Орда: Северный ветер


Стратегии, хотя следующие слова можно отнести и к любому другому жанру, все время подвергаются каким-то экспериментам - то ролевые признаки к ним добавят, то экономические, да, причем, такие, что ни один экономист с ходу не разберется. Из-за всех этих признаков становится сложно разобраться в главном и отделить, собственно, стратегию от всего остального. С игрой "Орда: Северный ветер" выходит все очень просто. Стратегия из нее никуда не пропадала, а все намешанные внежанровые признаки, как ни странно, пошли на пользу игре. Создатели, ничего не скрывая и ни от кого не таясь, провозглашают, что прототипом игры является Warcraft. Трехлетний (и заметьте, совершенно самостоятельный) срок разработки плюс еще три месяца в компании с издателем - фирмой "Бука" - с целью довести игру до коммерческого уровня дают им такое право. Бета-версия, предоставленная компанией "Бука" для подготовки "первого взгляда", - это уже зрелый продукт, который можно уже сегодня выкладывать на прилавки.

(c) Компьютерная газета


Орда - это что-то славянское

Место действия "Орды" - земли Семиречья. В давние времена, когда люди только-только начали исследовать окружающий их мир, слухи о подстерегающих путника опасностях заставляли путешественников обходить опасные участки - иногда для этого приходилось делать крюк, но, что поделаешь, собственная жизнь дороже. Однако любопытство (вот она, порочная человеческая природа) все-таки взяло вверх. Первыми людьми, которые посетили Семиречье и поселились там, стали отшельники. Изгнанные из своих родных деревень, они не нашли ничего лучшего, как податься в эти земли и начать, по сути, жизнь заново. К счастью, никакой опасности они в Семиречье не обнаружили - зато нашлись богатейшие плодородные земли, месторождения золота и железной руды. Владея всем этим богатством и, кроме того, постигая мир древней магии с помощью обнаруженных артефактов, отшельники и колдуны не пускали в свои владения людей. Они продолжали поддерживать слухи об опасностях и монстрах. Причиной, быть может, являлась обыкновенная человеческая жадность (еще один человеческий порок, между прочим), желание оставить побольше богатства себе, а может, отшельники не хотели, чтобы люди из-за золота грабили и убивали друг друга. Такое основанное на слухах и страхе противостояние колдовства и силы не нарушалось в течение многих поколений. Но молодежь, привыкнув к страшным историям, все меньше и меньше боялась их и забредала в окрестности Семиречья, ничего опасного там не обнаруживая. Люди осмелели настолько, что снялись с насиженных мест и двинулись вглубь земель Семиречья. Двигались как порознь, так и целыми деревнями и селились все дальше и дальше к центру таинственных земель. Отшельники и колдуны, естественно, были не очень довольны чужаками и придумывали им все более сложные квесты, не выполнив которые нельзя было узнать, как добраться до новых земель.

"Орда" повествует о приключениях трех великих воинов: Олега, Игоря и Эйрика. Приступая к игре, вы становитесь одним из них, получаете в свое распоряжение небольшую деревню и начинаете ее развивать, каждый раз переходя все ближе к заветной тайне Семиречья. При этом никаких миссий - лишь плавное течение времени. Охраняются тайны "Семиречья" драконом, но про это ни одному из смелых людишек пока не известно. Только отшельники что-то слышали. Но и они умеют хранить свои секреты.


Орда - это русский Warcraft

Именно так записано в официальном анонсе игры. На самом деле Орда - это не только Warcraft, а может даже и совсем не Warcraft. Что же в таком случае? Думаю, вряд ли какие-то сравнения помогут заочно, то есть через предварительный обзор, узнать игру. Мне, к примеру, игра напомнила не только Warcraft (по большому счету детали игры уже как-то подзабылись, остались лишь какие-то образы марширующих через лес всадников, парящих в небесах драконов и тому подобные малозначащие детали), но и десяток других игр. Это говорит только об одном: три года разработчики 7 Bit Lab из Нижнего Тагила не только делали "Орду", они еще и переигрывали многие другие игрушки, чтобы заимствовать в них все самое лучшее.

Из Warcraft, точнее из жанра RTS, одним из первых представителей которого явилась игра Warcraft, в "Орду" переехали во многом типичные юниты с их сабельками, луками или посохами. Как всегда, солдатики появляются в специально создаваемых строениях и после своего рождения сразу идут в бой. Не скажу, что типов юнитов в игре довольно много, но все они нарисованы с той степенью детальности, что не составит труда отличить одного и другого. И это при том, что фигурки на 14- 15-дюймовом мониторе выглядят мелковато. Ну да чего с этой мелкоты-то возьмешь.

Роднят "Орду" и Warcraft еще и строящиеся домики. Где-то их можно строить, а где-то нет. Наконец, сходство "Орды" с Warcraft-ом придают речки, иногда разделяющие местность на две противоположные стороны, лесные массивы, которые так и ждут, когда придут рабочие и начнут вырубать их под корень. А вот скалы и неровности в Warcraft я, честно говоря, не припомню. Их там, похоже, не было. Но зато в более поздних играх с фэнтезийным сюжетом скалы, холмы стали, скорее, правилом, чем каким-то нонсенсом. В "Орде" возвышенностей довольно много, причем они не только выполняют роль украшения, а действительно увеличивают пространство обзора каждого юнита, забравшегося на вершину. Так что на возвышенностях сходство "Орды" и Warcraft заканчивается. А начинается то, что обычно относят к характерным особенностям игры.

Вряд ли я кого-нибудь удивлю, если скажу, что несколько юнитов можно объединять в группу и перемещать таким образом по карте. Намного интереснее то, что однажды созданный отряд сохраняется. Одному из солдат, видимо, имеющему наибольший опыт и, как следствие, являющемуся лидером, выдается небольшой белый флажок (почему именно белый, я гадать не берусь - видимо, в те далекие славянские времена белый флаг не считался знаком "мы сдаемся"). Если щелкнуть по этому флажку, выделяется вся группа, а это, признаться, очень удобно.

Или тот же лес. В других стратегиях лес - это лес и ничего более. А в "Орде" лес это еще и угроза всему двуногому и прямоходящему. Бывает, что облюбовали крестьяне лесочек, рубят там деревца, вдруг ни с того ни с чего смотришь - лежат рядом с лесочком трупы и постепенно тают на глазах. Что такое, почему? Да потому что в том лесочке обитают волки и медведи, которые дружно защищают свое жилище от непрошенных гостей. Их обычно не видно, зато слышно, ежели динамики погромче включить. В тот лесочек прежде надо было армией человек этак в десять рыцарей и лучников наведаться, а уже после и рабочих гнать. Не подумали об этом - значит зазря потеряли людей.

Приключения, квесты и сражения - три дополняющих друг друга компонента "Орды". Четвертый же компонент - это наука. Она появляется в тот самый момент, когда в деревне достраивается лаборатория - строение, честно говоря, немного странное для деревни и населяющих ее крестьян (им, наверное, баньку новую хочется или пивную забегаловку, а подсовывают лабораторию). Ученые по вашему распоряжению где-то внутри лабораторных залов и коридоров ставят опыты, эксперименты и в конце концов пополняют список доступных строений и юнитов. Постепенно от лучников и пеших рыцарей можно добраться до всадников и катапульт. Катапульты - эффективное оружие для уничтожения вражеских построек. И в отличие от прочих игр, слова о том, что нужно беречь катапульты, не являются пустыми. Дело в том, что управляется каждая катапульта одним человечком: он устанавливает ядро, он наводит прицел и он стреляет. К тому же он и гибнет первый, оставляя после себя новехонькую катапульту, которая уже не страшна противнику - он ходит вокруг нее, как ни в чем не бывало.

Напомню еще раз главную особенность игры - в "Орде" отсутствуют миссии, а следовательно не нужно каждый раз отстраивать собственную базу. Вместо этого используется другой принцип - перенос деревни. При этом в одном месте "Семиречья" нужно разрушить управу, а в другом месте - построить новую. Только таким образом можно перемещаться по миру "Орды". Всю эту тяжелую работу берет на себя вождь, но если вождь гибнет, игра заканчивается.

Орда - это красивая игра

Нельзя не признать, что "Орда" имеет современную графику. Это подтвердит каждый, кто увидит вспышки огня, дым, пожары, полеты ядер катапульт и стрел лучников. Графика "Орды", правда, получилась немного блеклой и уж никак не напоминает красочные диснеевские мультики или такие же красочные цвета того же Age of Empires. Но если не обращать внимание на недостаток цветов, все остальное выглядит здорово. В особенности анимация юнитов. Передвигаются юниты плавно, а у лидера группы юнитов развивается на ветру белый флажок (но почему белый - не дает мне покоя этот цвет), рабочие рубят лес, и при каждом ударе топора на землю падают щепочки, построенные фермы начинают пыхтеть дымом - словом, жизнь в деревнях "Орды" кипит.

Жизнь не останавливается и за околицей. Она шелестит, рычит, воет, кукарекает и машет крыльями. Правда, из всего животного мира в "Орде" увидеть можно лишь безобидных птиц, парящих в небесах - прочие хищники прячутся в лесу и проявляют себя только при приближении каких-то очередных растяп-крестьян.

Орда - это интересная игра

Мир "Орды" насыщен всякими околостратегическими событиями: квестами, получаемыми у отшельников в обмен на кусочки карты, амулеты или просто сохраненную жизнь, разнообразной дипломатией с соседями, сбором или выплатой дани и так далее. Во всем этом и проявляется уникальность "Орды". Взять хотя бы дипломатию. Дипломатия вводит в войну, она же вместе с огромным мешком денег в качестве контрибуции из нее же и выводит. Сбор дани - одна из особенностей "Орды". По крайней мере, ничего подобного в других стратегических играх нет. Вместо того чтобы посылать собственные отряды на смерть или постоянно терпеть урон от агрессивного соседа, лучше на некоторое время откупиться от него. Оставшихся ресурсов вполне хватает, чтобы постепенно сколотить новую армию и с ее помощью поменяться местами, то есть собирать дань у побежденных деревень самому. Тот факт, что в игре нет жесткого деления на миссии (я давно мечтал именно о такой непрерывной стратегии), позволяет экспериментировать сколь угодно долго и успевать довести численность армии до чудовищного количества в 400 человек (это, конечно, не 4000, как в Black Moon Chronicles, но тоже впечатляющая толпа).

