Неведомый зверь по имени "Vanta"
В последнее время чуть ли не каждый месяц на компьютерном рынке появляются все новые и новые графические 3D-ускорители. И представьте, что есть люди, которым эти устройства способны существенно облегчить работу, т.е. жизненно необходимы по роду деятельности. Однако подавляющему большинству пользователей трехмерные акселераторы необходимы с одной простой целью: играть, играть и... снова играть. Да, сегодня виртуальная реальность стучится в каждый дом. Ее образ зависит лишь от нашего восприятия и отношения к реальной действительности. Для одних это "почти живые" восставшие мертвецы и безобразные монстры, для других - прекрасные феи и эпические герои, для третьих - "действительные" ландшафты Венеры и Марса. 3D-ускорители помогают нам превратить художественный вымысел в "настоящие ощущения".
(c) Компьютерная газета
Не первый год являясь владельцем компьютера, я всегда старался отгонять надоедливую мысль о том, что может стоит махнуть на все рукой, да и прикупить диковинную штуку для... гм...ну игр там всяких модных. Держался я стойко, но Технический Прогресс меня сломил. Тут и там мелькают громкие названия Voodoo3, GeForce 256, ATI Rage Fury Pro, Savage 2000, Permedia 3, PowerVR 250, Matrox Millennium G400. Голова идет кругом. Куда пойти? Что выбрать? Впрочем, после знакомства с ценами на эти "игрушки" охватывает легкая грусть. Мягко говоря, не каждый из нас готов выложить за забаву по 150 -250 кровно заработанных условных единиц. Для большинства эти новинки рынка не доступны. Как говорится, "не в этой жизни...". И вот взор невольно скользит дальше по прайсам компьютерных фирм и останавливается на менее дорогостоящих образцах. Но и тут выбор достаточно широк, упираясь, однако, для отечественного пользователя в дилемму что предпочесть: карту на чипсете Voodoo II/ Voodoo Banshee или Riva TNT/TNT2?
Цены так себе, средненькие. Хотя опять же, для кого как. Ведь хочется еще дешевле и чтоб не хуже дорогих!
Здесь следует сделать небольшое отступление, особенно касающееся начинающих пользователей. Существует большое число видеокарт, которые не являются по существу 3D-акселераторами, хотя в их названии или рекламном проспекте упоминается это название. К таким индивидам можно отнести S3 TRIO 3D, Rendition Verite2200, ATI Rage IIC/Pro, SiS 6326 и многие другие. Да, для многих из них уже написаны или будут написаны новые драйверы с поддержкой API OpenGL и Direct3D. Но можно ли будет с ними нормально "оторваться" в какой-нибудь shooter или трехмерную стратегию? Однозначно нет! Паралитические движения в нескольких трехмерных играх не дают права этим картам называться акселераторами. Поэтому оставим их в покое и обратим взор на настоящие ускорители.
В легкой весовой категории акселераторов на нашем рынке выступают уже достаточно известные Intel 740, S3 Savage 3D и, с недавних пор, nVidia Riva Vanta. Цена на эти вещицы находится в районе 35-50 долларов. Все они имеют по 8 Мбайт видеопамяти. А в остальном есть отличия.
И Intel 740, и Savage 3D я неоднократно уже видел в работе и могу утверждать, что их владельцы не знают спокойной жизни, пытаясь выдавить из своих любимцев всю заявленную производителями чипов трехмерность. Их я отбросил сразу, хотя и понимал, что это достаточно мощные 2D-устройства. А вот Vanta от одного из лидеров рынка акселераторов (nVIDIA) заинтриговала своими неизведанными возможностями и... я сдался. Мне досталось изделие NoName с уже не раз виденной наклейкой Super. Осталось лишь убедиться или разочароваться в своих ожиданиях. Начнем с описания чипа Vanta (внешний вид не привожу - он типичен для AGP устройств).
Данный видеопроцессор был анонсирован производителем почти одновременно с Riva TNT2 и предназначался для интегрирования в системные платы. Vanta отличается от других представителей семейства Riva TNT 64-битной разрядностью шины памяти, в противоположность 128-битной у всех остальных. Но многие производители, беря во внимание его дешевизну, выпустили отдельные карты на базе этого чипа. Он имеет то же ядро, что и TNT2, но по скорости практически аналогичен TNT (по некоторым бенчмаркам - чуть быстрее, по некоторым - чуть медленнее, но в любом случае расхождение находится в районе 5-10%).
Ниже приведу сравнительную характеристику Vanta с ее более известными собратьями.
Вполне достойно, не правда ли? Осталось выяснить насколько все это реально.
Первая неожиданность подстерегала меня уже на стадии установки драйверов. То ли я такой невезучий, то ли китайский производитель попался халатный, но на прилагаемом к моей карте компакт-диске оказались устаревшие драйверы. После их установки мой компьютер (кстати, на базе Celeron 400) напрочь отказывался не то что 3D-графику показывать, но и самые обычные mpeg-файлы крутить, с которыми справляется обычная S3 Trio V2. Пришлось лезть в Интернет и выкачивать последнюю версию referens-драйвера с сайта производителя чипа (http://www.nvidia.com). Им оказался универсальный драйвер Detonator версии 3.53. С ним моя карта наконец "задышала" и пришла в полную норму. К тому же появилась возможность стандартной для драйверов от nVidia настройки 3D-функций, как то MIP-mapping, включение/выключение эффекта сглаживания, Vsync и др.
Подробные результаты всевозможных тестов с кучей графиков и выкладок для аналогичной платы можно найти на популярном "хардовом" сайте http://ixbt.stack. net в разделе "Видеосистема". Да, Vanta проигрывает и Riva TNT (16 Mб), и Riva TNT2 (32 Мб). И чем выше разрешение экрана, тем разрыв больше. Если взять среднее на сегодня разрешение 800х600, то отставание от TNT на разных тестах от 5 до 25%, а от TNT2 - 20-40 %. Причем как в 2D, так и в 3D-графике. Но так ли это критично?
Я объемных исследований не проводил, а ограничился лишь своим сугубо субъективным мнением о работе Vanta в 2D-графике на офисных приложениях Word'97/Exсel'97 и в Corel Draw 8, а в 3-х мерной - на первых попавшихся играх (других у меня не бывает) FIFA'98, Mortal Combat 4, Hexen II и Half Life. Общее впечатление хорошее и даже больше.
Скорость смены и перерисовывания окон в графических и офисных приложениях Windows заметно выше, чем у моей предыдущей карты SIS 6326. А уже одно то, что на довольно недорогом адапторе на хорошем играбельном уровне идут в трехмерном режиме известные игры - прямо елей на душу.
Как и многие акселераторы Riva, Vanta работает в 3D, в 16-битном цвете (High Color) и в "настоящем" 32-битном (True color). Максимальное разрешение при этом 800х600 точек.
Не могу назвать себя заядлым геймером, но время от времени люблю погонять по закоулкам ужасных монстров. Для этого вполне подходит Half Life. Справедливости ради отмечу наличие небольших "тормозов" в этой довольно ресурсоемкой игре, что связано скорее всего с ограниченностью видеопамяти восемью мегабайтами. А может быть, не хватает ширины шины видеопамяти в 64 бита. Что ж, за что платишь, то и получаешь.
Про качество 3D-изображения, выдаваемого Vanta в 3D, можно сказать коротко - оно аналогично (во всяком случае, ну очень похоже) Riva TNT и TNT2 картам. Единственное отличие состоит в том, что количество поддерживаемых разрешений, особенно в 32-битном цвете, меньше. Привожу пару скриншотов для иллюстрации.
Что еще всегда было почти обязательным для нашего человека, так это разгоняемость купленного устройства. Что ж, насладитесь! С помощью утилиты Power Strip (ver. 2.51) тактовую частоту видеопамяти карты на Riva Vanta можно довести до 142 МГц, а кристалла (core) - до 125. Прирост быстродействия составит около до 10%. Но следует обратить внимание на охлаждение видеопроцессора. Производители плат на базе Vanta считают, что чип имеет небольшие размеры и, следовательно, мало греется и ему не нужен большой теплоотвод, а тем более вентилятор. Это не совсем так. Во всяком случае, во время работы карты невозможно дотронуться рукой до ее радиатора. Рекомендую всем устанавливать принудительное охлаждение в виде небольшого кулера (cooler). Именно с ним можно безбоязненно устанавливать указанные выше параметры. Ну а если на это нет средств, умения или желания, то стоит ограничиться небольшим приростом производительности при установке соответственно 130/116 МГц. У меня с такими установками пока проблем не возникало (при использовании базовой "безкулерной" конструкции). К тому же, на моем РС видеокарта работает устойчиво при частоте системной шины в 75 МГц - еще один плюс в ее копилку.
Итак, подведем итоги. Можно констатировать ("на глазок"), что графический ускоритель на чипе Vanta в 2D-графике обеспечивает неплохое качество воспроизведения в режимах вплоть до 1024х768. В 3D - приемлемая производительность обеспечивается в разрешении вплоть до 800х600 при 32-битном представлении цвета и в разрешении до 1024х768 включительно при 16-битном представлении цвета. Поэтому можно подвести черту, определив, что основное применение Vanta - это видеокарта для офисных приложений с приличными игровыми возможностями в системах Slot1/Socket 370 или SocketSuper 7 с AGP-портом и частотой процессора не ниже 300-333 МГц (чипы семейства Riva TNT всегда любили мощные "главные движки"). Т.е. это карта для меня, а возможно (даже очень может быть) и для вас.
