Для тех, кто в танке


Для тех, кто спит и видит себя в башне танка, летящего на максимальной скорости навстречу вражеским снарядам и пулеметным расчетам (врагов - давить!), дабы первым из всего танкового взвода ворваться в очередной городок, словить бронебойный в башню и занять свое законное место памятника на пьедестале, предназначалась эта игра.

(c) Компьютерная газета


Игра: Panzer General. Разработчик: Wings Simulations. Издатель: Psygnosis. Системные требования: Pentium 166, 32 Mb, SVGA 4Mb.,8xCD-ROM (min).

Танковый раж

Итак, в Panzer Elite вам предстоит занять пост командира танка времен Второй мировой. Но все не так просто! Вам не придется сидеть в башне, уставившись в карту, и зычно командовать своим подчиненным: "Бронебойным! Прямой наводкой! Пли!" или "Ну-ка, Джони (Ганс), заедь-ка в те кустики..." Нет. Вам придется самому управлять танком, при желании стрелять из башеного орудия или пулеметов (их тут два, один спарен с пушкой, другой обычный, но можно добыть и третий, зенитный), слава богу, что не придется вручную заряжать. Однако есть возможность перепоручить все, кроме вождения, своим подчиненным. Карта также есть и играет немаловажную роль. Кроме того, надо было с этого начать, ведь эта игра не просто симулятор танка, а симулятор танкового взвода и, кроме вашего командирского танка, есть еще четыре ведомых, и ими вам также придется командовать. Но по порядку.

Имеем три кампании: Африка, Италия, Франция (Нормандия). Также можем играть как за проклятых фрицев (немцев), так и за не менее проклятых янки (американцев). Можно проходить кампанию, причем по выбору: короткую, среднюю длинную (длинная всего одна - Африка), либо в отдельный сценарий (из которых состоят кампании), либо в очень занимательную вещь под названием Instant Action, известную в народе также под именем Zulu alert. Это когда игра начинается с истошного вопля окружающих товарищей: "Танки слева! Танки справа! Хавайся у бульбу!.." и со всех сторон ползут кучи танков и прочей бронетехники вместе с многочисленной солдатней, и начинается куча мала. Этот режим предназначен для тех, кто не в экстазе от выполнения приказов командования, типа доползи туда, уничтожь то-то, защити се-то, а для тех, кому наибольший кайф доставляет сам бой, когда главной целью становится выжить самому и, по возможности, уберечь свой танк, и угробить как можно больше техники врага, и замочить как можно больше вражеского же народу. И хотя в итоге все, конечно, заканчивается вашей доблестной кончиной, единственной отрадой для вас становится оценка ваших действий на поле брани, пусть и в виде банальных очков. Этот режим, по крайней мере для меня, является одним из самых удачных моментов в игре, но я и не являюсь фанатичным поклонником симуляторов в целом и симуляторов танков в частности. А ведь еще в этом режиме можно с самого начала выбрать себе танк (из довольно обширного списка), на котором вы собираетесь совершать свои подвиги, что в кампании можно сделать только со временем, только когда заслужите такую честь и когда изобретут, сделают и подвезут. Но саму суть игры, как симулятора танкового взвода, можно оценить лишь в режиме кампании.


Прощай, родимый экипаж

Итак, как известно, танк населяют пять человек: Командир (наше виртуальное я), Стрелок, Заряжающий, Радист и Водитель. В симуляторной части можно побывать в шкуре всех вышеперечисленных товарищей (кроме заряжающего) и воочию убедиться, что танк это гроб на колесиках (вернее, на гусеницах), что, сидя в танке, практически ничего не видно и обзор из различных щелок, дырок и окуляров абсолютно никакой. Вот поэтому-то и необходима поддержка пехоты, а она здесь есть. Наши и вражеские солдаты живо передвигаются вокруг нас кучками, в которых визуально можно наблюдать с пяток человек, но на самом деле их там гораздо больше. Пехота может хладнокровно сидеть под пулями в ожидании приказа, также хладнокровно и также под пулями перебегать от одного куста к другому, и, видимо, дождавшись приказа, установить здоровенный пулемет и, как несложно догадаться, стрелять по врагам. Если есть пехота и есть танки, то кого не хватает? Правильно - артиллерии. И артиллерия здесь есть, и, причем, разная. И противотанковая, та, что прямой наводкой, и дальнобойная, та, что беглым и по ориентирам. Для полного счастья не хватает авиации и флота, но этого я здесь не видел, хотя, возможно, авиация-таки есть, ведь зенитный пулемет на танк поставить можно... А кроме вышеописанного есть еще много всякого: различные броневички, грузовики, самоходные орудия и просто джипы. В общем, массовка в наличии.

