Seven Kingdoms 2: The Fryhtan Wars
Разработчик/Издатель: Enlight Software/Ubi Soft. Требования: Pentium 200, 32 Мб.
(c) Компьютерная газета
Seven Kingdoms - игра авторская и известно, кого хвалить и обвинять. Тревора Чэна. Seven Kingdoms в первом своем обличьи была так себе - ни то, ни се. Ко второй же части она абсолютно преобразилась, по-прежнему оставшись игрой для избранных. Уверен, что Seven Kingdoms: The Fryhtan Wars не станет массовым продуктом. Это жалко и обидно. Как обычно, в этом самом месте следуют слова... игрушка достойна того... проект невероятно интересен... все сделанные изменения только к лучшему... Но что вам-то с этих слов? Разве они заставят вас оторваться от прежнего своего занятия и приступить к Seven Kingdoms? Тем более, что поодаль крутится Age of Empires 2, а на горизонте обозначился Warcraft 3. Подобные слова произносятся (и пишутся) только для того, чтобы произвести искусственный, так сказать, отбор. До финала сравнительно небольшого обзора (о, удавалось писать и более объемные статьи) доберутся, пожалуй, не все. Быть может, половина, а то и треть - они-то и узнают, почему Seven Kingdoms 2 возвысился до небес. Остальные же пусть злорадно ухмыляются и продолжают свои доисторически-исторические эксперименты с Age of Empires. Я их вполне понимаю.
Seven Kingdoms 2 почему-то частенько сравнивают с Warcraft, видимо, считая, что RTS означают исключительно войны. Нет, черт возьми, хозяйством тоже заниматься нужно. Да и война - далеко не единственный способ чем-то занять своих солдат. В Warcraft они, правда, тупо стоят на одном месте и озираются по сторонам. А в других игрушках их умения побольше будут. В том же Seven Kingdoms 2 им защищать собственную деревушку придется. Защищать не после получения соответствующего приказа от геймера, сидящего по другую сторону экрана и, честно говоря, плюющего, что враги сожгут дома, разлучат семьи, убьют женщин, детей... а защищать по-настоящему. Самостоятельно. До последней капли крови. А также усмирять наиболее ретивых, которые вздумают вдруг сбежать.
А как воевать? Ведь тоже по-разному можно. В простеньком Warcraft что вновь родившийся лучник, что уже проживший три поколения вояка - примерно равной силы. Схлеснись они между собой в чистом поле - так, наверное, оба и легли бы рядышком. Странно это. Seven Kingdoms 2 тоже стремится приблизиться к реалиям. Новый юнит рождается силой в двадцать баллов. Ему самое время по окрестным деревушкам, желательно послабее, пошарить. И никаких мыслей о том, чтобы "высокоморальные" крепости противника захватывать. Лучше сразу яду напиться или пулю (ну, стрелу) себе в лоб пустить. Нет, с ростом-падением морали, степени доверия, военных навыков солдат как-то интереснее живется. Уже всплывают мысли о реалистичных боях и более прогнозируемом исходе боя.
Я вас не убедил? Конечно, не убедил. Сам-то я тоже уже весь в сомнениях. Что же делать? Нужно разработать некоторый план, некоторую последовательность игр, которая бы позволила действительно увлечься Seven Kingdoms 2 всерьез и надолго - сначала в однопользовательском варианте, потом сетевым со всем (или против всего) Интернетом. Ежели выбрать Warcraft, то от первого вас сразу потянет ко второму, затем начнутся "коммандыконваеры" "редалерты" и прочее. А начав с Age of Empires 2, можно и позабыть о существовании Seven Kingdoms 2.
Но я, кажется, знаю, как поступить (и это я готов повторять снова и снова). Первый ваш шаг таков: отложите Seven Kingdoms 2 в сторонку (но запомните, где он лежит, чтобы потом не заниматься поиском - не повторяйте моих ошибок, когда та самая сторонка, где хранился Seven Kingdoms 2, отыскивалась потом на протяжении недели), берите первую часть игры, устанавливайте и с наслаждением играйте. Конечно, особенно приятных ощущений первый Seven Kingdoms не вызовет. И когда очередной уровень, очередная миссия вынудят вас играть через силу, бросайте первую часть игры, стирайте ее и переходите ко второй.
Вторая часть Seven Kingdoms 2 встретит вас интереснейшим туториалом, то бишь, учебной миссией, в течение которой игра раскрывает все свои особенности и показывает, как захватывать города, сражаться с противником, развивать собственную деревню. В общем, все на первый взгляд не очень сложно. Увы, все оказывается значительно сложнее. Противник в миссиях и уровнях уже не настолько прост и наивен. И он не будет ждать, пока вы окажетесь достаточно сильны, чтобы сокрушить его своей многочисленной армией, сформированной из различных городов.
Seven Kingdoms 2, как и любая другая стратегическая игра, насыщена войной. С самого начала игры выделяется какое-то не слишком большое количество солдат. Так, ничего серьезного. Поэтому нужно срочно воспитывать новых бойцов. Появляются они не мгновенно, а сперва некоторое время тренируются, повышают свой боевой навык с нуля до двадцати баллов. По большому счету, солдат силой в двадцать баллов ничего особенного из себя не представляет. С крестьянином он может справиться, но вот пускать его на штурм крепостей - уж лучше самораспуститься или сдаться и не тратить попусту время. Сперва нужно пройти боевую закалку, захватывая нейтральные деревни и тем самым тренируясь. Затем можно прогуляться по окрестностям и поискать артефакты. За каждый артефакт солдат получает дополнительную возможность. Немало в Seven Kingdoms 2 и сюрпризов. Например, режим тревоги, который можно активизировать для отряда, делает его готовым к внезапным атакам противника, равно как и к иногда случающимся бунтам. Артефакты иногда просто так валяются на земле, а иногда отнимаются силой у противника. Каждый такой артефакт оказывает неоценимую услугу и позволяет Unit-у почувствовать себя уникальным. Самое интересное, что артефакты можно передавать другим - как говорится, попользовался сам, дай другим. Солдаты, получившие благословение, сражаются значительно лучше.
Шпионам в Seven Kingdoms 2 отведена значительная роль, ибо только они умеют побеждать противника подкупом, разговором, убийством... но всегда малой кровью. Начинаются шпионы со своего так называемого шпионского колледжа, а затем, подобно другим юнитам, двигаются к вершинам мастерства.
Мирная жизнь отстроенной в Seven Kingdoms деревни насыщена жизнью. Караваны курсируют между рынками, фабриками и шахтами. Рабочие на фабриках перерабатывают сырье и выпускают готовые изделия. Военная фабрика увеличивает запасы оружия. Ученые в собственных башнях экспериментируют с новыми изобретениями. Обещанная в игре расширенная ветвь знаний, схожая с "Цивилизацией", к счастью (именно, к счастью), оказалась не настолько ветвистой, и, быть может, чтобы победить, вам даже не потребуется изучать все.
Но, как и положено стратегической игре, мирная жизнь не длится вечно. Всегда появляется враг, а следовательно, военные (крестьян лучше не трогать, крестьяне, хотя и наваливаются на врага всей толпой, не очень-то и эффективны) должны браться за оружие и идти на передовую. Двенадцать рас, доступных в Seven Kingdoms, непохожи друг на друга. У каждого собственный набор стандартных и уникальных юнитов, у каждого свое божество, которое иногда может быть вызвано к жизни. Время от времени появляются легендарные герои, которые, выполнив свою задачу в пределах отведенной им жизни-миссии, куда-то уходят, оставляя других солдат с их наградами, благословениями и боевыми машинами для осады башен в одиночестве. Отдельных солдат за успехи можно производить в генералы, и в итоге они могут командовать взводами, строить себе крепости.
В общем, нормальная получилась игра. Тревор Чен принял к сведению все свои ошибки и исправил их в сиквеле. Только жаль, что поздновато он появился (эх, как бы на полгодика пораньше), ибо почти в то же время вышла Age of Empires 2, о которой давно, еще со времен бета-версии, известно как о самом настоящем хите. Как обе эти игры, посвященные, по большому счету, одному и тому же, смогут сосуществовать вместе и что предпочтут геймеры, - я не стану гадать. Начав играть в Seven Kingdoms: The Fryhtan Wars, не отвлекайтесь ни на что другое.
Сергей Лосев
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 43 за 1999 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных