Живой звук. Часть 8
Cегодняшний выпуск будет посвящен ее величеству электрогитаре. Точнее работе с ее звуком. Говорим гитара - подразумеваем эффект дисторшн, говорим дисторшн - подразумеваем гитару.
(c) Компьютерная газета
Честно говоря, ни один встречавшийся мне компьютерный эффект не дотягивал до своего аналогового собрата (даже мой самодельный драйв давал фору компьютерным эмуляторам). Тому, для кого компьютер это идеология, сообщаю: Cool Edit Transform> Special> Distortion или Sound Forge Effects> Distortion.
Почему же такой простой по природе эффект (изначально его получали путем простой перегрузки ламповых комбиков) труднореализуем в цифре? Дело в том, что кроме ограничителя в аналоговом дисторшне используется также специализированный частотный фильтр и компрессор, эмуляция которых займет у вас уйму времени (именно у вас, компьютер с задачей справится достаточно быстро). Еще один аспект не в пользу: сыграть на чистой гитаре партию, предназначенную для дисторшн, способны только гитаристы экстракласса. В этом случае ведь пропадает эмоциональная обратная связь (т.е. гитарист слышит только "голую" гитару), что заставляет играть посредством механической памяти рук, которая развита лишь у профессионалов.
Посему я пишу электрогитару через внешний дисторшн. Фон и шумы, неизбежные в этом случае, легко устранимы (в данном случае достаточно одного шумоподавителя, который я описывал в прошлый раз). Я использую BOSS Metal Zone для аккомпанемента и включаю последовательно с BOSS-ом приставку "VENTA" для повышения чувствительности гитары при исполнении соло-партии (фирменный внешний гитарный процессор пока еще не входит в статью моих расходов, хотя это оптимальный вариант, если есть деньги). Хорошие гитаристы пишутся через свои эффект-устройства.
Реверберация. С ней дела обстоят несколько иначе. При использовании внешних гитарных Delay-ев типа BOSS, DOD, IBANEZ и др. или фирменных процессоров звучание получается великолепным. Однако, при последующих резках и соединениях кусков партии на этапе сведения, щелчки и переходы между соединяемыми частями могут быть заметными на слух. Однако, соблюдая основные правила работы при сведении (я писал о них во втором выпуске рубрики ЖЗ, КГ N№ 33), вы сведете указанные нюансы к минимуму. Образовавшиеся состыковки "замазываются", при необходимости, реверберацией. Впрочем, если гитарист в состоянии сыграть целиком всю партию хотя бы один раз из пяти, то данная проблема снимается.
Другое дело, что стерео-возможности внешних устройств весьма скромны, здесь преимущества компьютеров неоспоримы.
Соло-гитара (соло-партия). Это, пожалуй, единственный случай, когда инструмент удовлетворительно звучит даже с тривиальным Delay-ем (Cool Edit Transform> Delay Effects> Delay предварительно конвертируйте файл в стерео-формат). Более продвинут по сравнению с Delay-ем эффект "Эхо" (Cool Edit Transform> Delay Effects> Echo пресет Canyon). "Эхо" в отличие от Delay-я имеет эквалайзер обратной связи (т.е. эквалайзер только для регулировки АЧХ задержанного сигнала). Неплох мульти-Delay из набора Sonic Foundry (Sound Forge DirectX> Sonic Foundry Multi-Tap Delay или Effects> Delay/Echo> Multi-Tap Delay). Рисунок 1 представляет внешний вид эффекта. Параметры, указанные на рисунке, были найдены опытным путем при работе с гитарой. Данный плагин эмулирует многополосное "Эхо" с возможностью независимой регулировки каждой полосы.
Подробнее: Input Gain - общий входной уровень, Dry Out - уровень исходной составляющей в выходном сигнале, Wet Out - уровень обработанной составляющей в выходном сигнале, Mod Rate - частота модуляции времени задержки. Mod Depth - глубина модуляции. Наличие последних двух регуляторов позволяет сымитировать простейшие хорус и флэнджер (принцип работы этих устройств основан на периодическом изменении времени задержки). Feedback - обратная связь (количество повторов задержанного сигнала в основном). Low pass start freq - завал высоких начиная с указанной в соответствующем поле частоты (по рисунку - начиная с 5160 Гц). Number of taps - число полос. Для регулировки параметров той или иной полосы поставьте флажок (точку) в соответствующем поле Current tap (например, на рисунке, в запечатленный момент времени, редактируемой является вторая полоса из трех). Tap Gain - уровень данной полосы. Delay - время задержки для выбранной полосы. Pan - панорама выбранной полосы. Три последних параметра могут быть различными для разных полос (в этом и состоит многополосность). Значения параметров для второй полосы указаны на рисунке 1. Первая полоса - Tap Gain (60%), Delay (420 ms), Pan
(-100% т.е. слева). Третья полоса - 60%, 640 ms, 0% соответственно.
