Индустрия PC в 1999 году

Начался новый 2000 год. Всеобщий хаос, обещанный многими специалистами в связи с пресловутой "ошибкой 2000", не состоялся. Человечество вполне спокойно встретило перемену всех цифр в дате. Причем даже там, где не предпринималось никаких шагов для устранения потенциальной проблемы. Теперь становится совершенно понятным, для чего нагнеталась обстановка и куда ушли многие миллиарды долларов, направленные на борьбу с так называемой "ошибкой". Теперь, оглядываясь назад, самое время подвести итоги. Рассмотрим, в каком направлении двигалась компьютерная индустрия в уже прошедшем 1999 году.
Процессоры

Прошедший год начался с безусловного лидерства Intel, за которым следовали, деля оставшуюся небольшую долю рынка, AMD, Cyrix и другие мелкие производители вроде Rise и IDT. Стремясь удешевить производство, Intel вновь возвращается к платформе Socket, на которой и будут производиться все последующие Celeron.

Первой новый процессор объявила Intel. Имея гордое название Pentium III, новый процессор отличался от старого Pentium II наличием нового набора команд SSE, которые, по мнению Intel, должны увеличить скорость работы с аудио, видео и 3D-графикой. Кроме того, обещались новые возможности при работе с Internet. Разумеется, никому из здравомыслящих разработчиков не придет в голову разрабатывать программы, работающие только на Pentium III, и индустрия дружно прокинула Intel c поддержкой SSE, как это было в прошлом с технологией MMX. Фактически выпуск Pentium III на ядре Katmai являлся чистой воды маркетинговым ходом, когда, под видом новой продукции, пользователей кормили технологиями 1997 года.

AMD ответила Intel своим новым процессором - K6-III. K6-III объединял в себе ядро K6-2 плюс интегрированный кэш второго уровня объемом 256 Kб. В общем, процессор был неплох, но все усилия инженеров AMD сводил на нет медленный блок операций с плавающей точкой, который являлся основой производительности в играх.

Продолжается поддержка расширенного набора команд 3D-Now!, хотя, как показывает практика, абсолютное большинство разработчиков не обращают внимания на попытки производителей процессоров устанавливать собственные стандарты, а поддержка 3D-Now и SSE остается в большинстве своем в виде технологических тестов для измерения производительности. AMD все еще остается в роли догоняющего, однако уже начинают просачиваться слухи о предстоящем К7.

В результате жестокой ценовой войны, когда AMD и Intel снижали цены чуть ли не каждый месяц, c рынка уходят все мелкие производители процессоров, такие как Cyrix, Rise и IDT. На их место приходит VIA c обещанным ей к концу года Joshua, которого не видно до сих пор.

Наступает лето. AMD объявляет Athlon, известный ранее под кодовым названием К7. Впервые AMD делает конкурентоспособный процессор, работающий быстрее аналогов от Intel. При равной тактовой частоте, Athlon быстрее аналогичного Pentium III c ядром Katmai в среднем на 25%. Впервые АМD использует архитектуру и системную шину отличную от Intel. Лицензированная у DEC шина EV-6 работает на частоте 200 МГц вместо 100 у Intel. Сразу же встает проблема с доступностью материнских плат. Intel оказывает давление на основных производителей, и нередки случаи, когда довольно крупные фирмы начинают "подпольный" выпуск плат для Athlon. Другая проблема заключается в том, что в эталонном дизайне платы от AMD используется шестислойная структура, вместо обычной четырехслойной, что отрицательно сказывается на надежности.

Кроме того, у большинства производителей плат нет технологических линий для производства шестислойных плат, и наиболее продвинутые, вроде ASUSTek, используют свой собственный четырехслойный дизайн.

Осенью Intel отвечает AMD новым Pentium III c ядром Coppermine. По логике вещей именно он и должен был стоять новым Pentium. Из основных новшеств можно отметить новый 0.18мкм технологический процесс и интегрированный кэш второго уровня 256 Кб. Теперь Pentium III работает быстрее Celeron на той же тактовой частоте:). На некоторое время Intel догоняет AMD. Но последняя отвечает Athlon 750 и вновь становится лидером. В это время прессу заполняют сообщения об ошибках в Coppermine, что явно не добавляет очков Intel. Кроме того, у AMD открывается самая современная фабрика в Дрездене, которая позволит получать в самом недалеком будущем достаточное количество чипов, выполненных по 0.18 мкм технологии, в том числе и с использованием медной металлизации. Настоящая борьба между Intel и AMD только начинается.

Материнские платы

По-прежнему основным производителем чипсетов в 1999 году была Intel. В начале года самый удачный в истории Intel i440BX был вне конкуренции. Чипсеты от VIA, ALI и SIS работали медленнее и вызывали массу проблем. Затем, как ответ на более дешевые решения конкурентов, вышла облегченная версия чипсета - i440ZX, которая впитала все лучшие черты от BX, при этом по цене дешевле. Но компанию Intel такое положение вещей вскоре стало не устраивать, и было принято решение сильнее разграничить рынки дешевых решений и производительных компьютеров. Так появились i810, i820 и серверный i840.