Кстати, AI здесь местами совершенно непонятен, например, ваш стрелок может с ослиным упорством стараться подбить виднеющийся на горизонте танк, в то время когда в десятке метров от вас будет находиться другой. Есть приколы с пехотой. Однажды в одном бою мне перебили траки, но я мог продолжать стрельбу, чем и занимался, но вдруг заметил, что совсем рядом сидит отряд вражин и чего-то ждет. Я принялся один за другим всаживать осколочные по позициям врагов (что странно, без видимого результата), но солдаты и ухом не повели, продолжая сидеть. Они соизволили пробежаться немного в сторону, только когда я снес домик по соседству, но, отбежав немного, они все равно уселись практически на открытом месте, но теперь в зоне досягаемости моего пулемета, и вскоре этого отряда не стало. Может, это был отряд слабоумных?

Танки в городе

Итак, кампания. Как я упоминал, кампания делится на сценарии, а вот между сценариями нам предоставляется заняться приготовлениями к следующему заданию. Мы находимся в живописном месте, где разбит наш лагерь, вокруг мы воочию наблюдаем танки нашего взвода и их командиров. Здесь мы можем подзаправить наши танки, возобновить боезапас, просмотреть характеристики наших бойцов и общее положение вещей, кроме того, в дальнейшем здесь мы можем получать новые танки и апгрейдить старые. Здесь же мы можем сохраниться и, что главное, настроить по своему вкусу и способностям игру. А вот настройки здесь впечатляющие.

Мы можем выставить профессиональность наших и вражеских войск, установить тип реализма, отдельно баллистику (можно поставить реалистическую и тогда придется учитывать направление и силу ветра) и, в конце концов, можно просто включить неуязвимость. Все эти настройки в первую очередь влияют на процент от очков, которые вам будут начислять по результатам игры. Замечу, что я выбрал неуязвимость, после этого для меня игра стала более играбельной.

Перед началом сценария вы просмотрите брифинг, и вам подробно расскажут про ситуацию на фронте и что от вас хотят, а также для наглядности разрисуют карту местности всевозможными стрелочками. Миссия началась. Мы видим наш танк от третьего лица, и это стандартный игровой вид. Мы, конечно, можем переключиться на виды от членов экипажа, более того, если мы хотим прицельно пострелять, нам необходимо это делать. Но, переключаясь на стрельбу, мы теряем возможность управлять танком и своими ведомыми. Можно, конечно, постоянно переключаться туда-сюда, но при этом вы часто теряете контроль над ситуацией и рискуете помереть раньше времени. Лучший выбор - это когда начинается большая заварушка, дать стрелку и радисту команды стрелять, как хотят, а самому вплотную заняться управлением танка. Выискивать позиции, уходить с открытой местности, находиться между выстрелами в движении, хотя танк может стрелять и с ходу, но для большей меткости лучше остановиться. Когда все поутихнет, вы можете самолично добить оставшихся врагов. Другая возможность - это, включив неуязвимость, самолично мочить всех и вся, не заботясь о своем здоровье. В этом случае получаешь на порядок больше удовольствия.

Для управления танком и ведомыми предусмотрена куча кнопок, которые просто невозможно все запомнить, но есть также интересная панелька, которая позволяет одной мышкой управлять всем хозяйством. Она всегда на экране. Вы всегда можете выбрать нужных вам ведомых, отдать им приказ или передвинуть в нужное место, просто кликнув на них.

Есть еще карта, по которой вы не только можете узнать, где находитесь сами или ваши ведомые, здесь вы можете также просмотреть состояние дел о миссии, ведь ваш взвод не единственный и некоторые задания могут быть выполнены (или провалены) без вашего участия. Также здесь можно просмотреть список радиограмм и самое главное - здесь можно указать цели вашей артиллерии, вернее район, который будут обстреливать, также указывается тип снаряда, которым будет вестись обстрел.

По танку вдарила болванка...

Теперь стоит поговорить о модели повреждений. Модель повреждений - это неотъемлемая и очень важная часть любого симулятора. И здесь она есть, и довольно непростая, но были моменты, заставляющие подумать, что сие работает не так, как надо. Например, когда при стрельбе практически в упор по вражескому танку он выходил из строя далеко не с первого выстрела. Но в целом все работает нормально. Вам могут перебить гусеницу, и тогда придется вращаться волчком на одном месте, могут вывести из строя оружие. При излишне лихих маневрах вы можете просто перевернуться. В конце концов, могут быть ранены или убиты члены вашего экипажа, тоже в некотором смысле повреждение.

Дочитав до этого момента, вы можете подумать, что это игра вашей мечты, ведь и правда, как можно посмотреть выше, в игре заложено много интересного, чего не найдешь в других играх. Но я еще не упомянул о графике и звуке. Как вы уже догадались, в этом отношении игра не является чем-то выдающимся, если не сказать больше. Для главных героев игры, танков, полигонов пожалели и американские "Шерманы" и "Ли" выглядят несколько угловатыми, в меньшей степени это отразилось на немецких "Тиграх" и "Пантерах", так как усилиями немецких дизайнеров они и в жизни изобилуют прямыми углами. Кстати, как раз немецкие танки здесь очень хорошо выглядят, в отличие от американских зеленых увальней. Солдатики здесь спрайтовые, фаз анимации на них тоже пожалели, но в целом нарисованы неплохо. Далее пиротехника. Взрывы, мягко говоря, страшненькие, зачастую их вообще незаметно, огня практически нет, вот дым здесь неплох. Дымовые завесы выглядят нормально. Выстрелы здесь озвучены и отображены неплохо, вот только стрельба из пулеметов выглядит как-то странно. Трассы от пуль изображены рядом дымных облачков. Есть еще один забавный момент озвучки. При игре за немцев все окружающие говорят на английском, но с та-а-ким ужасным немецким акцентом! Окружающая местность изображена довольно схематично, но если смотреть на многочисленные домики, деревья и кусты издали, то все в порядке. Вблизи же на деревья лучше не обращать внимания. Домики вблизи выглядят неплохо, но когда сквозь них проезжаешь (танк все-таки), на поверку оказываются пустыми коробочками с совершенно плоскими стенами. Звук при этом издается ужасный, какие-то похрустывания и позвякивания с дребезгом. Наверное, такие звуки можно услышать, когда уничтожают бульдозером различную контрофактную продукцию. Но самое ужасное - это сама земля. Нет, она довольно неровная, есть и бугорки, и ямочки, все расцвечено в цвет хаки, изображая траву. Но вот прочие особенности местности, как то реки, дороги, представляют собой обычные текстуры и, как следствие, полностью повторяют рельеф. Как вам нравится железная дорога, в точности повторяющая все ухабы, или река в подобном исполнении?

Если я кого-то последним абзацем отпугнул или озадачил, но игры подобного плана нравятся, то хочу успокоить. Играть можно, и даже с удовольствием. Патч уже на подходе, возможно, уже вышел. А ведь патч зачастую довольно сильно может повлиять на игру в лучшую сторону. Имеющие доступ в Интернет могут справиться по этому вопросу на WWW.PANZERELITE.COM, кстати, сайт очень стильный, выполнен в стиле интерфейса самой игры, и здесь вы не увидите серые прямоугольники виндовых кнопок, вместо них здоровенные красные пимпы.

Игорь "GIVer" Галуза


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 50 за 1999 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2024 Компьютерная газета