Нелинейный видеомонтаж. Обзор видеоплат
Появление огромного количества видеотехники на рынке нашей республики повлекло за собой резкое возрастание интереса к ней и, как результат, проблемы, появляющиеся в выборе нужного оборудования. В этой статье я расскажу о ПЛАТАХ ДЛЯ НЕЛИНЕЙНОГО ВИДЕОМОНТАЖА.
(c) Компьютерная газета
ВНИМАНИЕ! Тем, кто решил заняться цифровой обработкой видео, нужно быть готовым к тому, что эффективная работа с компьютерной графикой потребует вложения немалых средств.:-)
Сперва уясним (или вспомним) общие понятия, а затем перейдем к краткому обзору видеоплат.
Платы для оцифровки и вывода видеосигнала
Плата для оцифровки видеосигнала (сарture board) представляет собой устройство, которое встраивается в компьютер. Видеосигнал поступает на это устройство с телевизора, камеры или видеомагнитофона.
Существует несколько типов видеосигналов. В бытовой видеоаппаратуре используется полный телевизионный сигнал (соmposite), передающий информацию о цвете и яркости изображения в одном сигнале. В более сложной и дорогой видеотехнике применяют сигнал S-видео с разделением яркости и цвета на два разных сигнала. В профессиональных системах высшего класса используется раздельный видеосигнал (соmponent video). В таких системах видеосигнал разделяется на два цветовых и один яркостный сигналы.
Программы, управляющие оцифровкой, могут выводить цифровой видеосигнал как на экран монитора, так и на подключаемый контрольный видеомонитор. При выборе видео-АЦП следует учитывать ряд обстоятельств. Важно знать, позволяет ли плата получать изображение с 24-битным цветом и поддерживает ли она стандарты NTSC, РАL и SЕСАМ. Хорошая плата должна обладать возможностями вывода видеосигнала и просмотра его на телевизионном мониторе, а также ввода и вывода звука. Если требуется получить полноформатное видеоизображение с высокой частотой кадров, то необходимо аппаратное сжатие видеосигнала. Все эти факторы следует внимательно рассмотреть, определив вначале, какая работа будет выполняться. Особенно важно определить тип видеоматериалов, который будет использоваться для ввода, а также в каком виде должен быть представлен созданный материал. Аппаратное обеспечение для записи фильма на видеоленту стоит дороже, чем для записи и последующего воспроизведения через Internet или компакт-диск. В первом случае видеофильм должен быть преобразован из цифрового формата в аналоговый, а во втором - этого делать не надо. Тем, кто собирается демонстрировать фильмы через Internet, нужна плата, которая может оцифровывать введенный материал в несжатом виде с разрешением, требуемым для окончательного варианта. Благодаря этому не происходит двойного сжатия, поэтому качество клипа не ухудшается. Платы поставляются с дополнительным программным обеспечением, и это необходимо учитывать при покупке.
Для эффективной работы с мультимедиа требуется графическая плата (ее называют также видеокартой) с высокой производительностью, поддерживающая 24-битное цветное изображение при разрешении экрана 1024х768 пикселей. Производительность видеокарты зависит от типа графического процессора, системной шины, цифро-аналогового преобразователя и размера видеопамяти. Графические процессоры берут на себя многие функции обработки изображений и позволяют значительно увеличить производительность всей системы. Быстродействующая системная шина РСI обеспечивает возможность достаточно быстрой обработки огромного объема информации, связанной с изображениями. Цифро-аналоговый преобразователь определяет видеорежимы, с которыми может работать видеокарта. Он преобразует дискретные цифровые значения в аналоговые. К наиболее распространенным режимам относятся:
- стандартный VGA - 16 цветов (глубина цвета 4 бит);
- супер-VGA - 256 цветов (глубина цвета 8 бит);
- 32k Нigh Соlоr - 32768 цветов (глубина цвета 15 бит);
- 64k Нigh Соlоr - 65536 цветов (глубина цвета 16 бит);
- True Соlor - 16,8 миллионов цветов (глубина цвета 24 бит).
