Chess Master 7000
Разработчик/Издатель: Learning Company (www.chessmaster. com). Жанр: Шахматы. Как известно, шахматные программы с каждым днем становятся все мощнее. Суперкомпьютер компании IBM смог даже победить одного из лучших шахматистов современности Гарри Каспарова. Играть против многопроцессорного суперкомпьютера - невероятно сложно, потому-то уже на протяжении нескольких лет создаются более простые варианты шахмат, так называемые настольные компьютерные шахматы, которые работают под управлением Windows и не требуют значительных вычислительных мощностей.
(c) Компьютерная газета
Очередное, судя по названию, седьмое поколение одной из наиболее известных шахматных программ Chess Master 7000 имеет довольно удобный оконный интерфейс. Игра, располагаясь на двух дисках CD, не только предоставляет возможность сыграть шахматную партию, но и содержит очень подробный учебник, рассказывающий о том, как ходит каждая фигура, какие существуют позиции и вообще, как за достаточно короткий промежуток времени научиться довольно сносно играть. Конечно, без должной практики все эти теоретические знания никому не нужны. Но Chess Master 7000 умеет играть на нескольких уровнях сложности и простеньким компьютерный соперник станет ой как нескоро.
Chess Master 7000 непритязательна к ресурсам компьютера и работает там, где сможет запуститься Windows 98. Хотя даже на Pentium II бывают ситуации, когда программа призадумывается секунд этак на пятьдесят. Даже не знаю, что происходит с программой в этот самый момент, но ход, который делает компьютерный соперник, заставляет задумываться уже человека. В процессе игры программа Chess Master 7000 предоставляет всевозможный сервис, который только может потребоваться. Например, если вам вдруг покажется, что шахматные фигурки крапленые, можно поменять и доску, и фигуры. А те, кто безнадежно проигрывает, могут поменяться сторонами и предложить компьютеру выкручиваться из сложившейся ситуации самому. Таких обменов, хотя это и нечестно, можно на протяжении игры делать сколь угодно много. Наконец, можно пользоваться подсказками вашего соперника - он, используя такие же алгоритмы, анализирует вашу позицию и подсказывает, какой ход с его точки зрения является наилучшим.
Играть партию за партию, выигрывая или проигрывая их, рано или поздно надоест. Поэтому можно сделать небольшой перерыв, не забыв сохранить игру, чтобы познакомиться с наиболее интересными партиями прошлого, повторив их коды и проанализировав каждую позицию. Или можно попробовать придумать шахматную задачку, наподобие той, что предлагается при каждом старте программы - типа поставить противнику мат за определенное количество ходов или отыскать решение, которое должно привести к матовой ситуации. Решение шахматных задач можно поручить компьютеру, а можно и попытаться найти решение вместе с ним. В общем, как пожелаете.
Шахматные правила, слава Богу, придуманы сотни лет назад и с тех пор практически не менялись. Chess Master 7000 знает их все. Например, дошедшая до последней клетки пешка может превратиться в какую-то сильную фигуру. Chess Master 7000, кстати, предлагает на выбор ферзя, ладью, коня и слона, но не стоит думать, что лучшим решением является непременно ферзь. Играя с Chess Master 7000, я не раз убеждался, что компьютер способен выбирать наилучшую в данной позиции фигуру. Совершенно не обязательно, что компьютер предпочтет классического ферзя. Например, однажды он выбрал коня, и уже через несколько ходов этот самый конь объявил моему королю шах и мат. Так-то вот. Наконец, учитываются различные ситуации с рокировкой в короткую и длинную сторону. Программа голосом (мелочь, о которой я почему-то раньше не сказал, - голос сообщает о перемещении фигур или невозможности их перемещения) предупреждает о невозможности сделать такой ход, потому что король или ладья уже перемещались или потому что король перемещается через атакуемое каким-нибудь слоном или ферзем поле. Все эти правила занесены в шахматную энциклопедию и в любой момент игры могут быть выведены на экран.
Отличительной способностью Chess Master 7000 является и возможность играть с другим пользователем в реальном времени через Интернет или локальную сеть. Помнится, что до недавних пор шахматные программы умели разве что воспринимать ходы по электронной почте, теперь же, имея достаточно времени (напомню, что шахматная партия может длиться несколько часов), можно тренировать интеллект с далеким незнакомцем.
Сергей Лосев
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 42 за 1999 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных