. Игра поддерживает 3D-ускорители следующих фирм: 3Dfx (http://www.3dfx.com/), Nvidia (http://www.nvidia.com/), 3Dlabs (http://www.3dlabs.com/), Matrox (http://www.matrox.com/), Intel (http://www.intel.com/), S3 (http://www.s3.com/), Rendition (http://www.rendition.com/), Number Nine (http://www.nine.com/) и ATI (http://www.ati.com/). Соответствующие патчи (в случае необходимости) ищите по указанным выше адресам в Интернет.

Играбельность, отличные графика, звуковое и музыкальное сопровождение и множество дополнительных и оригинальных функций уже сегодня делают FIFA 2000 кумиром футбольных игроманов по обе стороны Атлантики. Однако ребята из EA Sports не спят в подушку, а уже приготовили первый официальный патч (примерно на 2 Мб), подправляющий и исправляющий некоторые недоделки и шероховатости, обнаруженные миллионной армией игроков, сметающих с прилавков коробки с FIFA 2000.

Отныне вам не удастся, как в прошлых версиях игры, забить гол сопернику, когда игрок вашей команды бьет по мячу головой из-за пределов штрафной площади, или поразить ворота с центра поля. (Что, впрочем, логично.) Теперь виртуальный футбол стал более реалистичным. Появилась возможность разыгрывать действительно нормальные комбинации, чего раньше по сути не было. В FIFA 2000 после просмотра яркого и запоминающегося вводного видеоролика можно выбрать следующие варианты игры: товарищеский матч, турнир, сезон и тренировку. Каждый вариант игры подразумевает несколько подпунктов, но об этом чуть позже.

В игре вы найдете такие знакомые вам по чемпионатам СНГ команды, как "Спартак" (Москва), ЦСКА, "Динамо" (Киев) и (Тбилиси). Впрочем, это не беда, что среди грандов мирового футбола вы не найдете, к примеру, БАТЭ (чемпиона РБ 1999 года). С помощью встроенного редактора это легко поправимо. Причем вам по силам не только сформировать полновесную команду с названиями игроков, соответствующими действительности, но и подобрать им форму (рубашка, шорты, гольфы), соблюдая форму рисунка, покроя и цветовую гамму (с учетом игры дома и на выезде!), а также форму и цвет лица, прически, бороды, усов, волос. Кроме этого, вы спокойно (трезво оценив качества и достоинства каждого из ваших игроков) выставляете или исправляете им качественные характеристики (около десятка), наиболее полно подходящие каждому из них. Таким образом, вы можете "сотворить" своими руками сборную Беларуси или "Динамо'82" (Минск) и свести их в очном поединке со сборной Аргентины, к примеру, образца 1978 года (эта команда имеется в разделе "Легендарные команды и сборные"). Да, наконец-то, имена футболистов и их внешность почти совпадают с реальным положением вещей. Введена новая система повторов - теперь есть повторы прямо из сетки ворот, причем с соблюдением перспективы. И это делает игру еще более привлекательной. Есть специальные "горячие" клавиши, которые помогут вам получить истинное удовольствие от игры во время матча: Esc - пауза и вызов меню, F1 - переключение на телекамеру, F2 - камера, установленная на самой высокой трибуне, F3 - включается камера, расположенная ближе всего к месту событий, F4 - так называемая Action Cam, F5 - вызов подменю менеджера команды, F6 - повтор, F7 - статистика, F8 - опции, F9 - выбор способа управления игроками, F10 - "чат" (Multiplayer only), F11 - конец игры/отсоединение, F12 - выход в Windows, "Пробел" - изменение тактического построения игроков, +/- - регулирует размер "картинки", отображаемой на экране. Теперь вкратце поговорим о видах и вариантах игры.

Неплохая возможность проверить свои силы в серии "Товарищеских матчей". Вы можете выбрать или отредактировать команду по вашему усмотрению и выбрать себе достойного соперника. Выбор невероятно велик!