Для каждого цветового режима реализуется определенное разрешение, зависящее от графического процессора, размера видеопамяти и цифро-аналогового преобразователя (ЦАП). Глубина цвета в битах обозначает количество видеопамяти, необходимое для "окраски" одного пикселя. Следует учитывать, что некоторые профессиональные программы или приложения к ним не будут работать при небольшом разрешении. Обычно минимальные требования к аппаратному обеспечению указываются в технической документации. Если попробовать воспроизвести в режиме 256 цветов 24-битное изображение, видеокарта попытается выполнить это, но впечатление будет удручающим из-за сильных искажений цвета. Нigh Соlor дает лучшие результаты, но предпочтительнее работать в режиме Тrue Соlor. От размера видеопамяти зависит ско-рость передачи данных, так как графический процессор записывает в память информацию об изображении, а ЦАП считывает ее и создает видеосигнал. Для эффективной работы с мультимедиа необходимо применять видеокарту с объемом памяти 4 мегабайта и больше. На сегодняшний день выбор видеокарт достаточно широк. Привожу краткие характеристики некоторых.
AverMedia MV-300 (SmartPlayer & Ulead Media Studio Pro 5.02 VE) - PAL, NTSC, SECAM (вход), PCI-шина, ввод/вывод видео (без звука) 768х576, 25 кадр/с, живое окно через PCI-шину, поток до 5 Мб/с, проф. S-Video качество.
FAST AV MASTER (& Ulead Media Studio 5.2, Cool 3D, Mediator) - PCI-шина, до 768x576, 25 кадр/c, PAL, SECAM, NTSC, ввод-вывод Hi-Fi звука, до 5.5 Мб/с
miroVIDEO DC30 Plus (miroInstant, Adobe Premiere 5.1, Adobe PhotoShop LE, TitleDeko, Pixelan Video SpiceRack) - PCI-шина, PAL, SECAM (вход), NTSC, до 768х576, 25 кадр/с, ввод-вывод Hi-Fi звука, поток до 7 Мб/с, живое окно через PCI-шину, проф. S-Video качество, ускоренный просчет AVI файлов, play list (внешний блок с разъемами BlueBox).
miroVIDEO DC50 (miroInstant, & Adobe Premiere 5.1 for Win 95, NT, Adobe After Effects 4.0, TitleDeko, ProVTR) - PCI-плата и внешний блок с разъемами, до 720х576, 25 кадр/с, поток до 7 Мб/с, живое окно через PCI-шину, вещательное качество, YUV/S-Video/Composite видео вход/выход, Hi-Fi звук XLR/RCA разъемы, ускоренный просчет AVI файлов, play list, RS-422 контроль видеооборудования.
miroVIDEO DC1000 (&Adobe Premiere 5.1RT, Minerva Impression CD pro, TitleDeko, SmartGOP, miroInstant) - профессиональная двухпотоковая система цифрового монтажа с аппаратной MPEG2 компрессией (IP 422P@ML), 720х576, поток до 50 Мбit/c, Y/C & Composite видео и аудио входы/выходы (внешний блок с разъемами BlueBox).
Pinnacle ReelTime (&Adobe Premiere 5.1RT, Pipeline ProVTR, TitleDeko RT) - профессиональная двухпотоковая плата нелинейного монтажа в реальном времени (2 видеослоя + графика/титры, 400 2D-эффектов/переходов в реальном времени), 720x576, поток до 13,4 Мб/c, компрессия от 1.6:1, YUV&Y/C&Composite входы/выходы (внешний коммутационный блок), RS-422 контроль видеооборудования.
Pinnacle ReelTime NITRO = Pinnacle ReelTime + плата 3D эффектов GenieRT (2 видеослоя + движущаяся графика/титры, 400 2D- и 450 3D-эффектов), RS-422 контроль видеооборудования.
Matrox DigiSuite LE (&Adobe Premiere 5.1RT) - профессиональная двухпотоковая плата нелинейного монтажа в реальном времени (2 видеослоя + движущаяся графика), 720x576, поток до 15 Мб/c, компрессия от 1.3:1
Это далеко не все платы. Они имеют разную цену и не каждому по карману... Для тех, кто решил приобрести что-нибудь достойное, я порекомендовал бы FAST AV Master (98 или 2000). Более подробно расскажу об этой плате ниже.
Плата компании FAST - AV Master является основным конкурентом MIRO VIDEO DC30. Она работает на шине PCI и позволяет оцифровывать на жесткий диск видео и звук в режиме реального времени с качеством S-Video. Может работать в режиме PCI Bus Master с прямым доступом к оперативной памяти для обеспечения максимального качества. Степень сжатия видеоданных 4:1 при разрешении 640 на 480 (NTSC) или 5,5:1 при разрешении 768 на 576 (PAL/SECAM), кодировка выборкой 4:2:2, 60 полей/с. Возможна оцифровка одиночных кадров без сжатия с 24-битным кодированием True Color (16 млн цветов). AV Master полностью совместима со стандартами Wave, AVI и VFW. Имеет S-Video и композитные входы и выходы, звуковой стереовход CD-качества (оцифровка с частотой квантования до 44,1 КГц), а также встроенный видеофильтр для улучшения частотной характеристики. Специальная конструкция облегчает установку платы в компьютеры с Pentium процессорами. Комплектуется программным пакетом для нелинейного монтажа Studio 2.5 VE фирмы Ulead Media (двух- и трехмерные эффекты, возможности титрования, редактирование звука и т.д.) и пакетом для трехмерной анимации Flying Fonts LE фирмы Cristal Graphics.
Характеристики:
- Работа в режиме прямого доступа к ОЗУ (PCI Bus Mastering) (до 130 Мб/с);
- Один видеовход: S-Video или композитный (NTSC, PAL, SECAM);
- Два видеовыхода: один S-Video, один композитный (PAL, NTSC);
- Сжатие Motion-JPEG (60/50 полей) до 768 на 576, стандарт CCIR 601;
- Максимальная пропускная способность шины до 5,5 Мб/с;
- 24-битная цветовая палитра (4:2:2 YUV);
- Минимальный уровень сжатия - 4:1;
- Захват статичных кадров в форматах TIF, BMP, PCX;
- Оцифровка звука с качеством CD (16-бит), поддержка формата WAV;
- Один аудиовход, один аудиовыход: стерео;
- Поддержка технологии Plug Play.
Для тех, кого серьезно интересует видеомонтаж, очень настоятельно рекомендую эту видеоплату!!! Цена зависит от модели (600-750 у.е.).
Александр Шантур
(c) Компьютерная газета
ВНИМАНИЕ! Тем, кто решил заняться цифровой обработкой видео, нужно быть готовым к тому, что эффективная работа с компьютерной графикой потребует вложения немалых средств.:-)
Сперва уясним (или вспомним) общие понятия, а затем перейдем к краткому обзору видеоплат.
Платы для оцифровки и вывода видеосигнала
Плата для оцифровки видеосигнала (сарture board) представляет собой устройство, которое встраивается в компьютер. Видеосигнал поступает на это устройство с телевизора, камеры или видеомагнитофона.
Существует несколько типов видеосигналов. В бытовой видеоаппаратуре используется полный телевизионный сигнал (соmposite), передающий информацию о цвете и яркости изображения в одном сигнале. В более сложной и дорогой видеотехнике применяют сигнал S-видео с разделением яркости и цвета на два разных сигнала. В профессиональных системах высшего класса используется раздельный видеосигнал (соmponent video). В таких системах видеосигнал разделяется на два цветовых и один яркостный сигналы.
Программы, управляющие оцифровкой, могут выводить цифровой видеосигнал как на экран монитора, так и на подключаемый контрольный видеомонитор. При выборе видео-АЦП следует учитывать ряд обстоятельств. Важно знать, позволяет ли плата получать изображение с 24-битным цветом и поддерживает ли она стандарты NTSC, РАL и SЕСАМ. Хорошая плата должна обладать возможностями вывода видеосигнала и просмотра его на телевизионном мониторе, а также ввода и вывода звука. Если требуется получить полноформатное видеоизображение с высокой частотой кадров, то необходимо аппаратное сжатие видеосигнала. Все эти факторы следует внимательно рассмотреть, определив вначале, какая работа будет выполняться. Особенно важно определить тип видеоматериалов, который будет использоваться для ввода, а также в каком виде должен быть представлен созданный материал. Аппаратное обеспечение для записи фильма на видеоленту стоит дороже, чем для записи и последующего воспроизведения через Internet или компакт-диск. В первом случае видеофильм должен быть преобразован из цифрового формата в аналоговый, а во втором - этого делать не надо. Тем, кто собирается демонстрировать фильмы через Internet, нужна плата, которая может оцифровывать введенный материал в несжатом виде с разрешением, требуемым для окончательного варианта. Благодаря этому не происходит двойного сжатия, поэтому качество клипа не ухудшается. Платы поставляются с дополнительным программным обеспечением, и это необходимо учитывать при покупке.
Для эффективной работы с мультимедиа требуется графическая плата (ее называют также видеокартой) с высокой производительностью, поддерживающая 24-битное цветное изображение при разрешении экрана 1024х768 пикселей. Производительность видеокарты зависит от типа графического процессора, системной шины, цифро-аналогового преобразователя и размера видеопамяти. Графические процессоры берут на себя многие функции обработки изображений и позволяют значительно увеличить производительность всей системы. Быстродействующая системная шина РСI обеспечивает возможность достаточно быстрой обработки огромного объема информации, связанной с изображениями. Цифро-аналоговый преобразователь определяет видеорежимы, с которыми может работать видеокарта. Он преобразует дискретные цифровые значения в аналоговые. К наиболее распространенным режимам относятся:
- стандартный VGA - 16 цветов (глубина цвета 4 бит);
- супер-VGA - 256 цветов (глубина цвета 8 бит);
- 32k Нigh Соlоr - 32768 цветов (глубина цвета 15 бит);
- 64k Нigh Соlоr - 65536 цветов (глубина цвета 16 бит);
- True Соlor - 16,8 миллионов цветов (глубина цвета 24 бит).
Для каждого цветового режима реализуется определенное разрешение, зависящее от графического процессора, размера видеопамяти и цифро-аналогового преобразователя (ЦАП). Глубина цвета в битах обозначает количество видеопамяти, необходимое для "окраски" одного пикселя. Следует учитывать, что некоторые профессиональные программы или приложения к ним не будут работать при небольшом разрешении. Обычно минимальные требования к аппаратному обеспечению указываются в технической документации. Если попробовать воспроизвести в режиме 256 цветов 24-битное изображение, видеокарта попытается выполнить это, но впечатление будет удручающим из-за сильных искажений цвета. Нigh Соlor дает лучшие результаты, но предпочтительнее работать в режиме Тrue Соlor. От размера видеопамяти зависит ско-рость передачи данных, так как графический процессор записывает в память информацию об изображении, а ЦАП считывает ее и создает видеосигнал. Для эффективной работы с мультимедиа необходимо применять видеокарту с объемом памяти 4 мегабайта и больше. На сегодняшний день выбор видеокарт достаточно широк. Привожу краткие характеристики некоторых.
AverMedia MV-300 (SmartPlayer & Ulead Media Studio Pro 5.02 VE) - PAL, NTSC, SECAM (вход), PCI-шина, ввод/вывод видео (без звука) 768х576, 25 кадр/с, живое окно через PCI-шину, поток до 5 Мб/с, проф. S-Video качество.
FAST AV MASTER (& Ulead Media Studio 5.2, Cool 3D, Mediator) - PCI-шина, до 768x576, 25 кадр/c, PAL, SECAM, NTSC, ввод-вывод Hi-Fi звука, до 5.5 Мб/с
miroVIDEO DC30 Plus (miroInstant, Adobe Premiere 5.1, Adobe PhotoShop LE, TitleDeko, Pixelan Video SpiceRack) - PCI-шина, PAL, SECAM (вход), NTSC, до 768х576, 25 кадр/с, ввод-вывод Hi-Fi звука, поток до 7 Мб/с, живое окно через PCI-шину, проф. S-Video качество, ускоренный просчет AVI файлов, play list (внешний блок с разъемами BlueBox).
miroVIDEO DC50 (miroInstant, & Adobe Premiere 5.1 for Win 95, NT, Adobe After Effects 4.0, TitleDeko, ProVTR) - PCI-плата и внешний блок с разъемами, до 720х576, 25 кадр/с, поток до 7 Мб/с, живое окно через PCI-шину, вещательное качество, YUV/S-Video/Composite видео вход/выход, Hi-Fi звук XLR/RCA разъемы, ускоренный просчет AVI файлов, play list, RS-422 контроль видеооборудования.
