Софтул. Впечатления и не только

Завершилась очередная софтульская выставка, которая, как известно, отпраздновала свой десятилетний юбилей. Несмотря на значимость события, сложилось впечатление, что отечественные производители и поставщики программного обеспечения не успели должным образом подготовиться к ней. Хотя это и не сказалось внешне, на выставке было все, как обычно, - рекламные листки, лотереи, выступления, семинары и конференции. Показалось странным отсутствие рекламных стендов на подходе к ВВЦ и относительно небольшое количество выпущенных специально под выставку программных средств. Как правило, демонстрировались либо вышедшие за несколько месяцев до выставки продукты, либо демо- и бета-версии, полные варианты которых появятся в будущем году.

(c) Компьютерная газета


И все же основная масса представленных на SoftTool бизнес-продуктов обновилась в течение 1999 года, поэтому на выставке было, на что посмотреть, с кем и о чем поговорить. При попытке сразу очертить круг проблем и задач ощущалась некоторая растерянность. Очень часто в разговорах проскальзывали фразы "мы работаем над этим", "мы планируем включить эту функцию", "в следующей версии обязательно появится", "сейчас подобная функция не реализована, но мы доработаем программу". Слишком неожиданно на разработчиков свалились кризисы, пост-терминалы и штрих-коды, чтобы успеть подготовиться к новым требованиям и пожеланиям клиентов. Но софтверные компании уже знают, куда им расти, и без утайки делятся информацией о том, когда ждать очередных версий продукта и какие новые функции в них появятся.

Распределение фирм и представляемых продуктов в процентном отношении практически не изменилось по сравнению с предыдущими годами. Разве что немного меньше стало бухгалтерских пакетов, а на смену им пришли системы для обслуживания торговых предприятий и складов. Видимо, торговые предприятия - единственные, кто более-менее устоял после кризиса, а теперь им предоставляется реальная возможность улучшить свой бизнес, применив какую-нибудь предлагаемую на выставке программу.

Другое направление - обслуживание бизнеса в Интернете - оказалось представленно на выставке в довольно ограниченных количествах. Переходя от стенда к стенду, можно было наткнуться всего на три такие компании - "Формоза-Софт", Ultra-West и InterShop. Предлагаемые для Интернет-коммерции решения отличаются друг от друга и возможностями, и реализацией, и ценой, но, увы, ни одно из решений не является законченным и сегодня может восприниматься лишь как испытательный полигон новых технологий.

Необходимые для любого бизнеса правовые системы были представлены на выставке в должном объеме. Новых имен на рынке правовых систем не появилось. По-прежнему правят балом компании "Консультант", "Гарант" и "Конкорд". На стендах этих компаний можно было организовать подписку на подборки правовой информации, узнать, как получать обновления через Интернет, и принять участие в лотереях в надежде выиграть экземпляр системы.

Часть первая, торгово-складская

Собственно говоря, функции компьютерной системы для обслуживания складов, оптовой и розничной торговли не являются каким-то секретом, но каждая компания предлагает собственное практическое воплощение, считая его самым удачным и удобным. На выставке преобладал складской учет предприятий оптовой торговли. Даже если в аннотации или рекламном листке проскальзывает упоминание о розничной торговли - для этого, по сути, нужно дополнить программу обслуживанием кассовых аппаратов или пост-терминалов и сканеров для считывания штрих-кодов - на деле предлагаемое решение не всегда удобно. Так, процедура формирования накладных на товары из-за того, что приходится переходить от уровня к уровню по товарному справочнику, громоздка. Со всей уверенностью можно сказать, что перебор уровней иерархии сильно замедляет обслуживание клиентов. Складской учет организован в программах значительно лучше. Здесь уже нужны и многоуровневые классификаторы товаров, и множественность складов, и аналитический инструментарий, который позволяет отслеживать текущее состояние каждого склада. В развитии систем наметились вполне определенные сдвиги - реализовать бизнес-логику вне главного исполняемого модуля. С одной стороны, это вынуждает создателей экономических систем реализовывать встроенный макроязык редакторами автономных форм и отчетов. Наконец, для аналитического анализа добавлять построители запросов и фильтров. В каждой системе используются (или планируется использовать) различные языки программирования, имеющие, впрочем, прямое отношение к Бейсику. Правда, создание собственных диалектов языка программирования сделает различные системы плохо совместимыми между собой, но, наверное, и для этой проблемы найдется решение. Возможно, появятся компании, предлагающие встраиваемые конструкторы отчетов, форм, интерпретаторы языков, то есть кирпичики бизнес-приложений. Они позволят сделать существующие средства автоматизации работы склада и торговых складов чуточку более совместимыми между собой. Впрочем, последние слова - не более, чем предположения, основанные на том, что когда-нибудь и в экономических программах должен появиться некий стандарт на форматы, конструкторы отчетов и штатный язык программирования.