Все бы, казалось, хорошо, но Intel допустила серьезнейшую ошибку, сделав ставку на новый тип оперативной памяти Rumbus для чипсета i820, который должен был прийти на замену i440BX. Во-первых, такая память стоит совершенно нереальные деньги, в 6-7 раз дороже обычной SDRAM, во-вторых, на типичных сегодняшних приложениях Rumbus не быстрее, а иногда медленне SDRAM. Обычную память с чипсетом i820 использовать все же можно, но для этой цели нужен дополнительный чип MTH (Memory Translator Hub). Но в этом случае теряется порядка 20% производительности подсистемы оперативной памяти и возникает вопрос, а зачем вообще нужен этот i820?

Основные нововведения i820 это AGP 4x и UltraATA/66. Оба этих интерфейса дают прирост производительности максимум на единицы процентов. И вместе с этим открывается забавный факт, что многие AGP 4x видеоплаты, выпущенные весной-летом, таковыми не являются. А скорость передачи данных в современных жестких дисках редко доходит до уровня даже UltraATA/33.

i810 индустрия тоже не встретила с распростертыми объятиями по той простой причине, что в нем не предусмотрена возможность использования внешней видеоплаты, а интегрированный в чипсет i752 не обеспечивает приемлемого уровня производительности для более требовательных игроков. Как и в случае с Coppermine, на первых порах огромное количество ошибок в чипе.

Пока инженеры Intel пытались бежать впереди паровоза, внедряя на рынок еще не готовые к употреблению технологии, более осторожные производители материнских плат продолжали совершенствовать i440BX, с успехом продавая основанные на этом чипсете платы. Intel же, в свою очередь, вместе с BX заставлял производителей плат покупать "в нагрузку" менее популярный i810, а в конце года объем производства BX даже пришлось увеличить в связи с острой его нехваткой.

Видя положение вещей, конкуренты не могли упустить выгодный момент. VIA выпускает первый действительно конкурентоспособный чипсет Apollo Pro133A. Он объединил в себе все самые современные возможности i820 плюс быструю работу с традиционной SDRAM памятью на уровне i440BX. И все это при значительно более низкой цене.

Оперативная память

Весь год основным типом оперативной памяти по-прежнему оставалась привычная PC100 SDRAM. В начале года обостряется конкуренция между крупнейшими поставщиками памяти, вследствие чего начинают резко падать цены. Многие производители памяти уходят с рынка. Оставшиеся же всеми возможными путями стараются снизить себестоимость чипов, улучшая технологический процесс. После того как Micron решает освободить склады от излишков памяти, цена на 64 Мбит чипы опускается ниже 4$ за чип при себестоимости в 5$. Затем резкий скачек спроса - и цены резко идут вверх. Землетрясение на Тайване добавляет масла в огонь и 64 Мбит чип стоит уже более 21$. Потом медленный спад - и к концу года мы имеем цены порядка 9$.

Весь год проходит в поисках новой технологии памяти, которая должна прийти на смену SDRAM. Intel считает, что этой технологией будет Rambus. В начале года вкладываются немалые средства в таких производителей, как Samsung и Micron, чтобы они были готовы к массовому производству чипов к концу года, когда планировалось массовое производство плат на i820. Однако многочисленные неполадки и задержки с i820, невысокая производительность и нежелание производителей памяти начинать массовое производство поставили крест на Rambus как на новый массовый тип памяти.

Крупнейшие производители, такие кaк NEC, Hitachi, LG, Micron и Hyndai, продвигают другой тип памяти - DDR SDRAM (Double Data Rate SDRAM). В отличие от резко затормозившего этой осенью RDRAM (Rambus DRAM), DDR, напротив, к концу года начал бурное развитие. 128 Мбит варианты 266 МГц чипов есть уже у каждого производителя, к концу года некоторые из них выходят на уровень 256 Мбит.

А тем временем четырехлетний контракт Intel с Rambus по продвижению RDRAM подошел к концу, Intel оценила результаты, перспективы и приняла решение окончательно признать свою ошибку с попыткой навязать индустрии RDRAM. Компания договорилась с пятью крупнейшими производителями памяти в мире о начале совместной разработки следующей архитектуры памяти, как в старые добрые времена, когда Intel не противопоставляла себя индустрии, а направляла ее развитие. Предполагается, что эта архитектура, приходящая на рынок после DDR, вберет в себя лучшие черты как традиционных технологий, так и пакетного Rambus.

Видеосистема

1999 год стал годом nVidia. За прошедший год успело смениться 2 поколения видеоплат от этого производителя. В начале года вышел TNT2 и Vanta. А затем, в конце лета, был представлен GeForce 256, который содержит геометрический сопроцессор и по аналогии с центральным процессором называется GPU (Graphics Processing Unit). Так же, как и производители процессоров, производители видеочипов начали сегментировать свою продукцию. Например, чипы TNT2 и Vanta были представлены практически в одно время, но первый предназначается для мощных и дорогих плат, а второй - для самого дешевого рынка и интегрированных решений.

Если 3dfx c выходом Voodoo3 еще раз показала свою неспособность делать современные чипы, то другие производители чипов, например Matrox и ATI, представили довольно сильные продукты, что создает здоровую конкуренцию на рынке видеоплат. Стоит также отметить S3, которая вырвалась из ряда производителей Low-End видео, представив Savage4 и Savage2000, купив, помимо прочего, одного из крупнейших производителей видео и аудио плат Diamond Multimedia.

Осенью четко выраженным фаворитом был GeForce 256. Аппаратная реализация освещения и геометрической обработки покажет себя в будущих играх, выведя их на совершенно новый уровень. У компании S3 на поверку оказалось все замечательно лишь на бумаге, новый чип Savage2000, как и Savage 4, не оправдал надежд, показывая невысокую производительность в основном благодаря недоделанным драйверам. Та же проблема и у других производителей. Похоже, только nVidia на сегодняшний день имеет качественный OpenGL ICD драйвер.

Как и на рынке процессоров, среди производителей видеочипов и плат навсегда исчезли некоторые имена. В 1999 году ушли Number Nine, Hercules и Real3D.

Звук

Если 3D ускорители стали неотъемлемой частью компьютера в 1998 году, то в 1999 к трехмерной графике добавился еще трехмерный позиционируемый звук. Основные компании, производившие звуковые чипы, это Creative и Aureal. Новые платы на базе чипов EMU10K (Creative) и Vortex2 (Aureal) предполагают подключение до четырех колонок (две фронтальные + две тыловые). Для поддержки позиционируемого звука, в настоящее время, приложения используют два основных API - EAX (расширение DirectSound3D, разработанное Creative) и A3D (Aureal). Будущее покажет, какой из них окажется наиболее предпочтительным и станет стандартом. Возможно, оба API будут существовать вместе наподобие сегодняшнего положения с Direct3D и OpenGL.

Остальные компании, такие как Yamaha, ESS, Philips, также анонсировали чипы нового поколения. Борьба в этом секторе рынка еще только начинается.

Жесткие диски

Жесткие диски на протяжении 1999 года развивались в четырех основных направлениях: скорость, объем, надежность, цена. Все больше дисков для настольных систем имеют скорость вращения шпинделя 7200 об./мин. Для обеспечения достаточной пропускной способности новые диски работают с интерфейсом Ultra ATA/66, обеспечивающим скорость передачи данных между диском и контроллером 66 М/сек.

За счет использования гигантских магниторезистивных головок в современных дисках появилась возможность увеличить плотность записи. По сравнению с началом года, емкость типичных дисков увеличилась приблизительно вдвое.

Также нужно отметить такую тенденцию, как появление винчестеров, ориентированных на low-end рынок, то есть для компьютеров дешевле 700$. Первое семейство таких дисков выпустила Seagate - U4. Затем появились Quantum Fireball lct, Fujitsu XV Value, Maxtor DiamondMax VL. Как правило, это диски с минимальным количеством пластин и головок со скоростью вращения шпинделя 5400 об./мин.

Многие компании, такие как Quantum, Seagate, IBM, в своих новых дисках используют различные технологии, позволяющие снизить риск повреждения данных в результате удара, который приводит к шлепку головок и повреждению поверхности.

Приводы СD и DVD

Дисководы для чтения CD-ROM дисков, как и в прошлом году, продолжали плавно увеличивать скорость. По сравнению с началом года скорость увеличилась в 1.5 раза - с 48x в начале года до 72х в конце. Никаких революционных изменений не произошло.

Вопреки ожиданиям, стандарт DVD так и не стал общепризнанным, по большему счету благодаря отсутствию достаточного количества и довольно высокой стоимости DVD дисков. Однако можно отметить, что цены на приводы DVD-ROM опустились до вполне приемлемого уровня и при появлении достаточного ассортимента дисков можно ожидать быстрый переход на DVD технологию. А пока получается замкнутый круг - не выпускаются диски DVD, так как их не на чем читать, а дисководы не выпускаются потому, что на них нечего читать.

Еще одна тенденция уходящего года - это затухание рынка дисководов на сменных магнитных носителях. Никто из всех претендентов на замену 1.44 Мбайт 3.5'' дисковода так и не смог завоевать это место. А дисководы CD-RW, значительно подешевевшие в 1999 году, наоборот начали набирать популярность. Даже Iomega, как главный идеолог сменных магнитных носителей, занялась производством CD-RW дисковода ZipCD.
Виталий Шуравко


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 01 за 2000 год в рубрике del :: бизнес

©1997-2022 Компьютерная газета