Живой звук. Часть 9

...Гул стремительно нарастал. Появившись где-то вдалеке, через мгновение он уже заполнял все пространство. Подхватив, он унес меня прочь от грешной земли...

(c) Компьютерная газета



Вторая часть сегодняшнего выпуска будет посвящена приемам "ввода/вывода" инструментов. Но перед этим вернемся к теме прошлого выпуска.

Акустическая гитара. В полупрофессиональных условиях писать ее можно на микрофон (расположив его где-то в районе фаз инвертора) или используя обычную, "не примоченную" электрогитару. Но это в том случае, если у вас нет фирменной гитары со специальным выходом.

Основные эффекты: компрессор, хорус, реверберация (не очень жирная, попробуйте Cool Edit Echo> Canyon) и другие по вашему усмотрению.

Из всех устройств остановлюсь, пожалуй, на хорусе. Хорус позволяет получить эффект 12-струнной гитары либо эффект нескольких гитар. Большинство программных хорусов, эмулируют аналоговые приборы, поэтому имеют схожие органы управления (Delay, Rate, Feedback и др.). Однако, из-за различий программной реализации различные экземпляры звучат по-разному. Самый простой в использовании и вместе с тем достаточно качественный хорус - хорус из набора эффектов реального времени DSP/FX Virtual Pack 5.510 (это мое чисто субъективное мнение).

Плагин допускает использование из таких программ, как Sound Forge, CakeWalk, Cool Edit и др., а также как независимое приложение.

Рисунок 1 представляет окно программы. Кнопка Plug-Ins открывает список эффектов программы (нам нужен Chorus). Кнопка Presets - список пресетов (для гитары заготовлены пресеты Fattener - Guitar.Quadruple и Fattener - Guitar. Double, последний представлен на рисунке). Эффект многополосный (в нашем случае две полосы). Нажмите кнопку Edit для редактирования каждой полосы по отдельности (в противном случае редактироваться будут все полосы одновременно). В поле MIDI Mode выберите Direct (подробности в Help-е, скажу лишь, что иначе могут быть проблемы в Sound Forge). Process - режим работы - реальное время (Live) или обработка wav-файла (Wave> Save Output File и укажите исходный и конечный файлы в соответствующих полях). Причем в последнем случае результат вы услышите также в реальном времени, т.е. по ходу обработки. Не стоит сразу хвататься за паяльник, дабы перепаять что-нибудь в CPU, если в процессе обработки файла компьютер начинает заикаться - прослушайте сперва файл-результат (как говорится, никаких дефектов речи, за что огромное человеческое спасибо разработчикам). У меня сложилось такое впечатление, что программа лучше работает в самостоятельном режиме (т.е. при запуске ее из панели задач).

Если вы экспериментатор, то попробуйте Cool Edit-овский Chorus (качество, но нужен кое-какой опыт).

Бас-гитара. Конечно, внешний бас-гитарный процессор - хорошее решение для классического гитариста (четкое, жесткое звучание). Но в том-то и вся ценность компьютера - заплатив 500-1000 $, вы получаете в распоряжение чрезвычайно гибкий (чего только стоит ежемесячное обновление звуковых программ) инструмент, заменяющий целый комплекс дорогостоящей аппаратуры.


Конкретно: Flanger, Aural Activator и др. из набора DSP/FX пресеты Bass.... Flanger из набора Cool Edit (параметры указаны на рисунке 2).

Упоминания стоит плагин Waves Max Bass (у меня версия 2.3). Интересный плагин, суть его работы состоит в обогащении спектра бас-инструмента сгенерированными высшими гармониками, что по заверениям разработчиков позволяет слышать "низы" на любых колонках (чуть ли не по телефону). Честно говоря, проявление басов наблюдается (с некоторой потерей четкости), но никакой обещанной революции я не заметил (может, я что-то не так понял?). Лично я, иногда его использую (чаще применяю Flanger).

...Ввод/вывод инструментов. Технический и музыкальный ввод партии - слышали что-нибудь об этом? Первый - применения различных эффектов и наворотов. Второй - достижение цели, за счет мелодии (нотной структуры). Например, уместный барабанный, гитарный, бас-гитарный или, наконец, вокальный ход.

Остановимся подробнее на технических приемах. Чем меньше динамический диапазон инструмента, тем больше он нуждается в подобного рода отступлениях. Например, игра боем на акустической гитаре очень динамична и обычно не требует прелюдии.

Электрогитара - напротив. Для введения партии этого инструмента чаще всего используют простой слайд (скользящее движение руки или медиатора по струнам, при включенном дисторшне). Послушайте переход к припеву в "Пленнице Желтой Земли" Владимира Кузьмина. Аккомпанемент обычно предваряется верхним слайдом (движение от центра грифа к его пятке), соло приемлет также нижний слайд. Неплохие слайды встречаются в библиотеках звуков (сэмплов), выполненных на CD. Я лично пишу их сам. При необходимости, с помощью CakeWalk-овского CrossFade (ЖЗ КГ № 35), введите слайд справа (слева).

Вступление акомпанементной дисторшн-гитары может быть разукрашено Flanger-ом, наложенным на первые несколько тактов партии (обычно на один такт). Частоту эффекта подберите таким образом, чтобы период флэнджера был равен времени звучания обрабатываемой начальной партии. В этом случае, флэнджерная и чистая части партии плавно перейдут одна в другую. Например, если длина выделенного фрагмента ровна 0.5 секунды, то частоту необходимо задать равной 1/0.5=2 Гц. Flanger из Cool Edit облегчит вам задачу, в поле Total Cycles можно непосредственно указать количество периодов, которые будут уложены в обрабатываемый фрагмент (на рисунке 2 я задал один цикл - то, о чем мы говорили).

Соло-гитару можно предварить обычной обратной связью (дисторшн-гитара заводится от динамиков). Это добавит выразительности и чувственности. Этого же результата можно достичь, используя гитарные процессоры (эффект Feedback).

Любой инструмент допускает въезд с перспективы (из бесконечности). Для этого используем Wider из Sound Forge, описанный в прошлом выпуске, плавно переходя от 100% стерео-базы к требуемому значению этого параметра (громкость партии также можно плавно увеличить от нуля до требуемой).

Эффект, описанный в эпиграфе к данной статье, получается с помощью "Эха". Для этого задайте значение обратной связи устройства около 100% (в Cool Edit Echo параметр Decay во всех остальных - FeedBack). Со временем реверберации придется поэкспериментировать. Предварительно ослабьте сигнал децибел на пять. На мой взгляд, наилучшие результаты получаются при использовании плагина Sonic Foundary Acoustics Modeler с помещением Carpassingby.sfi. Честно говоря, мне нравится эта вещь (я надеюсь, что вскоре продемонстрирую вам этот прием во всей его красе).

Основная задача описанных процессов - добавочная динамика, поэтому не затягивайте их более чем на 0.2-1 секунды.

Трухачев Федор


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 41 за 1999 год в рубрике мультимедиа :: разное

©1997-2024 Компьютерная газета