Другая интересная тенденция связана с небывалой популярностью средств разработки компании Borland (Inprise). Треть, а то и половина складских и торговых продуктов, демонстрирующихся на выставке, разработаны на Delphi или С++ Builder. Появившийся в августе этого года Delphi 5, вероятно, закрепит успех продуктов и технологий компании Borland и увеличит количество разрабатываемых на этом инструменте средств.

А вот единого мнения о клиент-серверных базах данных у разработчиков нет. Чаще всего предлагаются решения для Microsoft SQL Server, Interbase и Oracle, но практически не представлены другие реляционные серверы базы данных, например, Sybase, Gupta, Informix и так далее. Но и в выборе серверной части клиент-серверных комплексов видна тенденция - продукты адаптируются к различным серверам БД. Приложение-клиент с гибкой бизнес-логикой, запрограммированной на Бейсике, подключаемыми формами и отчетами сможет работать с различными реляционными серверами. От разработчиков потребуется лишь переписать SQL-запросы, приведя их к стандарту выбранного сервера базы данных. Впрочем, правильность или ошибочность этих слов может подвердить лишь время и... следующая, двухтысячная выставка SoftTool, на которой бизнес-продукты не только продемонструют свое умение работать с пост-терминалами, сканерами, штрих-кодами, но и докажут невосприимчивость к проблемам двухтысячного года. Будем надеяться на это.

Часть вторая - интернетовская

Интернет на выставке SoftTool обычно либо не представлен вовсе, либо представлен парой-тройкой компаний, предлагающих свои услуги и рассчитанные на использование в Интернете программы. Такая ситуация объясняется очень просто, буквально через несколько дней наступает время следующей выставки, специализация которой - Интернет.

Компания "Гарант-Парк" рекламировала свой новый проект - Интернет газета Deadline - и была, пожалуй, единственной компанией, предоставляющей на своем стенде доступ в Интернет. Правда, на момент проведения выставки SoftTool соответствующий домен (www.dl.ru) оказался недоступен и о проекте можно сказать немного. Он станет конкурентом популярной Интернет-газеты www.gazeta.ru. Круг тем, которые предоставит сайт, включает в себя политические и экономические обзоры, аналитические материалы и новости. Словом, все, что присутствует в традиционных бумажных средствах массовой информации, будет и в новом ежедневном Интернет-издании. Будем надеяться, что в течение выставки, посвященной Интернету, сайт наконец-то заработает и можно будет познакомиться с публикациями нового электронного СМИ.