Вариант игры "Турнир" предлагает вам сыграть на "интерес" и принять участие в одном из существующих на сегодняшний день Кубков (Кубок мира, кубок УЕФА, Лига чемпионов) или придумать свой собственный кубок с "оригинальными" правилами. А что, слабо создать свой собственный турнир имени себя Великого и объединить в нем лучшие команды со всего света? Нечто подобное (клубный чемпионат мира по футболу) проходил в первые дни нового года. Да, вы также можете создать как новый кубок, так и новую лигу!

Рекомендуется не зацикливаться на различных кубках и полагаться не Ее Величество г-жу Удачу, а начать с целого и продолжительного "Сезона" в одной из предлагаемых лиг с выбранной вами командой. Лучшей закалки для игроков и повышения вашего мастерства и не придумать. Здесь, встречая по ходу сезона довольно приличное количество команд-противников и сталкиваясь с различным тактическим построением игроков, нелишне будет заняться и ликвидацией собственной тактической безграмотности, а также - с учетом расстановки игроков - наработкой результативной реализации стандартных положений и штрафных ударов.

Довольно занятным представляется режим "Тренировки", когда вы можете провести тренировку команды "нападение против защиты". Не помешает на будущее и поупражняться в пробитии/отражении пенальти, исполнении стандартных положений и проведении тренировочного матча на любительском (профессиональном или "звездном") уровне сложности.

От в основном восторженных откликов о данной игре плавно перейдем к некоторым критическим замечанием (не бойтесь, их не много). Так сказать, добавим немножечко, малую ложечку, дегтю в это бездонную бочку медовых виртуальных удовольствий. Иными словами, две-три стрелочки, пущенные в сторону разработчиков, добавят и придадут всему блюду некую остроту и пикантность.

Игру FIFA 2000 ждали давно. Первые впечатления и положительные публикации об этом футбольном симуляторе в прессе появились задолго до официального релиза FIFA 2000. Причем на постсоветском пространстве игра традиционно появилась также гораздо раньше, чем официальная версия. Кстати, и не всем она понравилась. Это был "странный вариант" FIFA 2000 с обрезанным звуковым сопровождением и обилием всевозможных глюков. И ведь только теперь, в канун новогодних и рождественских праздников, вышла "нормальная" версия продукта. Причем ребята из "Фаргус Мультимедия" позаботились о том, чтобы на одном диске вы получили сразу две версии игры - на языке оригинала и официальном языке народов СНГ.

Что же мы имеем на сегодняшний день? FIFA 2000 содержит более 40 "классических" или "легендарных" команд, что без зазрения совести и значительных материальных расходов позволяет вам проводить матчи между оными и (или) современными командами (к примеру, имел честь провести встречу между "золотой" сборной Аргентины 1978 года и сборной Беларуси в современной интерпретации - "картинки" перед вами). Без труда можно столкнуть "нос к носу" таких грандов, как "Ювентус" 90-х и "Аякс" 70-80-х или "Динамо-93" (Минск) с грозной сборной Бразилии 1970 года. Вариантов не счесть, было бы желание, фантазия и немного свободного времени!

Благодаря продвинутому интеллекту (AI) отныне компьютер научился подстраиваться под вашу манеру игры и менять тактику. Появилась возможность по особому разыгрывать стандартные положения, пользуясь так называемыми домашними заготовками. Одной из интересных на мой взгляд новинок стала проработка физических контактов игроков на поле, толчки, работа корпусом, подкаты сзади, нанесение травм, гримасы игроков... Кстати, немало нового появилось и в графической части: футболисты теперь различаются ростом, деталями лица (они, наконец-то, стали образцово трехмерными), анимированы движения рта и других лицевых мышц. Авторы и создатели FIFA 2000 использовали еще больше реальных матчей, записанных на видео и отображающих действия и поведение футболистов в различных игровых ситуациях и остановке игры. Так что забитый гол теперь для вас и футболистов вашей команды превращается в настоящий и неповторимый праздник (желаем, чтобы таких поводов для праздников у вас было предостаточно!). Анимированы также разминки игроков перед таймами, выяснение отношений между игроками и судьями во время нарушений правил и вынесения наказания. Значительно улучшена графика: видимость на поле, освещение и "всепогодные" эффекты. Звук просто прелестный, включая "музыкальные тайм-ауты": несколько мелодий и песен (mp3). Комментаторы стараются вовсю, награждая порой вратарей тирадами в стиле: "Такая душка!". Причем в "эфире" по жребию работает один из трех различных комментаторов. Они "обучены" произносить и выкрикивать с разной интонацией более 80000 слов (это вам не Эллочка-людоедочка). "А где же критические стрелы?" - резонно спросите вы. Сейчас-сейчас.

