Живой звук. Часть 6

Сегодняшний выпуск открывает тему звуковых эффектов, неоднократно откладываемую "на потом". Я долго думал, прежде чем взяться за перо, какой логики изложения придерживаться: описание каждого эффекта в отдельности или, наоборот, изложение работы с каждым конкретным музыкальным инструментом. И, в итоге, не нашел ничего лучше смешанной схемы (закон борьбы и единства противоположностей снова остался непоколебим).

Начнем, пожалуй, с главного - с вокала.

На мгновение отвлечемся от дел компьютерных, дабы поговорить о самой музыке. Часто можно услышать высказывания типа "воспитывайте вашего вокалиста, не подпускайте его близко к микрофону, чтобы он его не перегружал..." и др. Все подобного рода досужие домыслы дешево стоят. Более того, они способны убить в вокале самое главное - чувство. Вокалист должен петь, а не думать, как бы ему на фразе "я люблю тебя..." не перегрузить микрофон (по этому поводу есть одно деликатное сравнение, но из соображений этики я его не привожу). Думать должны вы. Ниже приведены правила, придерживаясь которых, вы избежите основных проблем при записи голосовой партии.

1. Используйте демпферную рамку (устанавливается перед микрофоном) для того, чтобы предотвратить задувание микрофона при произнесении согласных "П", "Т", "Х", "Д" и др.

2. Используйте демпферную рамку для того, чтобы ограничить приближение вокалиста к микрофону. Кстати, для меня именно эта ее функция является наиболее приоритетной.

3. Расстояние до микрофона не должно превышать 30 см (желательно не более 15 см). В противном случае станет существенной естественная реверберация, а также возрастет уровень помех. Сие тем более касается обычных комнат, которые не оборудованы звукопоглотителями и звукоизоляторами.

4. Уровень записи отстраивается по наиболее интенсивным местам вокальной партии. При этом уровень в тихих эпизодах может опускаться на 10 - 20 Дб, что вполне приемлемо, хотя и уменьшает соотношение сигнал/шум.

5. Для сглаживания скачков уровня в 10 - 20 Дб допустимо применение качественных аналоговых компрессоров-ограничителей на входе звуковой карты.


Здесь вы можете упрекнуть меня в недооценке возможностей компьютера - мол, зачем аналоговый компрессор, если в комплекте звуковых эффектов реального времени DSP-FX присутствует неплохое цифровое устройство? Согласен, есть там компрессор. Однако его использование не решает проблему в принципе. Действительно, в этом случае звук вначале проходит этап оцифровки в АЦП (аналого-цифровой преобразователь) вашей платы, и уже цифровая его форма компрессируется.

6. Для получения наиболее предсказуемых результатов используйте при записи линейный вход вашей платы (микрофонный вход многих плат рассчитан на подключение только конденсаторных микрофонов). Для повышения уровня сигнала от микрофона используют обычный аналоговый микшер (или, в крайнем случае, пропускают микрофон через качественную магнитофонную деку).

7. Использование стерео-микрофона позволяет получить естественное стерео, однако изменить после такой записи звуковое пространство будет очень трудно (я, честно говоря, не знаю никого, кто бы использовал подобное устройство для серьезной работы).

Итак, вокал записан и сведен (CakeWalk), импортирован в wav-файл (CakeWalk Tool> Export Audio или Tool> Cool Edit Pro) и открыт в звуковом редакторе (Cool Edit, Sound Forge и др.). Сразу хочется сказать, что современные редакторы позволяют в реальном времени прослушивать тот или иной эффект перед его применением (кнопка Preview в окне эффекта).

Вначале перечислим основные звуковые процессы, уместные при работе с вокалом:

1. Эквалайзинг.

2. Компрессия (допустима однополосная компрессия, подробнее смотри КГ #36).

3. Шумопонижение.

4. Хорус (моно или чуть-чуть стерео, т.к. основное место вокала на панораме - по центру).

5. Реверберация.


Подробнее: эквалайзер управляет чувственными характеристиками голоса; преобладание низкой середины (250 - 600) прибавляет тепла, добавление высоких частот делает звук, наоборот, более экспрессивным. Помните при этом, что завал высоких несколько отдаляет звуковой объект (что используют при работе с бэк-вокалом).

Я, к сожалению, не в состоянии предложить вам какую-либо универсальную схему эквализации, слишком многое зависит от исполнителя. Поэтому вам придется поднапрячь свой слух. Как говорится, найди свой стиль (используя режим прослушки в реальном времени, это не так уж и сложно).

Все "ПППыканья", "ТТТыканья", "ТХРТымыкыканья", бывшие когда-то проблемой, легко подавляются тем же добрым эквалайзером. Быстрее всего с этой задачей справится быстрый фильтр (Cool Edit Transform> Filters> Quick Filter...) с параметрами, указанными на рисунке 1. Чувствую ваше негодование - "Я, звукорежиссер и какой-то "левый" восьмиполосный эквалайзер?". На самом деле, не так уж все и примитивно. Данный фильтр позволяет плавно менять свои параметры от начальных к конечным. Для этого снимите значок в поле Lock to these settings only, в поле Initial Settings установите начальную АЧХ (см. рисунок), в поле Finale Settings - конечную (для нашего случая - линейную). Обрабатывая таким устройством начало "задутой" фразы, вы не рискуете получить резкий переход между отфильтрованной и голой частями.

Если роль эквалайзера еще можно как-то занизить, то без компрессора вам не обойтись. Вокал без компрессии либо теряется в фонограмме, либо заглушает ее. Лично я дважды компрессирую вокальную партию: сразу после записи (легкая компрессия + ограничение) и после обработки хорусом (средняя компрессия). Интересна компрессия звука заранее обработанного "Эхом" (Cool Edit Transform> Delay Effects> Echo...).

Внешний вид окна хоруса (из набора Cool Edit) показан на рисунке 2 (конвертор моно-файлов в стерео находится в Edit> Convert Sample Type). Основной вокал, обычно, не перегружают голосами, поэтому мой выбор пал на готовую предустановку (пресет) "Duo" - два голоса (количество голосов задается в поле Thickness Voice). Единственное, что меня не устраивало, так это ширина стерео-поля (Narrow Field Wide Field). Для чистого "Duo" этот параметр равен 77.1%, при этом голос распадается на два. Установите его на уровне 5-7%.


Работа с бэк-вокалом не столь категорична - здесь, как говорится, чем больше, тем интереснее.

Стоит вашего внимания Chorus (пресет Vocal Chorus) из стандартного набора эффектов CFX для CakeWalk (Cool Edit, начиная с версии 1.1, может непосредственно работать со стандартными плагинами (Plug In), с данным - в том числе).

Реверберация - завершающий этап обработки голосовой партии. Я, чаще всего, использую здесь "Эхо" (Cool Edit Transform> Delay Effects> Echo). Параметры представлены на рисунке 3. Как видите, время реверберации (Delay) одинаково для обоих каналов (я сторонник центральной расстановки вокала). Однако отдельные ключевые фразы можно (даже нужно) дополнительно (или предварительно) обработать одноканальным "Эхо" (слева или справа).

Отдельного обсуждения требует тема борьбы с шумами. Шумоподавление это не просто процесс - это стиль работы (если не жизни). Эту тему отложим до следующего раза, а также детально обсудим аспекты работы с бэк-вокалом.

Федор Трухачев


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 38 за 1999 год в рубрике мультимедиа :: разное

©1997-2024 Компьютерная газета