Нельзя делать бесплатную работу!
Я хочу рассказать одну небольшую и малоприятную историю, которая, тем не менее, для многих может оказаться интересной.
(c) Компьютерная газета
Несколько лет я работал на одном предприятии сетевым администратором. Полгода назад мне удалось убедить руководство предприятия в том, что назрела необходимость активного использования современных Интернет-технологий в бизнесе. Начало было положено самым простым образом - произведено сеансовое подключение по коммутируемой линии компьютера в отделе маркетинга. Я в свое свободное время создал эскиз Web-сайта предприятия и представил его руководству. В результате предприятие оплатило одному московскому провайдеру хостинг для размещения сайта в Интернет и собственное доменное имя. Как значительно позже выяснилось, тут и оказался корень проблем. Загоревшись энтузиазмом, я не настоял на оплате моих дальнейших работ по Web-дизайну, кодированию, Интернет-рекламе и т.д. На тот момент казалось, что главное - это результат труда и благодарные работодатели сами позаботятся о материальном поощрении самоотверженого исполнителя. Т.е. не имея ни дополнительной копейки в строке "оплата труда" своего договора подряда, ни выделенного рабочего времени (хватало основной работы по обслуживанию сети), я сидел по ночам и занимался корпоративным сайтом (благо был опыт реализации некоммерческих проектов). Днем, кстати, тоже приходилось выискивать время для того, что бы настроить программный прокси-сервер, установить программный почтовый сервер для организации почтового шлюза между локальной сетью и Интернет, благо предприятие получило неограниченное количество алиесов для адресов E-mail в своем домене и т.д.
Не могу похвастаться и значительной помощью в предоставлении материалов со стороны предприятия. Когда результат интересен кроме меня только директору, а он, сами понимаете, не может все бросить ради этой идеи, то информацию приходится буквально выпытывать у сотрудников. И, тем не менее, рабочая версия сайта была создана и размещена в Интернет. Web-сайт начал свою тихую мирную жизнь (о бурной не говорю, не выделили денег на серьезный promotion), а я занялся его развитием и "раскруткой" в баннерных сетях, каталогах и т.д. И надо было случиться непредвиденным обстоятельствам. Одна известная компьютерная минская фирма очень потрудилась, чтобы помочь мне уйти с этого предприятия. Знаете ли, китам компьютерного бизнеса очень удобно проворачивать различные махинации, пока представители заказчика плохо разбираются в информационных технологиях, а того, кто немного разбирается, надо дискредитировать. Но речь не об этом.
Однако такой труд тяжело оставить, и я продолжал работу над сайтом уже дома. Буквально через пару дней после моего представления директору новой версии сайта и плана дальнейшего развития ресурса, представители упомянутой фирмы потребовали у меня данные для авторизации на FTP сайта, ссылаясь при этом на руководство предприятия. Надо отметить, что эти данные были в отделе маркетинга, но, я полагаю, это было предупреждением, что данное поле деятельности также попало в сферу интересов этой фирмы. И вот теперь возникает, собственно, главный вопрос статьи: должен ли я передать свою работу этой фирме или имею право распоряжаться дальнейшей судьбой своего труда.
Давайте посмотрим, что гласит закон РБ "Об авторских правах".
"...Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, находящиеся в какой-либо объективной форме: письменной (рукопись, машинопись, нотная запись); электронной (компьютерная программа, электронная база данных); звуко- или видеозаписи (магнитной, оптической, электронной); изображения (картина, рисунок, кино-, теле-, видео-, фотокадр); объемно-пространственной (скульптура, макет, сооружение)".
Т.е. на Web-сайт авторское право распространяется. Это и программа (использованы языки HTML, DHTML, CSS, Java-script, Perl) и база данных, согласно определениям, принятым в этом законе. Смотрим далее: "...автор - физическое лицо, творческим трудом которого созданопроизведение". Ага, однозначно я автор (указывать на созданных мною страницах Copyright, я, как правило, не забываю). Итак, какие же я имею, как автор, права?
"...Автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права: право признаваться автором произведения (право авторства); право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом или без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя); право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации); право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование)". Короче говоря, я таки имею право разрешать или не разрешать обнародовать мою работу! Так что пока представители фирмы искали, чем переписать мой сайт к себе на локальный диск (в чем мне сами и признались), я стер всю информацию, за исключением изображений, предоставленных предприятием. Конечно, со стороны фирмы я уже получил уйму различных обвинений (любопытно, что со стороны предприятия никаких обвинений не поступало), но я защитил свое авторское право. Вы спросите, а как же тогда в случае выполнения работ профессиональной Web-студией?! Очень просто. В любом соответствующем договоре вы найдете пункт, похожий на этот: "Все права на созданный Web-сайт Заказчика переходят к Заказчику в момент приемки выполненной работы". Т.е. подрядчик продает свое авторское право заказчику. В моем случае никакого договора не было, все на общественных началах.
Вы можете сказать, что правильнее было бы, в любом случае, отстаивать свои права в суде. Я может и рад был бы, но чего может добиться в суде простой провинциальный программист против огромной фирмы с большим штатом юристов?!
Дмитрий Шейко
(c) Компьютерная газета
Несколько лет я работал на одном предприятии сетевым администратором. Полгода назад мне удалось убедить руководство предприятия в том, что назрела необходимость активного использования современных Интернет-технологий в бизнесе. Начало было положено самым простым образом - произведено сеансовое подключение по коммутируемой линии компьютера в отделе маркетинга. Я в свое свободное время создал эскиз Web-сайта предприятия и представил его руководству. В результате предприятие оплатило одному московскому провайдеру хостинг для размещения сайта в Интернет и собственное доменное имя. Как значительно позже выяснилось, тут и оказался корень проблем. Загоревшись энтузиазмом, я не настоял на оплате моих дальнейших работ по Web-дизайну, кодированию, Интернет-рекламе и т.д. На тот момент казалось, что главное - это результат труда и благодарные работодатели сами позаботятся о материальном поощрении самоотверженого исполнителя. Т.е. не имея ни дополнительной копейки в строке "оплата труда" своего договора подряда, ни выделенного рабочего времени (хватало основной работы по обслуживанию сети), я сидел по ночам и занимался корпоративным сайтом (благо был опыт реализации некоммерческих проектов). Днем, кстати, тоже приходилось выискивать время для того, что бы настроить программный прокси-сервер, установить программный почтовый сервер для организации почтового шлюза между локальной сетью и Интернет, благо предприятие получило неограниченное количество алиесов для адресов E-mail в своем домене и т.д.
Не могу похвастаться и значительной помощью в предоставлении материалов со стороны предприятия. Когда результат интересен кроме меня только директору, а он, сами понимаете, не может все бросить ради этой идеи, то информацию приходится буквально выпытывать у сотрудников. И, тем не менее, рабочая версия сайта была создана и размещена в Интернет. Web-сайт начал свою тихую мирную жизнь (о бурной не говорю, не выделили денег на серьезный promotion), а я занялся его развитием и "раскруткой" в баннерных сетях, каталогах и т.д. И надо было случиться непредвиденным обстоятельствам. Одна известная компьютерная минская фирма очень потрудилась, чтобы помочь мне уйти с этого предприятия. Знаете ли, китам компьютерного бизнеса очень удобно проворачивать различные махинации, пока представители заказчика плохо разбираются в информационных технологиях, а того, кто немного разбирается, надо дискредитировать. Но речь не об этом.
Однако такой труд тяжело оставить, и я продолжал работу над сайтом уже дома. Буквально через пару дней после моего представления директору новой версии сайта и плана дальнейшего развития ресурса, представители упомянутой фирмы потребовали у меня данные для авторизации на FTP сайта, ссылаясь при этом на руководство предприятия. Надо отметить, что эти данные были в отделе маркетинга, но, я полагаю, это было предупреждением, что данное поле деятельности также попало в сферу интересов этой фирмы. И вот теперь возникает, собственно, главный вопрос статьи: должен ли я передать свою работу этой фирме или имею право распоряжаться дальнейшей судьбой своего труда.
Давайте посмотрим, что гласит закон РБ "Об авторских правах".
"...Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, находящиеся в какой-либо объективной форме: письменной (рукопись, машинопись, нотная запись); электронной (компьютерная программа, электронная база данных); звуко- или видеозаписи (магнитной, оптической, электронной); изображения (картина, рисунок, кино-, теле-, видео-, фотокадр); объемно-пространственной (скульптура, макет, сооружение)".
Т.е. на Web-сайт авторское право распространяется. Это и программа (использованы языки HTML, DHTML, CSS, Java-script, Perl) и база данных, согласно определениям, принятым в этом законе. Смотрим далее: "...автор - физическое лицо, творческим трудом которого созданопроизведение". Ага, однозначно я автор (указывать на созданных мною страницах Copyright, я, как правило, не забываю). Итак, какие же я имею, как автор, права?
"...Автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права: право признаваться автором произведения (право авторства); право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом или без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя); право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации); право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование)". Короче говоря, я таки имею право разрешать или не разрешать обнародовать мою работу! Так что пока представители фирмы искали, чем переписать мой сайт к себе на локальный диск (в чем мне сами и признались), я стер всю информацию, за исключением изображений, предоставленных предприятием. Конечно, со стороны фирмы я уже получил уйму различных обвинений (любопытно, что со стороны предприятия никаких обвинений не поступало), но я защитил свое авторское право. Вы спросите, а как же тогда в случае выполнения работ профессиональной Web-студией?! Очень просто. В любом соответствующем договоре вы найдете пункт, похожий на этот: "Все права на созданный Web-сайт Заказчика переходят к Заказчику в момент приемки выполненной работы". Т.е. подрядчик продает свое авторское право заказчику. В моем случае никакого договора не было, все на общественных началах.
Вы можете сказать, что правильнее было бы, в любом случае, отстаивать свои права в суде. Я может и рад был бы, но чего может добиться в суде простой провинциальный программист против огромной фирмы с большим штатом юристов?!
Дмитрий Шейко
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 48 за 1999 год в рубрике интернет :: разное