Видео от nVidia
В свете недавнего выхода Quake III Arena, по сути, нового игрового индустриального стандарта, у игроманов существует всего лишь два выхода: либо смотреть слайд-шоу у себя на экране, либо полноценно наслаждаться Игрой. Если вы выбираете второе, то предлагаю вашему вниманию обзор видеоплат на базе чипов от nVidia.
Почему nVidia? Потому что только данная компания предлагает полную линейку решений, начиная от самых недорогих Vanta, заканчивая самыми производительными на сегодня GeForce 256. Причем все платы после Riva128 имеют приличную производительность, одинаково хорошее качество изображения в 3D, поддерживают 32 бит глубину цвета, большие текстуры и имеют полноценную поддержку API OpenGL. Кроме того, все платы, начиная от TNT, имеют единственный универсальный драйвер, и можно быть уверенным, что через некоторое время про вашу плату не забудут драйверописатели и она будет долго радовать вас совместимостью со свежими играми и программами. Ни одна другая компания, производящая видеочипы, не может похвастаться таким списком достоинств. Среди явных недостатков можно выделить, наверное, лишь только отсутствие "бесплатной" (без потери производительности) трилинейной фильтрации.
Чипы
Рассмотрим, на каких чипах от nVidia можно встретить видеоплаты на нашем рынке сегодня.
1) Riva128/ZX - первый чипсет от nVidia, который пользовался успехом на рынке и в свое время конкурировал с 3dfx Voodoo1. Имеет неплохое качество 2D графики, но в современных 3D-играх качество изображения заметно хромает, между текстурами в некоторых случаях видны заметные щели. Нет поддержки 32 бит глубины цвета и больших текстур. Поддерживает 4 либо 8 Mб (вариант ZX) набортной памяти. Для покупки в качестве игрового ускорителя не рекомендуется.
2) RIVA TNT - чипсет следующего поколения, имеет качество изображения на уровне современных карт. В свое время конкурент Voodoo2. Поддержка до 16 Мб набортной памяти. Стандартные частоты работы чипа/памяти - 90/110МГц. В тестировании принимала участие плата производства Acorp, оснащенная 16 Мб памяти и имеющая тактовые частоты по умолчанию 90/90МГц, что несколько ниже номинальных, вероятно, из-за используемого в данной плате типа памяти.
3) RIVA TNT2 - наиболее популярная на сегодня карта. Качество изображения идентично TNT. Этот чип может поддерживать уже до 32 Мб набортной памяти. Стандартные частоты работы чипа/памяти - 125/150МГц. В тестировании принимала участие также плата производства Acorp, оснащенная 32 Мб памяти, и имеющая тактовые частоты, идентичные номинальным. На радиаторе установлен вентилятор для лучшего охлаждения.
4) Vanta - чип, предназначенный для самых недорогих карт. Имеет 64 бит архитектуру. Плата Acorp, котрая приняла участие в тестировании, имела всего 8 Мб памяти и частоты по умолчанию 100/125МГц. Впрочем, карты на той же Vanta, но других производителей, например, Gigabyte, работают по умолчанию на 125/150МГц. Таким образом, можно смело добавить к результатам измерения 10-20%, чтобы получить результаты для типичной карты на Vanta.
5) RIVA TNT2 M64 - немного "урезанный" вариант TNT2, который имеет 64-битный доступ к памяти. В остальном, включая тактовые частоты, это тот же TNT2. Этот чипсет представляла карта GA-622-32 производства Gigabyte, имеющая 32 Мб набортной памяти. Данная плата имеет пассивный радиатор с обеих сторон чипа и turbo-переключатель, позволяющий разогнать плату со
стандартных 125/150МГц до 160/160МГц. В разогнанном состоянии плата работала по-прежнему весьма стабильно.
6) RIVA TNT2 Ultra - вариант TNT2, работающий на частотах 150/183МГц. Платы на этом чипсете оснащаются быстрой памятью, а в остальном особого интереса карты Ultra не представляют, в связи с достаточно высокой стоимостью и практически отсутствием возможности разгона, так как чип и так работает выше номинальных частот.
7) RIVA TNT2A - новый чип, который приходит на замену TNT2. Выполненный по технологическому процессу 0.25 мкм, этот чип в состоянии работать на тактовых частотах, превышающих TNT2 Ultra. В тестировании приняла участие плата GA-660Plus производства Gigabyte. Плата оснащена 32 Мб набортной памяти и имеет тактовые частоты 150/166МГц. На чипе установлен радиатор с вентилятором и дополнительный радиатор с обратной стороны платы. Перемычка turbo позволяет легко поднять тактовые частоты до 170/183МГц, что уже выше, чем у плат на TNT2 Ultra. Плата была протестирована в обоих режимах.
8) GeForce 256 - последнее поколение плат от nVidia. Имеет геометрический сопроцессор, который разгружает центральный процессор, теоретически увеличивая производительность в несколько раз. Чип имеет довольно низкую тактовую частоту, но так как используется 4 конвейера обработки вместо 2, как в предыдущих чипах, теоретическая скорость заполнения сцены (fillrate) на той же тактовой частоте будет в два раза выше. Частоты по умолчанию 120/166МГц. Существует также профессиональный вариант чипа - Quadro, предназначенный для CAD/CAM систем. К сожалению, на момент тестирования платы на GeForce 256 доступны не были, но, как только появится возможность, я дополню данный обзор.
Необходимо сказать отдельно о наименованиях карт. При покупке обязательно обращайте внимание на то, что вам продают. В прайс-листах часто можно увидеть надпись TNT2 Vanta. И вас будут уверять, что вы покупаете TNT2, хотя на самом деле это окажется Vanta, который к TNT2 отношения не имеет. Полезно также помнить, что TNT2 M64 хуже, чем TNT2, так как использует 64-битную шину доступа к памяти, вместо 128-битной в TNT2.
Производительность
Тестирование проводилось на системе следующей конфигурации:
Процессор: Intel Pentium III 450. Mатеринская плата: Gigabyte BX2000 (Intel 440BX). Память: 128Мб PC100. Жесткий диск: Quantum Fireball CX 10.2. OC: Windows 98 SE, DirectX 7.0
Для всех плат использовался эталонный драйвер nVidia Detonator 2.08. Это предпоследний официальный драйвер для карт nVidia, дающий максимальную производительность. Самый свежий драйвер на момент написания обзора - 3.53 - работает медленнее во всех режимах.
Итак, посмотрим, на что способны карты в сегодняшнем хите номер один - Quake III Arena. На момент тестирования была доступна тест-версия 1.08 игры. Производительность измерялась стандартным демо-роликом q3demo1.
В каждом режиме тест прогонялся 3 раза, и вычислялся средний результат. Игра была настроена на максимальное качество изображения. Движок детализации текстур находился в среднем положении.
Обратите внимание на то, что при 16 бит глубине цвета в 640x480 все платы показывают приблизительно одинаковую производительность, это говорит о том, что узким местом в системе в данном случае является центральный процессор. При увеличении разрешения в 16 бит цвете основным фактором, влияющим на производительность, является частота работы чипа.
При 32-битном цвете ситуация существенно меняется. Так как объем текстур возрастает вдвое, определяющим параметром становится скорость работы с памятью. Чипы с шиной доступа к памяти 64 бит (Vanta, TNT2 M64) значительно уступают полноценной TNT2 и TNT2A. А Vanta вообще не смог работать при разрешении 1024х768 в 32 бит цвете из-за объема памяти всего 8 Мб. Еще необходимо отметить, что Quake III Arena, это игра, оптимизированная для 32 бит цвета. При работе в 16 бит благодаря использованию многопроходного рендеринга возникает неприятный эффект в виде сетки или "песочка" на текстурах.
Теперь обратимся к играм постарше, например, Quake 2 3.20. Для измерения производительности использовался стандартный демо-ролик demo1.dm2 и настройки на максимальное качество изображения.
Ситуация в Quake 2 несколько иная. Так как объем текстур невелик, производительность при 16-битной и 32-битной глубине цвета не различается так сильно, но очень хорошо заметно, как отстают карты с медленным доступом к памяти.
Для измерения Direct3D-производительности использовался Unreal 2.25 и сцена с облетом замка (Castle Flyby).
Здесь явное преимущество TNT2A, который показывает значительный отрыв от остальных чипов. Движок Unreal весьма требователен к скорости заполнения сцены (fillrate), и поэтому налицо явное преимущество высокой тактовой частоты чипа.
Выводы
Если вы обладаете мощным процессором и большим монитором, то вам должна понравиться плата на чипе TNT2A, причем Gigabyte GA-660Plus явно будет одной из лучших карт на этом чипе благодаря хорошей системе охлаждения и возможности легко разогнать плату. Данная плата обеспечивает отличную производительность, как в играх сегодняшнего дня, так и ближайшего будущего, позволяя играть с высоким числом смены кадров практически при любом разрешении и глубине цвета. TNT2 - подойдет пользователям Celeron и Pentium II c тактовой частотой 300 МГц и выше. А для тех, кто желает сэкономить деньги и не имеет высокопроизводительного процессора, но тем не менее хочет иметь возможность наслаждаться играми и хорошим качеством изображения, подойдут TNT, Vanta и TNT2 M64.
