Князь: Легенды Лесной страны
"Князя" ждали довольно долго, и когда на обложках журналов появилась его изображение, многие вздохнули с облегчением. Наконец-то. Игра, слухи и факты о которой появлялись в прессе и Интернете почти два года назад, наконец-то вышла. Благодаря невысокой цене и доступности, "Князь" сразу же занял должное место на жестких дисках компьютеров, где-то между Baldur's Gate и Diablo. А может, на популярность игры повлияла активная рекламная компания, начатая в игровой прессе почти за месяц до выхода "Князя". В любом случае поклонники компьютерных игр, и в первую очередь ролевых компьютерных игр, останутся довольны. "Князь" переворачивает первую страницу "Летописи времен", и, возможно, не все в игрушке получилось гладко, она заслуживает, чтобы быть пройденной по крайней мере три раза - по количеству персонажей игры.
(c) Компьютерная газета
Откройте летопись времен
На "Князя" нельзя не обратить внимание, ибо это первая ролевая игра, которая, возможно, и не совсем похожа на классические европейские и американские RPG, но имеет полный набор ролевых атрибутов: навыки героя, злодеев, которых нужно уничтожать, квесты, выполнение которых щедро одаривается. При запуске игры, как обычно, выбирается персонаж и настраиваются его признаки: харизма, сила, ловкость и выносливость. Выбор персонажа - Драгомира, Михаила или Волка - влияет на сложность игры. С Драгомиром получается игра не очень сложная, с прочими уже не все так просто: и квесты сложнее, и жители деревень с трудом идут на контакт - словом, сладкой жизнь не кажется. И все же каждый персонаж "Князя" по своему хорош и может стать вождем, сильным воином, метким охотником или выносливым купцом. А это, в свою очередь, сильно повлияет на стиль прохождения и без того интересной игры. Деревня, в которой начинается игра, принадлежит ему, князю. Он без проблем вхож в нее и никому не нужно доказывать свои права. Но первая деревня - отправная точка длинного путешествия по лесной стране. Долго задерживаться в ней не стоит и пора уже двигаться вперед. Будут и другие деревни, дружеские и вражеские. Но первую деревню нужно запомнить навсегда. Именно здесь родилась Новая Сказочная История и Новая Игра, перевернувшая первую страницу Летописи времен. Рождению предшествовала невеселая история о драконе и его хозяине. Дело было так. Некто Ар, в бытность свою следивший за драконом, спасаясь от неминуемой гибели, делит Амулет, дающий власть над драконами. Это привело к тому, что открылся портал и из потустороннего мира хлынули орды монстров. Из-за всеобщего хаоса кусочки амулета разлетелись по всему миру, и чем больше они удалялись друг от друга, тем сильнее становилась власть хаоса. Потому-то амулет следует найти в кратчайшие сроки и запечатать проход. Об амулете известно и другое. Могущество, заключенное в нем, дает право его владельцу стать властелином мира и вершить судьбами людей.
Князь, видимо, тот человек, который смог бы командовать не собственной дружиной, но и миром. Но нужно доказать свое право стать первым. Увы, он еще слишком неопытен, юн и не должен в одиночку отправляться в поход. Единичный уровень - единственное его богатство, так сказать, стартовый капитал. В дальнейшем с деньгами и опытом ему следует подумать об оружии, защите и непременно мудрых наставниках.
Путешествие из одной деревни в другую означает новые встречи, новые проблемы и новые успехи. Неизменной остается лишь конечная цель - дракон и его амулет. Лесная страна велика, в чем можно убедиться, открыв общую карту, - как же много в ней белых пятен. Каждая территория состоит из деревушки со старостой (одним из наиболее важных NPC), знахарями, кузнецами, купцами и прочими NPC. Неподалеку могут неподвижно застыть какие-то скелеты, зомби, муравьи или пауки. Совершенно очевидно, что вся эта нечисть приползла с того света. Но они доползли до окрестностей деревень и остановились. Они ждут! Интересно кого?
Как уже говорилось, Деревни - основа основ лесной страны. Не в каждой стоит ждать хлебосольного приема. И ежели Драгомира, как наиболее безобидного (по началу, конечно) и нейтрального персонажа, еще хоть как-то жалуют, то, скажем, Михаилу (помните, это другой персонаж игры) придется держать ухо востро и чуть ли не штурмом брать каждую деревню.
В "Князе" три типа деревень. Нейтральная деревня - моя самая любимая. Ее жители, как говорится, ни нашим, ни вашим. Нейтральная деревня может стать дружественной, если для ее жителей выполнить определенное задание. Враждебные деревни нужно завоевывать. Они, в общем-то, неплохо защищены, хотя поодиночке бойцы и не такие сильные, как солдаты вашего маленького отряда искателей приключений. Дружественная деревня совершенно безобидна, если, конечно, не совершить агрессию против ее жителей. Драгомир, Михаил или Волк автоматически назначаются князем деревни. Они вместе со своей дружиной могут бесплатно лечиться, строить новые здания, воспитывать новое поколение солдат. Словом, заниматься хозяйством.
РПГ-шные компоненты игры позволяют раскрыть на целый экран главного героя и заняться примеркой различных модных вещичек. К сожалению, в игре не происходит автоматического обновления барахла и смены его на более мощное (и даже кнопка Авто не слишком выручает). Подобные операции лучше производить вручную: в соответствии с прокачкой персонажа выбирать ему новый меч, топор, дубинку или лук, примерять головной убор (хотя какая-то защита от сильных ударов по голове), кафтан, при необходимости отбирать барахло у других персонажей, благо, что это не довольно просто. А после того как удастся отыскать богатырские доспехи, не откладывая в долгий ящик, следует нацепить их на себя. Закованный в броню герой уже практически непобедим, жаль только, что такие доспехи не выдаются с самого начала.
Квестов в "Князе" много, правда, некоторые из них имеют отдаленное отношение к главной цели игры. Прекрасно можно прожить без монетки, уменьшающей вдвое цену на оружие, дудочки, которую боятся монстры, и других странных предметов. Хотя... лишний предмет, как и улучшение персонажей, никогда не помешает.
Некоторые из обнаруживаемых в игре предметов, даже если они будут подобраны и положены в заплечный мешок, остаются недоступными. Мечи, щиты, защитное обмундирование делают главного героя сильнее, ловчее, выносливее, но, увы, до поры до времени они не пригодны. Все довольно запутано. Частенько герой оказывается недостаточно сильным и выносливым, и держать в руках новое оружие он не в состоянии. Но зато он запросто носит весь этот многокилограммовый груз в заплечном мешке и ничуть не жалуется на усталость и боли в пояснице. А стоит ли говорить о каких-то неведомых предметах и том, что любой роняемый мертвым противником предмет непременно вкладывается в мешочек и завязывается узелочком. Но развяжите его. Любопытство будет вознаграждено колбочками с различного рода снадобьями, начиная от яда, заканчивая оживляющей микстурой. Особенностью "Князя" является то, что различные снадобья можно смешивать между собой, получая в итоге, новые жидкости.
Друзья приходят и уходят
Путешествующие вместе с князем люди не только оказывают помощь в бою, они еще и неплохие собеседники. В любой момент к ним можно обратиться с вопросом - почему в отряде не появляются новобранцы, как готовить учеников, где найти боевые доспехи, как искать оппонентов - и получить подробный ответ. Но многое князю придется осваивать самостоятельно. Например, оружие. В "Князе" отдельные виды оружия приспособлены для уничтожения определенных монстров. Так, зеленые муравьи обычным мечом практически не уничтожимы, но стоит выбрать "муравьиный" меч - и муравьи разбегутся со страха. Или, скажем, скелеты высокого уровня, оставшиеся после смерти их королевы, не дадут уйти "живчикам", а с помощью могущественного меча, отдельные части которого отыскиваются и собираются неподалеку, без всяких повреждений можно уничтожить и вдвое большую армию скелетов.
Сражения сопровождают главных героев постоянно. Зомби, пауки, скелеты, муравьи, черви, духи, морок, лешие и так далее общим количеством пятнадцать разновидностей, постоянно мешают. С этими монстрами ни к деревне не подойдешь, ни квеста не выполнишь. Но не так просто уничтожить врага. Во-первых, монстры редко ходят поодиночке, во-вторых, бывают прокаченными до высокого уровня - убить того же паука седьмого уровня совсем не то же самое, что расправиться с пауком второго уровня, хотя выглядят оба совершенно одинаково. К собственно процессу боя создателя "Князя" подошли нетрадиционным способом - очевидно, на него сказался первоначальный уклон в стратегию. Вместо традиционных для RPG щелчков по кнопкам мыши, в "Князе" достаточно один раз щелкнуть по противнику, а то и вовсе отдать команду "Атаковать". Все остальное ваши воины во главе с князем сделают самостоятельно.
К главному персонажу могут присоединиться еще максимум девять человек, однако я, честно говоря, не припомню острую необходимость в такой толпе. По крайней мере, при игре воином и охотником. Лишь когда меняется класс игры, то есть в начале выбирается не воин, а, например, вождь, нужно много народу, чтобы куда-либо пройти и справиться хотя бы с одним заданием. Но в таком случае вся прелесть "Князя", как ролевой игры, пропадает и получается очередная "кучамальская" аркада.
В идеале для приключений достаточно четырех человек. Вождь с помощью своих лидерских качеств повышает общий боевой настрой путешественников. Лучник, точнее охотник, защищает дальние рубежи, нанося противнику, порой, значительный урон. Между прочим, достаточно пустить в монстра по одной отравленной стреле - и тот со временем погибнет. Воин хорош в ближнем бою, как основная ударная сила, а огромная туша купца способна выдержать не одно попадание. Добавьте к вашей компании еще одного человека. Например, плотника или строителя. Они, порой, бывают нужны, например, для перехода через речку. Иначе кто построит мост?
Прочие персонажи "Князя" являются неигровыми и крайне редко соглашаются путешествовать из одной деревни в другую. Староста хозяйничает в родной деревне и, естественно, ему недосуг бросать свое добро и куда-то плестись днем и ночью. Кузнец и лекарь за небольшую мзду, а то и вовсе бессплатно, следят за состоянием оружия и внутренних органов путешественников. Волхвы и маги, обычно живущие поодаль от людей (дабы не смущать их своими антинаучными экспериментами), за каждый выполненный квест, ими самими же и выдаваемый, требуют поделиться последним магическим добром. К тому же в "Князе" можно взращивать будущее пополнение героев. Подобной возможности, честно говоря, трудно найти применение. Разве что для вождя, плохо владеющего мечом или луком, но имеющего зашкаливающую харизму. Всем этим отрядом, включая и учеников, придется руководить. Мышиные приказы, адресуемые либо отряду целиком, либо отдельным его членам, отдавать несложно. Объединение личностей в группу сделано несколько странновато. Привычнее было бы классическое RTS-ное выделение прямоугольника на экране. В "Князе" же приходится щелкать по физиономиям персонажей в левой части экрана. Очень странное решение.
"Князь" жив
Неплохую игрушку создали в компании 1С, совсем неплохую. Лесная страна мне понравилась. Конечно, многое в этой стране неправильно - этакая лесная страна упущенных возможностей и незавершенных идей. Сюжет нелинеен лишь в фантазии авторов, мне-то он показался довольно простым - идешь себе, идешь от одной деревни к другой, заглядываешь в карту, чтобы не сбиться с пути, и в блокнот, дабы напомнить себе очередное задание. Изредка, конечно, случаются задачки, решаемые несколькими способами, но при чем тут нелинейность сюжета. Подумаешь, убить скелетов крутым героем (первый метод - прокачка героя) или убить их отравленными стрелами (второй метод - поиск отравленных стрел), - все равно, убить и идти вперед. Монстры тоже не отличаются разнообразием. И графика... Она неплоха, только немного статична. Так что "Князь" оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, достоинства игры очевидны и концепция "Летописи времен" довольна интересна. Она, в какой-то мере, подобна лукасовским "Звездным войнам", которые в геймеровской среде известны если не фильмом, то бесконечным количеством игрушек, сделанных по его мотивам. "Летопись времен" тоже очень жизнеспособна. Снимать кино дорого, но, к великой радости, игр на наш век хватит. Как ролевая игра, "Князь" может конкурировать и с более известными играми, такими, как Diablo, Baldur's Gate, DarkStone. А если учесть, что в течение нынешнего года появилось не так уж и много хороших RPG, "Князь" почти шедевр. Но с другой стороны, в игре немало странностей и ошибочек. Мешают ли они игре? В общем-то, нет. Но вчитайтесь... Предыстория, изложенная в игре, отличается от аналогичной сказки из руководства, не до конца продуманная система магии, отсутствие мультиплейера, путаница в лево-правых кликах мыши, незнание о поднимаемом с земли барахле (а вдруг там бомба) и зачем-то оставленные ошметки RTS. Ну и, наверное, самое ужасное - это закадровый голос в заставке. Отныне стало точно известно, что не могут дикторы (даже самые лучшие) в один миг стать актерами.
Несмотря на всю критику, рекомендация такова: купите "Князя", установите, запустите и попытайтесь проникнуться сказочной атмосферой игры. Она быстро втянет вас в тонкости взаимоотношений между старостами, волхвами, разбойниками и монстрами лесной страны. Глядишь, вы уже дважды прошли игру и приступаете к третьему разу.
Сергей Лосев
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 41 за 1999 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных