Quake. Игра или работа?

"Лучше хорошо играть в одну игру, чем плохо в разные"

Профессиональный квакер


(c) Компьютерная газета


"Чахлая" лампочка, скудно освещая мрачный коридор, выхватывает из полутьмы покрытые гарью и истерзанные взрывами стены. Липкая лужа под ногами недвусмысленно намекает, что сегодня я не первый, кто пытался пробраться на базу противника. Так, лестница, ведущая куда-то наверх, и два выхода, справа и слева... Краем глаза замечаю стремительное движение у противоположной стены. Опрометью бросаюсь, прижимаясь к полу, к ближайшему укрытию - под лестницу. Раздается оглушительный треск. То место, где я только что стоял, превращается в облако штукатурки и бетонной крошки, выбитой крупнокалиберным пулеметом. Сверху, с лестницы, прямо мне на голову начинают падать гранаты. Кручусь волчком, почти теряя ориентацию, уворачиваясь от прыгающей смерти, всаживаю ракету за ракетой в неясный силуэт в проходе справа. Уф... Характерный чавкающий звук ознаменовал прямое попадание. Одним меньше, теперь гранатометчик. Но... последнее, что я запомнил в этой своей жизни, - это "тик-так" гранаты и фигуру противника, показывающего мне всем известную комбинацию из трех пальцев...

"Мировая" игра

Вот уже с десяток лет геймеры со всего света убивают друг друга. В виртуальном мире. DOOM, DUKE, QUAKE стали популярны не только благодаря своему увлекательному одиночному геймплею, но и в значительной степени (процентов 90) из-за прекрасного сетевого режима. В который раз уже проходить одну и ту же игру даже фанат не сможет. Надоест! Ведь бегать по одним и тем же коридорам, "мочить" все тех же бестолковых монстров, которые умелому игроку и сопротивления оказать как следует не могут - это ж глюки.

Но совсем другое дело встретиться в этих же самых коридорах с реальным противником (с человеком то есть). Быстрым, вертким, наглым, хитрым. Не успеешь оглянуться, как уже респавнишься. Тем и популярен Deathmatch. Можно померяться силами с сидящим напротив, за другим компьютером, товарищем. Можно устроить "тотальную мясорубку" с десятком таких же, как ты, "головорезов". Вот и гоняем мы друг друга по темным коридорам дома и на работе, в офисе и в клубе. Вымещаем все свои отрицательные эмоции на "виртуальном ближнем". Агрессивность, подлость и т.д. остаются там, в нереальном компьютерном мире. Ведь когда удачно подстрелишь противника из RailGun'а, только о хорошем и думается. Есть свободное время - расслабился и забыл. Начальство на некоторое время отстало со своими заморочками - можно с коллегами устроить междусобойчик, отдел на отдел. И это без фанатизма.

Без фанатизма?

Кроме простых, обычных почитателей Quake, у этой культовой игрушки есть свои явные, "законченные фанаты". Это те, кто целыми днями только и делает, что убивает и умирает, снова убивает и снова умирает в виртуальной вселенной Quake. Давайте разберемся в таком отношении к паре сотен мегабайт на жестком диске.

Можно ли назвать профессионального футболиста фанатом футбола? Наверное, можно. Ежедневные тренировки, оттачивание мастерства, эйфория и напряжение во время выхода на поле, жизнь "в футболе" и для футбола. И, несомненно, футболист получает колоссальное удовольствие от игры. Фанат... И притом еще деньги зарабатывает. Да и "в здоровом теле - здоровый дух". Спорт, как никак. Главное отличие профессионального спортсмена и профессионального квакера состоит в том, что спортсмен (будь это футболист, лыжник или шахматист) стремится играть и побеждать не только для себя, но и для зрителей, болельщиков. А все (или почти все) квакеры - это по своей натуре люди замкнутые и, скорее всего, закомплексованные. Играть (хорошо играть) в Quake и побеждать себе подобных (победа над простыми геймерами, не очень хорошо елозящими мышкой по коврику, которых "емко" называют "мясом", квакера не удовлетворяет) - это способ самоутверждения. Да тех, кто не умеет играть в Quake (или умеет, но недостаточно хорошо), они вообще не считают за нормальных людей.

"Трудовые будни"

Фанат-квакер все свободное время (или почти все, ведь спать и есть надо когда-нибудь) проводит за компьютером, совершенствуя свое мастерство уничтожения виртуального противника.

Невымышленная история:

"Спросил я однажды у своего друга:

- Как жизнь?

- Нормально...

- Как учеба? На занятиях часто бываешь?

- Нет...

- А с девушками общаешься? А в гости, а на пиво с друзьями ходишь?

- Нет, а зачем?

- А чем ты тогда занимаешься?:-(

- В Quake играю...">

Вот такие дела.

Ни курево, ни спиртное, ни девушки - ничего, полное воздержание. И это вам не разминка для ума, как шахматы, не тяжелые тренировки, совершенствующие тело, и даже не прыжки с парашютом, захватывающие дух. Это полутемная ненастоящая реальность, расцвеченная взрывами ракет и оглашаемая смертными криками убиваемых, бесконечным "хы" (при прыжке) и "бим-бум-бум" катящейся гранаты... Конечно, без непосредственного общения квакеры не остаются. Единомышленники объединяются в кланы и проводят свое время вместе, обмениваясь новыми знаниями (как быстрее разворачиваться, умнее прописывать конфиги, дальше прыгать и точнее стрелять) и финтами. И играют, играют, играют. Устраивают соревнования, дуэли, междуклановские разборки и т.д. Иногда они, разумеется, отдыхают от компьютера и любимой игры (работы?), собираются кучками, ходят в магазины и бары. И, само собой, разговаривают. А о чем? Попробуйте догадаться...

Когда Игра больше, чем Жизнь...

На мой взгляд, все компьютерные игры создаются с одной определенной целью - развлекательной. В них играют все. И нет в этом ничего предосудительного. Человеку требуется время от времени расслабиться, окунуться в нереальный мир. А так как не всем дано заниматься спортом или почитать книгу (у кого-то не хватает времени, кто-то не может по причине природной слабости или незнания грамоты), то компьютерные игры - это то, что надо. Но когда игра, пусть даже самая реалистичная, самая интересная, в общем, самая лучшая, становится смыслом существования... Это уже, на мой взгляд, что-то странное. Притом, что это ничего не дает, кроме самоудовлетворения, - ни денег, ни мирового признания.

Мах


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 47 за 1999 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2024 Компьютерная газета