Чипсеты от nVidia
Виталий Шуравко
Почему nVidia? Потому что только данная компания предлагает полную линейку решений, начиная от самых недорогих Vanta, заканчивая самыми производительными на сегодня GeForce 256. Причем все платы после Riva128 имеют приличную производительность, одинаково хорошее качество изображения в 3D, поддерживают 32 бит глубину цвета, большие текстуры и имеют полноценную поддержку API OpenGL. Кроме того, все платы, начиная от TNT, имеют единственный универсальный драйвер, и можно быть уверенным, что через некоторое время про вашу плату не забудут драйверописатели и она будет долго радовать вас совместимостью со свежими играми и программами. Ни одна другая компания, производящая видеочипы, не может похвастаться таким списком достоинств. Среди явных недостатков можно выделить, наверное, лишь только отсутствие "бесплатной" (без потери производительности) трилинейной фильтрации.
Чипы
Рассмотрим, на каких чипах от nVidia можно встретить видеоплаты на нашем рынке сегодня.
1) Riva128/ZX - первый чипсет от nVidia, который пользовался успехом на рынке и в свое время конкурировал с 3dfx Voodoo1. Имеет неплохое качество 2D графики, но в современных 3D-играх качество изображения заметно хромает, между текстурами в некоторых случаях видны заметные щели. Нет поддержки 32 бит глубины цвета и больших текстур. Поддерживает 4 либо 8 Mб (вариант ZX) набортной памяти. Для покупки в качестве игрового ускорителя не рекомендуется.
2) RIVA TNT - чипсет следующего поколения, имеет качество изображения на уровне современных карт. В свое время конкурент Voodoo2. Поддержка до 16 Мб набортной памяти. Стандартные частоты работы чипа/памяти - 90/110МГц. В тестировании принимала участие плата производства Acorp, оснащенная 16 Мб памяти и имеющая тактовые частоты по умолчанию 90/90МГц, что несколько ниже номинальных, вероятно, из-за используемого в данной плате типа памяти.
3) RIVA TNT2 - наиболее популярная на сегодня карта. Качество изображения идентично TNT. Этот чип может поддерживать уже до 32 Мб набортной памяти. Стандартные частоты работы чипа/памяти - 125/150МГц. В тестировании принимала участие также плата производства Acorp, оснащенная 32 Мб памяти, и имеющая тактовые частоты, идентичные номинальным. На радиаторе установлен вентилятор для лучшего охлаждения.
4) Vanta - чип, предназначенный для самых недорогих карт. Имеет 64 бит архитектуру. Плата Acorp, котрая приняла участие в тестировании, имела всего 8 Мб памяти и частоты по умолчанию 100/125МГц. Впрочем, карты на той же Vanta, но других производителей, например, Gigabyte, работают по умолчанию на 125/150МГц. Таким образом, можно смело добавить к результатам измерения 10-20%, чтобы получить результаты для типичной карты на Vanta.
5) RIVA TNT2 M64 - немного "урезанный" вариант TNT2, который имеет 64-битный доступ к памяти. В остальном, включая тактовые частоты, это тот же TNT2. Этот чипсет представляла карта GA-622-32 производства Gigabyte, имеющая 32 Мб набортной памяти. Данная плата имеет пассивный радиатор с обеих сторон чипа и turbo-переключатель, позволяющий разогнать плату со
стандартных 125/150МГц до 160/160МГц. В разогнанном состоянии плата работала по-прежнему весьма стабильно.
6) RIVA TNT2 Ultra - вариант TNT2, работающий на частотах 150/183МГц. Платы на этом чипсете оснащаются быстрой памятью, а в остальном особого интереса карты Ultra не представляют, в связи с достаточно высокой стоимостью и практически отсутствием возможности разгона, так как чип и так работает выше номинальных частот.
7) RIVA TNT2A - новый чип, который приходит на замену TNT2. Выполненный по технологическому процессу 0.25 мкм, этот чип в состоянии работать на тактовых частотах, превышающих TNT2 Ultra. В тестировании приняла участие плата GA-660Plus производства Gigabyte. Плата оснащена 32 Мб набортной памяти и имеет тактовые частоты 150/166МГц. На чипе установлен радиатор с вентилятором и дополнительный радиатор с обратной стороны платы. Перемычка turbo позволяет легко поднять тактовые частоты до 170/183МГц, что уже выше, чем у плат на TNT2 Ultra. Плата была протестирована в обоих режимах.
8) GeForce 256 - последнее поколение плат от nVidia. Имеет геометрический сопроцессор, который разгружает центральный процессор, теоретически увеличивая производительность в несколько раз. Чип имеет довольно низкую тактовую частоту, но так как используется 4 конвейера обработки вместо 2, как в предыдущих чипах, теоретическая скорость заполнения сцены (fillrate) на той же тактовой частоте будет в два раза выше. Частоты по умолчанию 120/166МГц. Существует также профессиональный вариант чипа - Quadro, предназначенный для CAD/CAM систем. К сожалению, на момент тестирования платы на GeForce 256 доступны не были, но, как только появится возможность, я дополню данный обзор.
Необходимо сказать отдельно о наименованиях карт. При покупке обязательно обращайте внимание на то, что вам продают. В прайс-листах часто можно увидеть надпись TNT2 Vanta. И вас будут уверять, что вы покупаете TNT2, хотя на самом деле это окажется Vanta, который к TNT2 отношения не имеет. Полезно также помнить, что TNT2 M64 хуже, чем TNT2, так как использует 64-битную шину доступа к памяти, вместо 128-битной в TNT2.
Производительность
Тестирование проводилось на системе следующей конфигурации:
Процессор: Intel Pentium III 450. Mатеринская плата: Gigabyte BX2000 (Intel 440BX). Память: 128Мб PC100. Жесткий диск: Quantum Fireball CX 10.2. OC: Windows 98 SE, DirectX 7.0
Для всех плат использовался эталонный драйвер nVidia Detonator 2.08. Это предпоследний официальный драйвер для карт nVidia, дающий максимальную производительность. Самый свежий драйвер на момент написания обзора - 3.53 - работает медленнее во всех режимах.
Итак, посмотрим, на что способны карты в сегодняшнем хите номер один - Quake III Arena. На момент тестирования была доступна тест-версия 1.08 игры. Производительность измерялась стандартным демо-роликом q3demo1.
В каждом режиме тест прогонялся 3 раза, и вычислялся средний результат. Игра была настроена на максимальное качество изображения. Движок детализации текстур находился в среднем положении.
Обратите внимание на то, что при 16 бит глубине цвета в 640x480 все платы показывают приблизительно одинаковую производительность, это говорит о том, что узким местом в системе в данном случае является центральный процессор. При увеличении разрешения в 16 бит цвете основным фактором, влияющим на производительность, является частота работы чипа.
При 32-битном цвете ситуация существенно меняется. Так как объем текстур возрастает вдвое, определяющим параметром становится скорость работы с памятью. Чипы с шиной доступа к памяти 64 бит (Vanta, TNT2 M64) значительно уступают полноценной TNT2 и TNT2A. А Vanta вообще не смог работать при разрешении 1024х768 в 32 бит цвете из-за объема памяти всего 8 Мб. Еще необходимо отметить, что Quake III Arena, это игра, оптимизированная для 32 бит цвета. При работе в 16 бит благодаря использованию многопроходного рендеринга возникает неприятный эффект в виде сетки или "песочка" на текстурах.
Теперь обратимся к играм постарше, например, Quake 2 3.20. Для измерения производительности использовался стандартный демо-ролик demo1.dm2 и настройки на максимальное качество изображения.
Ситуация в Quake 2 несколько иная. Так как объем текстур невелик, производительность при 16-битной и 32-битной глубине цвета не различается так сильно, но очень хорошо заметно, как отстают карты с медленным доступом к памяти.
Для измерения Direct3D-производительности использовался Unreal 2.25 и сцена с облетом замка (Castle Flyby).
Здесь явное преимущество TNT2A, который показывает значительный отрыв от остальных чипов. Движок Unreal весьма требователен к скорости заполнения сцены (fillrate), и поэтому налицо явное преимущество высокой тактовой частоты чипа.
Выводы
Если вы обладаете мощным процессором и большим монитором, то вам должна понравиться плата на чипе TNT2A, причем Gigabyte GA-660Plus явно будет одной из лучших карт на этом чипе благодаря хорошей системе охлаждения и возможности легко разогнать плату. Данная плата обеспечивает отличную производительность, как в играх сегодняшнего дня, так и ближайшего будущего, позволяя играть с высоким числом смены кадров практически при любом разрешении и глубине цвета. TNT2 - подойдет пользователям Celeron и Pentium II c тактовой частотой 300 МГц и выше. А для тех, кто желает сэкономить деньги и не имеет высокопроизводительного процессора, но тем не менее хочет иметь возможность наслаждаться играми и хорошим качеством изображения, подойдут TNT, Vanta и TNT2 M64.
Чипсеты от nVidia
Riva128/ZX | TNT | TNT2 | Vanta | TNT2 M64 | TNT2 Ultra | TNT2A | GeForce256 | |
Частота чипа/памяти, МГц | ?/100 | 90/110 | 125/150 | 100/120 | 125/150 | 150/183 | 150/166 | 120/166 |
Доступ к памяти, бит | 128 | 128 | 128 | 64 | 64 | 128 | 128 | 128/256 |
Макс. объем памяти, Мб | 4/8 | 16 | 32 | 8 | 32 | 32 | 32 | 128 |
Количество конвейеров | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 |
Виталий Шуравко
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 49 за 1999 год в рубрике hard :: video