Проблемы обучения работе на ПК
Еще в древности люди знали очень мудрое правило - чем больше знаешь, тем больше не знаешь. Чем больше границы знания, тем большее количество вопросов появляется у человека. Это относится ко всем наукам, в том числе и к информатике.
(c) Компьютерная газета
Основной проблемой информатики является то, что она не так давно перешла из мира специалистов в наш реальный мир. Компьютерные технологии еще настолько сыры, что даже профессионалы часто попадают в затруднение. А что же говорить об обычных людях? Основная задача ясна всем - обучить людей управляться с компьютером. Уже это ставит перед нами вопрос - чему учить(ся)? Изначальную задачу появления ПК формулировали так - упростить рутинные работы, перейти на безбумажную технологию обработки информации и упростить эту самую передачу информации. По-моему, ни одна из этих задач полностью не реализована.
В первую очередь необходимо провести четкую грань между специалистами и обычными пользователями. В компьютерном мире такая грань попросту отсутствует. Специалисты (выпускники факультетов прикладной математики и др.) зачастую ничего не знают. А нынешние школьники обладают многочисленными (но, увы, неупорядоченными) знаниями. Кто кого учит - тоже большой вопрос. Преподавание в школах и вузах очень неудовлетворительно - из-за годами не меняющихся программ обучения, устаревшей техники и неквалифицированных преподавателей. А ведь ИТ - не узкоспециализированная наука. Если бы существующие технологии применялись в деле, то мы бы реально приблизились к будущему, описываемому фантастами. К сожалению, основное применение сегодняшнего ПК - печатная машинка и игрушка.
Давайте попробуем обозначить те сферы, которые необходимы современному пользователю.
1. Интерфейс управления информацией. Операционные Системы.
2. Создание документов (имеется в виду научить человека "печатать").
3. Сетевые технологии (поиск и передача информации).
К сожалению, ограничиться тремя конкретными задачами невозможно. На заре моего компьютерного "детства" (1993 - 1995 года) наибольший объем занимали не сама операционная система и прикладные программы, а программы обслуживания компьютера. За то время я стал бог знает кем, но только не пользователем, потому как только процентов пять моих знаний были пользовательскими (в таком виде, как я их описал).
С появлением Windows 95/98/NT компьютер получил популярность с молниеносной скоростью, так как появилось то, что называется интуитивно-понятным графическим интерфейсом. Хотя такое определение подразумевает то, что человек, впервые севший за компьютер, должен научиться сам с ним управляться. В последнее время для этого много делается, с компьютером действительно стало удобно работать. Но скажите, избавились ли мы от синдрома "специалиста"? Увы, нет. Потому что пользователю нужно знать и уметь работать с пакетом обслуживающих программ, таких, как дефрагментация, обслуживание винчестера (ScanDisc), а также переустановка ОС в случае ее краха. Я уже не говорю об инсталляции программ и чистке всей ОС.
Отчего все беды? А оттого, что Windows не может самостоятельно обслуживать сама себя. Почему бы не внедрить все регулярно повторяющиеся процедуры обслуживания в систему? И еще, почему не предусмотрены особые функции аварийного отката в случае отказа системы? Ведь часто все отказы системы происходят из-за программных сбоев. А эти программные сбои возникают из-за изменения настроек системы. Допустим, мы инсталлировали программу, и она дала какой-то сбой (допустим, перезаписала важную DLL библиотеку, не спросясь, и изменила настройки реестра). И система намертво виснет при загрузке. А если бы существовал хоть какой-нибудь режим отката, а не просто деинсталляция программы, оставляющая все глюки на месте, то было бы все намного проще и операционная система стояла бы годами. А так, зная, что послужило причиной краха, но не зная, как ее устранить, приходится переустанавливать всю ОС.
Но я слишком углубился в дебри. Правда, надеюсь, это все не понапрасну, об этом я расскажу в конце, а сейчас хотелось бы рассказать еще об одной стороне дела - аппаратной. Дело в том, что сам компьютер - это фактически собранный конструктор, и если охота получить действительно нужную модель, то приходится "собирать" (имеется в виду не непосредственная сборка, а выписанная полная конфигурация вплоть до того, где произведен процессор фирмы Intel - в Малайзии или в Кремниевой Долине, и номера партии) ее самому либо покупать brand-name. Первый метод не подходит хотя бы потому, что тут опять-таки требуется "специалист". Второй способ чрезвычайно дорогой. Белорусские же объявления типа компьютер "для школьника" или "для Интернет" часто вызывают чувство гадливости, потому как часто в таких объявлениях видишь конфигурацию, максимально удешевленную. Часто даже не понять, чем руководствовались "изобретатели" такой модели. Хотя сами производители комплектующих нередко вешают "лапшу на уши". Скажите, "компьютерщики", кто-нибудь поверил Intel, утверждающей, что P-III создан для Интернет? Или nVidia, утверждающей, что в чипе RivaTNT (и TNT2) настоящая трилинейная фильтрация? То-то и оно.
Как сказал в одной статье незабвенный Роман Соболенко, его, с пользовательской точки зрения, ни секунды не волнует, на каком чипе построены комплектующие. Тревожит только одно - функциональные возможности и... все. Скорость комплектующих тоже можно отнести в раздел таких возможностей. Этот подход будет единственно верным.
Совет, который можно дать нашим чайникам, - покупайте компьютеры "brand-name" у белорусских сборщиков. Если фирма предоставляет широкий выбор, возможности, собирает серверы, а также является чьим-то официальным дистрибьютором (и может быть, даже имеет представительство в Москве!), то к ней можно смело (ну почти смело) обращаться.
Вернемся немного назад, к вопросам обучения работе на ПК. Мое мнение - если обучить человека учиться самому (то есть обучить тому самому интерфейсу, в который входит также немаловажный help, о котором все почему-то забывают - и преподаватели, и пользователи), то самостоятельное обучение каким-то новым прикладным и обслуживающим программам для него не составит труда. Такой курс едва ли будет длиться больше месяца спокойного обучения.
К сожалению, ничего подобного пока не наблюдается. Литература, выпускающаяся для самостоятельного обучения, узкоспециализирована. Допустим, книжка по Windows 95/98, может, и даст понятие о том, как настраивать систему и приблизительно работать с ней, но не научит стать пользователем. Другая же литература обучает только возможностям работать с прикладными программами. В книжки типа Фигурнова я "швырялся помидорами" года два назад из-за того, что они обучали и DOS, и Windows, были без иллюстраций и большая часть их была опять же посвящена функциональным возможностям программ.
Итак, итог N№1. Неквалифицированному чайнику сложно найти обучающую литературу, удовлетворяющую всем требованиям.
Пошли дальше. Обучение в школах и вузах (некомпьютерных, естественно). Во многих школах до сих пор преподают программирование. Конечно, это здорово, я сам когда-то начинал знакомство с миром компьютеров с программирования. Правда, начинал не с компьютера, а... с программируемых микрокалькуляторов типа МК-52/61 и БЗ-34, если память не изменяет (о, золотые времена!). Для тех, кто не знает, поясняю - можно было уложить в память размером около 100 ячеек (одна операция на ячейку) последовательность операций, причем с циклом, ветвлениями и подпрограммами. Были также стек, память и куча функций. Можно было даже играть с калькулятором (крестики-нолики, игру Баше и др.). А формат записи вычислений был "польским" (до сих пор вспоминаю одноклассников, удивленно ищущих знак "равно"). Извините, ностальгия... В продолжение темы хочу сказать, что современные прикладные программы, типа Mathematika, Excel, СУБД, позволяют решить задачи программирования тем, кому это необходимо. А задачей программирования как раз является создание таких программ.
Предприятия и лаборатории, решающие узкоспециализированные задачи, должны нанимать программистов, а не пытаться самим решить такие проблемы.
В вузах к обучению подходят более строго, но... Увы, и тут далеко не все совершенно. Обучение даже на современной технике отсталое. Часто вначале обучают DOS, а потом Windows, научат рисовать в Paint рисунки и вызывать Word с Excelем да делать таблички. Обучение завершено. А кто умеет устанавливать программы и конфигурировать систему? Никто, так как аппаратура учебная, и ничего делать не разрешается. Потому многое остается за кадром, лекции оторваны от практики. А потом все забывается за ненадобностью. Обучение же по профилю действительно поставлено на высший уровень.
Итог N№2. Обучение в процессе общего и высшего образования не удовлетворяет современным требованиям.
Еще одна методика, которую я могу предложить, - компьютерные курсы. Это, пожалуй, самый оптимальный вариант обучения для тех, кому это действительно надо. Думаю, многих из них научат работать на компьютере так, как это требуется. Но под вопросом тогда остается всеобщее образование.
Итог N№3. Дать полноценные пользовательские знания способны лишь спецкурсы.
И тут возникает вопрос - а действительно ли необходимо поголовное обучение компьютерам? Я думаю - да. Каждая третья семья в зарубежье имеет персональный компьютер. Все предприятия и офисы оборудованы компьютерной техникой, зачастую объединенной в сеть. И может, даже с выходом в Интернет. Компьютерная грамотность является одним из факторов при приеме на работу. Знания ИТ помогут вам повысить производительность своего труда, воспользоваться возможностями, о которых многие даже не подозревают. Эти возможности - очень большая тема, которую постоянно обсуждает и развивает КГ.
А кому из редакторов, руководителей и сисадминов не хотелось бы видеть пользователя все знающего (благодаря Интернет), умеющего быстро, красиво, а главное - правильно набрать текст (кому приходится редактировать компьютерные тексты, меня поймут - зачастую проще набрать с рукописи, чем редактировать текст, набранный в Word по правилам DOS) и не беспокоящего (а главное - не поносящего на чем свет стоит!) по пустякам администратора сети, у которого и без того хлопот - полон рот.
Напоследок хочу выразить надежду, что я хотя бы чуть-чуть выполнил свою задачу при написании данной статьи, а именно - рассказал, как надо учиться и как надо учить, а также обрисовал проблемы, стоящие перед миром Информационных Технологий (ИТ) и всеми нами.
Антон Панов
(c) Компьютерная газета
Основной проблемой информатики является то, что она не так давно перешла из мира специалистов в наш реальный мир. Компьютерные технологии еще настолько сыры, что даже профессионалы часто попадают в затруднение. А что же говорить об обычных людях? Основная задача ясна всем - обучить людей управляться с компьютером. Уже это ставит перед нами вопрос - чему учить(ся)? Изначальную задачу появления ПК формулировали так - упростить рутинные работы, перейти на безбумажную технологию обработки информации и упростить эту самую передачу информации. По-моему, ни одна из этих задач полностью не реализована.
В первую очередь необходимо провести четкую грань между специалистами и обычными пользователями. В компьютерном мире такая грань попросту отсутствует. Специалисты (выпускники факультетов прикладной математики и др.) зачастую ничего не знают. А нынешние школьники обладают многочисленными (но, увы, неупорядоченными) знаниями. Кто кого учит - тоже большой вопрос. Преподавание в школах и вузах очень неудовлетворительно - из-за годами не меняющихся программ обучения, устаревшей техники и неквалифицированных преподавателей. А ведь ИТ - не узкоспециализированная наука. Если бы существующие технологии применялись в деле, то мы бы реально приблизились к будущему, описываемому фантастами. К сожалению, основное применение сегодняшнего ПК - печатная машинка и игрушка.
Давайте попробуем обозначить те сферы, которые необходимы современному пользователю.
1. Интерфейс управления информацией. Операционные Системы.
2. Создание документов (имеется в виду научить человека "печатать").
3. Сетевые технологии (поиск и передача информации).
К сожалению, ограничиться тремя конкретными задачами невозможно. На заре моего компьютерного "детства" (1993 - 1995 года) наибольший объем занимали не сама операционная система и прикладные программы, а программы обслуживания компьютера. За то время я стал бог знает кем, но только не пользователем, потому как только процентов пять моих знаний были пользовательскими (в таком виде, как я их описал).
С появлением Windows 95/98/NT компьютер получил популярность с молниеносной скоростью, так как появилось то, что называется интуитивно-понятным графическим интерфейсом. Хотя такое определение подразумевает то, что человек, впервые севший за компьютер, должен научиться сам с ним управляться. В последнее время для этого много делается, с компьютером действительно стало удобно работать. Но скажите, избавились ли мы от синдрома "специалиста"? Увы, нет. Потому что пользователю нужно знать и уметь работать с пакетом обслуживающих программ, таких, как дефрагментация, обслуживание винчестера (ScanDisc), а также переустановка ОС в случае ее краха. Я уже не говорю об инсталляции программ и чистке всей ОС.
Отчего все беды? А оттого, что Windows не может самостоятельно обслуживать сама себя. Почему бы не внедрить все регулярно повторяющиеся процедуры обслуживания в систему? И еще, почему не предусмотрены особые функции аварийного отката в случае отказа системы? Ведь часто все отказы системы происходят из-за программных сбоев. А эти программные сбои возникают из-за изменения настроек системы. Допустим, мы инсталлировали программу, и она дала какой-то сбой (допустим, перезаписала важную DLL библиотеку, не спросясь, и изменила настройки реестра). И система намертво виснет при загрузке. А если бы существовал хоть какой-нибудь режим отката, а не просто деинсталляция программы, оставляющая все глюки на месте, то было бы все намного проще и операционная система стояла бы годами. А так, зная, что послужило причиной краха, но не зная, как ее устранить, приходится переустанавливать всю ОС.
Но я слишком углубился в дебри. Правда, надеюсь, это все не понапрасну, об этом я расскажу в конце, а сейчас хотелось бы рассказать еще об одной стороне дела - аппаратной. Дело в том, что сам компьютер - это фактически собранный конструктор, и если охота получить действительно нужную модель, то приходится "собирать" (имеется в виду не непосредственная сборка, а выписанная полная конфигурация вплоть до того, где произведен процессор фирмы Intel - в Малайзии или в Кремниевой Долине, и номера партии) ее самому либо покупать brand-name. Первый метод не подходит хотя бы потому, что тут опять-таки требуется "специалист". Второй способ чрезвычайно дорогой. Белорусские же объявления типа компьютер "для школьника" или "для Интернет" часто вызывают чувство гадливости, потому как часто в таких объявлениях видишь конфигурацию, максимально удешевленную. Часто даже не понять, чем руководствовались "изобретатели" такой модели. Хотя сами производители комплектующих нередко вешают "лапшу на уши". Скажите, "компьютерщики", кто-нибудь поверил Intel, утверждающей, что P-III создан для Интернет? Или nVidia, утверждающей, что в чипе RivaTNT (и TNT2) настоящая трилинейная фильтрация? То-то и оно.
Как сказал в одной статье незабвенный Роман Соболенко, его, с пользовательской точки зрения, ни секунды не волнует, на каком чипе построены комплектующие. Тревожит только одно - функциональные возможности и... все. Скорость комплектующих тоже можно отнести в раздел таких возможностей. Этот подход будет единственно верным.
Совет, который можно дать нашим чайникам, - покупайте компьютеры "brand-name" у белорусских сборщиков. Если фирма предоставляет широкий выбор, возможности, собирает серверы, а также является чьим-то официальным дистрибьютором (и может быть, даже имеет представительство в Москве!), то к ней можно смело (ну почти смело) обращаться.
Вернемся немного назад, к вопросам обучения работе на ПК. Мое мнение - если обучить человека учиться самому (то есть обучить тому самому интерфейсу, в который входит также немаловажный help, о котором все почему-то забывают - и преподаватели, и пользователи), то самостоятельное обучение каким-то новым прикладным и обслуживающим программам для него не составит труда. Такой курс едва ли будет длиться больше месяца спокойного обучения.
К сожалению, ничего подобного пока не наблюдается. Литература, выпускающаяся для самостоятельного обучения, узкоспециализирована. Допустим, книжка по Windows 95/98, может, и даст понятие о том, как настраивать систему и приблизительно работать с ней, но не научит стать пользователем. Другая же литература обучает только возможностям работать с прикладными программами. В книжки типа Фигурнова я "швырялся помидорами" года два назад из-за того, что они обучали и DOS, и Windows, были без иллюстраций и большая часть их была опять же посвящена функциональным возможностям программ.
Итак, итог N№1. Неквалифицированному чайнику сложно найти обучающую литературу, удовлетворяющую всем требованиям.
Пошли дальше. Обучение в школах и вузах (некомпьютерных, естественно). Во многих школах до сих пор преподают программирование. Конечно, это здорово, я сам когда-то начинал знакомство с миром компьютеров с программирования. Правда, начинал не с компьютера, а... с программируемых микрокалькуляторов типа МК-52/61 и БЗ-34, если память не изменяет (о, золотые времена!). Для тех, кто не знает, поясняю - можно было уложить в память размером около 100 ячеек (одна операция на ячейку) последовательность операций, причем с циклом, ветвлениями и подпрограммами. Были также стек, память и куча функций. Можно было даже играть с калькулятором (крестики-нолики, игру Баше и др.). А формат записи вычислений был "польским" (до сих пор вспоминаю одноклассников, удивленно ищущих знак "равно"). Извините, ностальгия... В продолжение темы хочу сказать, что современные прикладные программы, типа Mathematika, Excel, СУБД, позволяют решить задачи программирования тем, кому это необходимо. А задачей программирования как раз является создание таких программ.
Предприятия и лаборатории, решающие узкоспециализированные задачи, должны нанимать программистов, а не пытаться самим решить такие проблемы.
В вузах к обучению подходят более строго, но... Увы, и тут далеко не все совершенно. Обучение даже на современной технике отсталое. Часто вначале обучают DOS, а потом Windows, научат рисовать в Paint рисунки и вызывать Word с Excelем да делать таблички. Обучение завершено. А кто умеет устанавливать программы и конфигурировать систему? Никто, так как аппаратура учебная, и ничего делать не разрешается. Потому многое остается за кадром, лекции оторваны от практики. А потом все забывается за ненадобностью. Обучение же по профилю действительно поставлено на высший уровень.
Итог N№2. Обучение в процессе общего и высшего образования не удовлетворяет современным требованиям.
Еще одна методика, которую я могу предложить, - компьютерные курсы. Это, пожалуй, самый оптимальный вариант обучения для тех, кому это действительно надо. Думаю, многих из них научат работать на компьютере так, как это требуется. Но под вопросом тогда остается всеобщее образование.
Итог N№3. Дать полноценные пользовательские знания способны лишь спецкурсы.
И тут возникает вопрос - а действительно ли необходимо поголовное обучение компьютерам? Я думаю - да. Каждая третья семья в зарубежье имеет персональный компьютер. Все предприятия и офисы оборудованы компьютерной техникой, зачастую объединенной в сеть. И может, даже с выходом в Интернет. Компьютерная грамотность является одним из факторов при приеме на работу. Знания ИТ помогут вам повысить производительность своего труда, воспользоваться возможностями, о которых многие даже не подозревают. Эти возможности - очень большая тема, которую постоянно обсуждает и развивает КГ.
А кому из редакторов, руководителей и сисадминов не хотелось бы видеть пользователя все знающего (благодаря Интернет), умеющего быстро, красиво, а главное - правильно набрать текст (кому приходится редактировать компьютерные тексты, меня поймут - зачастую проще набрать с рукописи, чем редактировать текст, набранный в Word по правилам DOS) и не беспокоящего (а главное - не поносящего на чем свет стоит!) по пустякам администратора сети, у которого и без того хлопот - полон рот.
Напоследок хочу выразить надежду, что я хотя бы чуть-чуть выполнил свою задачу при написании данной статьи, а именно - рассказал, как надо учиться и как надо учить, а также обрисовал проблемы, стоящие перед миром Информационных Технологий (ИТ) и всеми нами.
Антон Панов
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 48 за 1999 год в рубрике разное :: мелочи жизни