Интернет-магазины представлены на выставке тремя системами: InterShop (www.tops-msk.com), Ultra-West (www.uw.ru) и Интернет-магазин компании "Формоза-Софт" (www.formosa-soft.ru). Немецкий пакет для организации Интернет-магазинов InterShop продвигается на российский рынок компанией TopS и, по словам представителей компании, продвигает довольно успешно, что подтверждается, в частности, недавно открывшимся книжным магазином Bolero (www.bolero.ru). Пакет для Интернет-бизнеса компании "Формоза" апробирован компанией на своем собственном сайте и поставляется в двух вариантах: традиционном, основанном на CGI-программах, и в виде Java-приложения, исполняемом под управлением Web-браузеров. Третий пакет - Ultra-West - написан целиком на Java и поэтому достаточно компактен и обладает высоким быстродействием. Его основное преимущество, на которое, в первую очередь, обращают внимание разработчики, состоит в том, что при выборе товара не нужно повторно обновлять всю Web-страничку, кроме того, на экране отображается список доступных товаров и так называемая корзина покупок, в которую попадают выбираемые в магазине товары. Программа Ultra-West может интегрироваться с любыми Windows-приложениями, способными выводить файлы в текстовом формате. Кроме того, информация о сделанных за какой-то период заказах может быть занесена в пакет 1С: Бухгалтерия.

Часть третья - иностранная

На выставке SoftTool обычно демонстрируются программные продукты отечественных компаний. Тем не менее, на ней нашлось место и иностранным компаниям или их российским представителям. Посетители SoftTool-99 могли познакомиться с русской версией известного во всем мире пакета статистического анализа Statistica. Этот пакет обеспечивает пользователя всем необходимым для статистического анализа табличной информации и представляет результат как в виде сводных таблиц, так и в виде диаграмм.

Анализ бизнес-информации обеспечивает пакет Business Objects, который используется для создания семантической модели базы данных, составления запросов в терминах бизнес-процессов, выявления закономерности в данных и представления их в виде дерева решений. Достоинством пакетов Statistica и Business Objects является не только большое количество встроенных функций, но и средства для разработки новых модулей анализа на встроенном языке программирования.

Компания Sybase на SoftTool предложила собственные средства для создания систем электронной коммерции. Основой решения является система серверная СУБД Sybase, а для разработки приложений можно использовать PowerBuilder и Power J. Комплексное решение позволяет создавать как платные информационные услуги, так и корпоративные Интернет/Интранет системы.

Часть четвертая - новые имена

Особое место на выставке занимали дебютанты конкурсов SoftTool. Продукты, демонстрируемые ими, в значительной степени отличались от типичных для этой выставки бухгалтерско-финансовой направленности. Их было немного, поэтому можно вкратце описать наиболее интересные продукты.

Во-первых, Московский Областной Центр Новых Информационных Технологий вместе с Московским Институтом Электронной Техники демонстрировали оболочку ОРОКС для создания обучающих и контролирующих систем, рассчитанную на создание тестовых вопросов по учебным дисциплинам и организации процесса тестирования. Оболочка ОРОКС выполнена на основе WWW-CGI технологии, а, следовательно, легко адаптируется к различным программным и аппаратным платформам. Тем не менее, система позволяет проводить тестирование по так называемым точным наукам, то есть математике, физике, химии. Гуманитарные дисциплины оказываются "не по зубам" оболочке ОРОКС, поскольку в ней не реализованы некоторые типы тестов, можно проставлять рейтинги вопросам, но отсутствует такая же рейтинговая система для оценки вариантов ответов. Однако применение языка Perl при создании этой системы делает несложным любые расширения и дополнении системы.

Во-вторых, система "Приемы журналистики и PR" довольно необычный лингвистический продукт, упрощающий подготовку текстов различного характера, начиная от сценариев и заканчивая научными рефератами. При создании этой программы было проанализировано более 12 тысяч различных текстов, начиная от мировой классики и заканчивая современными авторами, среди которых встречается и небезызвестный Билл Гейтс.

В-третьих, Personnel Manager попыталась решить достаточно сложную систему составления оптимального расписания работы сотрудников, основываясь на задаваемых ограничениях. Преимущество этой программы, в отличие от достаточно распространенных систем управления проектами, состоит в том, что расписание создается автоматически. Во время работы программа постоянно создает варианты расписаний и отбирает из них лучший. В любой момент можно остановить работу программы и получить очередной вариант расписания. По заверениям представителей компании на Web-сайте www.chat.ru/~pslmng скоро появится демо-версия, а кроме того, разработчики планируют создать инструмент, упрощающий подготовку расписаний занятий в учебных заведений.

Наконец, можно вернуться к компании "Арсеналъ" и ее новому продукту - пятой версии Лексикон, бета-тестирование которого уже началось. Каждый посетитель выставки мог оставить заявку на бета-тестирование национального текстового процессора. Зарегистрироваться в качестве претендента на тестирование можно и на сайтах www.lexicon.ru и www.ars.ru. Представители компании не обещают массового тестирования и предупреждают, что подача заявки не гарантирует участие в бета-тестировании. Тем же, кому, как говорится, повезет, должны будут не только изучать новую версию программы, но и предоставлять компании "Арсеналъ" отчеты о всех обнаруженных ошибках.

Часть пятая - лингвистическая

Среди доступных на выставке лингвистических систем следует упомянуть сравнительно недавно появившиеся словари Lingvo 6.0 и Мультилекс 3.0, а также относящие к лингвистическим с большой натяжкой - скорее уж это учебные системы - мультимедиа-учебники иностранных языков.

Представители компании Abbyy проводили достаточно агрессивную рекламу собственных систем Lingvo 6.0 и FineReader 4.0, предлагая, вернее продавая, их каждому посетителю выставки. Впрочем, словарь можно было не только приобрести, но и выиграть в проводившуюся на стенде лотерею. Но, честно говоря, задаваемые вопросы оказались настолько сложными, что выиграть могли только наиболее везучие или... посетители, имеющие возможность подсмотреть ответ в словаре. На стенде компании "Антивирусный центр" никаких лотерей не проводилось, но зато был доступен целый спектр лингвистических систем, в частности, довольно перспективный словарь "Мультилекс 3.0", позволяющий не только получить различные переводы слов, но и озвучить любой текст с помощью встроенной в программу системы генерации речи, пакет для составления и перевода деловых писем "Письмовник", средство для поиска текста в различных форматах "Следопыт" и т.д. Обучающие иностранным языкам мультимедиа-учебники практически не изменились. Как всегда, для изучающих языки предоставляется набор типовых ситуаций, носители языка озвучивают текст, а пользователь компьютера с помощью микрофона может повторить фразы и попытаться улучшить тем самым собственное произношение.

Часть шестая - заключительная и оптимистическая

Выставка SoftTool - это не только демонстрации новых продуктов на огромных мониторах, но еще и семинары, на которых можно узнать о продукте, задать вопросы и получить подробные ответы. Многие из компаний проводили подобные семинары и конференции. В результате посетители получали обширную подборку рекламной информации, а нередко бета- и демо-версии продуктов, с помощью которых можно продолжить знакомство с программными продуктами вне шумной выставки.

Какой же итог можно подвести? Да, SoftTool, безусловно, интересная выставка, хотя представленный обзор охватывает далеко не все демонстрируемые на выставке системы. В частности, не упоминается о ряде компаний, демонстрирующих аппаратное обеспечение, - не совсем типичные для выставки программного обеспечения продукты (мониторы, компьютеры, системы измерения, защитные фильтры и очки для виртуальной реальности), не упоминались и специализированные системы для САПР и ГИС. Вряд ли нужно делать догадки, почему на SoftTool не были представлены такие пакеты, как Microsoft Office 2000, Borland Delphi 5.0, Adobe InDesign, системные утилиты компании Symantec, а также какие-то решения и надстройки, сделанные для них как отечественными, так и иностранными компьютерными компаниями. Впрочем, можно предположить - десятилетний юбилей выставки попал не на самое лучшее для компьютерного, программного и информационного бизнеса время. Большинство компаний уже разработали собственные стратегические цели выхода на новые рынки - и это не только слова. Они подтверждаются начальными сделанными шагами в выбранном компаниями направлении. Надеемся, что они будут продолжены. Будем ждать следующего SoftTool.

Сергей Лосев


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 40 за 1999 год в рубрике del :: выставки

©1997-2024 Компьютерная газета