А что еще нужно нам, вольным художникам (в душе) с личным персональным компьютером? Только понимание со стороны окружающих...
Валерий Владынцев
(c) Компьютерная газета
Не первый год являясь владельцем компьютера, я всегда старался отгонять надоедливую мысль о том, что может стоит махнуть на все рукой, да и прикупить диковинную штуку для... гм...ну игр там всяких модных. Держался я стойко, но Технический Прогресс меня сломил. Тут и там мелькают громкие названия Voodoo3, GeForce 256, ATI Rage Fury Pro, Savage 2000, Permedia 3, PowerVR 250, Matrox Millennium G400. Голова идет кругом. Куда пойти? Что выбрать? Впрочем, после знакомства с ценами на эти "игрушки" охватывает легкая грусть. Мягко говоря, не каждый из нас готов выложить за забаву по 150 -250 кровно заработанных условных единиц. Для большинства эти новинки рынка не доступны. Как говорится, "не в этой жизни...". И вот взор невольно скользит дальше по прайсам компьютерных фирм и останавливается на менее дорогостоящих образцах. Но и тут выбор достаточно широк, упираясь, однако, для отечественного пользователя в дилемму что предпочесть: карту на чипсете Voodoo II/ Voodoo Banshee или Riva TNT/TNT2?
Цены так себе, средненькие. Хотя опять же, для кого как. Ведь хочется еще дешевле и чтоб не хуже дорогих!
Здесь следует сделать небольшое отступление, особенно касающееся начинающих пользователей. Существует большое число видеокарт, которые не являются по существу 3D-акселераторами, хотя в их названии или рекламном проспекте упоминается это название. К таким индивидам можно отнести S3 TRIO 3D, Rendition Verite2200, ATI Rage IIC/Pro, SiS 6326 и многие другие. Да, для многих из них уже написаны или будут написаны новые драйверы с поддержкой API OpenGL и Direct3D. Но можно ли будет с ними нормально "оторваться" в какой-нибудь shooter или трехмерную стратегию? Однозначно нет! Паралитические движения в нескольких трехмерных играх не дают права этим картам называться акселераторами. Поэтому оставим их в покое и обратим взор на настоящие ускорители.
В легкой весовой категории акселераторов на нашем рынке выступают уже достаточно известные Intel 740, S3 Savage 3D и, с недавних пор, nVidia Riva Vanta. Цена на эти вещицы находится в районе 35-50 долларов. Все они имеют по 8 Мбайт видеопамяти. А в остальном есть отличия.
И Intel 740, и Savage 3D я неоднократно уже видел в работе и могу утверждать, что их владельцы не знают спокойной жизни, пытаясь выдавить из своих любимцев всю заявленную производителями чипов трехмерность. Их я отбросил сразу, хотя и понимал, что это достаточно мощные 2D-устройства. А вот Vanta от одного из лидеров рынка акселераторов (nVIDIA) заинтриговала своими неизведанными возможностями и... я сдался. Мне досталось изделие NoName с уже не раз виденной наклейкой Super. Осталось лишь убедиться или разочароваться в своих ожиданиях. Начнем с описания чипа Vanta (внешний вид не привожу - он типичен для AGP устройств).
Данный видеопроцессор был анонсирован производителем почти одновременно с Riva TNT2 и предназначался для интегрирования в системные платы. Vanta отличается от других представителей семейства Riva TNT 64-битной разрядностью шины памяти, в противоположность 128-битной у всех остальных. Но многие производители, беря во внимание его дешевизну, выпустили отдельные карты на базе этого чипа. Он имеет то же ядро, что и TNT2, но по скорости практически аналогичен TNT (по некоторым бенчмаркам - чуть быстрее, по некоторым - чуть медленнее, но в любом случае расхождение находится в районе 5-10%).
Ниже приведу сравнительную характеристику Vanta с ее более известными собратьями.
Вполне достойно, не правда ли? Осталось выяснить насколько все это реально.
Первая неожиданность подстерегала меня уже на стадии установки драйверов. То ли я такой невезучий, то ли китайский производитель попался халатный, но на прилагаемом к моей карте компакт-диске оказались устаревшие драйверы. После их установки мой компьютер (кстати, на базе Celeron 400) напрочь отказывался не то что 3D-графику показывать, но и самые обычные mpeg-файлы крутить, с которыми справляется обычная S3 Trio V2. Пришлось лезть в Интернет и выкачивать последнюю версию referens-драйвера с сайта производителя чипа (http://www.nvidia.com). Им оказался универсальный драйвер Detonator версии 3.53. С ним моя карта наконец "задышала" и пришла в полную норму. К тому же появилась возможность стандартной для драйверов от nVidia настройки 3D-функций, как то MIP-mapping, включение/выключение эффекта сглаживания, Vsync и др.
Подробные результаты всевозможных тестов с кучей графиков и выкладок для аналогичной платы можно найти на популярном "хардовом" сайте http://ixbt.stack. net в разделе "Видеосистема". Да, Vanta проигрывает и Riva TNT (16 Mб), и Riva TNT2 (32 Мб). И чем выше разрешение экрана, тем разрыв больше. Если взять среднее на сегодня разрешение 800х600, то отставание от TNT на разных тестах от 5 до 25%, а от TNT2 - 20-40 %. Причем как в 2D, так и в 3D-графике. Но так ли это критично?
Я объемных исследований не проводил, а ограничился лишь своим сугубо субъективным мнением о работе Vanta в 2D-графике на офисных приложениях Word'97/Exсel'97 и в Corel Draw 8, а в 3-х мерной - на первых попавшихся играх (других у меня не бывает) FIFA'98, Mortal Combat 4, Hexen II и Half Life. Общее впечатление хорошее и даже больше.
Скорость смены и перерисовывания окон в графических и офисных приложениях Windows заметно выше, чем у моей предыдущей карты SIS 6326. А уже одно то, что на довольно недорогом адапторе на хорошем играбельном уровне идут в трехмерном режиме известные игры - прямо елей на душу.
Как и многие акселераторы Riva, Vanta работает в 3D, в 16-битном цвете (High Color) и в "настоящем" 32-битном (True color). Максимальное разрешение при этом 800х600 точек.
Не могу назвать себя заядлым геймером, но время от времени люблю погонять по закоулкам ужасных монстров. Для этого вполне подходит Half Life. Справедливости ради отмечу наличие небольших "тормозов" в этой довольно ресурсоемкой игре, что связано скорее всего с ограниченностью видеопамяти восемью мегабайтами. А может быть, не хватает ширины шины видеопамяти в 64 бита. Что ж, за что платишь, то и получаешь.
Про качество 3D-изображения, выдаваемого Vanta в 3D, можно сказать коротко - оно аналогично (во всяком случае, ну очень похоже) Riva TNT и TNT2 картам. Единственное отличие состоит в том, что количество поддерживаемых разрешений, особенно в 32-битном цвете, меньше. Привожу пару скриншотов для иллюстрации.
Что еще всегда было почти обязательным для нашего человека, так это разгоняемость купленного устройства. Что ж, насладитесь! С помощью утилиты Power Strip (ver. 2.51) тактовую частоту видеопамяти карты на Riva Vanta можно довести до 142 МГц, а кристалла (core) - до 125. Прирост быстродействия составит около до 10%. Но следует обратить внимание на охлаждение видеопроцессора. Производители плат на базе Vanta считают, что чип имеет небольшие размеры и, следовательно, мало греется и ему не нужен большой теплоотвод, а тем более вентилятор. Это не совсем так. Во всяком случае, во время работы карты невозможно дотронуться рукой до ее радиатора. Рекомендую всем устанавливать принудительное охлаждение в виде небольшого кулера (cooler). Именно с ним можно безбоязненно устанавливать указанные выше параметры. Ну а если на это нет средств, умения или желания, то стоит ограничиться небольшим приростом производительности при установке соответственно 130/116 МГц. У меня с такими установками пока проблем не возникало (при использовании базовой "безкулерной" конструкции). К тому же, на моем РС видеокарта работает устойчиво при частоте системной шины в 75 МГц - еще один плюс в ее копилку.
Итак, подведем итоги. Можно констатировать ("на глазок"), что графический ускоритель на чипе Vanta в 2D-графике обеспечивает неплохое качество воспроизведения в режимах вплоть до 1024х768. В 3D - приемлемая производительность обеспечивается в разрешении вплоть до 800х600 при 32-битном представлении цвета и в разрешении до 1024х768 включительно при 16-битном представлении цвета. Поэтому можно подвести черту, определив, что основное применение Vanta - это видеокарта для офисных приложений с приличными игровыми возможностями в системах Slot1/Socket 370 или SocketSuper 7 с AGP-портом и частотой процессора не ниже 300-333 МГц (чипы семейства Riva TNT всегда любили мощные "главные движки"). Т.е. это карта для меня, а возможно (даже очень может быть) и для вас.
А что еще нужно нам, вольным художникам (в душе) с личным персональным компьютером? Только понимание со стороны окружающих...
Валерий Владынцев
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 48 за 1999 год в рубрике hard :: video