Футбол третьего тысячелетия
Фирма Electronic Arts, а если быть точным, ее подразделение EA Sports, с 1994 года выпускает замечательную игрушку FIFA Soccer. И притом делает это ежегодно и практически в одно время - в третьей декаде. К сожалению, о родоначальнике этого замечательного сериала - FIFA Soccer'94 - ничего конкретного и толкового сказать не могу. Но уже с 1995 года и по сей день за всеми "соккерами" водится неплохая (а в последнее время даже очень неплохая) графика, реалистичность и, что главное, потрясающая играбельность. Ответственно об этом заявляю, так как сам все видел, во все играл и остался доволен. Так что когда около месяца назад в продаже появился EA Sport'овский же NHL 2000, я (далеко не любитель хоккея) косо поглядывал на счастливых обладателей этого компакта и думал: "Будет и в нашей общаге большая пьянка!"
(c) Компьютерная газета
Наконец-то! Наконец-то?
И вот пьянка, то есть праздник наступил. FIFA 2000 во всей красе улыбающегося с обложки какого-то известного (скорее всего) футболиста оказалась на прилавках точек торговли подобной "пиратской" продукцией. А лицензионного еще, наверное, и нету. Да что там говорить. Нам, простым обывателям, и в гробу не нужны эти яркие цветные коробки, толстые книжонки с "мануалом" и все прочие лицензионные прелести и прибамбасы. Достаточно, чтобы "пираты" были честными людьми (ничего себе каламбурчик) и не портили жизнь и удовольствие еще и конечному потребителю, про фирмы, занимающиеся распространением "софта", я и не говорю. Хорошо "крэкнутая", полная "безглючная" версия новой долгожданной игрушки - вот все, что нужно всякому нормальному геймеру. А может, мне просто такой компакт попался. На нем было две версии этого самого футбола - оригинальная английская и русская, переведенная "Фаргусом". На этом "плюсы" и заканчиваются. DirectX - нету; драйверов под видеокарты - нету; музыкальная тема только одна, а это за полчаса так надоедает, притом длится эта в общем-то даже не плохая, но незамысловатая мелодия меньше трех минут. И, что главное, нет комментаторов! Они самым подлым образом вырезаны! А кто же будет называть имена любимых футболистов? Кто будет веселить своими комментариями невпопад? Да и привыкли уже к этим противным нерусским голосам за несколько лет. Жалко... Надеюсь, что скоро выйдет "нормальная" версия. Но, если посмотреть на дело с той стороны, что игра все равно запускается и ничто не мешает ее работе, то все не так плохо. Итак. Занятный мультик с веселой музычкой, симпатичная менюшка со стандартным набором опций, и... вот оно!
- Ты чего, "НТВ+ Футбол" через ТВ-тюнер смотришь?
- Нет. Это FIFA 2000!
С 1997 года в своих спортивных симуляторах EA Sports начала применять технологию оцифровки движений реальных игроков. И с каждым годом это получается все лучше и лучше. На виртуальном стадионе виртуальные же мужики в панталонах и цветных майках смотрятся поразительно реалистично. Бегают за мячом и друг за другом, бьют по воротам соперника и по его ногам, падают, толкаются, ругаются с судьей, радуются, как дети, забитому голу, устраивая "кучу-малу" с героем "банки" в самом низу, и горюют по пропущенному, как по той самой птичке, которую, как известно, жалко. А с мячиком они такое выделывают! Это ж надо самого Роналдо заставить целый день потеть, чтобы отколоть такой финт без сучка, без задоринки. В общем - блеск. И все это в любом разрешении от 640х480 до 1024х768, да с поддержкой любых акселераторов. Конфетка...
Немного разочаровал, но и развеселил стадион. Не он сам, а болельщики, зрители на трибунах. Они представляют собой разноцветную и жутко плоскую мешанину беспорядочно двигающихся нелепых фигурок. Это смотрится довольно прикольно, но как-то слишком просто. Да и сами игроки выглядят немного странновато. Они чем-то смахивают на сказочных эльфов - такие высокие, худющие и остроухие, но общей картины это не портит. А в остальном все в полном порядке. Нападающие и защитники друг через друга стараются не проходить и не просвечиваться, вратарь не стоит со штангой внутри, и линия штрафной площадки не накладывается на движущиеся фигурки. Поле в меру вытоптано, погода изменяется по первому слову заказчика, сетка натягивается точно в том месте, куда попадает мяч... да и сам мяч выглядит довольно круглым:).
Компьютер умеет играть в футбол... почти
Что касается геймплея, то у меня от этого дела масса разнообразных впечатлений. Игра, на мой взгляд, немного быстровата. Я понимаю, что это сделано с целью усиления динамичности, но мне это пришлось по душе далеко не сразу. Представьте себе: Роберто Баджо - этакий футбольный гранд 32 лет от роду (отнюдь немало по спортивным меркам) - несется по бровке, перебирая ногами со скоростью таракана и дергая руками, как паралитик... Хотя, через пару часов игры привыкаешь и перестаешь замечать.
Компьютер стал еще более хитрым и агрессивным. AI четко придерживается выбранной тактики. Уходит в глухую оборону, не гнушаясь жесткой борьбы даже у самой штрафной площади, и играет на контратаках с навесными передачами, если его команда слабее. А если есть превосходство - прессингует, атакует широко, разнообразно, использует фланги, передачи вразрез, финтит при любом удобном случае и, конечно же, стремится забить, закатить, затолкать мяч в ваши ворота любым способом. А при розыгрыше стандартных положений надо держать ухо востро и быть особенно внимательным. Если вы опытный игрок с немалым стажем, то, чаще всего, "комп" будет забивать вам со "стандартов" - угловых, штрафных, свободных и т.д. В общем, играть приятно и даже довольно сложно. Кнопки управления те же, что и раньше, финты и обводки - тоже. Но есть у компьютерного оппонента слабые места, например, его "фанатичная" приверженность к определенной "формации" и стратегии. Удобней всего (выяснено экспериментально) играть, когда в команде есть так называемый "чистильщик" - последний защитник, который страхует своих товарищей и составляет еще одну преграду на пути нападающего, если он смог прорваться через основные защитные порядки. Но компьютер в большинстве случаев игнорирует эту замечательную тактику и играет "все в линию". И пропускает, пропускает. Таких "ляпов" немного, но они есть и чуть-чуть портят представление о гениальности искусственного интеллекта. Так что тем, кто хочет осложнить (или, наоборот, облегчить) себе задачу, рекомендую самому выставлять команде противника "формацию" и стратегию игры. Благо возможностей для этого хоть отбавляй. Всяких опций и установок очень много, так что я их описывать не буду, но могу заверить, что сконфигурировать игру своей команды можно как угодно. Хороший, "интуитивно понятный" интерфейс только способствует этому.
Даешь "ДИНАМО-МИНСК" в FIFA 2001
А уж команду себе можно выбрать какую угодно. Кроме белорусских. Так что фанаты "БАТЭ", "СЛАВИИ" и остальных наших родных клубов опять остались не у дел. Обидно. Для Израиля - отдельная лига, а из Беларуси - ни одной команды (даже сборной нет!). С просторов СНГ в FIFA 2000 попали только московские "СПАРТАК" и "ЦСКА" да киевское и тбилисское "ДИНАМО". И все. Зато есть, конечно же, национальные чемпионаты Италии, Англии, Германии, Испании, Франции и других не менее футбольных держав. Также можно поиграть за любую из великих команд, таких, как "АЯКС" 1970-73 Йохана Круйфа, "НЕАПОЛЬ" Марадонны и "МИЛАН" Ван Бастена 1988-90, или легендарные сборные Бразилии с Пеле, Англии с Боби Чарльтоном, Италии, Голландии. Играть можно по отдельности товарищеские встречи, "Лигу Чемпионов" или "Кубок УЕФА". Или сразу сезон за свою любимую команду, который включает чемпионат и кубок страны и международные соревнования - те же "Лигу Чемпионов" или "Кубок УЕФА" (если команда, за которую вы хотите играть, участвует в них по-настоящему, в реальном мире футбола).
Хочу Riva TNT2!
Игрушка, как и все предыдущие ее серии, получилась занятная и достойная. Она стоит того, чтобы посвятить ей как минимум... а лучше побольше времени. Работает она неплохо и на медленных компьютерах. Вообще-то, минимальные требования такие: Пентиум 166, 16 мегабайт оперативной памяти, видеокарта, поддерживающая DirectX, 2-скоростной CD-ROM и 60 мегабайт свободного пространства на жестком диске. А на Pentium II с акселератором (Riva TNT2, например) играть - одно удовольствие.
Макс МАГЛЯС
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 45 за 1999 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных