Virtual Reality против действительности. Кто кого?

Последние несколько лет компьютерная техника развивается с потрясающей скоростью. Это уже не двойной качественный прирост производительности/мощности/объема и т.п. примерно раз в 18 месяцев, это просто вал новых технологий. Еще недавно для работы вполне хватало 100-го Пентиума с 16 Mb памяти, а для игрушек - 2-скоростного CD-шника, одномегабайтной S3-шки да SB на ESS. А теперь? Intel, AMD, NVidia, S3, IBM, Seagate, Creative и т.д. раскручивают мегабайты и мегагерцы (да и нас, покупателей, на деньги) с приобретенной за четверть века недюжинной сноровкой. А всякие Microsoft, Adobe, Blizzard, Westwood и иже с ними тоже не отстают, насыщая новые мощности новыми же программными продуктами. Ну да ладно, у них такая работа. Деньги, как говорится, не пахнут, так что оставим на время Билли с сотоварищами.

(c) Компьютерная газета


Компьютер, даже очень производительный, используется с момента создания, да и по сей день, в основном в качестве "счетной машинки". И хоть гоняем мы в игрушки, хоть плаваем по WWW, хоть смотрим видео и слушаем CD, комп так и остался АБАК'ом (первым примитивным механическим счетным устройством). Даже Deep Blue, когда обыгрывал (помогал обыграть) Каспарова, всего лишь просчитывал возможные комбинации расстановки фигур. А вот принимать абстрактные решения, проявлять чудеса интуиции или идти на риск полупроводниковый ящик не способен, даже в очень малой степени.

Искусственный разум пока еще остается только на страницах фантастических романов. Многие ученые бьются над проблемой создания AI, но насколько известно широкой общественности, пока не очень-то в этом преуспели. Хотя кой-какие сдвиги есть. Помните занимательную игрушку "Creatures", создатели которой утверждали, что маленькие животинки, смешно пищащие и ползающие по специально отведенному для них мирку, обладают разумом 3-5-летнего ребенка. Гложет меня сомнение, что эти усовершенствованные "Томагочи" действительно осознают себя как нечто, а не являются парой десяткой килобайт тщательно выверенных инструкций на все (почти все) случаи их игрушечной жизни.

А поверить хочется. Ведь стучим мы кулаком по столу, проливая кофе и ругая "тупой железный ящик" страшно-непечатными (в основном английскими) словами, когда дотошно перепроверенная и отлаженная программа при компиляции выкидывает очередной "фортель" или же когда Вас подрывает на гранате, а затем с плотоядным воплем рубает на куски неожиданно выскочивший неизвестно откуда угловатый огр. Я уверен, облаживаете зверушку чем-нибудь "трехэтажным". Затем с мстительными мыслями и кровожадными намерениями нажимаете кнопку "Load". И никому тогда нет дела, что огр - просто трехмерная модель, обтянутая текстурами. В этот момент он для нас враг номер один. Еще бы! Ведь сохранялись-то полчаса назад.

А если такую штуку, как искусственный интеллект, совместить с мечтой каждого компьютерщика - виртуальной реальностью? Представьте себе мир, неотличимый от натурального, населенный мыслящими существами...

К примеру, все, что можно было увидеть "в шлеме" и услышать в наушниках с десяток лет назад - это плоское, неестественное изображение и такой же неправдоподобный звук. А сейчас, при использовании новейших графических станций даже на базе Pentium II (или III) можно наворотить такого... Лукас в "Призрачной угрозе" столько нагромоздил, что с трудом понимаешь, где персонаж компьютерный, а где реальный актер. А "Титаник" Камерона? Там все настолько тонко сделано, что "невооруженным" взглядом не отличишь, где сплетается реальность (в данном случае киношная, съемочная) и компьютерные спецэффекты. Звук систем HI-END (объемный звук, Dolby Surround - сюда же) от настоящего человек с плохим музыкальным слухом (или вообще без оного) от натурального не отличит. А ведь PC-speaker в ЕС-1841 - это не предел. Все это понимали. То же и сейчас.

Обоняние и осязание - это тоже только вопрос времени. Пару лет назад по каналу ОРТ транслировали передачу, в которой рассказывалось о новейшем изобретении - датчиках-сенсорах. Эти сенсоры распознают сигналы головного мозга и преобразуют их в непосредственные команды компьютеру. Эффект потрясающий: сидит себе на стуле мужик. Никого и ничего не трогает, только обвешан всякими датчиками. А компьютер знай себе работает: запускает приложения, выдает результаты. Телепатия? Нет. И если сенсор улавливает излучения (сигналы) головного мозга, то почему нельзя такие же сигналы передавать назад, в мозг. Скорее всего, можно.

И возвращаемся к нашей "идиллии" - рукотворный мирок, всякие там люди, зверушки... Все довольны. Все нацепили шлемы или что-то там еще... А кто будет кушать готовить? А кто будет носки стирать и детей воспитывать? Тоже компьютер? Или Билл Гейтс (Хм... простите, Пушкин)?

А ведь это не параноидальный бред отдельно взятого журналиста. Вы "Матрицу" смотрели? С ее сюжетом, моральной и психологической основой очень непростой для обычного фантастического боевика. Человечество спит, каждый индивидуум в отдельном коконе, погруженный в питательный раствор и подключенный к компьютеру. А люди спят, похожие на... живых мертвецов. И только сознание существует в нереальном, созданном искусственным интеллектом мире "Матрицы". А вы читали "Враг неведом" Ника Перумова? Человечество открыло сенсорику - поразительная штука, с помощью которой можно творить миры, ничем неотличимые от реального. Взрослые люди - старшее поколение - не восприняли этого новшества. Им нравилось жить в мире настоящем, известно, изученном. А молодежь с головой ушла в "облака сенсорики". Вот такие пироги. Началась война "за идею". И убивают отцы и дети друг друга.

Мне вот какая мысль пришла в голову. А что если через несколько лет (столетий, тысячелетий) ученые откроют, что наш мир на самом деле создавался семь дней? Только к этому приложил руку не вселенский дух, а кибернетический разум...

Макс Магляс


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 45 за 1999 год в рубрике разное :: мелочи жизни

©1997-2024 Компьютерная газета