miroVIDEO DC1000 (&Adobe Premiere 5.1RT, Minerva Impression CD pro, TitleDeko, SmartGOP, miroInstant) - профессиональная двухпотоковая система цифрового монтажа с аппаратной MPEG2 компрессией (IP 422P@ML), 720х576, поток до 50 Мбit/c, Y/C & Composite видео и аудио входы/выходы (внешний блок с разъемами BlueBox).
Pinnacle ReelTime (&Adobe Premiere 5.1RT, Pipeline ProVTR, TitleDeko RT) - профессиональная двухпотоковая плата нелинейного монтажа в реальном времени (2 видеослоя + графика/титры, 400 2D-эффектов/переходов в реальном времени), 720x576, поток до 13,4 Мб/c, компрессия от 1.6:1, YUV&Y/C&Composite входы/выходы (внешний коммутационный блок), RS-422 контроль видеооборудования.
Pinnacle ReelTime NITRO = Pinnacle ReelTime + плата 3D эффектов GenieRT (2 видеослоя + движущаяся графика/титры, 400 2D- и 450 3D-эффектов), RS-422 контроль видеооборудования.
Matrox DigiSuite LE (&Adobe Premiere 5.1RT) - профессиональная двухпотоковая плата нелинейного монтажа в реальном времени (2 видеослоя + движущаяся графика), 720x576, поток до 15 Мб/c, компрессия от 1.3:1
Это далеко не все платы. Они имеют разную цену и не каждому по карману... Для тех, кто решил приобрести что-нибудь достойное, я порекомендовал бы FAST AV Master (98 или 2000). Более подробно расскажу об этой плате ниже.
Плата компании FAST - AV Master является основным конкурентом MIRO VIDEO DC30. Она работает на шине PCI и позволяет оцифровывать на жесткий диск видео и звук в режиме реального времени с качеством S-Video. Может работать в режиме PCI Bus Master с прямым доступом к оперативной памяти для обеспечения максимального качества. Степень сжатия видеоданных 4:1 при разрешении 640 на 480 (NTSC) или 5,5:1 при разрешении 768 на 576 (PAL/SECAM), кодировка выборкой 4:2:2, 60 полей/с. Возможна оцифровка одиночных кадров без сжатия с 24-битным кодированием True Color (16 млн цветов). AV Master полностью совместима со стандартами Wave, AVI и VFW. Имеет S-Video и композитные входы и выходы, звуковой стереовход CD-качества (оцифровка с частотой квантования до 44,1 КГц), а также встроенный видеофильтр для улучшения частотной характеристики. Специальная конструкция облегчает установку платы в компьютеры с Pentium процессорами. Комплектуется программным пакетом для нелинейного монтажа Studio 2.5 VE фирмы Ulead Media (двух- и трехмерные эффекты, возможности титрования, редактирование звука и т.д.) и пакетом для трехмерной анимации Flying Fonts LE фирмы Cristal Graphics.
Характеристики:
- Работа в режиме прямого доступа к ОЗУ (PCI Bus Mastering) (до 130 Мб/с);
- Один видеовход: S-Video или композитный (NTSC, PAL, SECAM);
- Два видеовыхода: один S-Video, один композитный (PAL, NTSC);
- Сжатие Motion-JPEG (60/50 полей) до 768 на 576, стандарт CCIR 601;
- Максимальная пропускная способность шины до 5,5 Мб/с;
- 24-битная цветовая палитра (4:2:2 YUV);
- Минимальный уровень сжатия - 4:1;
- Захват статичных кадров в форматах TIF, BMP, PCX;
- Оцифровка звука с качеством CD (16-бит), поддержка формата WAV;
- Один аудиовход, один аудиовыход: стерео;
- Поддержка технологии Plug Play.
Для тех, кого серьезно интересует видеомонтаж, очень настоятельно рекомендую эту видеоплату!!! Цена зависит от модели (600-750 у.е.).
Александр Шантур
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 41 за 1999 год в рубрике hard :: video