Для начала поговорим о составах. Многие имена и прочие Ф.И.О. игроков не соответствуют действительности, хотя по манере, классу, качеству игры и внешнему виду они сразу угадываются. Просто разработчики FIFA 2000 не успели (не смогли) договориться со всеми футбольными игроками и их родственниками (если первые, к несчастью, безвременно покинули наш мир) об использовании и упоминании их настоящих фамилий. Зато у вас с помощью встроенного редактора есть возможность все исправить и назвать игроков своими именами (при наличии соответствующих знаний, разумеется). Среди "легендарных" команд нет ни одной USSR, ни россиян, ни белорусов и даже украинской сборной. Но и с этой "задачкой" футбольным патриотам легко справиться.

Уровень придирчивости судьи можно регулировать или установить "случайным" образом. Многие отмечают, что тогда оно становится отвратительным. Т. е. на подкаты сзади, в том числе и в штрафной площади и фолы последней надежды "компьютерный рефери" чаще всего закрывает глаза. Но такие ошибки судья обычно допускает в обе стороны, не давая какой-то из команд заметного преимущества. Зато дает возможность поиграть, а не превращать матч в сплошные остановки. Кстати, потянуть время во время розыгрыша стандартных положений, ударов от ворот и в те моменты, когда мяч находится в руках вашего голкипера, иногда удается. Но недолго, ибо по прошествии нескольких секунд игрок, владеющий мячом, сам наносит удар.

Тем не менее, при всех выявленных и перечисленных выше "минусах", FIFA 2000 на сегодняшний день остается самым играбельным футбольным симулятором на рынке виртуальных развлечений планеты. И не в последнюю очередь в этом "виновато" агрессивное поведение на поле компьютерного противника. Из-за подросшего интеллекта атакующие и защитники команд-соперников научились прессинговать не за счет жесткой игры в момент приема мяча соперником, а за счет более умного выбора позиции. Когда вы находитесь в атаке на чужой половине поля, защитники под управлением компьютера будут не только по очереди вставать у вас на пути, но и перекрывать возможные маршруты развития атаки и пасов и передач вперед и поперек поля. Игроки умело прикрывают мяч корпусом, при значительном уровне мастерства демонстрируют фиты, заставляющие "охать" и "ахать" весь стадион, виртуозное владение мячом и прекрасный дриблинг.

О качестве "картинки" мы уже говорили, но, как и во всех предыдущих сериях FIFA, оно просто изумительное. В FIFA 2000 появились потрясающе красивые текстуры поля и газона. Еще лучше реализовано проведение вечерних матчей при искусственном освещении - тени от предметов великолепно просматриваются, но не мешают игровому процессу. Смотрится довольно впечатляюще. Мяч, штанги и боковые флажки стали по-настоящему трехмерны, а при соприкосновении с ними и в зависимости от угла и силы удара мяч может отскочить от них в ожидаемом направлении.

FIFA 2000 - славная игра, содержащая несравнимо большее количество достоинств, чем недостатков. Позволяет и предлагает широкие возможности для игры, а с помощью встроенного редактора можно создавать собственные и неповторимые чемпионаты, розыгрыши кубков и команды с наличием игроков экстра-класса.
Искренне Ваш, Дядюшка КЛАСТЕР


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 02 за 2000 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2024 Компьютерная газета