Дипломатические функции становятся доступными, если на карте обнаруживается хотя бы один сосед. Увы, обнаруживают его военные, которые не прочь напасть и поколотить соседей и тем самым автоматически войти в состояние войны. Впрочем, войну можно начать и даже не видя живых людей других рас. Необычность "Орды" заключается в том, что все постройки в игре возводятся как-то сами по себе. Рабочие, строители к ним даже не приближаются, хотя из общего количества рабочих вычитается n-ое количество человек, а из прочих ресурсов - столько-то денег, железа и бревен. Потому-то уже в самом начале игры меня удивил внезапно появившийся рядом с моей деревушкой мост. Не сказать, чтобы этот мост был мостом через руку, но любые попытки приблизиться к нему и встать посередине почему-то воспринимались компьютером как нападение. Так что поостерегся я из-за обилия медведей в лесах и трупов моих рыцарей на опушках воевать еще и с мостом.

Дипломатия "Орды" чем-то похожа на Warlords-овскую. Помните, была такая пошаговая стратегическая игра. Отношение между расами "Орды" бывает четырех типов: мир, союз, покровительство и война. Состояние может меняться произвольно, из-за совершаемых вами поступков или проступков. Скажем, вы не помогаете своим союзникам или поселение больше не хочет считать вас своим покровителем - в каждом из этих случаев (а их на практике много больше) начинается война.

Орда - игра со странностями

Как и в любой другой игре, создаваемой совершающими ошибки людьми, "Орда" не смогла избавиться от нескольких явных и не очень погрешностей. Хотя я понимаю, что рассматривалась лишь бета-версия и какие-то претензии предъявлять к ней смешно. Возможно, то, что кажется странным мне, покажется вполне естественным другим. А таких странностей обнаружилось всего четыре.

Во-первых, иногда стрелы, летящие в лес, чтобы поразить очередного волка или медведя, повисают в воздухе. То ли они втыкаются в дерево, то ли действительно застывают в метре от земли, нарушая все правила гравитации - в любом случае смотрятся они очень странно. Вероятно, именно так создатели игры показывают промах лучника, но в таком случае пусть они еще покажут медведя или волка.

Во-вторых, так называемый pathfinder (алгоритм для поиска направления движения юнитов) кажется не очень оптимизированным. Некоторые из юнитов обязательно пройдут через лес, через глушь, а там, как говорится, медведи с волками водятся... Было бы лучше, чтобы невооруженные крестьяне все-таки обходили лесочки стороной.

В-третьих, при выделении группы юнитов в статусной панели - той, что справа - отображается средний опыт и среднее здоровье. Зачем - не понятно. Почему бы не показать еще и средний рост, средний возвраст средний вес. Можно. Но эти данные, как и прочие средние величины, совершенно бессмысленны. Все равно в бой солдаты вступают не одновременно - некоторые еще плетутся где-то сзади, уменьшая тем самым среднее здоровье отряда и увеличивая средний опыт.

Наконец, в-четвертых, там, где пролетает птица, почему-то нельзя строить. Видимо, строители опасаются, что птица совершит какие-нибудь неэтичные действа по отношению к невидимым на карте рабочим и строителям.

Музыка в игре немного странная, хотя вполне соответствует "Орде", создавая соответствующее настроение, и вынуждает просиживать за игрой по несколько часов. А вот мультиплейер в "Орде" не обнаружился. Даже намека на него. Ну и ладно. Возможно, утешит геймера тот факт, что разработчики не собираются бросать его на произвол судьбы и, как и в случае с серией Total Annihilation, обещают периодически издавать дополнения: юниты, карты, артефакты и так далее. Словом, создать цельный мир не только внутри "Орды", но и вокруг игры.

Орда - игра, доступная всем

Но пора подвести итоги. "Орда" - реальный претендент на звание лучшей российской игры года, хотя выходит она за полтора месяца до его завершения. Появилась игра очень неожиданно, и, похоже, даже сами издатели из "Буки" не ждали, что она будет готова к выходу в короткий срок.

Ценовая политика "Буки" в общем-то известна. Как обычно, на рынке появится как недорогой вариант, стоимостью всего в несколько десятков рублей, так и дорогой, коробочный вариант, в котором, помимо диска с игрой, будут документация и всякие подарки от "Буки". Приятно осозновать, что российские издатели не только выпускают хорошие российские и зарубежные игры, но и устанавливают на них доступные цены.

Сергей Лосев


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 44 за 1999 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2024 Компьютерная газета