Работа с аккомпанементной дисторшн гитарой несколько отличается. Аккомпанемент обычно играется на так называемых квинт аккордах (гитарист вам объяснит). Тут существует правило: чем тяжелее ограничение (т.е. дисторшн), тем меньше реверберации. Причем, просто Delay здесь не подходит - слишком много "грязи" он дает.
Например, гитаре в стиле хэви-метал достаточно незначительной реверберации эффекта Sound Stage, о котором я писал в третьем выпуске рубрики ЖЗ (КГ N№ 34). Полегче? Ну, тогда вполне подойдет что-то типа описанного мульти-Delay-я.
Wah \ Flange \ Phaser эффекты: умело примененные, они привносят плотность и фирменность в звучание соло- или ритм-гитары (применяются обычно после дисторшна, но до реверберации).
Опять-таки, используя внешние устройства, вы (или гитарист) полностью контролируете, с помощью педали, фазы эффектов (атаку, удержание, спад). Компьютерные аналоги хотя и неплохи по звучанию, но лишают вас такой возможности. Но с другой стороны, подобные тонкости очень часто бывают излишними.
Лично мне для соло-гитары нравится эффект из набора Sonic Foundry (Sound Forge DirectX> Sonic Foundry Flange/Wah-Wah или Effects> Wah-Wah предустановка Wah-wah 3). Для ритм-гитары попробуйте тот же плагин, но пресет Wah-wah 1. Меняя частоту модуляции (параметр Rate) в пределах 0.5-1 Гц, можно получить звук аналогичный звуку гитары в композиции "Лучше ты меня прогони..." группы "Руки Вверх" (при условии применения достаточно мощного дисторшн эффекта с богатым высокочастотным спектром).
Флэнджер (Cool Edit Transform> Delay Effects> Flanger пресет Light Flange) - более серьезный эффект, это экспрессия в звуке. С его помощью обычно подчеркивается та или иная часть ритм-партии. О флэнджере мы поговорим подробнее в следующем выпуске.
И наконец, обратите внимание на Фэйзер (Cool Edit Transform> Delay Effects> Sweeping Phaser пресет Spacey). Если вы хотите, чтобы гитара вращалась вокруг вас, то это ваш эффект (в наушниках создается впечатление, что гитарист бегает вокруг вас с постоянной скоростью).
Нюансы:
- Необходимо помнить, что дисторшн соло-гитара звучит более "откровенно" без Вау. Иными словами, следите, чтобы гитара не терялась среди всевозможных наворотов.
- Как панорамировать инструменты, я писал в третьем выпуске рубрики (КГ N№ 34).
- Для работы со стерео-базой используйте Wider из набора Cool Edit (Transform> Amplitude> Chanel Mixer), (см. КГ N№ 34), а также аналогичное устройство, входящее в Sound Forge (Process> Pan/Expand), внешний вид которого представляет рисунок 2. В отличие от Cool Edit-отвского, оно позволяет изменять ширину стерео-базы с течением времени (добавляется динамика). Для этого в графическом окне мышью нарисуете нужную вам зависимость. Флажок в поле Show Wave - приятный сюрприз (попробуйте).
- Не забывайте, что есть такое устройство - компрессор, с его помощью можно поджать динамику звучания, если это необходимо. На рисунке 2 в графическом окне изображен трек соло-гитары обработанной Вау. Компрессия в данном случае будет полезна (попробуйте ограничитель на 1.5-3 Дб).
- Плагин DSP/FX Aural Activator из набора эффектов реального времени DSP/FX сделает дисторшн более жестким, если это необходимо (Sound Forge DirectX> DSP/FX Aural Activator в появившемся окне кликнете по кнопке Dsp/Fx up, в следующем окне кликните по Presets и выберите Vintage Rock Booster или Modern Rock Mix).
До встречи.
Трухачев Федор
(c) Компьютерная газета
Честно говоря, ни один встречавшийся мне компьютерный эффект не дотягивал до своего аналогового собрата (даже мой самодельный драйв давал фору компьютерным эмуляторам). Тому, для кого компьютер это идеология, сообщаю: Cool Edit Transform> Special> Distortion или Sound Forge Effects> Distortion.
Почему же такой простой по природе эффект (изначально его получали путем простой перегрузки ламповых комбиков) труднореализуем в цифре? Дело в том, что кроме ограничителя в аналоговом дисторшне используется также специализированный частотный фильтр и компрессор, эмуляция которых займет у вас уйму времени (именно у вас, компьютер с задачей справится достаточно быстро). Еще один аспект не в пользу: сыграть на чистой гитаре партию, предназначенную для дисторшн, способны только гитаристы экстракласса. В этом случае ведь пропадает эмоциональная обратная связь (т.е. гитарист слышит только "голую" гитару), что заставляет играть посредством механической памяти рук, которая развита лишь у профессионалов.
Посему я пишу электрогитару через внешний дисторшн. Фон и шумы, неизбежные в этом случае, легко устранимы (в данном случае достаточно одного шумоподавителя, который я описывал в прошлый раз). Я использую BOSS Metal Zone для аккомпанемента и включаю последовательно с BOSS-ом приставку "VENTA" для повышения чувствительности гитары при исполнении соло-партии (фирменный внешний гитарный процессор пока еще не входит в статью моих расходов, хотя это оптимальный вариант, если есть деньги). Хорошие гитаристы пишутся через свои эффект-устройства.
Реверберация. С ней дела обстоят несколько иначе. При использовании внешних гитарных Delay-ев типа BOSS, DOD, IBANEZ и др. или фирменных процессоров звучание получается великолепным. Однако, при последующих резках и соединениях кусков партии на этапе сведения, щелчки и переходы между соединяемыми частями могут быть заметными на слух. Однако, соблюдая основные правила работы при сведении (я писал о них во втором выпуске рубрики ЖЗ, КГ N№ 33), вы сведете указанные нюансы к минимуму. Образовавшиеся состыковки "замазываются", при необходимости, реверберацией. Впрочем, если гитарист в состоянии сыграть целиком всю партию хотя бы один раз из пяти, то данная проблема снимается.
Другое дело, что стерео-возможности внешних устройств весьма скромны, здесь преимущества компьютеров неоспоримы.
Соло-гитара (соло-партия). Это, пожалуй, единственный случай, когда инструмент удовлетворительно звучит даже с тривиальным Delay-ем (Cool Edit Transform> Delay Effects> Delay предварительно конвертируйте файл в стерео-формат). Более продвинут по сравнению с Delay-ем эффект "Эхо" (Cool Edit Transform> Delay Effects> Echo пресет Canyon). "Эхо" в отличие от Delay-я имеет эквалайзер обратной связи (т.е. эквалайзер только для регулировки АЧХ задержанного сигнала). Неплох мульти-Delay из набора Sonic Foundry (Sound Forge DirectX> Sonic Foundry Multi-Tap Delay или Effects> Delay/Echo> Multi-Tap Delay). Рисунок 1 представляет внешний вид эффекта. Параметры, указанные на рисунке, были найдены опытным путем при работе с гитарой. Данный плагин эмулирует многополосное "Эхо" с возможностью независимой регулировки каждой полосы.
Подробнее: Input Gain - общий входной уровень, Dry Out - уровень исходной составляющей в выходном сигнале, Wet Out - уровень обработанной составляющей в выходном сигнале, Mod Rate - частота модуляции времени задержки. Mod Depth - глубина модуляции. Наличие последних двух регуляторов позволяет сымитировать простейшие хорус и флэнджер (принцип работы этих устройств основан на периодическом изменении времени задержки). Feedback - обратная связь (количество повторов задержанного сигнала в основном). Low pass start freq - завал высоких начиная с указанной в соответствующем поле частоты (по рисунку - начиная с 5160 Гц). Number of taps - число полос. Для регулировки параметров той или иной полосы поставьте флажок (точку) в соответствующем поле Current tap (например, на рисунке, в запечатленный момент времени, редактируемой является вторая полоса из трех). Tap Gain - уровень данной полосы. Delay - время задержки для выбранной полосы. Pan - панорама выбранной полосы. Три последних параметра могут быть различными для разных полос (в этом и состоит многополосность). Значения параметров для второй полосы указаны на рисунке 1. Первая полоса - Tap Gain (60%), Delay (420 ms), Pan
(-100% т.е. слева). Третья полоса - 60%, 640 ms, 0% соответственно.
Работа с аккомпанементной дисторшн гитарой несколько отличается. Аккомпанемент обычно играется на так называемых квинт аккордах (гитарист вам объяснит). Тут существует правило: чем тяжелее ограничение (т.е. дисторшн), тем меньше реверберации. Причем, просто Delay здесь не подходит - слишком много "грязи" он дает.
Например, гитаре в стиле хэви-метал достаточно незначительной реверберации эффекта Sound Stage, о котором я писал в третьем выпуске рубрики ЖЗ (КГ N№ 34). Полегче? Ну, тогда вполне подойдет что-то типа описанного мульти-Delay-я.
Wah \ Flange \ Phaser эффекты: умело примененные, они привносят плотность и фирменность в звучание соло- или ритм-гитары (применяются обычно после дисторшна, но до реверберации).
Опять-таки, используя внешние устройства, вы (или гитарист) полностью контролируете, с помощью педали, фазы эффектов (атаку, удержание, спад). Компьютерные аналоги хотя и неплохи по звучанию, но лишают вас такой возможности. Но с другой стороны, подобные тонкости очень часто бывают излишними.
Лично мне для соло-гитары нравится эффект из набора Sonic Foundry (Sound Forge DirectX> Sonic Foundry Flange/Wah-Wah или Effects> Wah-Wah предустановка Wah-wah 3). Для ритм-гитары попробуйте тот же плагин, но пресет Wah-wah 1. Меняя частоту модуляции (параметр Rate) в пределах 0.5-1 Гц, можно получить звук аналогичный звуку гитары в композиции "Лучше ты меня прогони..." группы "Руки Вверх" (при условии применения достаточно мощного дисторшн эффекта с богатым высокочастотным спектром).
Флэнджер (Cool Edit Transform> Delay Effects> Flanger пресет Light Flange) - более серьезный эффект, это экспрессия в звуке. С его помощью обычно подчеркивается та или иная часть ритм-партии. О флэнджере мы поговорим подробнее в следующем выпуске.
И наконец, обратите внимание на Фэйзер (Cool Edit Transform> Delay Effects> Sweeping Phaser пресет Spacey). Если вы хотите, чтобы гитара вращалась вокруг вас, то это ваш эффект (в наушниках создается впечатление, что гитарист бегает вокруг вас с постоянной скоростью).
Нюансы:
- Необходимо помнить, что дисторшн соло-гитара звучит более "откровенно" без Вау. Иными словами, следите, чтобы гитара не терялась среди всевозможных наворотов.
- Как панорамировать инструменты, я писал в третьем выпуске рубрики (КГ N№ 34).
- Для работы со стерео-базой используйте Wider из набора Cool Edit (Transform> Amplitude> Chanel Mixer), (см. КГ N№ 34), а также аналогичное устройство, входящее в Sound Forge (Process> Pan/Expand), внешний вид которого представляет рисунок 2. В отличие от Cool Edit-отвского, оно позволяет изменять ширину стерео-базы с течением времени (добавляется динамика). Для этого в графическом окне мышью нарисуете нужную вам зависимость. Флажок в поле Show Wave - приятный сюрприз (попробуйте).
- Не забывайте, что есть такое устройство - компрессор, с его помощью можно поджать динамику звучания, если это необходимо. На рисунке 2 в графическом окне изображен трек соло-гитары обработанной Вау. Компрессия в данном случае будет полезна (попробуйте ограничитель на 1.5-3 Дб).
- Плагин DSP/FX Aural Activator из набора эффектов реального времени DSP/FX сделает дисторшн более жестким, если это необходимо (Sound Forge DirectX> DSP/FX Aural Activator в появившемся окне кликнете по кнопке Dsp/Fx up, в следующем окне кликните по Presets и выберите Vintage Rock Booster или Modern Rock Mix).
До встречи.
Трухачев Федор
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 40 за 1999 год в рубрике мультимедиа :: разное